Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий. Адаптация – приспособление системы к реальным условиям ее существования

Адаптация – приспособление системы к реальным условиям ее существования.

Администрирование – метод управления, при котором главными рычагами воздействия являются письменные и устные приказы и распоряжения единоличных руководителей, а также инструкции, постановления, решения и указы различных лиц или коллективных органов (коллегий, советов, президиумов, бюро, сессий, пленумов и т.д.).

Алгоритм управления – точно определенный порядок подготовки и принятия управленческих решений, формирования планов, обмена информацией в процессе управления.

Анализ системы управления – метод управленческой деятельности, включающий изучение, систематизацию и оценку информации о структуре, общих и специфических качествах субъекта и объекта управления.

Анализ факторный – метод выявления и классификации факторов, определяющих состояние и развитие изучаемого объекта управления.

Бихевиоризм – изучение психологических аспектов поведения работников, выявление их мотиваций и предпочтений.

Бюрократия – тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.

Внешняя среда организации косвенного воздействия – факторы, которые, как правило, не оказывать прямого немедленного воздействия на управленческие операции: политические и социокультурные факторы, состояние экономики, международные события, научно-технический прогресс.

Внешняя среда организации прямого воздействия – факторы, которые оказывают непосредственное влияние на управленческие операции и испытывают на себе прямое влияние операций организации: поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты.

Внутренняя среда организации – совокупность ситуационных факторов внутри организации: цели, структура, задачи, технология и люди.

Группа – двое или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние.

Департаментизация – процесс организационного обособления, группирования специализированных работ в организации.

Децентрализация управления – передача прав, функций и ответственности с верхних уровней управления на нижние.

Дилетант – любитель, занимающийся каким-либо искусством или наукой без специальной подготовки; поверхностно знакомый с какой-либо областью науки или искусства.

Задача – определенная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом, в заранее установленные сроки.

Закрытая система – система с непроницаемыми границами. Она не имеет входов и выходов для обмена вещества с окружающей средой. Истощение внутренней энергии закрытой системы неизбежно приводит к росту энтропии, выражающей движение системы к дезорганизации, т.е к уничтожению себя как данной целостности.

Иерархия – 1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему уровню; 2) расположение должностей в порядке их подчинения.

Исследование – вид деятельности человека, позволяющий вскрыть суть и содержание явлений, познать и оценить их, определить тенденциях их развития, найти возможности использования полученных знаний в практической деятельности, в частности в практике управления.

Канал – линия связи, коммуникации; устройство для передачи информации.

Кибернетика – наука об управлении, связи и переработки информации.

Комитет – группа внутри организации, которой делегированы полномочия какого-либо задания или комплекса заданий.

Концепция – система ключевых положений, достаточно полно, целостно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существования в действительности.

Коммуникации – процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми.

Контроль – одна из функций управления, назначение которой – выявление возможных отклонений величины фактических параметров управляемой системы от желаемых (цели, задания, нормы и т.д.) в целях обеспечения достижения организацией своих целей.

Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать тоже самое.

Культура управления – системная, обобщенная характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности, степень профессионализма и компетентности работников аппарата управления.

Матричная структура системы управления – вид организационной структуры системы управления, совмещающий линейное и программно-целевое управление. В соответствии с принципами линейного управления (по вертикали) строится организация отдельных сфер управленческой деятельности (например, научные исследования, конструкторские разработки, производство и т.п.), а реализация программ осуществляется по целевым принципам, по горизонтали.

Миссия – главная цель системы.

Менеджмент – вид управления.

Менеджер – наемный профессиональный управляющий.

Моделирование – метод исследования социальных явлений и процессов, формирования и принятия управленческих решений. Моделирование основывается на замещении реальных объектов их условными образами, аналогами.

Мозговая атака – метод социальной инженерии при котором участникам работы на первом этапе предлагается высказать как можно больше вариантов управленческого решения, а на втором этапе из большего числа обираются наиболее удачные и выполнимые.

Мониторинг – систематическое отслеживание, изучение состояния социальных явлений и процессов, сопоставления результатов постоянных наблюдений для получения обоснованных представлений об их действительном положении, тенденциях развития.

Мотив – побудительная причина, повод к какому-либо действию.

