Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деньги как атрибут товарного хозяйства




 

Вопросы к рассмотрению

1. Деньги как всеобщий эквивалент стоимости товаров.

2. Теории денег.

3. Функции денег.

4. Денежная масса и сущность денег.

5. Цена и ее функции.

6. Регулирование цен.

 

Основные понятия и категории: деньги, полезность, ценность, стоимость, цена, денежная масса, монетаризм, закон стоимости.

 

Атрибутом развитого товарного хозяйства становятся деньги, выполняющие в нем целый ряд функций.

Стихийный процесс обмена заставил общество сделать кардинальный шаг в эволюции обменных операций. Развитие товарных отношений привело к тому, что появились деньги - особый товар, который служит всеобщим эквивалентом стоимости любого товара.

В своей эволюции деньги выступают в виде металлических (медных, серебряных, золотых), бумажных, кредитных и нового вида кредитных денег - электронных денег. У истоков развития товарных отношений в роли денег выступали мех, скот, шкуры.

В теориях денег выделяются три основных направления.

Металлическая теория отождествляла деньги с благородными металлами - золотом и серебром и отражала интересы торговой буржуазии и ее направления в политической экономии - меркантилизм. Согласно этой теории источником богатства общества является внешняя торговля, активное сальдо которой обеспечивает приток в страну драгоценных металлов.

Номиналистическая теория отрицала внутреннюю стоимость денег для оправдания порчи монет в целях увеличения доходов казны. Наиболее ярко сущность номинализма проявилась в теории немецкого экономиста Г. Кнаппа. Основные ее положения сводились к следующему: деньги - продукт государственного правопорядка, творение государственной власти; деньги - знаки, наделенные государством платежной силой; основная функция денег - средство платежа.

Количественная теория денег объясняет уровень товарных цен и стоимость денег их количеством в обращении. Данная трактовка сущности денег стала господствующей в начале ХХ века в западной экономической мысли как важная составная часть неоклассической теории воспроизводства. В 60-80 гг. ХХ столетия наблюдается возрождение количественной теории денег в виде одного из неоклассических течений в политической экономии – монетаризма.

Согласно концепции монетаризма, количество денег в обращении является определяющим фактором формирования хозяйственной конъюнктуры[74], поскольку существует прямая связь между изменениями денежной массы в обращении и величиной объема национального производства. Денежная масса представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятию и государству.

В современной литературе однозначного определения понятию «деньги» не существует. Деньги определяются и как «всеобщий эквивалент товаров», и как «то, что выполняет функции денег», и как «то, что признается деньгами населением», и т.п. У каждой точки зрения есть свои преимущества и недостатки, но самое главное: здесь везде деньги определяются посредством указания какой-то их функции, которая, с точки зрения тех или иных авторов, является у денег ведущей (быть «мерой стоимости» или «признанными населением и т.д.), но не говорится, ЧТО такое деньги. Поэтому мы предлагаем следующее их понимание: деньги – это товар, цена которого намного превышает его ценность. И для того, чтобы понять данное определение, мы должны разобраться с пониманием «цены» и «ценности».

Прежде всего, хочется обратить внимание на то, что деньги – это товар, т.е. ресурс, который покупается и продается, а, следовательно, они обладают всеми свойствами, которые присущи любому товару. Надо сказать, что и здесь среди современных исследователей нет единомыслия. Большинство воспроизводят точку зрения, идущую еще из Древней Греции, повторенную А. Смитом, потом К. Марксом, марксистами-ленинцами и принимаемую большинством как классическую. В соответствии с ней товар имеет две характеристики, два свойства: потребительная стоимость, т.е. приносит людям непосредственную пользу при его потреблении, и меновая стоимость, т.е. его можно обменять на другие товары в определенной пропорции (продать).

Мы же предлагаем более современную точку зрения на свойства товара, которая, как представляется, более реально отображает действительность. В нашей трактовке товар обладает четырьмя свойствами: полезность, ценность, стоимость, цена.

Полезность. Об этом свойстве товаров мы уже говорили в предыдущих разделах, и это свойство представлялось Ксенофонтом, Аристотелем, Смитом и Марксом как «потребительная стоимость». Воспроизведем еще раз: полезность – это способность вещей удовлетворять потребности человека. Это самое широкое свойство вещей, среди которых живет человек. Любая вещь полезна в той или иной мере, т.к. она хоть как-то хоть какую-то потребность удовлетворяет. Бесполезных вещей среди тех, которые окружают человека, нет. Бесполезные вещи, даже если они и есть, проходят мимо его внимания, он их просто не замечает, и, следовательно, они не включаются в его «человеческий» мир.

Ценность. Если спросить у любого прохожего, студента, ученого и т.д., что такое ценность и какие вещи являются ценными, то мы получим огромное количество точек зрения: каждый видит это по своему, поэтому сформулируем сразу наше понимание. Ценность – это «признанная» в данном обществе полезность. Под термином «признанная» будем понимать полезность, известную в данном обществе и разрешенную к использованию законом или моралью. Дело в том, что в разных странах, на разных территориях разные вещи применяются для удовлетворения тех или иных потребностей, о каких-то вещах «известно», что они могут удовлетворять потребность, о каких-то нет, поэтому одни вещи считаются ценными, другие нет. Допустим, племенам Центральной Африки очень хорошо известно, что жуки и тараканы – большая пищевая ценность, а россиянам это мало известно, и в России они не представляют никакой ценности. Для французов ножки лягушки – деликатес, в России это неизвестно. Для знатоков живописи картина российского художника Малевича «Черный квадрат» - большая ценность, а для кочевников, например, Заполярья – никому не нужная безделушка, и т.д. Такое же положение дел с «разрешенностью законом или моралью»: кровная месть для горца, например, это непререкаемая жизненная ценность, а для жителя Европы – преступление.

Стоимость. Мы не можем указать пока ни одного источника, где студент мог бы взять внятную и обоснованную трактовку данного понятия, поэтому приведем свою: стоимость – это мера альтернативных средств удовлетворения потребности. Обратите внимание, что стоимость – это не деньги, хотя она может выражаться и в деньгах. Она может выражаться вообще в чем угодно, она может принимать любые формы. Главное – это вполне реальные средства удовлетворения потребности, т.е. полезные вещи, причем – в определенной мере, в каком-то количестве. И эти количества альтернативны[75]. Для примера: чувство голода (потребность в пище) можно удовлетворить, съев одну булку хлеба. Но можно хлеб не есть, а ограничиться «полкилограмма колбасы» - насыщение будет примерно таким же. Причем эти меры альтернативны, т.к. если съедите булку хлеба, на колбасу смотреть уже не сможете, и наоборот. Поэтому и говорят, «булка хлеба стоит полкило колбасы», и таких «стоимостей» у хлеба много, они могут выражаться в разных формах и проявляться в разных видах.

Цена. По аналогии с ценностью сформулируем так: цена – это «признанная» в данном обществе стоимость, обычно выраженная в деньгах. Термин «признанная» понимается в том же самом значении, о котором мы говорили выше: есть цены разрешенные, например, государством, тогда товар имеет свободное хождение в официальной экономике, но есть цены не разрешенные, и тогда товар официального товарооборота не имеет, но имеет хождение на так называемом «черном рынке», в сфере криминальной экономики, т.к. там его стоимость «признают».

Теперь обратите внимание: у денег цена и ценность очень сильно различаются. Непосредственной пользы, например, от 5-тысячной бумажки почти никакой (ценность невелика), разве что заклеить в качестве обоев полдециметра стены. Но обменять эту бумажку можно на такое количество обоев, которыми можно заклеить, наверное, несколько небольших комнат (цена высокая). В этом сущность денег: или полдециметра стены заклеить, или несколько комнат. Эту сущность денег формирует и поддерживает государство тем, что, во-первых, запрещает расчеты в сделках на своей территории с помощью денежных единиц других стран; во-вторых, выпускает денег специально мало: людям каждый день необходимы покупки (хлеб, молоко, сахар, соль…), а денег на все не хватает, т.к. их в стране мало. Вот и приходится населению «гоняться» за деньгами, что сильно поднимает их цену, формируя разницу между ценой и ценностью. Причем обратите внимание, что в качестве цены денег выступает та товарная масса (количество товаров), на которую их можно обменять.

Деньги выполняют пять функций. Они выступают как мера стоимости; средства обращения; средства образования сокровищ; средства накопления и сбережений; средства платежа; мировых денег.

Как мера стоимости деньги отражают либо затраты труда по производству товаров (согласно трудовой теории стоимости), либо полезный эффект, который он может принести потребителю (согласно маржиналистской концепции). Величина стоимости товара измеряется посредством приравнивания их к определенному количеству денег.

Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой товара. Чтобы сравнивать цены товаров, необходимо принять определенное количество денежного металла за единицу измерения или за масштаб. Масштаб цен - весовое количество металла, принятое в данной стране за денежную единицу.

Цены товаров, будучи денежным выражением стоимости, при равенстве спроса и предложения зависят:

- от стоимости самих товаров, то есть чем меньше стоимость товара при неизменной стоимости денег, тем ниже и цена товара;

- от стоимости денег, то есть при неизменной стоимости товаров цены их тем выше, чем меньше стоимость денег;

Будучи средством обращения деньги становятся промежуточным звеном в процессе товарного обращения: товар – деньги - товар. Как средство обращения деньги могут быть не обязательно полноценными и могут быть заменены знаками стоимости, например бумажными деньгами или монетами.

Как средство накопления деньги особо ценятся экономическими субъектами. За деньги можно получить в любое время любой товар. Наличие денег становится воплощением реального богатства. Стремление к обладанию богатством побуждает людей копить деньги. В этом случае деньги извлекаются из обращения и превращаются в накопления или сокровища. Товаропроизводитель должен регулярно покупать предметы потребления и средства производства. Сбыт же продукции не всегда происходит регулярно. Поэтому, чтобы производство шло без перебоев, нужны накопления.

Кроме того, с развитием товарно-денежных отношений растет власть денег в обществе. Деньги превращаются в могучую общественную силу. Это дает новые стимулы к накоплению денег. Для выполнения функции накопления деньги должны быть одновременно полноценными и реальными деньгами.

Важной функцией денег является их использование как средства платежа. Товары не всегда продаются за наличные или реальные деньги, так как к моменту появления на рынке какого-либо товара у покупателей может не быть нужной суммы наличных денег. Причинами этого могут являться неодинаковая продолжительность периодов производства или обращения различных товаров, сезонный характер производства или сбыта товаров. Например, когда производитель одежды или обуви выходит на рынок, у производителя зерна может не быть денег, так как зерно может быть еще не реализовано или даже не выращено. В результате возникает необходимость купли - продажи товаров в кредит, т.е. с отсрочкой уплаты денег.

