Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение услуг рабочей силы на конкурентном рынке




Как уже отмечалось, на конкурентном рынке факторов производства любая фирма всегда может получить требуемое ей количество факторов производства. Для такой фирмы кривые предложения ресурсов имеют вид горизонтальной линии, то есть совершенно эластичны по цене. Причиной этого является незначительная доля покупок фирмы в общем объеме рыночного предложения ресурсов. Кривая рыночного предложения ресурсов имеет обычно положительный наклон, то есть, когда все фирмы, использующие какой-либо ресурс, увеличат его потребление, они вынуждены будут платить больше.

Что же касается владельца ресурса, то его готовность продать свои услуги какой-либо фирме зависит от альтернативной стоимости производства этого ресурса. По этой причине кривые предложения промежуточных товаров (сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо и т.п.) будут иметь, как мы выяснили ранее, положительный наклон.

Труд, в отличие от других видов производственных ресурсов, не может стать собственностью работодателя. Альтернативной стоимостью услуг рабочей силы является стоимость свободного времени. То есть каждый потенциальный работник сравнивает выгоды, получаемые от работы по найму (очевидно, доход, который сулит ему эта работа) с благом, которым является для него свободное время.

На рисунке 7.3. показан выбор между работой и свободным временем с использованием уже известных из анализа поведения потребителей кривых безразличия. Если предположить, что все доходы работника формируются только в результате его работы по найму, то линия АВ показывает все возможные комбинации между работой и отдыхом. Если почасовая заработная плата составляет w, то линия всех возможных комбинаций между трудом и отдыхом (линия бюджетного ограничения) может быть задана уравнением: I = w(24 – H), где I – дневной доход, Н – часы отдыха в день. Таким образом, разность между общим количеством часов в сутки и временем отдыха (24 – Н) показывает нам, сколько часов в сутки человек отдает работе. Наклон данной линии бюджетного ограничения равен (-w). Это означает, что, пожертвовав одним часом свободного времени, работник получит дополнительно w дохода. Знак (-) означает, что увеличение дохода может быть достигнуто за счет сокращения свободного времени и наоборот.

 

Кривые безразличия (U1, U2, U3) показывают различные комбинации работы и отдыха, дающие работнику одинаковый уровень удовлетворения. На различных участках кривые безразличия имеют различный наклон. Это свидетельствует о том, что ценность каждого из этих благ для работника не всегда одинакова. Она меняется в зависимости от того, каким количеством каждого из благ он располагает. Угол наклона кривой безразличия – предельная норма замещения отдыха доходом (MRSHI) – показывает, от какого количества одного блага (дохода) готов отказаться работник ради дополнительной единицы другого блага (отдыха). Если доход работника относительно высок (на верхних участках кривых безразличия), он готов отказаться от относительно большего его размера ради дополнительного часа отдыха.

Равновесие для данного работника наступает в точке Е. Именно в этой точке объективные экономические реалии, то есть уровень часовой заработной платы, совпадают с представлениями работника о его сравнительной ценности. В равновесии данный работник будет посвящать отдыху Н* часов в сутки, а работе – (24 – Н*) часов в сутки. При этом его доход будет составлять

I* = w(24 – H*).

В этой ситуации логичным представляется вопрос. Как отреагирует данный работник на повышение часовой заработной платы?

Рост часовой заработной платы увеличит наклон линии бюджетного ограничения. В результате этого равновесие для данного потребителя наступит на другой, более высокой кривой безразличия и (что важно) в точке с более высокой предельной нормой замещения отдыха доходом (См.: рис. 7.4.).

Таким образом, после повышения заработной платы точка равновесия переместилась с Е1 на Е2. В результате этого работник увеличил количество часов работы (и, соответственно, сократил количество часов отдыха) с (24 – Н1) до (24 – Н2). В нижней части рисунка эти изменения показаны как рост заработной платы с w1 до w2 и соответствующее увеличение рабочего времени с (24 - Н1) до (24 - Н2). Для нас в данной ситуации важно ответить на вопрос. Каковы причины таких изменений?

Изучая потребительский выбор, мы выяснили, что изменение цены влечет за собой два рода изменений, которые и являются причиной изменения объемов покупок. Во-первых, при изменении цены какого-либо блага меняется относительная ценность данного блага, то есть ценность его по отношению к тем благам, цены на которые не поменялись. Так, если в нашем случае заработная плата (цена услуг рабочей силы) повысилась, то работник обязательно пересмотрит свое отношение к количеству данного блага в потребительском наборе в сторону его увеличения. На нашем графике это как раз и выразилось в перемещении точки равновесия с точки Е1 в точку Е2, где предельная норма замещения отдыха доходом выше. Заметим, что повышение часовой заработной платы делает работу более привлекательной относительно отдыха равно, как снижение цены какого-либо товара на потребительском рынке делает этот товар привлекательнее относительно других товаров. Этот эффект, вытекающий из изменения цены, мы называли эффектом изменения взаимозаменяемости или просто эффектом замещения. Эффект замещения всегда приводит к увеличению в наборе того товара, который стал более привлекательным при изменении цены. Во-вторых, при изменении цены любого блага меняется благосостояние потребителя. Если цена снижается, человек становится богаче, если цена растет, то это делает человека беднее. Вследствие этого объем потребления всех благ изменяется. Богатые потребляют большее количество нормальных благ, бедные - меньшее. Этот эффект, вытекающий из изменения цены, мы называли эффектом изменения дохода или просто эффектом дохода. Поскольку для большинства людей отдых – это нормальное благо, повышение заработной платы, а, следовательно, дохода стимулирует увеличение времени отдыха и, соответственно, сокращение рабочего времени.