Мотивация трудовая – побуждение работника к эффективной деятельности путем воздействия на присущие ему мотивы. В качестве мотивов выступают цели, ценности, интересы, взгляды человека.

Объект социального управления – управляемая социальная система, элементами которой является общество, социальные группы, отдельные личности, взаимодействующие между собой по поводу реализации общих и частных интересов.

Организация – сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных целей.

Организация управления – система организационных положений (регламентов, нормативов, инструкций, требований, ответственности), определяющих порядок управления.

Ответственность социальная – определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы общества со стороны организации.

Открытая система – система, имеющая проницаемые границы, обладает входами и выходами для обмена веществом и энергией с внешней средой.

Парадигма – теория, принятая в качестве образца постановки, обоснования, решения проблемы в рамках той или иной науки.

Персонал – штатный состав работников предприятия, организации, учреждения.

Планирование – процесс определения целей и путей их достижения. Одна из функций управления.

Политика – общие ориентиры для действий и принятия решений.

Потребность – внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо.

Правила – указания, что следует делать в конкретной ситуации.

Принципы управления – 1) основные правила, определяющие выбор стратегических целей управления, построение организационных структур, функционирование и развитие управляемой системы, принятие решений; 2) важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

Прогнозирование социальное – выработка обоснованных представлений о состоянии управляемого объекта в будущем.

Процесс управления – последовательные действия, обеспечивающие влияние на управляемый объект.

Процедура – определенным образом организованная последовательность приемов и способов поведения, направленная на получение определенного результата.

Процесс контроля – последовательность действий, обеспечивающих достижение системой своих целей, состоящая из следующих этапов: выработка стандартов и критериев оценки; сопоставление реальных результатов со стандартами; принятие необходимых корректирующих действий.

Процесс принятия решений – последовательная реализация следующих действий: диагноз проблемы; формулировка ограничений и критериев для принятия решения; выявление альтернатив; оценка альтернатив; окончательный выбор.

Процесс управления – взаимосвязь функций планирования, организации, мотивации, и контроля посредством процессов коммуникации и принятия решений.

Синергетика – наука, изучающая общие закономерности самоорганизации, саморегулирования, становления устойчивых структур в открытых системах.

Система – правильное расположение частей, определенный порядок, связанное целое.

Система управления – совокупность звеньев и связей между ними, участвующих в том или ином виде в процессе управления.

Системный анализ – совокупность методологических средств и практических приемов (методик, процедур, технологий), используемых для подготовки и обоснования решений сложных социально-экономических и организационно-технических проблем.

Скалярная цепь управления – ряд лиц, состоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в цепочке, вниз, до руководителя низового звена.

Социальная диагностика – вид оперативного анализа социального объекта с целью определения его состояния, оценки конкретной ситуации, проблемной характеристики. Результатом такого анализа является описание объекта в системе показателей.

Стандарты – конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению.

Стиль управления – привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.

Стимул – побуждение к действию, побудительная причина.

Структура системы – расчленение системы на группы элементов с указанием связей между ними.

Субъект социального управления – управляющая система; организационно оформленные общности людей, наделенные функциями по осуществлению управленческого воздействия.

Тактика – конкретные краткосрочные стратегии.

Технология – совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие; охватывает машины, механизмы и инструменты, навыки и знания.

Управление – целенаправленное воздействие руководителя или органов управления, согласующее и объединяющее совместный труд людей.

Управление по целям – метод объединения планирования, контроля и мотивации для уменьшения числа конфликтов и снижения отрицательной реакции людей на контроль путем их участия в этом процессе.

Управленческое обследование – методичная оценка функциональных зон организации, в целях выявления ее сильных и слабых сторон. В обследование как правило включают пять функций: маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), операции (производство), человеческие ресурсы, а также культура и образ организации.

Управленческое решение – процесс, результатом которого является зафиксированный проект каких-либо изменений в системе; документ, содержащий постановку целей (задач), способов и сроков их осуществления, а также указание ресурсов.

Управленческая этика – моральные принципы деятельности управленческих работников.

Функции управления – определенные виды управленческой деятельности.

Цель управления – идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы, на достижение которого направлено управление.

Шум – любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания.

Эволюция – процесс изменения, развития.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 11. Системный подход в управлении | Часть 1
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.