Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуация, проблема, конфликт




Факт.

Основа журналистского произведения. В основе любого журналистского произведения лежат факты, из которых выстраивается его структура. Поэтому важным моментом является не только сбор фактического материала, но и методы его обработки и изложения. Для того, чтобы успешно оперировать фактами, умело предъявлять их в тексте, выстраивать из них определённую систему доказательств, использовать их в качестве наглядной иллюстрации необходимо разобраться в сложной природе факта. В чем она выражается? Она выражается в проблеме соотношения факта и объективной реальности.

Многие авторы сходятся на той мысли, что содержание факта - э то отражение объективного события, находящегося вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отражение, субъективна. Для журналистов объективное освещение событий означает строгое следование фактам. Если в хроникальной информации необходимо обходиться без оценочных суждений, то в аналитических и художественно публицистических произведениях факты выступают или в качестве иллюстративного материала или в виде документов, подтверждающих тот или иной тезис. При этом журналист подвергает факты всестороннему анализу, но и дает им собственную оценку.

Для журналиста объективность не означает математическую и научную точность, а скорее такое освещение новостей, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений.

Факт в журналистике – можно определить как достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентативностью. Для полного и адекватного отражения различных событий явлений и процессов используются самые разнородные факты:

1. Социальные,

2. Исторические,

3. Литературные,

4. Юридические,

5. Культорологические.

Отношение к фактам, как к единицам знания вызывает заведомое доверие у людей.

Что нужно знать:

1. из каких источников получены факты.

2. какие цели преследовали респонденты, сообщившие о тех или иных фактах.

3. четко отличать факты науки от обыденных фактов.

Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они всегда являются итогом обобщений, в аналитических и публицистических произведениях журналисты охотно обращаются к фактам науки. Эти данные применяются в виде аргументов.

Использование статистичных данных относится к традиционным методам предъявления фактов. Языком информации можно обрисовать любое явление, вскрыть существо проблемы, показать динамику развития и сделать вывод. Очень часто научные факты становятся предметом публичности и носят разнородный характер от простой констротации (?), до развернутых положений.

Точность и достоверность.

Наряду с научными фактами используют также и обыденные факты. Они представлены собой результатом восприятия человека окружающих действий.

Подобные факты используют, когда рассказывают непосредственно об опыте людей, реакции на события. Их ценность в том, что за ними можно увидеть реалии социальной жизни людей. В его основе лежат моменты действительности и реальные поступки людей. Особенностью такого факта является жизнеподобие, но они не способны раскрыть суть того или иного явления.

- с их помощью можно воссоздать привычный узнаваемый фон фрагмента действительности.

- выявить мотивы поведения людей.

- подчеркнуть те или иные события.

 

Место факта в информационных жанрах.

В заметках.

В хронологической заметке новость может быть отражена в факте или в цифровом материале, в качестве информационного повода – общественно значимые события.

В таких заметках используют 1-2 опорных факта, но без комментариев и подробностей.

В заметке используют разные подачи фактов:

1. Мягкое

2. Жёсткое.

При жестком журналисты излагают только суть, кратко и понятно. В мягком оперативность ослаблена, но но существует момент интриги, активно используются детали.

В репортаже.

Тут важно не описать факт, а показать динамику развития события и выразить свое отношение через детали и подробности. Могут быть включены данные, зафиксированные ранее. Большая роль отводится автору, он распорядитель. Присутствие автора в материале может быть выражено по-разному:

1. Внутренняя монологичность.

2. Размышления.

3. Ремарки.

4. Отступления.

5. Реплики.

6. Характеристики.

В репортаже, в отличие от заметки, не просто констатируются факты, а отталкивание от них показывает динамику развития и свое отношение.

В интервью.

Журналисты обращаются, когда нужна ссылка на авторское лицо. Факты, приведенные в интервью всегда подчинены общему замыслу и теме разговора. Поэтому, создавая текст, используются только значимые высказывания собеседника.

Факты в интервью используются с учетом разновидности жанра.

1. Интервью – сообщение. Собеседник информирует читателя в наиболее важных сведениях.

2. Интервью – диалог. Факт лишь повод для беседы.

3. Портретная информация. Факт из беседы с героем + другие источники (опросы друзей, семейный архив).

Во всех разновидностях факты могут располагаться по степени их важности.

Рецензия, обзор, статья (аналитические материалы + факт)

Способы объяснения факта:

1. Выяснение частей факта и связей между ними.

2. Выяснение необходимых условий и обстоятельства существования факта.

3. Установление причины факта.

4. Обнаружение действий, которые факт производит на окружающих.

Позиционное расположение:

1. Про временному прин., когда факт демонстрирует факт демонстрирует события на большом промежутке времени.

2. Противоположному: критика, анализ.

3. Проблемы группировки фактов: различные точки зрения, движущие силы + прогноз.

Место факта в художественных публицистических жанрах.

Очерк, обозрения, фельетон, конфликт.

Им свойственны: образность, типизация, насыщенность литературными художественными средствами.

В их основе лежат документальные факты, но определением становится авторское впечатление от факта, авторская мысль.

Способы предъявления фактов:

1. Типизация.

2. Интерпретация. Состоит в том, что ничего не додумывая, журналист при описании жизни своего героя может, во-первых, подвергнуть факты собственному осмыслению, во-вторых, поделиться впечатлением, в-третьих, выразить свое эмоциональное отношение к герою, в-четвертых, на основе анализа фактов спрогнозировать развитие ситуации.

3. Образная трактовка.

Документальность факта может подтверждать

1. Авторское свидетельство. Образ, трактовка фактов.

2. Авторское воображение, если в аналитической основе задача анализа жизненных явлений, а в публицистике важно другое – создание документального образа через цепь ассоциативных связей и образных представлений.

 

Если журналист хочет рассказать об одном факте. То он должен изучить всю ситуацию.

Ситуация – совокупность взаимосвязанных между собой фактов, характеристик в том или ином отношении положения об объекте.

Различаются по:

1. Величине (область, регион, мир).

2. Времени (текущего дня, обращение к далекому прошлому).

3. Масштаб изображения (локальные, глобальные).

4. Тип (положительные, проблемные, конфликтные).

Конфликт – обострение противоречий. Он придает силу и динамику произведения.

Довольно часто встречаются с затяжными конфликтами и ведут их хронику.

- между обществом и преступностью;

- коррупцией, властью, политическими партиями

Журналист может исследовать социальные, экономические, трудовые, межличностные и внутриличностные конфликты.

Проблема – теоретический, практический вопрос, требующий разрешения.

Виды проблем:

Вечные (сохранения здоровья, борьба со злом),

Порожденные временем.

 

Композиция – в журналистском тексте могут связываться различные события, разделенные во времени и пространстве, смысловые блоки раскрывают суть явления, разнородные факты и наблюдения, мнения и оценки людей.

Целостность произведения – характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущим отдельным частям и элементам, но возникающие в результате их взаимодействия в определенной системе связи.

Целостность достигается единством художественной формы и содержания. Взаимодействие содержания и формы вытекают из разнокачественного уровня элементов содержания.

Основные группы элементов содержания:

Фактическая – лучше отображается в информационных жанрах,

Проблемно тематическая – в аналитических,

Идейно концептуальная – в художественно-публицистических.

Выбор формы всегда диктуется теми задачами, которые стоят перед журналистом.

«Композиция оказыв. Прежде всего расположением в пространстве произведения, осмысления автором события и фатов, лиц, ситуаций во взаимоотношениях и движений» ß Бред, но у Ксюхи написано так.

Е. Прохоров.

Композиционная гармония частей может быть достигнута через принципы монтажного построения произведений.

Монтаж – правила построения текста с точки зрения последовательности его элементов. Журналистский образ – метознак идейно-тематического решения произведения.

Этот образ создается автором на основе реалий дня сегодняшнего и синтеза образов культуры.

Лазутина выделяет следующие варианты монтажа:

1. Простые (заголовочная строка, лид, корпус – основная часть).

2. Сложный (материал делится на главки, каждая может иметь все свое).

Такой подход позволяет разделить текст на тематические разделы, в каждом разделе рассматривается конкретный вопрос, выстроить все части по сюжетному развитию, с помощью логичных мостиков придать тексту целостность.

Как отмечает Майданова, «членение на главки нередко прямо отражает специфику данного материала. Они позволяют автору отразить смысловое членение материала, части с помощью заголовков фиксируют ход события или авторскую мысль».

Разработка мотива.

Автор выдвигает ударный эпизод или ищет один интересный ход. Эпизод – случай, встреча истории, события. Активный эпизод всегда связан с акцентировкой читательского внимания.

Сюжет – движение событий, мыслей, переживаний, в которых раскрываются человеческие характеры, судьбы, конфликты. Журналистский сюжет – в нет экспозиции, завязка и развитие сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка является развитой частью текста.

Сюжет не механический слепок, это результат творческого процесса.

Прохоров – 3 типа организации произведения:

1. Сюжетный,

2. Фабульная основа,

3. Проблемно-аналитическая организация.

 

Выстраивая произведения по принципу событийного, автор старается показать основную канву, которая может свернута/развернута во времени и пространстве, показать динамичность события. В ходе описания могут быть и не сюжетные вкрапления эпизода (журналистского не суждения).

Фабула – рассказ, предание, в которых сюжет – хронологичность событий.

Фабульное повествование дает сцепление событий, как их увидел и понял журналист. Для воссоздания целостной картины используются смысловые связки, ремарки, отступления.

Архитектоника – важнейшая эстетическая категория. Архитектура журналистского произведения – соразмерность его частей, законченного целого, общий эстетический план материала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.