![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ситуация, проблема, конфликтФакт. Основа журналистского произведения. В основе любого журналистского произведения лежат факты, из которых выстраивается его структура. Поэтому важным моментом является не только сбор фактического материала, но и методы его обработки и изложения. Для того, чтобы успешно оперировать фактами, умело предъявлять их в тексте, выстраивать из них определённую систему доказательств, использовать их в качестве наглядной иллюстрации необходимо разобраться в сложной природе факта. В чем она выражается? Она выражается в проблеме соотношения факта и объективной реальности. Многие авторы сходятся на той мысли, что содержание факта - э то отражение объективного события, находящегося вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отражение, субъективна. Для журналистов объективное освещение событий означает строгое следование фактам. Если в хроникальной информации необходимо обходиться без оценочных суждений, то в аналитических и художественно публицистических произведениях факты выступают или в качестве иллюстративного материала или в виде документов, подтверждающих тот или иной тезис. При этом журналист подвергает факты всестороннему анализу, но и дает им собственную оценку. Для журналиста объективность не означает математическую и научную точность, а скорее такое освещение новостей, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений. Факт в журналистике – можно определить как достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее социальной репрезентативностью. Для полного и адекватного отражения различных событий явлений и процессов используются самые разнородные факты: 1. Социальные, 2. Исторические, 3. Литературные, 4. Юридические, 5. Культорологические. Отношение к фактам, как к единицам знания вызывает заведомое доверие у людей. Что нужно знать: 1. из каких источников получены факты. 2. какие цели преследовали респонденты, сообщившие о тех или иных фактах. 3. четко отличать факты науки от обыденных фактов. Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они всегда являются итогом обобщений, в аналитических и публицистических произведениях журналисты охотно обращаются к фактам науки. Эти данные применяются в виде аргументов. Использование статистичных данных относится к традиционным методам предъявления фактов. Языком информации можно обрисовать любое явление, вскрыть существо проблемы, показать динамику развития и сделать вывод. Очень часто научные факты становятся предметом публичности и носят разнородный характер от простой констротации (?), до развернутых положений. Точность и достоверность. Наряду с научными фактами используют также и обыденные факты. Они представлены собой результатом восприятия человека окружающих действий. Подобные факты используют, когда рассказывают непосредственно об опыте людей, реакции на события. Их ценность в том, что за ними можно увидеть реалии социальной жизни людей. В его основе лежат моменты действительности и реальные поступки людей. Особенностью такого факта является жизнеподобие, но они не способны раскрыть суть того или иного явления. - с их помощью можно воссоздать привычный узнаваемый фон фрагмента действительности. - выявить мотивы поведения людей. - подчеркнуть те или иные события.
Место факта в информационных жанрах. В заметках. В хронологической заметке новость может быть отражена в факте или в цифровом материале, в качестве информационного повода – общественно значимые события. В таких заметках используют 1-2 опорных факта, но без комментариев и подробностей. В заметке используют разные подачи фактов: 1. Мягкое 2. Жёсткое. При жестком журналисты излагают только суть, кратко и понятно. В мягком оперативность ослаблена, но но существует момент интриги, активно используются детали. В репортаже. Тут важно не описать факт, а показать динамику развития события и выразить свое отношение через детали и подробности. Могут быть включены данные, зафиксированные ранее. Большая роль отводится автору, он распорядитель. Присутствие автора в материале может быть выражено по-разному: 1. Внутренняя монологичность. 2. Размышления. 3. Ремарки. 4. Отступления. 5. Реплики. 6. Характеристики. В репортаже, в отличие от заметки, не просто констатируются факты, а отталкивание от них показывает динамику развития и свое отношение. В интервью. Журналисты обращаются, когда нужна ссылка на авторское лицо. Факты, приведенные в интервью всегда подчинены общему замыслу и теме разговора. Поэтому, создавая текст, используются только значимые высказывания собеседника. Факты в интервью используются с учетом разновидности жанра. 1. Интервью – сообщение. Собеседник информирует читателя в наиболее важных сведениях. 2. Интервью – диалог. Факт лишь повод для беседы. 3. Портретная информация. Факт из беседы с героем + другие источники (опросы друзей, семейный архив). Во всех разновидностях факты могут располагаться по степени их важности. Рецензия, обзор, статья (аналитические материалы + факт) Способы объяснения факта: 1. Выяснение частей факта и связей между ними. 2. Выяснение необходимых условий и обстоятельства существования факта. 3. Установление причины факта. 4. Обнаружение действий, которые факт производит на окружающих. Позиционное расположение: 1. Про временному прин., когда факт демонстрирует факт демонстрирует события на большом промежутке времени. 2. Противоположному: критика, анализ. 3. Проблемы группировки фактов: различные точки зрения, движущие силы + прогноз. Место факта в художественных публицистических жанрах. Очерк, обозрения, фельетон, конфликт. Им свойственны: образность, типизация, насыщенность литературными художественными средствами. В их основе лежат документальные факты, но определением становится авторское впечатление от факта, авторская мысль. Способы предъявления фактов: 1. Типизация. 2. Интерпретация. Состоит в том, что ничего не додумывая, журналист при описании жизни своего героя может, во-первых, подвергнуть факты собственному осмыслению, во-вторых, поделиться впечатлением, в-третьих, выразить свое эмоциональное отношение к герою, в-четвертых, на основе анализа фактов спрогнозировать развитие ситуации. 3. Образная трактовка. Документальность факта может подтверждать 1. Авторское свидетельство. Образ, трактовка фактов. 2. Авторское воображение, если в аналитической основе задача анализа жизненных явлений, а в публицистике важно другое – создание документального образа через цепь ассоциативных связей и образных представлений.
