Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды




Под управлением в сфере природопользования и охраны окружающей среды понимается организаторская деятельность по обеспечению рационального при­родопользования и охраны окружающей среды.

Несмотря на усиление в современный период экономических методов управления, роль ад­министративно-правового механизма в охране природной среды остается значи­тельной и во многом определяющей. Необходимо также иметь в виду особую спе­цифику организации управления в сфере использования и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды в целом, выражающейся в комплекс­ном подходе в их использовании и охране, в разделении хозяйственно-организа­торских и контрольно-надзорных полномочий.

Основными функциями управления в области природопользования и охраны окружающей природной среды являются:

нормотворческая деятельность по рациональному использованию и охране окружающей природной среды;

организационная деятельность в данной сфере, в том числе планирование, финансирование, лицензирование;

мониторинг окружающей природной среды, контроль и надзор за соблюдени­ем природоохранительного законодательства.

Основными методами управления природопользованием и охраной окружаю­щей природной среды, определяющими в настоящее время его характер и основ­ное содержание, являются административные и экономические. Если для пер­вых характерными являются отношения власти и подчинения, то для вторых - экономическое стимулирование их деятельности по рациональному использова­нию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды в целом.

Для периода перехода к рыночной экономике характерным является резкое усиление экономических методов в регулировании общественных отношений во­обще, в том числе и в сфере природопользования и охраны окружающей природ­ной среды. Однако ни о какой замене, и тем более исключении, административ­ных методов в данной сфере отношений не может быть и речи. Напротив, в данной сфере отношений, в отличие от многих других, административно-право­вое регулирование и административные методы охраны и обеспечения рацио­нального использования природных ресурсов сохраняют свое значение, несмот­ря на значительное усиление экономических методов, получивших в последние годы большое применение и разнообразие.

Конечно, и в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды применяются такие методы управления, как предписания, запреты и доз­воления. Значительное место в деятельности природоохранных органов занима­ет выдача соответствующих разрешений на использование природных ресурсов (лицензирование), согласование тех или иных видов деятельности, рекоменда­ции по рациональному использованию и охране окружающей природной среды.

Система органов исполнительной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей природной среды — задача всего государственного механизма, всех государствен­ных органов. Вместе с тем в системе госорганов выделяются специально уполно­моченные органы, главной функцией которых является обеспечение рациональ­ного использования и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды в целом.

Как предусмотрено Конституцией Российской Федерации (ст. 72), природо­пользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасно­сти, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъек­тов - республик, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга.

Наиболее общей классификацией органов государственной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды является деление их на орга­ны общей и специальной компетенции. К первым на федеральном уровне отно­сятся Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство РФ; ко вторым - министерства Российской Федерации, государственные коми­теты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные над­зоры России.

Значительным изменениям за последние годы подверглась как система, так и функции органов специальной компетенции. Так, в соответствии с Указом Пре­зидента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных ор­ганов исполнительной власти» были упразднены Министерство охраны окружа­ющей среды и природных ресурсов, Комитет Российской Федерации по водному хозяйству и Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр и на их базе были образованы Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окру­жающей среды и природных ресурсов. Было установлено также, что территори­альные органы федеральных органов исполнительной власти создаются феде­ральными органами исполнительной власти с разрешения Правительства Российской Федерации для осуществления полномочий указанных органов в ре­гионах. Создание, реорганизация и ликвидация указанных территориальных ор­ганов, назначение на должность и освобождение от нее их руководителей осуще­ствляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти после консультаций с органами исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции. Содержание территориальных подразделений федеральных органов испол­нительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета, преду­сматриваемых на государственное управление, кроме территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, финансируемых по другим стать­ям бюджета.

Совершенствование системы специально уполномоченных органов исполни­тельной власти в области использования и охраны окружающей природной сре­ды и уточнение их компетенции продолжается и по сей день. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» было, в частности, упразднено Министерство Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти, в числе которых значатся Министерство при­родных ресурсов Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственный земельный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству, Федеральная служба лесного хозяйства России, Федеральный гор­ный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, деятельность которых имеет особо важное значение для рационального использования и охраны окружающей природной среды. Ука­зом Президента Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. было утверждено Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности, созданной в целях реализации воз­ложенных на Совет Безопасности задач в области обеспечения экологической бе­зопасности Российской Федерации. К ее функциям, в частности, относятся оценка внутренних и внешних экологических угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства; оценка существующих и прогнозирование по­тенциальных источников экологической опасности; подготовка предложений Совету Безопасности по решению экологических проблем, связанных с защитой здоровья населения, с обеспечением экологической безопасности в промышлен­ности, на транспорте, в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, с унич­тожением химического, ядерного и других видов оружия в соответствии с между­народными договорами Российской Федерации, а также с ликвидацией зон экологического бедствия или неблагополучия на территории Российской Феде­рации и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.