Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика и социология труда




Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве

Реализация конституционного права наших граждан на благоприятную окружающую среду сегодня уже невозможна без международного экологического сотрудничества, поэтому Беларусь является активной его участницей. В развитии меж­дународного сотрудничества на многосторонней основе особое внимание в нашей республике уделяется обеспечению выпол­нения международных конвенций и подписанных к ним прото­колов, разработке национальных механизмов их реализации, а также активизации сотрудничества с органами управления конвенциями.

Республикой Беларусь подписаны следующие основные кон­венции и протоколы в области охраны окружающей среды:

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на боль­шие расстояния — 17 ноября 1979 г.;

Протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничных по­токов по меньшей мере на 30 % к Конвенции 1979 г. о трансгранич­ном загрязнении воздуха на большие расстояния — 13 июля 1985 г.;

Протокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния — 4 ноября 1988 г.;

Венская конвенция об охране озонового слоя — 22 марта, 1985 г.;

Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоно­вый слой — 16 сентября 1987 г.;

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте — 25 февраля 1991 г.;

Рамочная Конвенция ООН об изменении климата — 9 мая 1992 г.;

Конвенция ООН о биологическом разнообразии — 5 июня 1992 г.;

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения — 3 марта 1993 г.

В рамках конвенций разработан ряд проектов (в частности, проект программы "Охрана атмосферного воздуха" с учетом вы­полнения Беларусью международных обязательств, установлены критические нагрузки на экосистемы Республики Беларусь под влиянием техногенного фактора, осуществлена работа по оценке эмиссионных факторов по тяжелым металлам и др.), предпринят комплекс мер по регламентации перемещения озоноразрушаю-щих веществ (ОРВ) через государственную границу, сокращению

производства и потребления ОРВ, создан банк данных об их им­портерах и потребителях ОРВ в республике и т.д. Благодаря этим мероприятиям выбросы оксидов азота снижены на территории Беларуси до уровня 1987 г., а потребление озоноразрушающих веществ за последние годы сократилось в 4 раза.

В контексте реализации Конвенции о сохранении биоразно­образия планеты Беларусь стала полноправным участником процесса создания Общеевропейской экологической сети терри­ториальной охраны природы (EECONET), основной целью кото­рой является сохранение пространственных и функциональных связей между природными экосистемами соседних стран. Боль­шинство европейских государств обязались спланировать и соз­дать такую сеть к 2010 г. Основными функциями экосети явля­ются предотвращение увеличения фрагментарности экосистем, выявление наиболее важных (ключевых) с точки зрения сохра­нения биоразнообразия территорий в отдельных европейских странах и обеспечение их охраны в рамках единой функционально и территориально связанной системы (путем создания в дальнейшем трансграничных охраняемых природных террито­рий). Идея создания EECONET оценивается специалистами как одна из лучших современных макрорегиональных инициатив.

Являясь одним из учредителей ООН, Республика Беларусь на постоянной основе поддерживает контакты с межправительс­твенными организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организацией (ВМО), ВОЗ, ЕЭК по пробле­мам окружающей среды и водным ресурсам, Международной справочной системой источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА), ОЭСР и др.

Расширяется взаимодействие Беларуси с такими крупными! международными организациями, как Совет Европы, МАГАТЭ, Межгосударственный экологический совет (МЭС), Программа ТАСИС Европейского сообщества, Всемирный банк, Евробанк, а также органами, созданными для имплементации международных природоохранных конвенций и протоколов к ним и др.

В последние годы активизировалось сотрудничество природоохранных органов Беларуси с Программой развития ООН в нашей республике, в рамках которой реализуют проекты по устойчивому развитию на областном, районном уровнях и межсекторные программы устойчивого развития* Подготовлены и изданы материалы Международной конфереции по устойчивому развитию стран с переходной экономике которая состоялась в Минске в 1997 г. За приверженность нашей страны идеям экоразвития и ак­тивную природоохранную позицию на 52-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (июнь 1997 г.) Республика Беларусь была из­брана в Управляющий совет Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) на четырехлетний период (начиная с 1998 г.).

В республике продолжается работа по реализации разрабо­танного целевой группой ЕЭК ООН проекта "Мониторинг и оценка качества вод бассейна реки Западный Буг", выполняемо­го совместно с Польшей и Украиной.

В области охраны окружающей среды у Беларуси много об­щих с другими странами СНГ проблем, оставшихся в наследство от Советского Союза, и в первую очередь — последствия катас­трофы на ЧАЭС. Поэтому одним из первых документов, приня­тых в рамках СНГ после образования Содружества, явилось Сог­лашение о взаимодействии в области экологии и охраны окру­жающей природной среды, подписанное 8 февраля 1992 г. в Москве представителями 10 из 11 стран СНГ (Украина присут­ствовала в качестве наблюдателя).

Для практической реализации договоренностей, вытекаю­щих из Соглашения, в июле 1992 г. в Минске на заседании руко­водителей природоохранных ведомств стран СНГ был подписан Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного эко­логического совета (МЭС). В качестве постоянного рабочего ор­гана МЭС был учрежден Секретариат совета со штаб-квартирой в Минске.

Задачами МЭС являются:

♦ осуществление координации и проведение согласованной политики в области охраны окружающей среды;

♦ проведение совместных экологических экспертиз проектов;

♦ оказание содействия в разрешении экологических споров между членами МЭС;

♦ ведение межгосударственной Красной книги;

♦ определение условий и порядка участия сторон в выполне­нии обязательств, вытекающих из ранее принятых Советским Союзом соглашений в области охраны окружающей среды.

За период существования МЭС был принят ряд соглашений в области охраны окружающей среды:

Соглашение об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания от 9 сентября 1994 г.;

Соглашение о книге редких, находящихся под угрозой ис­чезновения видов животных и растений — Красной книге СНГ от 23 июня 1995 г.;

Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опас­ных и других отходов от 12 апреля 1996 г.;

Соглашение об информационном сотрудничестве в области эко­логии и охраны окружающей природной среды от 6 июня 1997 г.;

ашение о принципах взаимодействия в области рацио­нального использования и охраны трансграничных водных объ­ектов от 6 июня 1997 г.

Беларусь развивает и двустороннее сотрудничество в области охраны природы, прежде всего со странами СНГ, а также с дру­гими сопредельными государствами и потенциальными инвес­торами (Германией, Швейцарией, Швецией и др.)- Подписаны и реализуются межправительственные соглашения с Латвией, Российской Федерацией, Украиной, а также межведомственные (между природоохранными ведомствами) — с Польшей, Дани­ей, Молдовой, Литвой, Болгарией, Словакией.

В рамках двустороннего сотрудничества регулярно прово­дятся встречи и совещания представителей природоохранных структур Беларуси и стран-соседей, приняты планы экологичес­кого сотрудничества, созданы специальные комиссии по сотруд­ничеству в приоритетных направлениях охраны природы. Так, учрежденная в 1998 г. Белорусско-Латвийская комиссия основ- | ное внимание в своей работе уделяет подготовке межправи­тельственного соглашения по охране и использованию бассейна р. Западной Двины/Даугавы.

Одним из главных направлений в сотрудничестве с Россий­ской Федерацией является взаимодействие природоохранных органов приграничных территорий (Витебской, Могилевской, Гомельской, Брянской, Смоленской, Псковской областей). Продолжается работа природоохранных ведомств по унификации 1 экологических норм и стандартов. С этой целью проведен семи­нар на тему "Сближение законодательной и нормативно-методической базы управления качеством окружающей среды в России и Беларуси". Осуществляются совместные меры по оздоровле­нию и охране трансграничных рек Днепра и Западной Двины.

Главным направлением взаимодействия Беларуси с Польшей в природоохранной сфере является охрана вод р. Западного Буга и его притоков, унификация действий по сохранению биоразнообразия Беловежской пущи и др. М

В рамках подписанного в 1994 г. Договора о сотрудничестве v области охраны окружающей среды между Республикой Беларусь и Данией развернута работа по таким приоритетным направлениям, как охрана водных ресурсов и обработка сточных вод. переработка опасных отходов и др. В частности, совместно с Датским агентством по охране окружающей среды осуществляю проекты, связанные с охраной воды и атмосферного воздуха бас­сейнов основных рек, впадающих в Балтийское море (Западной Двины, Немана, Западного Буга). Завершены годичные этапы работы по двум проектам, финансируемым Датским правительс­твом: "Обследование и утилизация старых, накопленных пестицидов в Республике Беларусь" и "Получение энергии из радиоактивной биомассы и лесной подстилки в Республике Беларусь".

И это лишь малая толика примеров международного приро­доохранного сотрудничества нашей страны.

Экологическая деятельность Республики Беларусь находит активную поддержку международных финансовых институтов. Так, из общей суммы займов (171,2 млн дол.), выделенных Бе­ларуси Всемирным банком (ВБ) за годы сотрудничества, четвер­тая часть была направлена на нужды, так или иначе связанные с экологией (заем на развитие лесного хозяйства, кредитный аванс на подготовку проекта энергосбережения на объектах со­циальной сферы). Еще 14 млн дол. составила грантовая поддер­жка со стороны ВБ экопроектов Беларуси. Половина этой сум­мы пошла на реализацию проекта по прекращению применения озоноразрушающих веществ путем технического переоснаще­ния предприятий; 1 млн дол. — на проект сохранения биоразно­образия лесов Беловежской пущи и Березинского заповедника; значительные суммы — на разработку проекта модернизации системы городского водоснабжения и проекта по созданию про­тивопаводковой инфраструктуры в пойме р. Припяти. Однако условием дальнейшего кредитования экологической сферы рес­публики ВБ определил серьезные изменения макроэкономичес­кой ситуации в Беларуси. Во всяком случае, перспективы даль­нейшего экологического сотрудничества изучаются обеими сто­ронами. И среди них такие направления, как внедрение экономи­ческих инструментов в природоохранную деятельность, пробле­мы переработки промышленных отходов, введение налогов на то­вары, загрязняющие окружающую среду (ПЭТ-бутылки, акку­муляторы, асбест и т.п.), управление водными ресурсами и др.

Активное участие Беларуси в процессе международного эко­логического сотрудничества дает надежду на то, что наше воз­вращение на общемировые пути социально-экономического раз­вития будет способствовать выходу из экологического кризиса совместно с другими странами. Для этого существуют реальные предпосылки. Беларусь имеет определенный материально-тех­нический и интеллектуальный потенциал для совершенствова­ния технологий в целях экологизации хозяйственной деятель­ности, поскольку очевидно, что спасение биосферы планеты — в повсеместном переходе на передовые мало- и безотходные тех­нологии. Однако для быстрейшего распространения самых про­грессивных экотехнологий целесообразно использовать опыт стран с высокоразвитой экономикой, тем более что "Повестка дня на XXI век" предусматривает передачу таких технологий развитыми странами мира другим государствам. Но для практи­ческой реализации этой меры необходима разработка соответ­ствующей нормативно-правовой базы в рамках международного экологического сотрудничества.

 

Курс лекций для студентов специальности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.