Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты юридической профессии

Тема 2. Общие положения юридической профессии.

1.1 Политический характер работы

Как отмечается в специальной литературе, профессия юриста обязывает его вникать во все сферы общественной жизни, где он чувствует, что именно из-за отсутствия опыта самостоятельной политической жизни нашего общества появляется незрелость украинского национального сознания, которое свойственно и правоведам10. Многолетняя атмосфера закрытости общества дала о себе знать и на его политической культуре, а потому, имеет место определенная политическая неуверенность, растерянность юристов, дефицит их политических убеждений. Это нередко препятствует юристам в формировании выверенной, взвешенной политической стратегии в сфере правоохранительной деятельности.

Политика — это 1)деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и др. классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями; 2)вопросы и события общественной и государственной жизни.11

Профессиональное поведение юриста связано, прежде всего, с ролью юриста, его должностным, статусным положением.

Именно высокая степень влияния юриста как лица, осуществляющего профессиональную юридическую деятельность, объясняет тот факт, что профессиональное поведение юриста регулируется нормативно-правовыми актами. Нарушения юридически определенных либо этических правил профессионального поведения соответственно влекут санкции в отношении юристов, допустивших эти нарушения.

Профессиональное поведение юристов может выражаться в виде действий:

1.совершаемых при исполнении служебных обязанностей или в непосредственной связи с ними (служебное поведение);

2.связанных с его должностным положением либо обладанием профессиональной информацией, профессиональными навыками и пр. (внеслужебное поведение).

Примерами различных позитивных и негативных видов и проявлений профессионального поведения юриста могут быть в частности: ведение политической агитации, лоббирование законопроектов, совершение в своих целях юридически значимых действий, выступления в средствах массовой информации и перед гражданами, соблюдение некоторых общих и специальных норм нравственности; совершение гражданско-правовых сделок с использованием должностного влияния (приобретение акций, покупка недвижимости) и пр. Все эти виды поведения могут проявляться в служебной сфере, а также в сфере политики, экономической деятельности и в быту.

Смысл нормативно-правовых предписаний, касающихся профессионального поведения юристов состоит в том, чтобы:

обеспечить приоритет интересов общества и отдельных граждан перед частными интересами профессионала-юриста;

минимизировать риск злоупотребления значительными возможностями, которые предоставляет юридическая профессия и должностное положение юриста-профессионала;

защитить самих юристов от преувеличенных требований;

обосновать необходимые и разумные методы социального контроля за деятельностью юристов, поскольку все юристы (как опытные, так и начинающие) вынуждены считаться с тем, что общество постоянно проявляет повышенный интерес к поведению юристов.

Проблема профессионального поведения юриста особенно остро возникает при совмещении разнородных видов деятельности, прежде всего, юридической, политической, предпринимательской, а также во всех случаях, когда юристы (осознанно или неосознанно) стремятся использовать свое положение в личных целях.

Итак, что касается профессиональной деятельности юристов в сфере политики, то такое поведение может рассматриваться к двум сферам — служебной и внеслужебной. В данном случае нас интересует служебная сфера деятельности профессионала-правоведа.

К сфере служебной деятельности, как отмечает А.Э. Жалинский, относятся, например, требования (или вернее — ограничения) по отношению ко всем юристам, находящимся на государственной службе12. Это ограничения, связанные с поступлением на государственную службу, согласно которым не могут быть избранными и назначенными на должность лица, которые признаны недееспособными, имеют судимость, являются родственниками или свойственниками должностных лиц, которым будут подчинены в случае поступления на государственную службу. Это также ограничения на участие в забастовках, на использование своего служебного положения или содействие лицам в осуществлении кредитно-банковской, внешнеэкономической и иной деятельности с целью получения прибыли и пр. Лица, состоящие на государственной службе, не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять работу на условиях совместительства, входить в состав правления предприятий, кредитно-финансовых учреждений, хозяйственных обществ и пр.

Юристам — лицам свободных юридических профессий, например, юрисконсульта на предприятии, юриста в коммерческом банке, законодательство Украины не запрещает участие в работе политических партий и движений, а равно и участие в органах местного самоуправления. Как бы то ни было, законодательство Украины исходит из того, что политические взгляды юриста-профессионала не должны никоим образом влиять на его профессиональные позиции. Например, адвокат не вправе без дополнительных оснований отказаться от защиты прав и интересов лица по политическим соображениям. Юрисконсульт на предприятии не вправе выдвигать по этим же соображениям возражения против заключения хозяйственного договора. Такие утверждения опираются на правовые предписания, обеспечивающие добросовестную экономическую конкуренцию на рынке товаров, работ и услуг, а также известные формы нейтралитета и беспристрастности юриста.

Как отмечено в специальной литературе, отказ юриста от выполнения своих обязанностей был бы для него неверным шагом13. Вместе с тем в данной сфере существуют и более тонкие, но значимые проблемы. Например, происходящие в стране социально-экономические преобразования вызывают самые различные точки зрения и мнения. Отказ от административно-правового воздействия на экономику и внедрение процессов дерегулирования экономических процессов воспринимаются юристами-профессионалами неодинаково и порой противоположно. Профессиональный юрист может отрицательно относиться к провозглашенной законодательно свободе экономической деятельности, приватизации, защите экономической конкуренции и прочее, однако он ни в коем случае не должен принимать правовые решения для разрешения конкретной проблемной ситуации, руководствуясь политическими пристрастиями, нередко имеющими экономическую подоплеку.

Позиция юриста-практика и теоретика, заключающаяся в политическом нейтралитете, во многом зависит от уровня его политической культуры.

Как отмечает С.С. Сливка, политическая культура юриста — это уровень реальной оценки им политической ситуации, имеющей непосредственное отношение к правовым явлениям, выработка собственных политико-национальных убеждений с целью политического прогнозирования эффективности национального права14.

С этой точки зрения всех юристов-профессионалов можно подразделить на такие группы:

1. юристы, профессионально занимающиеся научной и преподавательской деятельностью;

2. служащие аппарата государственного управления и органов местного самоуправления;

3. сотрудники и должностные лица системы правоохранительных органов государства;

4. юристы свободных юридических профессий.

Для каждой из названных групп требования об уровне политической культура имеют как общие черты (это принципы политической деятельности юриста, в общем), так и существенные различия.

Так, например, юрист, занимающийся преподавательской и научной деятельностью, должен принимать во внимание, что научный труд, касающийся правоприменительной практики или публикация, посвященная решению общетеоретической задачи, должны быть основаны на методологически верных принципах, отражать не политическую позицию автора, а быть объективными. Именно это является предпосылкой ценного научного разрешения вопросов, требующих теоретического осмысления.

Что касается должностных лиц аппарата государственного управления, то это, безусловно, проводники государственной политики во всех сферах жизнедеятельности современного общества и государства. К таким профессионалам предъявляется требование умения осознавать политические ценности и быть в них убежденным. Ценность политической культуры такого юриста способствует превознесению и культуры выполнения своих служебных обязанностей, и обдуманному, осознанному отношению к их исполнению. Так, например, с принятием Конституции Украины, человек, а равно его права, свободы и законные интересы были провозглашены наивысшей социальной ценностью в нашей стране. Именно поэтому Украина — социальное государство. Исходя из этого, строится и вся политика государства, именно с ориентиром на приоритет прав человека организуется вся деятельность органов государственной власти и управления. Исходя из этого, от должностных лиц названных органов требуется организовывать свою деятельность по решению конкретных управленческих ситуаций таким образом, чтобы создать вокруг всех лиц, находящихся в Украине и каждого гражданина Украины, и каждого человека в пределах территориальных границ Украины такие условия, при которых он, человек, сможет реализовывать предоставленные ему законодательством права, свободы и законные интересы наиболее полно и эффективно для себя.

Содержание политической оценки результатов правоохранительной деятельности заключается в том, что принятые юристом, занимающимся правоохранительной деятельностью, решения могут получить негативный общественный резонанс, поскольку многие правонарушения имеют все-таки политическую окраску15. В таком случае могут возникать негативные оценки деятельности государственных правоохранительных органов, состояния политической культуры государства в целом. В свою очередь, недостатки правоохранительной деятельности непосредственно влияют на ряд политических явлений, становятся определенной лазейкой для разворовывания национальных богатств. Поэтому борьба с преступностью, особенно с организованной преступностью и с преступностью в экономической сфере, имеет политический оттенок. Это же касается и административно-правовых и гражданско-правовых нарушений.

 

1.2 Формализованный порядок деятельности

Формализованность, формализм, формальный характер означает подчиненность определенной форме. В данном случае речь идет, безусловно, о профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деятельность юриста охватывает собой как работу по профессии и выполнение обязанностей, так и профессиональное поведение, что связано либо с пребыванием на определенной должности либо с исполнением конкретного поручения. Специфичным для профессиональной юридической деятельности является реализация юристом имеющихся у него правовых знаний в процессе решения правовых задач. Эта специфика и определяет содержание работы юриста, всю его профессиональную карьеру.

Формализованный порядок деятельности юриста наиболее ярко проявляется при проведении тех действий и процедур, которые выполняются, как правило, именно юристами, и в которых закрепляются результаты их работы. Основными можно считать такие: официальные беседы, допросы, переговоры, вынесение различных решений и принятие постановлений, процессуально регламентированную фиксацию информации, удостоверение документов и пр.

Так, например, Уголовно-процессуальный кодекс Украины (далее — УПК) содержит перечень лиц, участвующих в деле, их правовой статус, права и обязанности каждого из них, порядок ведения судебного следствия, с обязательным указанием очередности действий. Причем несоблюдение этой очередности, т.е. установленного нормами УПК формализованного порядка, является основанием для обжалования действий суда, как таковых, которые выполнены с нарушением уголовно-процессуального законодательства. В УПК содержится перечень четких требований к фактам, которые могут рассматриваться в качестве доказательств по уголовному делу и к правовому порядку их фиксации. Несоблюдение требуемой формы фиксации делает факты, которые могли бы быть доказательствами, ничтожными.

Еще один яркий пример формализованного порядка деятельности юриста описан А.Э Жалинским16. Это формализм профессиональной деятельности, например, судей. Такой порядок принципиально усложняет их работу, но одновременно и способствует защите прав граждан, интересов общества и государства. Понятие формализма в данном случае означает сущностное подчинение форме и носи позитивный оттенок. Формализм требует, чтобы каждый судья решал свои профессиональные задачи с соблюдением весьма жестких правил. Они (судьи) обязаны считаться с мнением иных участников процесса, соблюдать строго определенную последовательность следственных действий, использовать информацию, которая может быть оценена определенным образом. Уголовный, гражданский и хозяйственный процесс, как было указано выше, предусматривают весьма четко регламентированные процедуры, которые сложно освоить, и, тем более, безошибочно исполнять. Судья постоянно скован этими процедурами и не может в произвольном порядке осуществлять те или иные действия.

Следственная деятельность тоже должна осуществляться в строгом соответствии с законодательством и проходить в рамках предусмотренных им процедур. Чем жестче следователь исполняет предписанные законодательством процедуры, тем в большей степени реализуется право гражданина на защиту.

Прокурорская деятельность также осуществляется в строго процедурно-нормативном порядке, который определяет содержание работы отдельных прокуроров и означает, что основные виды действий осуществляются ими на основе предоставленных им полномочий, в форме, предусмотренной законом, и при наличии соответствующих оснований.

Формализм деятельности представителя любой юридической профессии заключается также в требованиях законодательства к обязательному документальному закреплению стадий своей деятельности. Например, протокол обыска, протокол об административном правонарушении, протокол судебного заседания, решение или постановление суда, исковое заявление и пр.

 

1.3 Многогранность и гуманизм, самостоятельность

Юрист-профессионал, какую бы сферу юридической профессии он не

представлял, должен быть всесторонне развитым и обладать таким свойством и умением как способность объективно оценить реальную жизненную ситуацию, в какой бы сфере жизнедеятельности человека она не возникла. Так, например, адвокат в процессе участия в предварительном расследовании может столкнуться и с экономической сферой, и с бытовой сферой, и затронуть политику государства, и религию, и идеологию и пр. И в каждой из этих сфер юрист должен суметь сориентироваться и разрешить проблемную ситуацию. Это требует у него наличия не только правовых знаний, но и всесторонней социальной развитости. Любой юрист-профессионал значительно качественнее разберется в деле, которое он ведет, при условии умения логически мыслить, подвергать объективную реальность и поведение людей в ней с психологической точки зрения, при условии умения сориентироваться не только в сугубо правовых вопросах, но и во всех смежных сферах—политике, экономике, культуре, социальной и религиозной сферах и т.п. Наличие у юриста-профессионала такого широкого спектра знаний и навыков характеризуется как его многогранность и всестороннее развитие.

Гуманизм как нравственный принцип в обыденном понимании означает человечность, любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и полноценную возможность для саморазвития17. Гуманизм — это требование современной эпохи, ее ведущий принцип, пронизывающий все отрасли права и определяющий все его нормы.

Применительно к деятельности юриста гуманизм лежит в основе всей системы нравственно-правовых отношений между профессионалами-правоведами и гражданами. Гуманистичность их деятельности заключается в самой ее сущности, которая определяется как обеспечение социальной стабильности, охрана общественного порядка в стране, собственности, прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий от противоправных посягательств и иных антиобщественных действий.

Кроме этого, любой юрист-профессионал, контактируя с другими людьми, должен, прежде всего, оценивать их человеческие качества, видеть в своем контрагенте человека со свойственными ему особенностями психологии и психики. Так, например, следователь, проводящий дознание и досудебное следствие, в соответствии требованиями принципа гуманизма обязан отнестись к подозреваемому не как к преступнику, а изначально как к человеку с его непреложными правами на жизнь, честь, здоровье, неприкосновенность и достоинство. Такой подход в дальнейшем будет способствовать выявлению мотивов, причин и условий совершения данным человеком противоправных действий и соблюдению его прав на защиту. Это же требование относится и к любому другому юристу, занимающемуся профессиональной правовой деятельностью.

Самостоятельность означает, что юрист, занимающийся профессионально правовой деятельностью, при разработке и принятии решений для устранения возникающей правовой проблемы, независим и полагается лишь на собственные знания, умения и опыт. Однако относительно самостоятельности есть некоторые оговорки. Следователь, проводящий дознание и досудебное следствие является самостоятельной процессуальной фигурой. Возможности влияния на него по конкретному уголовному делу ограничены и достаточно детально регламентируются УПК Украины. В то же время, следователь — это работник, подчиняющийся вышестоящим должностным лицам в сфере организации труда, дисциплины, распорядка рабочего времени, выполнения различных не процессуальных заданий (дежурства, организационная работа и т.п.). Относительно деятельности судьи принцип самостоятельности реализуется через смежную категорию — «независимость». Она означает высокую личную ответственность за осуществляемую ими деятельность и высокую нервную напряженность труда.18

Судья в принципе обязан лично, совещаясь со своими коллегами в составе суда, принимать решение по конкретному делу. Именно он и только он должен решать, что такое право в каждом конкретном случае, как оно должно быть применено, и выглядеть в том или ином решении. Это весьма сложная задача. Во всем мире с деятельностью судьи связывают представления о высшей квалификации юриста, а с независимостью судьи — не право действовать произвольно, а обязанность поступать ответственно. Ни государство, ни закон не в состоянии в полной степени обеспечить независимость судьи. Они могут лишь создать гарантии и условия защиты независимости. Конечный результат во многом и в большинстве зависит от внутренней правовой и моральной культуры самого судьи, от его осознания таких категорий нравственности, как долг, честь и совесть.

В отличие от судей и следователей ОВД отдельные прокуроры обладают значительно меньшей должностной самостоятельностью. Практически все важнейшие решения принимаются от имени прокурора, возглавляющего орган прокуратуры, а соответственно и должны быть им утверждены либо санкционированы. В сущности, с позиции права прокуроры функциональных и линейных служб фактически не принимают окончательных решений. В то же время они оказывают прямое и непосредственное влияние на содержание таких решений, поскольку контроль вышестоящего прокурора преимущественно строится на доверии. А при принятии решений невозможно автоматическое применение закона, а, следовательно, усмотрение прокурора играет самую серьезную роль. Как профессионалов это обязывает прокурорских работников, как и всех других юристов-профессионалов, к самостоятельному мышлению, к овладению соответствующими приемами правореализационной техники.

 

1.4 Творчество и романтика

Как отмечает А.Э.Жалинский, творческие и поисковые начала

профессиональной деятельности присущи преимущественному большинству видов труда юристов19. Однако именно в связи со следовательской профессиональной деятельностью можно наиболее детально говорить о творчестве и романтизме, о ее поисковом характере. Именно следователи в основном направляют свою деятельность на установление скрытой истины. Здесь правовая оценка фактов играет самую существенную роль, но основной задачей следователя все же является установление и закрепление фактов, которые ранее были не известны государственным правоохранительным органам. Здесь мастерство, талант, настойчивость, творческий подход выходят на первый план. Для заурядного следователя работа часто ограничивается формальным закреплением на бумаге уже обнаруженных доказательств.

Целью профессиональной деятельности следователя является установление объективной истины. Например, в действительности ли было совершено преступление, кем это преступление было совершено, каким образом оно было совершено, каковы были мотивы и цель совершения преступления. Уголовно-процессуальное законодательство четко регламентирует порядок деятельности следователя в процессе дознания и досудебного следствия. От этого правового порядка следователь не имеет права отступать, так как любое, даже самое незначительное нарушение установленной процедуры создаст угрозу нарушения права подозреваемого на защиту. Однако в рамках, оговоренных процессуальным законодательством, следователь волен в выборе варианта построения хода расследования. Именно следователь, творчески подходя к решению процессуальной задачи, избирает каким образом ему построить расследование. Здесь проявляется творческое начало его деятельности.

Деятельность юристов-практиков, особенно задействованных в

государственных силовых структурах (СБУ, ОВД, прокуратура), всегда овеяна неким ореолом романтики. И пусть порой речь идет о том, что в таком следственном действии, как эксгумация трупа или простой выезд на место совершения убийства, весьма мало романтического, все же следует учесть, что следователи, как и оперативные работники, как и адвокаты, судьи и прокуроры ведут борьбу с преступностью и представляют своего рода клан (сообщество) юристов, путь в который лежит через трудности обучения юридической профессии, через сдачу сложных квалификационных экзаменов, через тернистый путь наработки практических навыков и способностей и прочее. Здесь важно учитывать, что сообщество юристов объективно занимает в обществе не более высокое, но и не более низкое положение, чем любая другая профессиональная группа, сложившаяся в процессе разделения труда, разумеется, в том случае, если общество и составляющие его социальные слои готовы признавать и оплачивать труд этих профессиональных групп. Юристы представляют собой в идеале передовую, даже элитарную профессиональную группу, хотя и не обладают правовыми преимуществами по отношению к другим группам людей. Они выполняют свои функции для общества и от его имени.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правосудие, юстиция, юрисдикция и юриспруденция | Функции юридической работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.