Таким образом, повышение заработной платы приводит, с одной стороны, к стремлению работника увеличить рабочее время (действие эффекта замещения), а, с другой стороны к его сокращению (действие эффекта дохода). Конечный результат зависит от того, какой эффект значительнее. Чтобы определить это, следует разграничить названные два эффекта.

Для разграничения эффектов дохода и замещения предположим, что после повышения заработной платы доход работника по каким-то причинам уменьшился как раз на ту величину, которая обеспечивается ростом заработной платы (например, возросли налоги). Это приведет к тому, что линия бюджетного ограничения опустится и работник окажется на том же уровне благосостояния, что и до повышения заработной платы. Однако, будучи на старой кривой безразличия, он окажется в другой его точке (более высокой), поскольку его предпочтения соответствуют новому, более высокому уровню заработной платы. Результатом данного предположения явилось отсечение эффекта дохода. То есть точка Е3 соответствует старому доходу и новым предпочтениям данного работника в выборе между работой и отдыхом. Это абстрактное допущение. Оно показывает, как было бы, если бы…. Если сведения о повышении налогов не подтверждаются, то работник понимает, что он все же повысил свое благосостояние в результате роста заработной платы. Но благодаря оценке своего положения в случае с анализом последствий не произошедшего события работник увидел эффект замещения в чистом виде. Фактически эффект замещения – это разница между тем количеством услуг рабочей силы, которое работник продает, находясь в точке равновесия Е1 и тем их количеством, которое работник был бы готов продать, если бы оказался в точке равновесия Е3. На нашем графике это расстояние (Н1 – Н3). Поскольку реально после повышения заработной платы работник оказался в точке Е2, в которой он работает меньше, чем в гипотетической точке Е3, то разумно предположить, что разница в объемах предложения услуг труда меду точками равновесия Е2 и Е3 представляет собой ни что иное как влияние эффекта дохода. Поскольку в рассматриваемой нами ситуации эффект замещения значительнее, чем эффект дохода, в сумме мы получаем увеличение времени работы и сокращение времени отдыха. В реальной действительности это не всегда так. Например, на рисунке 7.5. изображена ситуация, когда эффект дохода превышает эффект замещения.

После того, как была повышена заработная плата, равновесие переместилось из точки Е1 в точку Е2. Это перемещение привело к сокращению предложения услуг рабочей силы потому, что эффект дохода (Н2 – Н3), то есть сокращение времени работы вследствие повышения дохода, значительнее, чем эффект замещения (Н1 – Н3), то есть увеличение рабочего времени вследствие роста заработной платы. В результате этого работник сократил рабочее время с (24 - Н1) часов в сутки до (24 – Н2) часов в сутки. Свидетельством этого является кривая предложения труда с отрицательным наклоном.

В реальной действительности один и тот же работник может по-разному отреагировать на изменение заработной платы. Как правило, когда уровень заработной платы относительно невысок, ее увеличение приводит к росту предложения труда со стороны отдельных работников, то есть доминирует эффект замещения. А когда заработная плата достигает достаточно высокого уровня, ее дальнейшее увеличение приводит к тому, что начинает доминировать эффект дохода, работники больше ценят свое свободное время и сокращают количество часов работы в день (См.: рис.7.6.).

В этом случае кривая предложения труда сначала имеет положительный наклон, то есть работники готовы увеличить рабочее время в ответ на повышение заработной платы, пока заработная плата не достигает уровня w1. Затем она становится совершенно неэластичной, то есть работник не изменяет продолжительность рабочего времени при изменении заработной платы от w1 до w2. И, наконец, приобретает отрицательный наклон, то есть работник сокращает рабочее время в ответ на увеличение заработной платы при заработной плате выше w2.

Рыночное предложение услуг труда определенных характеристик мы можем получить, суммируя предложение всех работников при каждом возможном уровне заработной платы. Предложение труда в экономике зависит от многих факторов, таких как общая численность населения, предпочтений людей – носителей рабочей силы, доступность других источников дохода и т.п.

Однако на рынках факторов производства, также как и на всяких других рынках, совершенная конкуренция скорее исключение, чем правило. Поэтому, анализируя тот или иной рынок ресурсов, следует делать поправки, учитывающие реальное положение вещей. Характер этих поправок должен быть различным в зависимости от конкретных характеристик рыночной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.