КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Материальная социальная духовная
Материальная культура – совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, активную и пассивную технику, физическую («телесную») культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т.д. Социальная культура – система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную, светскую, нравственную, экономическую и другие разновидности нормативной деятельности. Духовная культура – это составная часть культурных достижений человечества. Она представляет собой многообразную систему знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений – знаков. Универсальный знак – язык – естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный. Основные виды духовной культуры – мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т.д. Каждый из этих видов духовной культуры состоит из относительно самостоятельных разновидностей. В предметной области науки относительно четко выделяются системы знаний о природе – естествознание (включает в себя естественные науки) и системы о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государства, человечества – гуманитарные науки. До последовательного оформления науки как самостоятельной части культуры человечества знания о природе и ценностях общественной жизни входили в иные состояния духовной культуры: практический опыт, мудрость, народная медицина, моральные системы этносов, натурфилософия и др. Данное обстоятельство дает право трактовать понятие «естествознание» и «гуманитарное знание» не в качестве естественных и гуманитарных наук, а в значении более широкого комплекса научных и ненаучных видов знаний. Однако в условиях культуры ХХ в. такая трактовка непродуктивна. Поэтому чаще всего исходят из того, что современная естественнонаучная и гуманитарная разновидности культур основаны на научном знании. Учитывая, что отдельный человек не в состоянии усвоить весь объем информации, накопленный науками, рассматривая понятие «естественнонаучная культура», следует учитывать три аспекта: 1) совокупный исторический объем информации, полученный в процессе изучения природы и общества; 2) объем информации о данных сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен усвоению; 3) фактически усвоенное индивидом, специалистом содержание накопленного и актуализированного знания о природе и общественных ценностях. Гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук. Системообразующие ценности гуманитарных наук – гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т.д. Эти ценности имеют решающее значение в целеполагающей деятельности людей, так как поднимают человека от состояния животного эгоизма к всесторонней общественной жизни. Выделим основные признаки (показатели) рассматриваемых видов культур. Специфика естественнонаучной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания, имеющего большое значение для существования человека и общества. Кроме того, это глубоко специализированное знание. Для «рядовых» потребителей естественнонаучной культуры необходимы научно-мировоззренческие популярные «переводы» (толкования) знаний о природных объектах. В любом случае для человека вообще естественнонаучная культура есть важнейшее средство социализации, а для многих специалистов – решающее условие их эффективной деятельности. Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. В основе актуализации нередко лежат общечеловеческие ценности (гуманизм, демократия, права человека, нормы морали и т.д.) Все это имеет решающее значение в социальной адаптации индивида. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего. Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем: - они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и самосовершенствования; - осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т.п.); - взаимно координируют в историко-культурном процессе; - являются самостоятельными частями единой системы знаний науки; - имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство природы и общества.
2. Понятие, определение и зарождение науки.
Итак, в составе культуры общества наука включена в систему духовной культуры человечества. Помимо науки в духовную культуру входят: искусство, мораль, религия, право, идеология, мировоззрение и другие элементы. Их общим признаком выступает продуцирование в идеальной форме норм и правил мышления, общения, поведения и иных состояний человеческого бытия. Так как человеческое существование исторично, т.е. эволюционировало от простейших состояний к более сложным и совершенным, то и наука прошла такой же путь эволюции. В общем понимании наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации. Когда и почему возникла наука? Существуют две крайние точки зрения по этому вопросу: 1) Сторонники одной объявляют научным всякое обобщенное абстрактное знание и относят возникновение науки к той седой древности, когда человек стал делать первые орудия труда. 2) Другая крайность - отнесение генезиса (происхождения) науки к тому сравнительно позднему этапу истории (XV - XVII вв.), когда появляется опытное естествознание. Современное науковедение пока не дает однозначного ответа на этот вопрос, так как рассматривает саму науку в нескольких аспектах. Согласно основным точкам зрения наука – это: Ø совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний; Ø форма общественного сознания; Ø социальный институт; Ø непосредственная производительная сила общества; Ø система профессиональной (академической) подготовки и воспроизводства кадров.
В зависимости от того, какой аспект мы будем принимать во внимание, мы получим разные точки отсчета развития науки: Ø наука как система подготовки кадров существует с середины XIX в.; Ø как непосредственная производительная сила - со второй половины XXв.; Ø как социальный институт - в Новое время; Ø как форма общественного сознания – с V века в Древней Греции; Ø как знания и деятельность по производству этих знаний - с начала человеческой культуры.
Итак, существует несколько точек зрения о времени возникновения науки: ► Наука как опыт практической деятельности людей началась с каменного века (около 2 млн. лет назад), когда человек стал приобретать и передавать практически значимые знания. ► Как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического мышления, наука возникла в V в. до н.э. в Древней Греции. ► Самая распространенная точка зрения: наука возникла в XVI-XVII вв., когда появились работы И. Кеплера, Х. Гюйгенса, Г. Галилея, И. Ньютона и др. ученых. Признаками науки в это период выступают: построение математических моделей объектов, эмпирические результаты экспериментального уровня, мысленные обобщения физического и математического типов. К этой эпохе относится и создание социальных условий науки: возникают Лондонское Королевское общество (первое научное объединение ученых), Парижская академия наук.
В целостном культурном творчестве человечества указанные точки зрения на возникновение науки раскрывают особенности ее эволюции от исходных «преднаучных» состояний к полноценному самостоятельному феномену. В собственном смысле наука как специфический вид деятельности ученых-одиночек возникла в V в. до н.э., а как полноценное социально-духовное образование – существует с XVII в. Наука - это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться. Но наука появляется тогда, когда для этого создаются особые объективные условия: · более или менее четкий социальный запрос на объективные знания; · социальная возможность выделения особой группы людей, чьей главной задачей становится ответ на этот запрос; · начавшееся разделение труда внутри этой группы; · накопление знаний, навыков, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации (наличие письменности), которые и подготавливают революционный процесс возникновения и распространения нового вида знания - объективных общезначимых истин науки. Современная наука охватывает огромную область знаний – около 15 тыс. дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. В ХХ в. научная информация за 10-15 лет удвоилась. Если в 1900 г. существовало около 10 тыс. научных журналов, то в настоящее время их насчитывается несколько сотен тысяч. Более 90% всех важнейших достижений научно-технического уровня приходится на ХХ в. 90% ученых, когда-либо живших на Земле, - наши современники. Число ученых по профессии в мире к концу ХХ столетия достигло свыше 5 млн. человек. Сегодня можно утверждать, что наука коренным образом изменила жизнь человечества и окружающей его природы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |