Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макроэкономическая политика

Тема 20. Государство в рыночном хозяйстве.

1. Необходимость государственного регулирования экономики.

Роль государства в рыночной экономике.

1. Во всех странах, при любых социально-экономических системах государство наряду с задачами поддержания внутреннего правопорядка, организации обороны страны и другими стандартными задачами занималось также регулированием экономики. Воздействие государства на экономику объективно оправданно исходя из следующего ряда причин.

Первая группа причин связана с тем, что государственное регулирование должно обеспечивать прогресс общества на основе согласования экономических интересов членов общества и экономических процессов. Государство должно противодействовать попыткам противопоставления индивидуальных или групповых интересов общенациональным, попыткам нарушения экономического порядка в обществе, подрыву целостности экономики.

Вторая группа причин обусловлена ограничениями и недостатками самой рыночной системы (т.н. «фиаско рынка»). Рыночное саморегулирование не может ни резко ограничить, ни тем более искоренить действие негативных сторон рыночных отношений, так как оно направлено на реализацию сугубо индивидуальных интересов.

Основными направлениями государственного воздействия на рыночную систему в современных условиях являются защита рыночного механизма, его рациональное дополнение и сглаживание негативных последствий функционирования рынка.

Регулируя рыночные отношения, государство одновременно является равноправным субъектом хозяйствования, оказывая воздействие не только на макросреду рыночного хозяйства, но также и на микросреду — чрез систему налогов, дотаций, расходов и т.д.

Государственное регулирование экономики (далее — ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых полномочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

 

2. Субъекты, объекты, цели и методы государственного регулирования экономики.

Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать такие его элементы как субъекты, объекты, цели, инструменты (или средства) ГРЭ.

Субъекты ГРЭ включают в себя носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов — социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, доходам, видам деятельности, профессиям, отраслевым или региональным интересам. У каждой из этих групп имеются свои интересы, обусловленные указанными признаками. Представители данных групп индивидуально выражают сои интересы в средствах массовой информации, митингах, письмах и обращениях и т.д. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным аппаратом как регулятором хозяйства страны.

Выразители хозяйственных интересов — это объединения носителей экономических интересов различного рода (союзы, ассоциации и т.п.). Самые влиятельные из них — это союзы предпринимателей и профсоюзы, которые пытаются осуществлять собственные концепции социально-экономической политики. Различные каналы влияния выразителей хозяйственных интересов на органы ГРЭ — вторая линия связи с государственной экономической политикой (через рекомендации, консультации, используя политические партии и т.д.).

Исполнители хозяйственных интересов — это органы 3-х ветвей власти, образующие третью линию связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой. Четвертая линия связи между носителями хозяйственных интересов и государственной экономической политикой - советы при государственных регулирующих органах.

Объекты ГРЭ — это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации и явления социально-экономической жизни, где возникли или могут возникнуть проблемы не решаемые автоматически (или разрешающиеся в отдаленном будущем), в то время как снятие их необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основными объектами ГРЭ являются экономический цикл, отраслевая и региональная структура хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения (отношения между работниками и работодателями по найму и социальное обеспечение), окружающая среда, внешнеэкономические связи.

Для государственного регулирования каждого из объектов существует определенный вид государственной экономической политики (например, политика ценообразования).

Генеральная цель ГРЭ — экономическая и социальная стабильность (укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом). Генеральная цель определяет конкретные цели, осуществление которых приводит к выполнению генеральной. Конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ (например, выравнивание экономического цикла направлено на объект — экономический цикл).

Воздействуя на экономику, государство использует методы двух типов: административные и экономические. Административные методы ГРЭ не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов или с опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Пример меры запрета — это прекращение выдачи лицензий на определенный вид деятельности, меры разрешения — разрешение на использование определенной территории под застройку, и меры принуждения — принуждение к установке очистных сооружений на предприятии, создании определенных условий труда и т.д. Административные меры используются в развитых странах слабо, ограничиваясь экологией и созданием минимальных бытовых условий социально слабозащищенным слоям населения

Экономические методы связаны с созданием дополнительных материальных стимулов или с опасностью финансового ущерба за счет использования средств денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

 

3. Функции государства в рыночной экономике.

Инструменты государственного регулирования экономики.

Функции государственного регулирования экономики воплощают в себе многообразие задач, стоящих перед ГРЭ. В наиболее обобщенном виде они выглядят следующим образом.

Политико-правовые функции государственного регулирования экономики заключаются в косвенном воздействии на экономику для создания условий становления, развития и защиты рыночного хозяйства. Данная группа делится на две функции. Первая из них политическая функция состоит в разработке стратегии экономического развития страны, что во многом определяется политическими программами правящих партий. Вторая - правовая функция заключается в создании и регулировании правовой основы функционирования экономики. К подобным нормативным актам можно отнести законы: регулирующие права собственности; регулирующие условия и направления предпринимательства; закрепляющие права потребителей, а также антимонопольное законодательство.

Социально-экономические функции государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на экономику, обеспечивая эффективность функционирования и социальную направленность рыночного хозяйства.

К их числу относятся:

а) функция макроэкономической стабилизации (поддержание макроэкономического равновесия). Это деятельность государства, направленная на: поддержание пропорций в национальном хозяйстве (между отраслями, сферами экономики, регионами и т.д.); снижение безработицы; стабилизацию уровня цен; поддержание внешнеэкономического баланса, стабильных позиций на мировом рынке.

б) функция эффективного размещения и использования ресурсов (создание условий для качественного роста экономики). Это в первую очередь выделение ресурсов для создания общественных благ, сюда же относится перераспределение ресурсов для поддержания приоритетных отраслей, а также создание условий повышения эффективности производства на микроуровне, связанного с созданием насущных для населения товаров и услуг индивидуального пользования (поддержка фермерства и т.п.).

в) функция социальной ориентации рыночного хозяйства — это создание благоприятных условий жизнедеятельности всех субъектов рыночного хозяйства. Наиболее эффективно в этом плане социальное регулирование на макроуровне, куда входят перераспределение доходов, а также разработка социальных программ, включающая в себя заботу о малоимущих, политику в области занятости, индексацию доходов населения и т.п. На микроуровне оно выражается через воздействие на условия производства товара или услуги и характеристики самого товара (государственное определение условий найма и труда, установление минимальной зарплаты, стандартов безопасности продукции т.п.).

Минимально необходимые границы государственного регулирования определяются такими важнейшими задачами как создание правовой базы функционирования рынка и организация денежного обращения, предоставление общественных товаров и услуг, устранение последствий внешних эффектов. Без государственного вмешательства в эти сферы нормальное функционирование экономической системы невозможно без нарастания разрушительных процессов. Максимально допустимые границы государственного вмешательства в экономику воплощаются в следующих направлениях: перераспределение доходов и регулирование социальных отношений; обеспечение эффективной занятости; преодоление монополизации экономики и инфляции; антициклическое регулирование; проведение структурных изменений и содействие развитию регионов; развитие фундаментальных научных исследований; достижение сбалансированности внешнеэкономических связей. Их превышение превращает государственное регулирование в систему административного управления экономикой.

Для реализации своих функций государство применяет широкий набор инструментов (средств), которые образуют механизм ГРЭ. В наиболее обобщенном виде их можно представить как инструменты:

- регулирования конкурентной среды;

- регулирования государственной собственности и государственного предпринимательства;

- финансового регулирования;

- кредитно-денежного регулирования;

- макропланирования экономического развития;

- регулирования внешнеэкономической деятельности.

В этой классификации делается упор на непосредственное (прямое) воздействие на экономику.

Регулирование конкурентной среды предусматривает формирование многообразных форм собственности, антимонопольную практику государства, меры по стимулированию предпринимательства и систему маркетинговой деятельности государства (по облегчению вхождения в рынок все большей части населения).

Регулирование государственной собственности и государственного предпринимательства проводится путем увеличения или уменьшения доли госсектора в экономике за счет разгосударствления (или приватизации) или деприватизации (национализации), а также посредством создания смешанных предприятий.

Финансовое регулирование - это распоряжение государственным бюджетом страны, с одной стороны посредством регулирования денежных поступлений, главным образом за счет налогов, а с другой стороны за счет их расходования.

Кредитно-денежное регулирование - это контроль за денежным предложением (объемом денежной массы в стране) посредством эмиссии денег, операций на открытом рынке, установления учетной ставки и нормы обязательных банковских резервов.

Макропланирование экономического развития разнообразно — от разработок рекомендаций программирования и прогнозирования до составления перспективных планов развития тех или иных отраслей и сфер экономики.

Регулирование внешнеэкономической деятельности выражается в государственном торговом и валютном регулировании, направленном на поддержание активного внешнеторгового баланса и стабильность курса национальной валюты.

Игнорирование или преуменьшение воздействия функций и механизма государственного регулирования экономики чревато тяжелыми последствиями для общества как в экономическом, так и в социальном плане.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 19. Безработица и инфляция в национальном хозяйстве | Тема 21. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.