Когда товары продаются в кредит, средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в них долговые обязательства, например векселя. По истечении срока обязательства заемщик обязан уплатить кредитору указанную в обязательстве сумму денег. Служа средством погашения долгового обязательства, деньги выполняют функции средства платежа.

Международные экономические отношения вызывают необходимость функционирования денег на мировом рынке. Здесь они обслуживают внешнеторговые связи, международные займы и т.д. Мировые деньги выступают в виде слитков благородных металлов, в виде золота. Национальные знаки стоимости теряют свою силу.

Мировые деньги имеют следующие три назначения:

- мировое платежное средство. Существует международный кредит. В течение года страна должна уплачивать определенную сумму денег другим странам за ввезенные товары, за полученные ранее займы. Ей же причитается известная сумма денег от других стран. Если платежи превышают поступления, то из страны в качестве средства платежа вывозится золото;

- международное покупательное средство. При чрезвычайных обстоятельствах (например, в случае неурожая) страна будет вынуждена ввозить из-за границы товары. Она оплатит их золотом. В этом случае мировые деньги будут служить не платежным, а покупательным средством;

- всеобщее воплощение общественного богатства. Мировые деньги служат перенесением богатства из одной страны в другую. Это назначение мировые деньги выполняют при уплате военной контрибуции, при предоставлении внешних займов, при ограблении страны.

Существует два вида денег: наличные и безналичные.

Под наличными деньгами понимаются монеты или бумажные деньги, т.е. деньги, которые передаются из рук в руки в натуральном виде. В основе своей это символические деньги, т.е. сделанные из материалов, не соответствующих их номинальной стоимости. Например, стоимость металла в монетах ниже их номинала, обозначенного на монетах; это делается, чтобы предотвратить переплавку символических монет.

Второй вид денег - безналичные деньги. В первую очередь это чеки и кредитные карточки, а также депозиты в банках, где деньги существуют в форме записи на счет, но эти записи позволяют покупать реальные товары. Безналичные деньги имеют преимущество над наличными.

Необходимо отметить, что наличные деньги являются самым ликвидным активом, по сравнению, например, с любой недвижимостью, акциями и т.д. Это означает, что их быстро можно обменять на любой товар без потери их стоимости. Любой другой актив нужно сначала обменять на деньги, иногда с потерями, выплатой налогов со сделок и т.д.

Государство обладает суверенным правом на выпуск собственных денежных знаков в виде бумажных банкнот, казначейских билетов и монет. Такой выпуск принято называть эмиссией.

Выпуск денег может преследовать разные цели. Во-первых, необходимо периодически обновлять старые, изношенные деньги. Во-вторых, выпуск денег может быть обусловлен их недостаточным количеством в обращении и необходимостью перехода к более крупным денежным знакам. В - третьих, денежная эмиссия может осуществляться как способ получения недостающих денег в целях возврата внутреннего государственного долга, покрытия бюджетного дефицита, осуществления социальных выплат.

В целом эмиссия денежных средств обусловливается двумя взаимозависимыми показателями: количеством уже имеющихся денежных средств в обращении, то есть предложением денег, и необходимостью денежных средств – спросом на деньги со стороны различных агентов денежных отношений. Предложение денег в стране зависит от денежной политики государства и центрального банка. Они же в своей политике руководствуются как объективно существующей потребностью экономики, сферы обращения, торговли в деньгах, так и естественным стремлением сдерживать денежную массу в определенных пределах, опасаясь инфляции, обесценивания денег.

В условиях товарного хозяйства играет значительную роль цена как денежное выражение стоимости товара. От ее уровня зависит величина прибыли, объем продаж, конкурентоспособность, финансовая устойчивость предприятия. Цена выступает главным ориентиром поведения предприятия на рынке, от нее непосредственно зависит, какие издержки будут возмещены в процессе реализации товаров, какие нет, каковы будут доходы предпринимателей, в какие отрасли будут направлены капиталы и т.д.

В экономике цена выполняет следующие функции:

1) распределительная. Производитель через цену ориентируется в распределении полученного дохода. Сначала из выручки возмещаются издержки производства. Оставшийся прибавочный продукт делится на две части: одна - в виде налогов и обязательных платежей; другая остается у производителя и используется на свои нужды;

2) учетная. С помощью цены можно учитывать результаты деятельности, анализировать ее эффективность и др.;

3) стимулирующая. Колебание рыночных цен вокруг стоимости сигнализирует об изменениях спроса и предложения на рынке (конъюнктуре рынка), что дает сигнал производителю об увеличении производства.

Ц=С/С+П+НДС+А,

где Ц - цена товара;

С/С - себестоимость товара, складывающаяся из суммы затрат, идущих на его производство;

П - прибыль;

НДС- налог на добавленную стоимость;

А- амортизация

4) балансирующая. Через цену осуществляется связь между спросом и предложением, производителем и потребителем. Цена под воздействием различных факторов, и в первую очередь - от спроса и предложения, отклоняется от стоимости, колеблясь вокруг нее;

5) средство рационального размещения производства. Чем ближе цена к месту сбыта, тем она меньше. На цену влияет сложный комплекс ценообразующих факторов.