Если журналист хочет рассказать об одном факте. То он должен изучить всю ситуацию. Ситуация – совокупность взаимосвязанных между собой фактов, характеристик в том или ином отношении положения об объекте. Различаются по: 1. Величине (область, регион, мир). 2. Времени (текущего дня, обращение к далекому прошлому). 3. Масштаб изображения (локальные, глобальные). 4. Тип (положительные, проблемные, конфликтные). Конфликт – обострение противоречий. Он придает силу и динамику произведения. Довольно часто встречаются с затяжными конфликтами и ведут их хронику. - между обществом и преступностью; - коррупцией, властью, политическими партиями Журналист может исследовать социальные, экономические, трудовые, межличностные и внутриличностные конфликты. Проблема – теоретический, практический вопрос, требующий разрешения. Виды проблем: Вечные (сохранения здоровья, борьба со злом), Порожденные временем.
Композиция – в журналистском тексте могут связываться различные события, разделенные во времени и пространстве, смысловые блоки раскрывают суть явления, разнородные факты и наблюдения, мнения и оценки людей. Целостность произведения – характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущим отдельным частям и элементам, но возникающие в результате их взаимодействия в определенной системе связи. Целостность достигается единством художественной формы и содержания. Взаимодействие содержания и формы вытекают из разнокачественного уровня элементов содержания. Основные группы элементов содержания: Фактическая – лучше отображается в информационных жанрах, Проблемно тематическая – в аналитических, Идейно концептуальная – в художественно-публицистических. Выбор формы всегда диктуется теми задачами, которые стоят перед журналистом. «Композиция оказыв. Прежде всего расположением в пространстве произведения, осмысления автором события и фатов, лиц, ситуаций во взаимоотношениях и движений» ß Бред, но у Ксюхи написано так. Е. Прохоров. Композиционная гармония частей может быть достигнута через принципы монтажного построения произведений. Монтаж – правила построения текста с точки зрения последовательности его элементов. Журналистский образ – метознак идейно-тематического решения произведения. Этот образ создается автором на основе реалий дня сегодняшнего и синтеза образов культуры. Лазутина выделяет следующие варианты монтажа: 1. Простые (заголовочная строка, лид, корпус – основная часть). 2. Сложный (материал делится на главки, каждая может иметь все свое). Такой подход позволяет разделить текст на тематические разделы, в каждом разделе рассматривается конкретный вопрос, выстроить все части по сюжетному развитию, с помощью логичных мостиков придать тексту целостность. Как отмечает Майданова, «членение на главки нередко прямо отражает специфику данного материала. Они позволяют автору отразить смысловое членение материала, части с помощью заголовков фиксируют ход события или авторскую мысль». Разработка мотива. Автор выдвигает ударный эпизод или ищет один интересный ход. Эпизод – случай, встреча истории, события. Активный эпизод всегда связан с акцентировкой читательского внимания. Сюжет – движение событий, мыслей, переживаний, в которых раскрываются человеческие характеры, судьбы, конфликты. Журналистский сюжет – в нет экспозиции, завязка и развитие сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка является развитой частью текста. Сюжет не механический слепок, это результат творческого процесса. Прохоров – 3 типа организации произведения: 1. Сюжетный, 2. Фабульная основа, 3. Проблемно-аналитическая организация.
Выстраивая произведения по принципу событийного, автор старается показать основную канву, которая может свернута/развернута во времени и пространстве, показать динамичность события. В ходе описания могут быть и не сюжетные вкрапления эпизода (журналистского не суждения). Фабула – рассказ, предание, в которых сюжет – хронологичность событий. Фабульное повествование дает сцепление событий, как их увидел и понял журналист. Для воссоздания целостной картины используются смысловые связки, ремарки, отступления. Архитектоника – важнейшая эстетическая категория. Архитектура журналистского произведения – соразмерность его частей, законченного целого, общий эстетический план материала.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |