Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кабінет міністрів україни




Количество необходимых для обраще­ния денег определяется размерами торгово-платежного оборота. Избыток денег должен храниться в государственной казне. В то же время и недостаток денег имеет вредные последствия. Это является причиной плохого платежа налогов, а также приводит к сокращению производимой работы.

В 1682 г. Петти написал по конкретному поводу споров о перечеканке английской монеты небольшую работу под названием «Разное о деньгах» («Кое-что о деньгах»).

Он исчислял национальный доход как сумму потребительских расходов населения, иначе говоря, считал, что накопляемой долей дохода, идущей на капи­таловложения в здания, оборудование, улучшение земли и т. д., можно пренебречь. Однако это допущение для XVII в. было достаточно реалистичным, поскольку норма накопления была весьма низка и материальное богатство страны возрастало медленно.

Разделяет Петти и политику протекционизма, направленную на защиту национального рынка путем введения таможенных пошлин.

Петти вводит понятие дифференциальной ренты, причины существования которой видит в различном плодородии и местоположении участков земли. Как считал Петти, цена земли представляет собой сумму годичных рент за 21 год, время одновременной продолжительности жизни трех поколений.

Петти обосновывает взимание процента как компенсацию за неудобства, которые, ссужая деньги, кредитор создает для самого себя, поскольку он не может потребовать их обратно до наступления известного срока, как бы он сам не нуждался течение этого времени. Определяя "естественный" уровень процента, Петти утверждает, что он должен быть равен ренте с такого количества земли, которое может быть куплено на данные в ссуду деньги.

Петти предлагает за счет государственных средств обеспечивать бродяг и нищих работой по постройке дорог, возведению мостов и плотин, разработке рудников. Петти пишет, что "лучше сжечь продукт труда одной тысячи людей, чем допустить, чтобы эти люди ничего не делали и вследствие этого теряли свое умение работать".

Петти в "Трактате о налогах и сборах" таким образом регламентирует целевые расходы государства: - расходы на оборону; - расходы на управление; - расходы на церковь; - расходы на школы и университеты; - расходы на содержание сирот и инвалидов; - расходы на дороги, водопроводы, мосты и другие предметы.

Петти выступает сторонником преимущественно косвенного налогообложения. Петти выделяет два вида богатства - фактическое и потенциальное.

В работе "Политическая арифметика" (1676), Петти описал методы косвенного определения величины показателей, в частности, выборочного метода.

Среди факторов, участвующих в производ­стве продукции, создании богатства, Петти выделяет четыре фактора: основные – земля и труд; не основные - квалификацию, искусство работника; средства его труда.

Основные труды: «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Разное о деньгах» (1682) и др.

Пьер Буагильбер (1646-1714гг.)

1695-1696гг книга «Подробное описание положения Франции, причины падения ее благосостояния и простые способы восстановления, или Как за один месяц доставить королю все деньги, в которых он нуждается, и обогатить все население».

В 1707 г. издал двухтомное сочинение «Обвинение Франции».

В центре исследований П. Буагильбера - проблемы развития сельского хозяйства, в котором он видел основу экономического роста и богатства государства. Под воздействием его идей 100 лет в экономической мысли Франции процветала физиократия.

Научные заслуги П. Буагильбера:

его произведения стали торетико-методологической базой для окончательного развенчания меркантилизма и формирования специфических традиций французской классической школы

независимо от У. Петти он пришел к выводу, что богатство страны заключается не в физической массе денег, а во всем многообразии полезных благ и вещей.

анализируя механизм ценового отношения между товарами на рынке обосновал трудовую теорию стоимости.

Вместе с тем П. Буагильбер:

намеренно абсолютизировал роль сельского хозяйства;

недооценивал роль денег как товара;

отрицал значение в приумножении богатства промышленности и торговли;

считал возможным упразднение денег, нарушающих обмен товаров по «истиной стоимости».

Франсуа Кенэ (I694-I774rr.) - основоположник и лидер школы физиократов.

Основные произведения: «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758) и др. В своих сочинениях Ф. Кенэ:

решительно осуждает взгляды меркантилистов;

убеждает в необходимости перехода к фермерскому хозяйству на принципах полной свободы ценообразования в стране и экспорта сельхозпродукции;

предупреждает, что верховная власть не должна быть аристократической или представлена крупными земельными собственниками. Высшая государственная власть должна быть сосредоточена в одном лице, обладающим знанием законов.

Теоретическое наследие Ф. Кенэ очень богато и разнообразно:

методологической платформой экономического исследования Ф. Кене является разработанная им концепция о естественном порядке.

важное место занимает его учение о чистом продукте, который сейчас называют национальным доходом. Исходил он из того, что нация состоит трех классов граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного.