Для конкурентного рынка характерны свободные рыночные цены. Они заключают в себе интересы продавцов и покупателей. Вряд ли найдется производитель товаров, реализующих их по цене ниже издержек производства и обращения. Механизм рыночного ценообразования относится к условиям совершенной конкуренции. Однако для российской экономики более приемлемой является модель монополистической конкуренции с большим числом крупных предприятий. Жестко устанавливая объем выпуска и продаж, диктуя цены товаров, поведение производителя не согласуется со стремлением к наращиванию производства. При ограничении его объема производитель способен получить желаемую прибыль за счет высоких цен.

Следующим фактором, влияющим на цену, является государственное регулирование цен. Оно представляет собой вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования для реализации поставленных целей (ограничение монополизма, стабилизация уровня цен, адресная поддержка отдельных отраслей, слоев населения и т.д.). При этом в условиях инфляции, дефицитности либо перепроизводства, структурной перестройки, других кризисных ситуациях регулирование усиливается.

Методы государственного регулирования цен можно разделить на прямые и косвенные.

Прямые методы:

1) фиксирование цен;

2) замораживание;

3) установление предельного уровня цен;

4) таксация (правительство само устанавливает и изменяет цены, исходя из рыночной ситуации).

Косвенные методы:

1) эмиссионная политика;

2) фискальная политика (налоги, дотации);

3) госзаказы;

4) нормирование затрат, включаемых в цену, и манипулирование их уровнем (амортизационная политика и т. д.).

Анализируя необходимость и содержание прямых методов регулирования цен, в то же время необходимо видеть их противоречивость. К примеру, установление предельного уровня цен на потребительские товары (как правило, ниже равновесных) порождает сокращение предложения над спросом и, как следствие, явление товарного дефицита, а следовательно, желание потребителей купить товары по более высокой цене, что ведет к возникновению "черного" рынка с ценами выше равновесных.

Определенный урон наносится и предприятиям-производителям. По низким ценам им невыгодно производить продукцию, они начинают сокращать производство.

В товарном производстве и обмене действуют присущие им экономические законы: закон стоимости, закон спроса и предложения товаров, закон денежного обращения.

Остановимся более подробно на одном из законов, определяющих развитие товарного хозяйства, законе стоимости.

В зависимости от уровня цен возможны следующие ситуации на рынке: 1) высокие цены - большое предложение, небольшой спрос, результат-затоваривание и необходимость снижать цены (рынок потребителя);

2) низкие цены - большой спрос, низкое предложение, результат-дефицит и необходимость повышения цен для увеличения производства (рынок продавца);

3) оптимальные цены: интересы продавцов и покупателей совпадают, т.е. совпадает цена спроса и цена предложения (рынок равновесия).

Данная закономерность товарного производства выражается в законе стоимости:

 

Стоимость есть равновесие интересов покупателей и продавцов, то есть равновесие цены спроса, в основе которой лежит предельная полезность, и цены предложения, отражающей общественно необходимые затраты на производство блага.

 

Закон стоимости выполняет ряд функций

1. Является стихийным регулятором товарного производства. Например, превышение предложения обуви над спросом на нее вызовет падение цен на обувь ниже ее стоимости. Недостаточное предложение тканей на рынке по сравнению со спросом на них вызовет повышение цен на ткани выше их стоимости. Но в таком случае производство тканей станет выгодным для производителей, а производство обуви -невыгодным делом. Часть товаропроизводителей заинтересованно перейдет из обувной промышленности в текстильную. Это приведет к следующим последствиям:

- сократится производство и предложение обуви, цены на нее повысятся;

- увеличится производство и предложение тканей на рынке, цены на них понизятся.

2. Является двигателем стихийного развития производительных сил. Стремление товаропроизводителей к получению добавочного дохода стимулирует их снижать индивидуальную стоимость путем введения новой техники. Конкурентная борьба побуждает и других производителей следовать их примеру. В результате новая техника и технологии рано или поздно получат широкое распространение.

3. Является основой дифференциации товаропроизводителей. Причина дифференциации заключается в несовпадении индивидуальной и общественной стоимости. Если у товаропроизводителя индивидуальная стоимость выше общественной, то данная ситуация грозит убытками, что, в свою очередь, ведет к обеднению или разорению.

Рассмотрев различные типы хозяйств, мы создали многокрасочную и многоликую мозаику обеспечения жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом. Цепь превращений продукт – товар - деньги, товар -деньги - товар, затраты труда – стоимость – цена, полезность- стоимость-цена и т.д. обеспечивает ежедневное и ежечасное функционирование хозяйства человеческого общества, встроенного в природный мир и существующего по своим законам.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите сущность денег и функции, которые они выполняют в экономической системе.

2. Какие теории денег вам известны?

3. Что представляет собой денежная масса? Какой принцип лежит в разделении ее на денежные агрегаты?

4. Что такое цена? Какие функции она выполняет?

5. Назовите основные направления регулирования цен со стороны государства.

 

Словарь-справочник

 

Абсолютное преимущество – возможность предприятия производить каждую единицу товара с меньшими затратами (объемами привлекаемых факторов производства) по срав­нению с другими предприятиями.

Абстрактный объект идеализированный образ, абстрагируемый от несущественных свойств исследуемого реального объекта в соответствии с целью и задачами исследования.

Агент (от лат. agens (agentis) – действующий) - лицо или организация, действующие по поручению кого-либо; представители организации, учреждения, уполномоченные выполнять служебные, деловые поручения.

Агрегирование – метод макроэкономики, основанный на использовании сводных обобщающих показателей, характеризующих состояние национальной экономики в целом за определенный период.

Акселератор показатель, характеризующий изменение объемов капиталовложений, вызванных изменением объемов потребительских расходов в экономике. Рост потребительских расходов стимулирует инвестиционную активность, и наоборот.

Аксиома – гипотеза, не требующая доказательства и в принципе не могущая его иметь.

Аксиоматический метод – способ построения научной теории в виде системы аксиом (постулатов) и правил вывода (аксиоматики), позволяющей путем логической дедукции получить утверждение (теорему) данной теории. Применяется в случае содержательного изложения теории. Широко используется в науках, основанных на математических методах.

Альтернативные издержки – издержки производства товаров и услуг, которые измеряются стоимостью наилучшей упущенной возможности использования затраченных на их создание факторов производства. Амортизация – обесценение основного капитала в результате его износа. Норма амортизации (устанавливается законодательно) – отношение ежегодной суммы амортизационных отчислений к стоимости капитального блага, выраженного в процентах. Амортизационные отчисления не подлежат налогообложению.

Анализ – метод научного и практического познания, основанный на разложении целого на части.

Аналогия – метод научного и практического познания, основанный на переносе черт с известного объекта на неизвестный.

Английский аукцион – аукцион, в котором ставки поднимаются снизу вверх и торги продолжаются до тех пор, пока товар не будет продан последнему покупателю, предложившему наивысшую ставку.

Антимонопольная политика государства – система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, направленная на ограничение антиконкурентного поведения фирм и способствующая росту экономической эффективности.

Асимметричная информация – ситуа­ция, в которой отдельные участники сделки обладают важ­ной информацией, которой не располагают другие заин­тересованные лица.

Аукцион «втемную», или закрытый – аукцион, на котором все покупатели представляют свои ставки одновременно и товар продается тому, кто предложил наивысшую ставку (или покупается у того, кто предложил наименьшую ставку).

Бартер – неденежная форма расчетов между субъектами хозяйствования, натуральный товарообмен.

Безработица – состояние невключенности в экономическую жизнь страны части трудоспособного населения. В зависимости от причин этой невключенности безработицу подразделяют на различные виды.

Благо – объект потребления, удовлетворяющий потребности.

Бюджетное ограничение – все комбинации наборов потребительских благ, которые могут быть куплены на заданный бюджет.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – макроэкономический показатель, отражающий денежную оценку всех произведенных конечных товаров и услуг на территории страны за год.

Валовой национальный продукт (ВНП) – макроэкономический показатель, представляющий собой сумму конечных товаров и услуг, произведенных и приобретенных нацией за определенный период, обычно за год.

Величина избыточного предложения, избыток – превышение предложения товара по данной цене над величиной спроса на него.

Величина избыточного спроса, дефицит – превышение спроса на товар по данной цене над величиной его предложения.

Взаимодополняемость (комплементарность) благ – свойство товаров или услуг удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом. Рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар.

Взаимозаменяемость (субституция) благ – свойство благ удовлетворять потребности за счет друг друга. Рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар.

Внешние эффекты – эффекты производства или потребления блага, воздействие которого не третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами, никак не отражено в цене этого блага.

Воспроизводство – постоянно возобновляемый, имеющий циклический характер процесс производства. Простое в. – производство возобновляется в том же масштабе. Расширенное в. – производство возобновляется в большем масштабе.

Временное предпочтение – склонность хозяй­ственных агентов при прочих равных условиях предпочесть реальный товар в настоящий момент его получению в отда­ленном будущем.

Выручка (совокупный доход) – сумма дене,г полученная фирмой за реализацию продукции; рассчитывается, как цена продаваемого товара или услуги, умноженная на их количество.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о закономерностях развития явления, которое непосредственно отражает ситуацию, свойственную определенному моменту времени. Различают: рабочие, научно обоснованные, описательные, объяснительные, прогностические гипотезы.

Гипотетико-дедуктивный метод – способ построения научной теории, основанный на упорядочивании и систематизации научного знания. Представляет собой установление и анализ имеющихся фактов, их простейших индуктивных обобщений и выявление эмпирических законов. Используется в большинстве эмпирических наук, таких как биология, демография, история и т.д.

Граница производственных возможностей – кривая, показывающая те сочетания благ, кото­рые могут быть произведены экономической системой исходя из наличных факторов производства и уровня знаний.

Дедукция – метод научного и практического познания, основанный на принципе от общего к частному.

Деньги – всеобщий эквивалент товара; активы, служащие средством обращения, накопления (сокровища) и единицей учета.

Дефицит – превышение спроса над предложением.

Дискриминация на рынке труда – ситуация, при которой предприниматели не желают брать на работу представителей какой-нибудь группы (националь­ной, расовой, религиозной и др.) на условиях оплаты труда, эквивалентных уровню оплаты более предпочтительных групп.

Дотация – безвозмездная и безвозвратная выплата из средств государства, местного бюджета, специальных фондов, предоставляемая предпринимателям, организация, фирмам, отдельным гражданам, местным органам власти для покрытия текущих расходов.

Закон – теоретически сформулированная необходимая, устойчивая, существенная и повторяющаяся связь между явлениями. Различают экономические законы: общие, специфические, частные.

Закон предложения — принцип, в соответствии с кото­рым существует прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения (при про­чих равных условиях).

Закон спроса — принцип, в соответствии с кото­рым существует обратная зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на этот товар (при про­чих равных условиях).

Закон Энгеля - чем выше уровень жизни людей, тем относительно меньше их затраты на покупку продовольственных товаров и больше – на покупку промышленных.

