Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнегреческая философия

ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРОЗА

Проза утверждается позднее поэзии. Проза нуждалась в письменной опоре. Появляется в греческом мире в 5-4 веках до н.э.

Жанры, которые мы в настоящее время рассматриваем как чисто научные, в античности культивировались по преимуществу с художественными целями. Сюда относятся история, философия и ораторское искусство.

Логографы – ранние греческие историки, создатели историко-географической повествовательной прозы. В их сочинениях много новых домыслов, вытеснявших старую мифологию. Историография возникла как потребность в систематизации собранных сведений о событиях и о других племенах. Это было стремительное накопление знаний о неродных краях и варварских народах «Отец истории» - Геродот, автор сочинения «История». Посвящено греко-персидским войнам, представленным как финал многовекового соперничества Европы и Азии. В книге много историко-географических и этнографических данных. Геродот много странствовал, был в Скифии. Мастерство Геродота-новеллиста и поставщика сюжетов для дальнейшей литературной традиции общепризнанно («Перстень Поликрата», «Крез и Солон», «Чудесное спасение Ариона» и др.) Позднее именно история займет в системе вкусов место эпоса.

Фукидид – следующая ступень развития историографии.

 

Ораторская проза развивалась позже и шумнее всех других разновидностей. Важно, что современность тоже значима и заслуживает запечатления в письменности.Ораторское искусство рассчитано на то, чтобы художественными средствами захватить слушателя. Выступления ораторов, речи – важная сторона греческой культуры, условие греческой демократии. Красноречие делилось на политическое, торжественное (панегирик), судебное. Во всех видах красноречия блистал Демосфен (см. биографию у Плутарха в «Параллельных жизнеописаниях»). Риторика – наука о красноречии.

Честь перехода от онтологии (науки об основах мира) к изучению человека и этики (что есть добродетель, справедливость, нравственость) принадлежит Сократу (5 в.до н.э. – «сократический поворот»). Сократ (470-399) доказывал объективную значимость моральных норм. Он был основоположником специальной формы художественно-философского изложения – философского диалога как жанра античной художественной прозы. Сочинений Сократа не сохранилось (если существовали вообще). Его метод – майевтика (повивальное искусство), помочь родится истине. Добродетель у Сократа тождественна знанию. Приговорен к смерти за расшатывание полисного мировоззрения.

Платон (428-348) в молодости учился у Сократа. Основоположник античного идеализма. Его знаменитая школа в роще героя Академа близ Афин называлась Академия. По Платону, истинный мир – это мир вечных и неизменных идей. Земные вещи, изменчивые и тленные – лишь отблески этих идей. Искусство подражает действию, предметам, характерам, словно становясь их тенью, а они и сами – тень извечных идей, то есть сочинение писателя – тень тени и никакого познавательного значения не имеет. Хотя в диалоге «Федр» Платон говорит о поэзии как о священном безумии и замечает, что творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых. Платон – автор 34 диалогов. Знаменитый диалог Платона «Пир» - пир происходит у трагика Агатона по случаю его победы в состязаниях драматургов. Сотрапезники – Сократ, Диотима - высказываются об Эроте. В поле зрения попадает понятие красоты, эстетическая категория прекрасного. Движение от желания обладать красивым – кувшин, кобылица, девушка – через любовь восхождение к осознанию прекрасного как такового – к красоте совершенной, чистой, не наполненной человеческими телами, красками и прочим смертным наполнением. Диалог «Пир» - учение о достижении наивысшего блага. Освобождение от служения красоте телесной, осознание красоты само ценной и вечной, самой идеи красоты. Все остальное прекрасное – отражение ее. Любовь – стремление породить что-то, в т.ч. и прекрасные мысли; порождение – вот та частица бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу.

Художественным достижением Платона является созданный им образ Сократа – отталкивающая внешность и ироничная мудрость, придающая образу интеллектуальное и нравственное очарование. Наивно вопрошая, учитель доводит до абсурда мысль оппонента и помогает рождению истины как повитуха – ребенка.

«Государство» - трактат Платона об утопической державе, где цари будут философами, где работают ремесленники и земледельцы, где всех охраняют воины.

Упоминания об Атлантиде.

Ученик Платона – ученый энциклопедист Аристотель (384-322) - 4 в.до н.э. («самая всеобъемлющая голова древности»). Ему приписывают легендарное «Платон мне друг, но истина дороже». Его трактаты («Органон», «Метафизика», «Физика» и др.) не отличаются тщательностью художественной отделки, автор не ставит художественных задач. «Поэтика» - наиболее важна для истории литературы как первая литературоведческая работа в Европе. Автор стремится дать теоретическое осмысление всего предыдущего опыта греческой литературы. Аристотель рассматривает сущность поэтического творчества и причины, его порождающие. Искусство есть подражание действительности (мимесис), люди благодаря подражанию получают знания и результаты успешного подражания дают удовольствие, как и узнавание подражаемого. «Приобретение знаний весьма приятно не только философам, но и всем другим людям, с той лишь разницей, что последние приобретают их ненадолго». «Известное известно не всем». Подражать действительности можно по-разному. Разный способ подражания у Аристотеля становится основанием для разграничения литературных родов. О событии можно рассказывать: 1) как о чем-то отдельном от себя, как Гомер; 2) оставаясь самим собой, не меняя своего лица; 3) представляя изображаемых лиц как действующих и деятельных. Виды поэтического творчества различаются также тем, в чем совершается подражание – в слове, в ритме, в мелодии. Трагедия и комедия пользуются всеми видами – и поэтическое слово, и танцевальные движения, и мелодическое (музыкальное) сопровождение. В основном «Поэтика» посвящена проблемам трагедии, ее происхождения, выяснения различий между трагедией и эпосом, трагедией и комедией. Трагедия изображает людей лучших, чем мы, комедия – худших. Трагедия – подражание действию важному и завершенному, которое посредством страха и сострадания совершает катарсис – очищение. Пережив его, мы ощущаем способность к состраданию и свободу от страха. Аристотель называет 6 частей трагедии: фабула (совокупность фактов), характеры, разумность, сценическая обстановка, словесное выражение, музыкальное сопровождение. Части фабулы – перипетии, узнавание и страдание. Хорошо составленные фабулы не начинаются и не заканчиваются как придется, имеют легко запоминающуюся длину. Трагедийная фабула связана с переходом от счастья к несчастью не вследствие преступления, но вследствие ошибки человека скорее лучшего, нежели худшего. На «Поэтике» базируются «Поэтическое искусство» Буало (1674) и «Гамбургская драматургия» Лессинга. Иногда Аристотелю приписывали требования, им не выдвигаемые, как закон трех единств (места, времени, действия). У Аристотеля – только действие. Философская школа Аристотеля находилась в роще храма Аполлона Ликейского и отсюда ее название – Ликей. Учеников Аристотеля называли перипатетиками – теми, что прохаживаются. Утренние занятия для самых одаренных – эзотерические занятия.

Аристотель итожит классический период, открывая начало эпохи эллинизма. Был воспитателем Александра Македонского.

Таким образом, греческая философия зарождается на ионийском побережье Малой Азии и достигает наивысшего расцвета (акмэ – расцвет) в Афинах. Существует такое деление древнегреческой философии на периоды: ранняя классика (милетская школа, поиск первооснов бытия – Фалес, Пифагор и пифагорийская школа, Парменид, Гераклит Эфесский, Анаксагор, Демокрит). Средняя классика – софисты и Сократ. Высокая классика – Платон. Поздняя классика – Аристотель. Эллинистическая философия сосредоточена на проблемах этики, на принципах поведения личности, на субъекте. Неоплатонизм – последняя школа античной философии (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Эллинистический период древнегреческой литературы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.