Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные идеи кантианской философии

Родоначальником классической немецкой философии считается И. Кант, который обосновал сомнение в способности человека решать все проблемы, опираясь исключительно на собственный разум. В целом в творчестве Канта традиционно выделяют два периода: «докритический» и «критический».

В «докритическом» периоде (до 1770 г.) Кант развил учение о гравитационном взаимодействии Земли и Луны, об историческом развитии космических тел, выдвинул гипотезу о возникновении Солнечной системы естественным путем из первоначальной газовой туманности. Благодаря этому Кант сумел создать развивающуюся картину мира, которая не соответствовала враждебной эволюции метафизико-механистической модели мира. Идея развития послужила важным этапом в формировании диалектики как учения о развитии и его внутренних источниках.

В работах «критического» периода Кант обосновал творческий характер человеческого познания, четко обозначил проблему его условий и границ, создал учение об источниках познания, осуществив «коперниканский переворот в философии». Сущность этого переворота, разрушившего традиционные представления, сводятся к выводу Канта о том, что не способы организации мышления согласуются с формами бытия, а наоборот, мир объектов, каким мы его знаем, согласуется с формами организации нашего мышления. Если до Канта мыслители считали, что человек пассивно отражает внешний мир, то в его учении познание рассматривается как активный творческий процесс. Результатом подобного творчества является рассогласование (несовпадение) между миром «вещей-в-себе» и миром «вещей для нас», именно поэтому человек не в состоянии постичь истинную сущность вещей. Подобная позиция принципиальной непознаваемости мира получила название агностицизма.

Мир «вещей-в-себе» – это нерасчлененная внешняя реальность, существующая до познания, и независимая от него. Вещь-в-себе лишь возбуждает наши познавательные способности, сообщает им импульс к действию. Результат этого действия – образ внешнего мира («мир вещей для нас»), состоящего из множества самостоятельных, отделенных друг от друга предметов, связанных между собой устойчивыми законосообразными отношениями. Образ мира конструируется в процессе познания и определяется, прежде всего, организационными, доопытными (априорными) формами наших познавательных способностей.

В числе основных познавательных способностей Кант называет следующие:

1) Чувственность, или способность восприятия и представления: на данном этапе хаос ощущений упорядочивается с помощью априорных форм чувственности пространства и времени.

2) Рассудок, обладающий априорной способностью продуцировать понятия и категории, а также формировать на их основе суждения: благодаря этому чувственный опыт оказывается уложенным в понятийную «сетку». Осуществляемый синтез чувственного и рационального возможен благодаря «продуктивному воображению», которым наделен рассудок.

3) Разум, или способность умозаключения, функция которого заключается в формировании предельных целей познания в виде безусловных идей – идеи души, природы и Бога. В идее души человеческий разум стремится охватить всю сферу внутреннего опыта, в идее природы – всю сферу внешнего, в идее Бога – дать обоснование всякому опыту вообще.

Безусловные идеи не выводимы из опыта и поэтому не познаваемы разумом, чувства не могут дать им адекватного предмета. Формируя безусловные идеи, человеческий разум пытается вывести знание о том, что не является чувственно данным, т. е. выйти за пределы опыта, и оказывается антиномичным по своей природе (сталкивается с неразрешимыми логическими противоречиями). Кант выявляет четыре антиномии – четыре группы противоречащих друг другу суждений, одинаково логически доказуемых:

1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. / Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве.

2. Все сложные вещи состоят из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого. / Ни одна сложная вещь не состоит из простых частей и, вообще, в мире нет ничего простого.

3. Для объяснения явлений необходимо допустить существование свободной причинности, т.е. причинность по законам природы не является единственной. / Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы.

4. В качестве своей причины мир имеет безусловно необходимую сущность. / Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности – ни в мире, ни вне его – как его причины.

Познающее сознание, таким образом, уподобляется Кантом некоей машине, которая, обрабатывая чувственный материал, придает ему форму представлений и суждений. Его деятельность оказывается ограниченной сферой опыта.

И хотя в области разума никаких доказательств бытия Бога Кант не обнаружил, он не отрицает ни существования Бога, ни бессмертия души, ни возможности свободы. В его представлении человек может и должен верить в то, что непостижимо разумом, – в бытие Бога, в существование свободы, безотносительность добра. Таким образом, Кант отделил вопросы теоретического разума («Что я могу знать?) от вопроса, которым задается практический разум: «Что я должен делать?».

Необходимой предпосылкой морали, определяющей сферу должного, является, по Канту, свобода человека. Все моральные законы (императивы) Кант подразделил на два класса: гипотетические – диктуют по­ступки, которые оцениваются с точки зрения их возможных последствий, и категорические (побуждающие к самоценным поступкам, которые хороши без учета последствий, безотносительно к какой-либо иной цели).

В своих поступках человек как свободное существо, может опираться лишь на такие моральные нормы, которые независимы не только от давления обстоятельств или законов природы, но и от всякого субъективного представления о счастье, выведенного из опыта. Мир свободы, таким образом, – это мир морального выбора, где человек подчинен лишь самостоятельно выдвигаемым правилам. Опорой нравственности и свободы оказывается не разум, а моральная вера, или разумная воля, руководствующаяся категорическим императивом (требование, которое должно выполняться при любых условиях): «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы во всякое время служить и нормой всеобщего законодательства». Свобода человека, по Канту, состоит не в том, что его действие дает именно тот результат, к которому он стремится, а в том, что он волен действовать вопреки обстоятельствам и даже без надежды на успех, лишь в соответствии с требованиями долга. Категорическим императивом предписывается универсальное гуманистическое требование рассматривать другого человека только как цель (как высшую ценность) и никогда не считать его средством для удовлетворения своих потребностей.

Таким образом, позиция Канта уже по ряду аспектов отличается от позиции французских материалистов.

 

Позиция французских материалистов Позиция Канта
Быть разумным, значит, следовать естественному порядку природы. Быть разумным – жить в соответствии с разумом, автономным от природы. Законы разума имеют специфику по сравнению с законами природы.
Человек включен в систему необходимых связей и поэтому не свободен в своих действиях. Человек сам устанавливает себе ценности, он свободен в своих поступках.
Религия и мораль не совместимы. Религия есть форма морали.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия эпохи Просвещения: концепция «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо), проблема свободы, прогресса и закономерностей истории | Объективно-идеалистическая философия Г. Гегеля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.