Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Каналы связи и их основные характеристики

ЛЕКЦИЯ

РАЗДЕЛЫ ПЛАНА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

В плане социального развития целесообразно выделить следующие разделы и направления работ:
1. Совершенствование социальной структуры коллектива. В этом разделе обращается особое внимание на сокращение доли или полную Ликвидацию тяжелых и вредных для здоровья работ, на сокращение доли малоквалифицированного труда, на повышение образовательного и квалификационного уровней работников, на изменение (если в этом есть необходимость) половозрастной структуры коллектива. Отдельно рассматривается труд женщин, подростков, лиц пожилого возраста с указанием тех структурных изменений, которые целесообразно провести среди этих категорий трудящихся.
2. Социальные факторы развития производства и повышения его экономической эффективности. Здесь планируются мероприятия, связанные с техническим перевооружением производства, с внедрением новой техники и технологии. Среди таких мероприятий можно назвать проектирование прогрессивных форм организации и оплаты труда, обеспечивающих повышение содержательности труда, снижение его монотонности. Насыщение производства высокопроизводительной техникой обостряет проблему высвобождения работников и обеспечения занятости персонала предприятия. Целесообразно использовать различные формы занятости: неполный рабочий день, режимы гибкого рабочего времени, надомный труд для женщин и пенсионеров и др. Важно, чтобы в плане нашли отражение вопросы преодоления инфляции, повышения работникам реальной заработной платы. В условиях роста технической вооруженности предприятия следует всячески поддерживать обучение без отрыва от производства. Необходимо предусмотреть также меры по стимулированию рационализации и изобретательства.
3. Улучшение условий труда и быта работников. В плане нужно особо вселить участки и подразделения с неблагоприятными условиями труда, для которых необходимо предусмотреть меры по оздоровлению производственной среды, по замене оборудования, являющегося источником повышенной вредности и опасности, или по надежной изоляции такого оборудования. Предусматриваются также мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических норм, стандартов безопасности труда, по организации на предприятии хорошо оборудованных бытовок, пунктов приема пищи, стирки спецодежды, ремонта обуви, по доставке работникам через столы заказов продуктов и промышленных товаров и др. Особо выделяются вопросы обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, местами отдыха и др.
4. Воспитание дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы. Мероприятия этого раздела плана разрабатываются на основе анализа ценностных ориентаций работников и должны быть направлены на стимулирование высокой трудовой и производственной дисциплины, на развитие различных форм вовлечения трудящихся в дело совершенствования производства.

 

 

Контрольные вопросы

Раздел 1

 

1. В чем заключается роль труда в развитии человека и общества?

2. Что понимается под рынком труда и каково его место в системе рыночных отношений?

3. Раскройте понятие “экономически активное население”.

4. Какие категории населения считаются “экономически неактивными”?

5. Кого считают безработным?

6. Какие существуют виды безработицы?

7. Назовите виды занятости населения.

8. Что такое служба занятости населения.и каковы ее функции?

9. Назовите показатели эффективности труда и дайте им характеристику.

10. Что такое производительность труда и каковы методы ее измерения?

11. Что такое трудоемкость продукции, и какова ее структура?

12. Что понимается под факторами и резервами роста производительности труда?


Раздел 2

 

1. Что понимается под организацией труда и каковы ее элементы?

2. Какие задачи должна решать научная организации труда, и каковы ее функции на предприятии?

3. Какое место занимает организация труда в системе организации деятельности?

4. Назовите и раскройте формы разделения и кооперации труда.

5. Что такое организация рабочих мест, и каковы требования к ней?

6. Какие вопросы необходимо решить, чтобы организовать обслуживание рабочих мест?

7. Что такое производственная операция, каковы ее структура и роль в установлении рациональных приемов и методов труда?

8. Что такое условия труда, и каковы определяющие их факторы?

9. Что понимается под формой организации труда, и каковы условия их эффективности?

10. Назовите и дайте характеристику видам норм труда.

11. Раскройте структуру затрат рабочего времени.

12. Какие затраты рабочего времени включаются в норму труда?

13. Дайте характеристику методам изучения затрат рабочего времени.

14. Какие существуют методы нормирования труда, раскройте их содержание.


Раздел 3

 

1. Что такое уровень жизни населения и как он определяется?

2. Раскройте содержание понятий “минимальная потребительская корзина” и “минимальный потребительский бюджет.

3. Какая существует взаимосвязь между бюджетом прожиточного минимума и уровнем оплаты труда?

4. Какова экономическая сущность заработной платы и как определяется ее уровень в условиях рыночной экономики?

5. Что такое номинальная и реальная заработные платы?

6. Назовите основные элементы организации оплаты труда и его материального стимулирования.

7. Что такое социальное партнерство, каково содержание и значение тарифных соглашений и коллективных договоров?

8. Раскройте сущность и задачи тарифной системы оплаты труда.

9. Какова роль тарифно-квалификационных справочников и каково их содержание?

10. Какие существуют доплаты и надбавки к тарифам?

11. Дайте характеристику системам сдельной формы оплаты труда.

12. Дайте характеристику системам повременной формы оплаты труда.

13. Как определяется заработок рабочих-сдельщиков?

14. Как определяется заработок рабочих-повременщиков и служащих?

15. В чем заключаются особенности оплаты труда работников бюджетной сферы?


Раздел 4

 

1. Что понимается под социальной структурой трудового коллектива и каковы ее разновидности?

2. Каковы основные направления оптимизации социальной структуры коллектива?

3. В чем проявляется отношение человека к труду?

4. Каковы структурные элементы мотивации трудовой деятельности?

5. Что такое потребности и их виды?

6. Что понимается под ценностями и ценностными ориентациями?

7. Назовите внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование отношения человека к труду?

8. Каковы объективные и субъективные показатели отношения человека к труду?

9. Раскройте механизм регулирования трудового поведения человека.

10. Что такое план социального развития трудового коллектива, и каково его значение?

11. Назовите основные разделы плана социального развития и раскройте их содержание.

 

 

Список литературы.

Основная литература:

1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда Учебное пособие. - М. – Новосибирск. – 2003.

2. Воловская Н.М. Экономика и социология труда. Учебное пособие. - М. – Новосибирск. – 2001.

3. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. - М., 2000.

4. Экономика и социология труда: Учебное пособие. - Новосибирск, 2003.

 

 

Дополнительная литература:

 

1.Аверьянов А.Я. Искусство задавать вопросы. - М., 2001.

2. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник. – М., 2005.

3. Амосов А. Проблемы занятости, оплаты, регулирования // Экономист. – 2001. - № 4.

4. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. – М., 2004.

5. Бобков В., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд. - 1996. - №6.

6. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1989

7. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. - М., 2003

8. Еловиков Л.А. Экономика труда. Учебное пособие. - Омск. – 2000.

9. Ерманский О.А. Теория и практика рационализации. - М., 1928.

10. Как провести социологическое исследование. - М., 2000.

11. Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 199.

12. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. - М., 2004.

13. Струмилин С.Г. Избранные произведения. т. 3. Проблемы экономики труда. М., 1964.

14. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. – М., 2000.

15. Экономика и социология труда. - Ижевск, 2007.

16. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г.Меликьяна и Р.П.Колосовой. - М.,2006.

17. Эренберг Р. ДЖ., Смит Р. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. - М., 2001.

18. Ядов Д.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара, 2005.

 

 

План:

1. Немного истории

2. Узлы и каналы связи

3. Средства защиты по усилению помехоустойчивости

1. Немного истории

Из истории человеческого общества вам должно быть из­вестно, что некоторые научные открытия и изобретения сильно повлияли на ее ход, на развитие цивилизации. К их числу относятся изобретение парового двигателя, открытие электричества, овладение атомной энергией, изобретение радио и пр. Процессы резкого изменения в характере произ­водства, в быту, к которым приводят важные научные от­крытия и изобретения, принято называть научно-техни­ческой революцией.

Появление и развитие компьютерной техники во вто­рой половине XX века стало важнейшим фактором на­учно-технической революции.

 

В этом процессе выделим три этапа.

Первый этап начинается с создания первой электрон­но-вычислительной машины (ЭВМ) в 1945 году. Приблизи­тельно в течение 30 лет компьютерами пользовалось срав­нительно небольшое число людей главным образом в научной и производственной областях.

Второй этап начинается в середине 70-х годов и связан с появлением и распространением персональных компьютеров (ПК). ПК стали широко использоваться не только в науке и производстве, но и в системе общего образования, сфере об­служивания, быту. ПК вошли в дом как один из видов быто­вой техники наряду с радиоприемниками, телевизорами, магнитофонами.

Третий этап связан с появлением глобальной компью­терной сети Интернет. С появлением Интернета персональ­ный компьютер, который помещается на письменном столе, стал своеобразным окном в огромный мир информации. По­явились такие новые понятия, как «мировое информацион­ное пространство», «киберпространство». Распространение Интернета решает важную социальную проблему — пробле­му «информационного неравенства», которое существует между людьми, живущими в разных странах и на разных континентах, а также в крупных городах и на периферии. Именно развитие Интернета дает основание говорить о том, что в истории цивилизации наступает этап «информацион­но-ориентированного общества».

 

Интернет — это всемирная система компьютерных се­тей, объединенных на базе общего протокола ТСР/IР.

 

С распространением ЭВМ возникает понятие компьютер­ной грамотности.

Компьютерная грамотность — это необходимый уро­вень знаний и умений человека, позволяющий ему исполь­зовать ЭВМ для общественных и личных целей.

 

На первом этапе истории ЭВМ компьютерная грамотность сводилась к умению программировать. Программирование изучалось главным образом в высших учебных заведениях, владели им ученые, инженеры, профессиональные програм­мисты.

На втором этапе под общим уровнем компьютерной гра­мотности стали понимать умение работать на персональ­ном компьютере с прикладными программами, выполнять минимум необходимых действий в среде операционной сис­темы. Компьютерная грамотность на таком уровне стано­вится массовым явлением благодаря обучению в школе, на многочисленных курсах, в самостоятельном режиме.

На третьем, современном этапе, важным элементом компьютерной грамотности становится умение исполь­зовать Интернет.

Быстро растет число компьютеров, подключенных к ми­ровой сети. И все более необходимым становится умение ис­пользовать компьютер для общения с другими людьми, дис­танционного обучения, поиска справочной информации, коммерческой деятельности и многого другого.

Глобальная сеть — это система объединенных компью­теров, расположенных на больших расстояниях друг от друга, объеди­ненных между собой каналами информационной связи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
План социального развития трудового коллектива | Основные этапы развития глобальных сетей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.