КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод фокус-группы. Основные сферы применения
Фокус-группа (фокусированное групповое интервью) – один из методов качественных исследований. Суть метода заключается в том, что внимание участников фокусируется на исследуемой теме или объекте (товар, услуга, реклама). Фокус-группа направлена на определение отношения участников к определенной проблеме, получение информации о мотивации потребителей, их личном опыте, восприятии объекта исследования. Таким образом, фокус-группа – это групповое интервью, которое проводится в свободной форме по предварительно разработанному сценарию. Реализация данного метода предполагает формирование нескольких дискуссионных групп (чаще – по 10 – 12 чел.) и проведение в них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и поиска оптимальных путей решения. Внимание участников групповых дискуссий фокусируется на каком-либо одном важном аспекте проблемы, а внимание исследователей – на выяснении мнений участников по поставленному вопросу, на изучении различных точек зрения представителей разных социальных категорий, а также на поиске возможных путей достижения консенсуса. Фокус-групповое обсуждение широкого спектра маркетинговых проблем гораздо продуктивнее, нежели выяснение мнений о них методами анкетирования и индивидуального интервьюирования. Оно предпочтительнее в силу следующих факторов: · взаимодействие респондентов в фокус-группе обычно стимулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям в ходе групповой дискуссии; · заказчик исследования может сам наблюдать за ходом обсуждения интересующей его проблемы и получать из первых рук информацию о поведении и установках респондентов, делать собственные выводы о путях решения проблемы; · данный метод оперативнее и дешевле, чем анкетирование или интервьюирование. Его использование дает экономию не только временных, финансовых, но и трудовых затрат исследователей; · позволяет за короткий срок определить причины возникновения обсуждаемой проблемы (Например, понять, почему определенный сорт того или иного товара не имеет спроса в одном регионе, хотя в соседних он раскупается хорошо. Если в фокус-групповой дискуссии участвуют потребители этого товара, то они обычно точно указывают перечень основных причин данного явления.) Фокус-групповой метод применяется: · в процессе сегментации рынка; · при разработке рекламных обращений, выяснении их действенности и эффективности; · как средство конструирования и апробации вопросников; · для генерации идей; · при изучении эмоциональной реакции потребителей, понимания процессов покупки; · определении критериев потребительского выбора; · для разработки концепции нового товара; · при оценке дизайна упаковки; · с целью описания имиджа торговых марок; · для выявления мотивов поведения потребителей. Достоинства: способность получить информацию о внутреннем мире личности ценностях, мотивах, установках); относительно небольшие финансовые затраты; результаты носят практический характер; возможность генерирования оригинальных идей; психологическая атмосфера групповых дискуссий на эмоциональном уровне провоцирует участников к открытому высказыванию суждений; реакции и ответы респондентов носят спонтанный характер. Недостатки: влияние разницы между групповым и индивидуальным поведением; не все темы можно обсуждать в группе (люди могут стесняться говорить о личных, интимных вещах); возможность доминирования одного человека; нужны исследователи достаточно высокой квалификации, обладающие знаниями в области психологии личности и группы, коммуникабельные, терпимые, имеющие хорошую память.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |