Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация проведения. Опросные методы исследования Анкета и интервью

Опросные методы исследования Анкета и интервью.

 

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Однако, как показывают последние исследования эффективности данного метода, эти ожидания оправдываются примерно на половину, что резко сужает диапазон применения анкетирования и подрывает доверие к объективности полученных результатов.

Применение анкетирования. В педагогическом исследовании анкеты целесообразно использовать, когда необходимо: получить какие-либо фактические данные. Например, сведения о составе класса (пол, возраст, средние оценки учащихся и пр.); выяснить отношение наблюдаемого к какой-либо проблеме или явлению; получить единственно возможные и очень конкретные ответы (наблюдаемый может дать лишь выборочный ответ “да” или “нет”; оценить какие-либо явления или назвать их в порядке предпочтения. Можно использовать и такую анкету, где отвечающий должен подчеркнуть, что он больше или меньше предпочитает, назвать наилучшее или наихудшее из какого-либо вида явлений или оценить какое-либо явление путем балльной системы.

1. При составлении анкет нужно выяснить два обстоятельства: способны ли исследуемые лица отвечать на задаваемые вопросы; можно ли предположить, что они ответят искренне.

2. При анкетировании ответы заносятся письменно в специально составленный анкетный лист. Анкетное наблюдение очень близко к устному опросу. При анкетном наблюдении отвечающий сам читает заданные ему вопросы и отвечает на них письменно. Во время устного опроса вопросы зачитываются и ответы записывает сам наблюдатель, который ведет беседу.

3. Количество человек, которое должно быть охвачено исследованием, чтобы оно имело научную ценность, зависит от многих обстоятельств: от характера наблюдаемых явлений, от степени варьирования результатов наблюдения, относительных ошибок, от уровня вероятности исследуемого явления.

При составлении вопросов нужно иметь в виду следующие основные требования:

1) опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным; при этом более понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные - позднее;

2) вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех отвечающих;

3) вопросы, задаваемые как учителем, так и учащимися, не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике;

4) часть вопросов следует составить так, чтобы посредством их можно было бы проверить объективность ответов на предыдущие вопросы;

5) следует учитывать, что при устном опросе различные обстоятельства могут тормозить выразительные способности отвечающего и вызвать необъективные ответы. (Например: чрезмерная взволнованность, невнимательность, усталость, скромность).

 

Правила, которых желательно придерживаться при опросе:

1) каждый устный вопрос следует прочитать с вопросного листа (вопросника) дословно;

2) следует точно придерживаться порядка следования вопросов; отвечающий должен иметь возможность прочитать вопросы;

3) анкета должна быть кратковременной (с учащимися не более 15-20 минут, с преподавателями не более 30 минут);

4) если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз; ни в коем случае нельзя разъяснять ответ на вопрос и содержащиеся в нем понятия: если вопрос остается непонятным и после повторного чтения, над ним следует написать: “Вопрос непонятен!”;

 

Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов учеников (учителей, родителей), дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала. Преимуществами анкетного метода считают быстроту применения (за очень короткое время можно получить много сведений); а так же получение письменных ответов на такие вопросы, которые по различным субъективным причинам устно остаются без ответа

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Законодательный материал и судебная практика. Режим и условия отбывания лишения свободы | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.