Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние Эпохи Просвещения на мировую и отечественную культуру




 

Контрреформация не сумела всё же целиком уничтожить светскую культуру и науку. Буржуазные революции в Нидерландах и Англии ослабили консервативное влияние Ватикана в мире, а следовательно создали условия для более свободного развития философии, естествознания, математики, физики, истории и т. д. Ещё в 1662 г. в Лондоне была основана одна из первых в мире научных организаций - «Королевское общество». Позднее подобные учреждения стали действовать в Париже (1666), Берлине (1700), Петербурге (1724), Стокгольме (1739) и Мюнхене (1759). Именно в это время были совершены ряд важных научных открытий. В области высшей математики значительных успехов добились Г. Лейбниц, Я. Бернулли и Л. Эйлер; в сфере физики и механики – И. Ньютон, Б. Паскаль и М. Ломоносов; в астрономии – П. Лаплас, И. Кеплер, в химии – А. Лавуазье. С целью популяризации научных знаний в Париже была издана «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751-1780), в которой проявилось стремление преодолеть консерватизм во всех сферах повседневной жизни. Инициаторами её издания были Д. Дидро и Ж. Д’Аламбер, а среди авторов – Вольтер, Ж. Руссо, Э. Кондильяк, П. Гольбах.

Значимость научных открытий, приведших к существенной трансформации общественного мировоззрения и формированию новой буржуазной идеологии, была настолько очевидна, что уже в XVIII в. этот период стали называть эпохой Просвещения. Её сущность заключалась в вере в безграничные возможности совершенствования человеческой природы и реальности переустройства мирового порядка на разумных началах (наличие политической свободы и гражданского равенства).

Необходимо отметить, что развитие просветительских теорий в разных странах имело свою специфику, обусловленную различиями в социально-экономическом укладе. Так, в странах, где буржуазия уже располагала реальной властью, общество больше волновали моральные аспекты (Англия, США, Нидерланды). В государствах же с феодальным монархическим строем наблюдалась постепенная радикализация взглядов, приводившая к открытым конфликтам (революция во Франции, декабристы в России).

Среди наиболее важных вопросов, поднятых мыслителями эпохи Просвещения, следует назвать следующие. Во-первых, значительному пересмотру подверглась проблема отношения государства и личности. Если ранние просветители (Ш. Монтескье, Вольтер, М. Ломоносов) исходили из необходимости существования «просвещённой монархии», как гаранта прав и свобод личности. То в дальнейшем всё больше сторонников получили идеи радикальных преобразований. К примеру, Ж. Русо считал вполне законным свержение правительства, не выполнявшего свои прямые обязанности и создание бессословного «идеального государства». Близкие по духу идеи о народной революции были выдвинуты также А. Радищевым в России и Г. Лессингом в Германии.

Во-вторых, не менее актуальной темой для дискуссий стало и место государства в экономике. Английский философ Д. Локк ещё в начале XVIII в. говорил о необходимости ограничения влияния органов власти на повседневную жизнь граждан (должны лишь издавать законы, наказывать нарушителей и защищать от внешнего нападения). При этом, всё более острой критике стала подвергаться политика меркантилизма. Французские физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго), например, призывали сконцентрировать внимание не на развитии торговли и накоплении капиталов, а на усовершенствовании земледелия, что позволило бы достичь благоденствия всей нации. Наиболее же целостную концепцию развития экономики в новых условиях разработал А. Смит, который выступал за невмешательство государства в экономику, ограничение всякого рода монополий, господство частной собственности и свободной конкуренции.

В-третьих, начало промышленного переворота, и активизация колониальной экспансии всё более остро ставили вопрос о месте и предназначении человеческого бытия. Именно эта тема стала доминировать в быстро развивающейся светской литературе XVIII в. Так, ряд авторов рассматривали человека как покорителя и преобразователя природы (Д. Дефо). Другие же, исходя из благой природы человека, отмечали его эгоизм и беспринципность в реальном мире (Дж. Свифт, И. Гёте, Ф. Шиллер).

Изучая культурное развитие Беларуси в эпоху Просвещения, необходимо отметить, что широкие слои шляхты и духовенства были знакомы с трудами большинства известных европейских мыслителей того времени. Этому способствовали регулярные зарубежные поездки, а также приобретение иностранной литературы, газет и журналов. Под их влиянием, с конца XVII в. в ВКЛ появляются первые признаки общественного «вольнодумства». Вместе с тем, сильные позиции иезуитов и консерваторов не позволили ему здесь укрепиться. Философ и атеист К. Лещинский в 1689 г. был казнён в Варшаве. И. Копиевич эмигрировал в Нидерланды, где основал собственную типографию (издал более 20 книг учебного характера). Туда же уехал учёный К. Семенович, прославившийся своими изобретениями в области артиллерии и ракетостроения. Поэт и просветитель Симеон Полоцкий предпочёл остаться в России.

Лишь к середине XVIII в. традиции эпохи Просвещения стали оказывать существенное влияние на повседневную жизнь белорусского общества. Во многом это было связано с переменами в системе образования. В 1740-е годы по инициативе С. Конарского пиары реформировали программы своих школ, расширив преподавание современных языков, точных наук и естествознания (Лида, Лужки, Витебск, Любешов, Щучин).

Ускорению этих преобразований содействовал роспуск папой римским Климентом XIV в 1773 г. иезуитского ордена. Контроль над учебными заведениями последних в Речи Посполитой перешёл к светской Адукацийной комиссии, которая создала на их базе широкую сеть окружных и подокружных училищ (в Беларуси - 29). Центрами высшего образования стали созданная на базе Виленской иезуитской академии Главная школа ВКЛ, а также Гродненская медицинская академия (1775-1781).

Значительно эволюционировала в это время и отечественная наука. Главным предметом преподавания долгое время оставалась философия. Однако средневековая схоластика постепенно «размывалась» через включение в курс теорий Р. Декарта, Д. Локка, Г. Лейбница. Отечественные философы пытались примирить их идеи с теориями Аристотеля и Фомы Аквинского, однако со временем всё более склонялись к рационализму (А. Скорульский, С. Шадурский, Б. Добшевич, К. Нарбут). Подобные процессы наблюдались и в других отраслях знаний. «Отец отечественной физики» Ю. Мицкевич в своих лекциях исходил из положений ньютоновской механики, но при этом, всё же пытался объединить её с теологической традицией. Более новаторским путём шло развитие истории. А. Нарушевич и Ю. Немцевич рассматривали её как возможность комплексного изучения политических, экономических и культурных достижений прежних поколений. При этом, акцент делался именно на историю Речи Посполитой и ВКЛ. Среди других наук, получивших своё развитие в это время необходимо отметить астрономию - в 1764 г. в Вильно была создана первая обсерватория. Одним из инициаторов её открытия был М. Почобут-Одляницкий, выступавший за секуляризацию науки и пытавшийся основать в столице ВКЛ собственную Академию Наук. Изучением же отечественной флоры занимался ректор Гродненской медицинской академии известный французский учёный Ж. Жилибер, основавший в Гродно первый в Беларуси ботанический сад.

В общественно-политической сфере просветительские идеи проявились в стремлении части шляхты и магнатов к реформам сословной монархии Речи Посполитой (А. Чарторыйский, И. Хрептович, И. Потоцкий, Г. Колонтай). Подобная ориентация на «просвещённого монарха» была заимствована из Франции. Также особую значимость в Беларуси получили и идеи физиократов, под влиянием которых всё чаще высказывалось мнение о необходимости отмены крепостного права и улучшения жизни крестьян (Ю. Павликовский, Д. Пильховский, Я. Ясинский).