Заработная плата – доход от труда как фактора производства. Ставка заработной платы – цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени (часа, дня и т.д.). Номинальная з. п. - сумма денег, получаемая наемным рабочим за определенный период времени. Реальная з. п. – масса жизненных благ, которые можно приобрести за полученные деньги.

Затраты - денежные средства, необходимые для производства товаров и услуг.

Золотой миллиард - население группы ведущих стран мира, практически определяющих тенденции мирового экономического развития и получающих значительную часть доходов.

Иерархия – способ координации внутри экономической системы, представляющий собой систему приказов и поручений, идущих сверху вниз, от некоего «центра» к исполнителю (таков способ организации в первобытной общине, при командно-административной системе).

Издержки производства – затраты на производство и выпуск продукции, представленные в укрупненной агрегированной форме (капитал, труд и т.п.). Постоянные и. – издержки производства в краткосрочном периоде, которые не зависят от выпуска продукции. Переменные и. – издержки производства в краткосрочном периоде, которые зависят от выпуска продукции. Общие (совокупные) и. – издержки, представляющие собой сумму постоянных и переменных издержек. Предельные и. –увеличение издержек, необходимое для прироста выпуска некоего товара или услуги на единицу. Средние и. – издержки производства, приходящиеся на единицу продукции. Явные и. – издержки, которые принимают форму явных (денежных) платежей поставщикам внешних факторов производства и промежу­точных изделий. Неявные и. – альтернативные издержки, которые принимают форму неявных (денежных) платежей поставщикам внутренних факторов производства. Безвозвратные и. – издержки, которые не могут быть возвращены ни при каких обстоятельствах.

Излишек потребителя – суммарная разница между ценами, по которым потребитель готов приобрести каждую отдельную единицу товара, и той ценой, по которой он ее покупает.

Излишек производителя – разность между тем, что производители фактически получают за каждую единицу товара, и той минимальной ценой, за которую они согласны его продать.

Изменение величины предложения – изменение того количества товара, которое производители могут и хотят продать, происходящее в результате измене­ния цены товара (при прочих равных условиях); показывается движением вдоль кривой предложения.

Изменение величины спроса – изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в результате изменения цены товара (при прочих равных условиях); показывается движе­нием от одной точки кривой спроса к другой точке этой кри­вой.

Инвестиции – увеличение запасов капитала в экономике, приводящее к росту предложения факторов производства за счет производства их людьми за определенный период времени.

Индукция – метод научного и практического познания, основанный на принципе от частного к общему.

Институциональная школа – направление экономической мысли, сформировавшееся в 1920-30 гг. в США и исследующее социально-экономические факторы развития общества и институты, понимаемые как совокупность общественных взаимоотношений, выделяемых с точки зрения общих норм, правил, традиций и обычаев.

Инфляция – повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценением денежной единицы. Умеренная, или ползучая и. характеризуется темпом повышения цен до 10 %. в год. Галопирующая и. характеризуется темпом роста цен от 10 до 50 %, сопровождается индексацией контрактов. Гиперинфляция определяется темпами свыше 50 % в год.

Историческая школа – направление экономической мысли 2-й половины XIX в., зародилась и получила свое развитие в Германии как наука о национальном хозяйстве. Представители исторической школы использовали исторический метод в качестве основного научного метода познания и отводили важную роль государству как основному регулятору экономической жизни.

Капитал – экономический ресурс, приносящий дополнительный доход при его использовании наемными работниками. Основной к. – блага длительного пользования, которые теряют свою ценность в течение нескольких производственных циклов (нескольких лет), и стоимость которого переносится на себестоимость продукции по частям, через амортизационные отчисления. Оборотный к. теряет свою ценность в течение одного производственного цикла (одного года), переносится на себестоимость продукции полностью.

Капитализм – экономическая система, основанная на использовании капитала.

Категория – представляет собой определенность (определение) понятия в той или иной теоретической системе.

Квазиоптимум –выбор наилучшего из доступных комбинаций выпуска, когда Парето - эффективный объем выпуска товаров - невозможен.

Кейнсианская школа – направление экономической мысли, получившее название по имени его основателя английского экономиста Дж. М. Кейнса. Данная школа возникла как реакция на мировой экономический кризис 1929-33 гг. и выступала за формирование системы государственного регулирования экономики.

Командно-административная экономика – форма перераспределения экономических ресурсов единой властной структурой посредством директивных предписаний.

Конкуренция – стремление экономических субъектов к поведению более рациональному, чем у других, преследующих те же цели и претендующих на те же ресурсы. Совершенная к. – рыночная структура, при которой большое количество предприятий производит аналогичную продукцию, но ни размер предприятий, ни какие другие причины не позволяет хотя бы одному из них влиять на рыночную цену; спрос на продукцию отдельного предприятия не будет падать по мере увеличения объема продаж. Кривая спроса на продукцию предприятия имеет вид прямой линии, параллельной горизонтальной оси. Несовершенная к. – такая рыночная структура, когда имеются силы, позволяющие производителям и потребителям влиять на цену. Формы организации рынка в условиях несовершенной конкуренции – монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Монополистическая к. – рыночная структура, состоящая из относительного множества фирм, выпускающих дифференцированную продукцию; характеризуется относительно свободным входом и выходом фирм.