Ф. Кенэ дал теоретическое обоснование положений о капитале: «... деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит». Сельскохозяйственные орудия, постройки, скот и все то, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют «первоначальные авансы». Затраты на семена, корма, оплату работников и другие, осуществляемые в период одного производственного цикла (обычно до года) относятся к «ежегодным авансам».

признавая торговлю «бесплодным занятием» Ф. Кенэ утверждал, что необходима только «абсолютная свобода торговли».

Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781). Основные работы: «Размышления о создании и распределении богатств» (1766), «Ценности и деньги» (1769) и др.

Творческое наследие:

в сочинении «Похвальное слово Венсану де Гурне» раскрыл негативное значение протекционистской политики в экономике.

разделяя взгляды Ф. Кенэ, А. Тюрго утверждал, что земледелец - первая движущая сила в ходе работ, что он производит на земле заработок всех ремесленников.

выделял в обществе три класса: производительный, бесплодный и собственников земли. Но первые два класса - «работающие или занятые классы» - он делил на две части: предпринимателей и простых рабочих, получающих заработную плату. Причем последних он относил только к бесплодному классу.

заработную плату рабочих А. Тюрго считал результатом «от продажи своего труда», ее величина «ограничена необходимым минимумом для его существования».

деньги, по его мнению, один из товаров в товарном мире.

исследование природы ссудного процента привело его к следующим выводам:

«в течение времени займа заимодавец теряет доход, который мог бы получить, потому что рискует своим капиталом, а заемщик может использовать деньги для выгодных приобретений, которые могут принести ему большую прибыль»;

«текущий процент служит термометром избытка или недостатка капиталов.

А. Тюрго выделил текущие цены и основные цены. Текущие устанавливаются соотношением спроса и предложения. Основные - «в применении к товару есть то, чего данная вещь стоит работнику.

А. Смит (1723- 1790) осуждает законы об ученичестве, цеховые постановления, законы о бедных, полагая, что именно эти законы ограничивают рынок труда, масштабы конкуренции, мобильность рабочей силы.

1) В «Богатстве народов» А Смит исследует проблему разделения труда и на примере булавочной фабрики доказал, что разделение общественного труда повышает производительность общественного труда «по меньшей мере трояко» (рост квалификации работников, выполняющих одну несложную операцию, экономия времени при переходе от одной операции к другой, изобретение приспособлений, механизмов, машин).

2) В теории стоимости (ценности) товаров и услуг А. Смит отметил в каждом товаре потребительную и меновую стоимость. Под потребительной он понимал не предельную полезность, а полную - возможность товара удовлетворить потребность человека, причем не конкретно, а в общих чертах. Раскрывая сущность меновой стоимости в «Богатстве народов» он сначала пишет, что «более естественным является оценивать их меновую стоимость (товаров) количеством какого-либо товара, а не количеством труда, которое можно на них купить».

3) В концепции о производительном труде А. Смит под производительным трудом понимает труд, который «увеличивает стоимость материалов, которые он перерабатывает» и «закрепляется и реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, который можно продать и который существует по крайней мере некоторое время после того, как закончен труд» А непроизводительный труд - это услуги, которые «исчезают в самый момент их оказания» и «ничего не добавляет к стоимости... имеет свою стоимость и заслуживает вознаграждения... не закрепляется и не реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, пригожем для продажи».

4) Теория денег А. Смита Он осуждает меркантилистов, согласно которым основа богатства нации в изобилии золота и серебра - «деньги - это великое колесо обращения»; падение курса бумажных денег ниже стоимости золотой и серебряной монеты отнюдь не вызывает падения стоимости этих металлов».

5) Теория доходов А. Смита - годичный продукт распределяется между тремя классами: рабочими, капиталистами и землевладельцами. Доход рабочих - их зарплата - находится в прямой зависимости от уровня национального богатства страны.

6) Теория капитала Л. Смит» более прогрессивна в сравнении с физиократами. Капитал - это одна из двух частей запасов, а «другая часть - это та, которая идет на непосредственное... потребление». Он ввел деление капитала на основной и оборотный. А вот еще один взгляд Смита в будущее - основной капитал состоит в числе прочего «из приобретенных и полезных способностей всех жителей или членов общества». А. Смит назвал все это в совокупности - «человеческий капитал».

7) Теорию воспроизводства. Смит утверждал» что стоимость совокупного общественного продукта равна сумме заработной платы, прибыли и ренты, т.е. свел ее к доходам. Из стоимости совокупного общественного продукта он исключал основные фонды - постоянный капитал, полагая, что его можно в конечном счете разложить на те же составляющие - зарплату, прибыль и ренту.

Давид Рикардо (1771-1823) - полно изложил свои взгляды в работе "Начала политической экономии и налогового обложения" (1817).