Влияние Просвещения ощущалось и в театральной жизни страны. На смену постановкам на библейские сюжеты в школьных театрах приходили пьесы популярных в тогдашней Европе авторов (Мольер, Вольтер). В 1740 г. у Радзивилов в Несвиже был создан первый светский отечественный театр, где большинство актёров и музыкантов было набрано из крепостных крестьян. Известные магнатские театры также действовали при дворах Г. Радзивила в Слуцке (1751-1760), М. Огинского в Слониме (1771-1791) и т. д. Кроме зарубежных пьес на их сценах ставились и произведения отечественных авторов, среди которых лидирующее место, безусловно, принадлежало 16 комедиям и драмам Франтишки Уршули Радзивил. Всё чаще со сцен театров стал звучать и белорусский язык. Вначале он использовался для придания местного колорита отдельным персонажам, а в 1787 г. в Забельском доминиканском коллегиуме под Полоцком К. Морашевским была поставлена первая белорусскоязычная «Комедия», долгое время пользовавшаяся заслуженным успехом.

Существенные изменения произошли и в общем архитектурно-художественном развитии культуры Беларуси. Барокко с начала XVIII в. под воздействием французского рококо видоизменилось в сторону ещё большей декоративной насыщенности, повышенной пластичности и помпезности. Именно такой синтез двух стилей стал результатом возведения наиболее прекрасных шедевров отечественного зодчества (возрождённые Несвижский замок и Полоцкий Софийский собор, Королевский дворец в Гродно, усадьбы в Щорсах, Леонполе и Дятлово, храмы в Борунах, Вольно, Ивенце, Слониме). Больших успехов достигла и фресковая живопись. Разрисовки религиозного и светского характера интерьеров храмов, а также ряда дворцов обрели перспективу и насыщенный колорит (Несвиж, Могилёв).

Вместе с тем, феодальные по сути барокко и рококо под влиянием Просвещения стали постепенно уступать место классицизму, основанному на традициях античности и Ренессанса. Более строгий и лаконичный стиль ознаменовался широким использованием величественных портиков, колон и пилястр (дворцы в Святске, Ружанах, Сёмково, Радзивилмонтах). Основателем же отечественной классической школы живописи стал известный художник Я. Рустем, создавший целую галерею портретов своих современников и подготовивший ряд известных живописцев (В. Ванькович, Я. Дамель).

Культурное развитие Беларуси под влиянием идей европейского Просвещения не прервалось и после присоединения к России. Доминирование региона в сфере образования, науки и культуры привело к его фактической автономии в империи. Лишь последовавшая за подавлением восстания 1830-1831 гг. унификация белорусских губерний с общероссийскими через русификацию и насаждение православия привела в упадок духовную жизнь Беларуси, ставшей провинциальным «Северо-западным краем».

 

ЛИТЕРАТУРА

Актуальныя пытанні гісторыі Беларусі. Мн., 1992.

Аникин А. История финансовых потрясений. М., 2000.

Васильев Л. С. История Востока. Кн. 1. М., 1993.

Всемирная история. Т. 5. М., 1958.

Гісторыя Беларусі. Мн., 1996.

Доўнар-Запольскі М. В. Гісторыя Беларусі. Мн., 1994.

Ермаловіч М. Беларуская дзяржава Вялікае Княства Літоўскае. Мн., 2000.

История США. Т. 1. М., 1983.

Качановский В. В. История культуры Западной Европы. Мн., 1998.

Краткая всемирная история. Кн. 1. М., 1966.

Краткий очерк истории философии. М., 1981.

Лыч Л., Навіцкі У. Гісторыя культуры Беларусі. Мн., 1996.

Матэрыялы па гісторыі Беларусі. Мн., 1998.

Нарысы гісторыі Беларусі. Ч. 1. Мн., 1994.

Новая история. Т. 1. М., 1951.

Сагановіч Г. Нарыс гісторыі Беларусі. Мн., 2001.

Черняк Е. Б. Вековые конфликты. М., 1988.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.