Концерн – крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, совместной деятельностью. Часто они объединяются вокруг сильного головного предприятия (холдинга, материнской компании), которое держит в своих руках акции этих предприятий. Номинально входящие в концерн предприятия сохраняют свою самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями или филиалами головной компании. Фактически в рамках концерна наблюдается высокая степень централизации управления и хозяйственного подчинения, особенно в области управления финансами, инвестициями.

Косвенные налоги – «безусловные» налоги, уплачиваемые даже в том случае, когда экономический субъект не получает дохода, и включаемые в себестоимость продукции: НДС, акцизы, таможенные пошлины и т.п.

Краткосрочный временной период – временной отрезок, в рамках которого объем выпуска продукции может регулироваться только с помощью изменения объе­мов переменных затрат, в то время как постоянные затраты остаются неизменными.

Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое продавцы хотят предложить на рынке.

Кривая производственных возможностей – кривая, демонстрирующая различные комбинации производства двух благ при полном и наиболее эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне технологии.

Кривая спроса – графическое выражение зави­симости между ценой товара и величиной спроса, предъяв­ленного покупателями на этот товар.

Кривая Энгеля – кривая, показывающая зависимость изменения величины потребления товара от изменения дохода потребителя.

Критерий Калдора – Хикса критерий оценки благосостояния, согласно которому, благосостояние повышается, если те, кто выигрывает, оценивает свои выгоды выше, чем убытки потерпевшие.

Ликвидность – свойство товара или услуги быть быстро проданным на рынке.

Макроэкономика – анализ и оценка экономической ситуации в целом по стране и в отдельных межгосударственных отношениях. Предметом изучения является взаимодействие совокупных величин общего уровня цен и безработицы, общего потребления и инвестиций, общего спроса и общего предложения, а также влияние совокупного спроса и предложения на объем производства и на экономический рост.

Малоценный товар (товар низкого качества) – товар, спрос на который падает при росте потребительских доходов.

Маржиналисты – школа, возникшая в середине XIX в. в связи с развитием капитализма и ростом конкуренции и положившая в основу теории маржинальный анализ, т.е. анализ выбора оптимального решения при помощи предельных величин.

Маржинальный анализ – метод экономической теории, основанный на использовании предельных (приростных) единиц и используемый для решения оптимизационных задач.

Марксизм – философское, экономическое и политическое учение, возникшее в 1840-х гг. в Германии и отражающее интересы пролетариата. Основоположниками марксизма являются К. Маркс и Ф. Энгельс.

Математическая логика – наука, применяющая математические методы и исследующая мышление с помощью исчислений.

Математическое ожидание (предполагаемое значение) – для ряда возможных исходов — сумма значений каждого возможного исхода, умноженного на вероятность каждого из них.

Мезоэкономика – анализ и оценка экономической ситуации в отдельном регионе или отрасли.

Меркантилисты – первая экономическая школа, которая возникла в XVI в. в Англии, Франции, Италии и отражала интересы торговой буржуазии. Представители данной школы полагали, что источником богатства является международная торговля, выступали за поддержание активного сальдо торгового баланса (превышения экспорта над импортом товаров) и политику протекционизма (политика создания благоприятных условий для отечественного производителя и ограничения импорта).

Метод научной абстракции – метод, состоящий в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении (вычленении) наиболее глубокой сущности процесса.

Методология науки – (греч. «методология» от «метод» - путь и «логос» - знание, учение) - учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Микроэкономика – анализ и оценка экономического поведения отдельных хозяйствующих субъектов.

Миниэкономика – анализ и оценка экономического поведения людей в отдельных сделках или в отдельных подразделениях предприятий.

Монетаристы – школа, получившей широкое распространение в 1970-е гг., сводящая государственное регулирование к проведению денежно-кредитной политики. Основателем школы является американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридман.

Монополия – фирма, сконцентрировавшая у себя производство или продажу какого-либо товара (границы фирмы и отрасли совпадают). Дискриминирующая м. – монополия, продающая товар различным покупателям по различным ценам, в зависимости от их эластичности спроса, или одному и тому же покупателю по различной цене, в зависимости от объема покупки, причем разница в цене как в первом, так и во втором случае не связана с разницей в издержках. К ценовой дискриминации также относится ситуация, когда фирма одновременно продает товар различным потребителям по различной цене и изменяет цены в зависимости от объема покупки, причем разница в цене не связана с разницей в издержках рынка в целом. Естественная м. — отрасль, в кото­рой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок. Закрытая м. – юридически защищенная монополия благодаря использованию системы патентования, лицензирования, аккредитации, защите авторских прав. Отрытая м. – это юридически не защищенная монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на некоторое время становится единственным поставщиком продукта благодаря новизне предлагаемого товара или услуги. Простая м. — монополия, которая в каждый конкретный момент времени продает свою продукцию по одной и той же цене всем своим покупателям.

Монопсония – фирма, сконцентрировавшая у себя покупку какого-либо товара. Более обобщенно – ситуация, при которой фирма выступает как монополист на рынке, где она является покупателем.

Наноэкономика – теория, изучающая поведение индивидуальных экономических агентов, в том числе и работников предприятия. Разработана К. Эрроу.

Нормативная экономическая теория – та часть экономической науки, которая занимается сужде­ниями о том, хороши или плохи те или иные экономические условия и политика.

Общее равновесие – равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы на всех рынках.

Общественные товары – товары, будучи потребленные одним лицом доступны для потребления другими.

Общие выгоды торговли – сумма излишка производителя и потребителя, составляющая общественное благосостояние.

Ограниченная («связанная») рациональность – допущение о том, что люди намерены выбирать такие варианты, которые наилучшим образом соответствуют их целям, но они располагают ограниченными возможно­стями в получении и обработке информации.

Перекрестное субсидирование – практика фиксации цен на уровне, превышающем общие средние издержки по производству товаров или услуг в определен­ной отрасли за счет перераспределения ценовой нагрузки среди различных групп потребителей.

Период накопления капитала – период, имеющий место в странах Западной Европы в конце XV- начале XVIII вв. Источниками накопления капитала были пиратство и разбой, ограбление колоний, огораживание в Англии и т.д.

Период средневековья – период, имеющий место в III-VIII вв. в ряде государств Востока, V-XI вв. в странах Европы, в том числе и России.

Позитивизм (от лат. positivus – положительный, существующий фактически) - философское течение возникшее в 30-е гг. XIX в. и основанное на концепции феноменализма, то есть сведения задачи науки лишь к описанию явлений.

Позитивная экономическая теория – та часть экономической науки, которая изучает факты и зави­симости между ними.

Полезность – способность вещи удовлетворять потребность. Общая п. –совокупная полезность всех единиц потребляемых благ. Предельная п. –величина добавоч­ной полезности, полученной от прироста величины потреб­ления, равного единице некоторого блага, при прочих рав­ных условиях.

Потребительский выбор – выбор, максимизирующий функцию полезности.

Потребительское равновесие ситуа­ция, в которой потребитель не может увеличить общую полезность (получаемую исходя из данного бюджета), расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше - на покупку другого блага.

Потребность – отношение человека к вещам, поддерживающим и улучшающим его жизнь.

Правило использования ресурсов –предприниматель меняетпропорции используемых факторов производства до тех пор, пока каждый рубль, вложенный в один фактор производства, не будет приносить ему точно такую же отдачу, как каждый рубль, вложенный в другие факторы производства.

Предельная норма замещения, субституции количество одного товара, которое потребитель готов обменять на другой товар так, чтобы степень удовлетворенности от применения блага оставалась постоянной.

Предельная норма технического замещения –количество одного фактора, которое можно заменить на единицу второго при условии неизменности объема производства.

Предложение – количество товара, которое производители желают и в состоянии продать по заданной цене.

Предпринимательство – организация использования ресурсов для извлечения прибыли.

Прибыль – разница между валовым доходом и валовыми издержками, выручкой и затратами. Нормальная п. –доход на предпринимательский фактор, равный минимальной прибыли, которая удерживает предпринимателя в данной отрасли. Бухгалтерская п. – совокупный доход (выручка) минус явные издержки.

Принцип – аксиома, является фундаментом любой теории.

Принцип верификации – проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми явлениями, экспериментом.

Природные ресурсы – все, что может быть использовано в производстве в натуральном состоянии: плодородные земли, свободные места для строитель­ства, леса, минералы.

Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции.

Прямые налоги – налоги, уплачиваемые непосредственно с дохода: налог на прибыль, налог с дохода, подоходный налог и т.п.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая величину спроса и предложения на рынке в результате действия конкурентных сил.

Рациональность (экономическая эффективность) – минимизация затрат и максимизация пользы. Различают полную и ограниченную р.

Редкость, ограниченность ресурсов – ситуация, при которой ресурса недостаточно, чтобы удовлетворить жела­ния каждого.

Рынок – совокупность реальных и потенциальных покупателей товара. Конкурентный р. – рынок, на котором нет ни входных барьеров, ни безвозвратных издержек. Р. земли – рынок, на котором хозяйственные агенты и индивиды продают (сдают в аренду) и покупают (берут в аренду) участки земли. Р. кредитного капитала – рынок, на котором хозяй­ственные агенты и индивиды предоставляют и получают ссуды и займы. Р. труда – рынок, на котором хозяй­ственные агенты и индивиды продают и покупают способность к труду.

Рыночное равновесие – особое состояние экономической системы в целом и её компонентов, когда силы, влияющие на спрос и предложение, сбалансированы и количество товаров и услуг, которые хотят и могут приобрести потребители, равны количеству товаров и услуг, которые готовы предложить производители. Р. на рынках товаров, труда, денежном рынке обеспечивается гибкими величинами, а именно: процентной ставкой, заработной платой, уровнем цен в стране.

Сбережения - часть доходов населения, которая не используется для покупки товаров и услуг или выплаты налогов, а вкладывается в банки или ценные бумаги.

Семантический метод – способ построения научной теории в виде интерпретации имеющихся фактов, явлений на основе выявления их реального содержания. Часто используется в естествознании.

Синтез – метод научного и практического познания, основанный на соединении частей в целое.

Система – это совокупность элементов, связанных таким образом, что у этой совокупности появляются свойства (системные свойства), отсутствующие у каждого элемента в отдельности.

Совокупный доход, выручка от реализации – цена, умноженная на количество проданных единиц товара.

Совокупный физический (натуральный) продукт – совокупный выпуск продукции фирмы, измерен­ный в физических (натуральных) величинах.

Спекуляция – деятельность торгового посредника, использующего малые основные и большие оборотные средства.

Спрос – количество товара, которое потребители желают и в состоянии купить по заданной цене. Сравнение – метод научного и практического познания, основанный на нахождении общих и отличительных черт явлений и процессов.

Сравнительное преимущество – спо­собность производить товар или услугу по относительно меньшей альтернативной стоимости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.