Пред­ме­том по­ли­тэ­ко­но­мии он счи­тал не про­из­водс­тво, а рас­пре­де­ле­ние, т.е. “об­щес­твен­ное про­из­водс­тво”. Ри­ка­рдо не ис­клю­ча­л из объ­ек­та ана­ли­за сфе­ру про­из­водс­тва, но ак­цен­ти­ровал за­ко­ны рас­пре­де­ле­ния.

Д. Ри­ка­рдо бо­лее по­сле­до­ва­те­ль­но раз­ра­бо­тал по­ло­же­ние о тру­де как единс­твен­ном ис­точ­ни­ке сто­имо­сти (цены). Он от­ме­чал по­ле­зность как ОСНОВУ СТОИМОСТИ, но не са­му сто­имость. «... По­ле­зность не яв­ля­ет­ся ме­рой ме­но­вой сто­имо­сти, хо­тя она су­ще­ствен­но не­об­хо­ди­ма для этой по­след­ней».

1. Он от­вер­гал субъ­ек­ти­вную трак­то­вку сто­имо­сти как удо­во­льс­твия лю­дей от по­треб­ле­ния. Удо­во­льс­твия лю­дей раз­лич­ны при по­треб­ле­нии од­но­го и то­го же блага. 2. Он от­верг по­ло­же­ние А. Сми­та о том, что сто­имость то­ва­ров опре­де­ля­ет­ся тру­дом, по­ку­па­емым на эти то­ва­ры. Сто­имость опре­де­ля­ет­ся общественно необходимыми затратами труда.

3. Бо­лее то­го, он по­ка­зы­ва­л, что ве­ли­чи­на сто­имо­сти опре­де­ля­ет­ся не тем тру­дом, ко­то­рый по­шел на из­го­то­вле­ние то­ва­ра, а тем тру­дом, ко­то­рый не­об­хо­дим для из­го­то­вле­ния то­ва­ров.

4. Он разъ­яс­нил так­же и про­цесс пе­ре­не­се­ния сто­имо­сти ис­по­ль­зо­ван­ных средств про­из­водс­тва на про­дукт тру­да - ам­ор­ти­зацию.

Ж.Б. Сэй (1767-1832) творческое наследие:

1) Школа Ж. Сея главным извлечением из трудов А. Смита сделала положение о взаимосвязи и взаимообусловленности труда, капитала и земли как основных факторов общественного производства и создания стоимости общественного продукта. «Триединая формула» - фактор «труд» порождает заработную плату как доход рабочих, фактор «капитал» порождает прибыль как доход капиталистов, а фактор «земля» - ренту как доход землевладельцев.

2) Назначение политэкономии он видел прежде всего в теории и описательности.

3) «Закон Сея» - его концепция о беспрепятственной и полной реализации общественного продукта, т.е. бескризисном экономическом росте. В соответствии с ним - при достижении и соблюдении обществом принципов полного невмешательства в экономику производство (предложение) порождает адекватное потребление (спрос).

4) Сей отвергает всякую мысль об эксплуатации факторов производства и классов общества в условиях не ограниченной свободной конкуренции. Гармонию экономических интересов он и его ученики строят на «экономическом человеке» и «невидимой руке» А. Смита. Доходы предпринимателя - это «вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководительство». Положение «низших классов» непрерывно улучшается и поэтому «рабочий класс больше всех других заинтересован в техническом успехе производства» ради пополнения им «высших классов».

Т. Мальтус (1766- 1834) вошел в историю экономической мысли как человек одной идеи, одного закона, а именно как автор "закона народонаселения". В этой работе Мальтус сформулировал свою теорию народонаселения, он утверждал, что население имеет тенденцию увеличиваться быстрее, чем средства существования. И приводил в качестве доказательства следующие цифры: каждые 25 лет население может удваиваться, и если такая тенденция сохраниться, то "через два столетия народонаселение относилось бы к средствам существования как 256 к 9, через три столетия как 4096 к 13, а по прошествии двух тысяч лет отношение это было бы беспредельно и неисчислимо".

Исходя из того, что заработная плата определяется прожиточным минимумом, Мальтус обосновывал тезис о вековой стагнации, о перманентности кризисов перепроизводства. По его мнению, совокупный спрос всегда будет недостаточным для приобретения всей товарной массы по ценам, покрывающим издержки.

Основные идеи Мальтуса:

1. Теория народонаселения

· Общество в состоянии равновесия – количество продуктов потребления соответствует численности населения

· При отклонениях возникают силы (война, болезни), которые возвращают к равновесию

· Цены всех товаров определяются соотношением спроса и предложения

· Скорость роста населения больше чем предметов потребления

· Регулирование числа населения через изменения зарплаты

· важное значение имеет не номинальная зарплата, а реальная, определяемая ценой товаров

· против уравновешения доходов

· средний класс – основа общества.

Основные труды: «Опыт о законе народонаселения» (1798г.), «Принципы политической экономии» (1820г.), «Исследование о природе и возрастании земельной ренты»» (1825г.).

Т. Мальтус свел причину бедности к простому соотношению темпа прироста населения с темпом прироста жизненных благ, определяющих прожиточный минимум - при благоприятных условиях (отсутствие вони, болезней и нищеты) население растет в геометрической прогрессии, удваивается каждые 20-25 лет, а производство пищи и необходимых предметов существования растет в арифметической прогрессии. Перенаселение влечет бедность всего человечества как необходимый удел. По мнению Т. Мальтуса - всякая попытка усовершенствования человеческого общества с помощью социального законодательства (в т.ч. и в области ограничения рождаемости) будет сметена неодолимой людской массой, и поэтому каждый человек должен заботится о себе сам и полностью отвечать за свою непредусмотрительность.

Карл Маркс (1818-1883) - один из завершителей классической политической экономии - оставил очень существенный след в экономической мысли нашего общества. Как ученый К. Маркс методологически исходил из трех научных источников:

· английской классической политической экономии Смита-Рикардо;

· немецкой классической философии Гегеля - Фейербаха;

· французского утопического социализма.

1) Центральное место в методологии исследования Маркса - концепция базиса и надстройки: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

2) Центральная идея его теории классов - классовая борьба.

3) Теория капитала К. Маркса - в самом определении категории «капитал» он сравнивает его со «средством эксплуатации» рабочего и установления власти над рабочей силой.

4) В основе трудовой теории стоимости К. Маркса - положение о среднем общественном труде или затратах времени «при среднем в данное время уровне умелости и интенсивности труда». По Марксу в основе стоимости - только трудовые затраты, несмотря на изменение цены в зависимости от соотношения спроса и предложения.

5) В теории заработной платы К. Маркса заработная плата наемного рабочего - это результат его обмена с капиталистом за продаваемую «рабочую силу», а не сам труд, как полагали основоположники политэкономии. Заработная плата эквивалентна количеству товаров для поддержания жизни рабочего и его семьи. Разница между трудом и зарплатой - присваивается капиталистом. Он уверен, что эту разницу - «неоплаченный труд» - можно выявить и измерить.

6) Теория прибавочной стоимости * ключевая теория учения Маркса. Ее суть: труд количественному измерению поддается с точностью, а оценка ценности рабочей силы (зарплата) - это как сказал Р. Арон, проблема, определяемая «состоянием нравов и коллективной психологии, что признавал сам Маркс» Вывод Маркса однозначен

• источник прибавочной стоимости только «неоплаченный труд» производительных рабочих, продающих свою рабочую силу. Хотя капиталисты по Марксу - владельцы средств производства, организаторы труда и руководители технического прогресса.

Механизм извлечения прибавочной стоимости - в течение «необходимого времени» рабочий отрабатывает свою зарплату, а в течение «прибавочного времени» вкладывает «прибавочный труд», создавая для капиталиста «прибавочную стоимость». Налицо - эксплуатация.

Труд производителен, если:

• производит прибавочную стоимость, растущую не в «абсолютной» форме, а в форме «относительной прибавочной стоимости», которая позволяет удешевлять стоимость (ценность) жизненных средств;

• признать, что производительный труд может создавать прибавочную стоимость только в сфере производства, а не обращения.

8) Теория ренты К. Маркса почти аналогична Д. Рикардо, в которую он внес дополнение - наряду с «дифференциальной» существует абсолютная рента, поэтому собственник земли, наряду с естественной рентой получает сверхприбыль.

9) Теория цикличности экономического развития при капитализме основана на проявлении закона тенденции нормы прибыли к понижению. Маркс считает, что достижение макроэкономического равновесия и последовательный экономический рост при капитализме невозможен в связи с внутренними антагонистическими противоречиями капитализма и пытается убедить читателя в фатальности «основного противоречия капитализма» - производство ради прибыли, а не для потребления.

Школа маржинализма

Экономическая теория Г. Кэри

Наиболее известным экономистом и философом XIX в. в США был Генри Чарлз Кэри (1793-1879), автор теории "гармоний инте­ресов" в капиталистическом обществе. Кэри сформулировал, как он считал, универсальный закон "экономических гармоний", весьма близкий идеям Ф. Бастиа. Согласно этому закону, в сформирован­ном в США обществе существует полное соответствие интересов различных социальных групп.

В основу закона Кэри легла его теория стоимости, где стоимость определяется количеством труда, необходимого для воспроизвод­ства продукта. Поскольку, по мнению Кэри, земельная рента тож­дественна проценту, отношения между земельными собственниками и предпринимателями являются гармоничными. Прибыль и рен­та — естественные формы доходов владельцев капитала и земли (поскольку прибыль — это произведение капитала, а рента — ре­зультат природного фактора).

Взгляды Кэри на экономическую политику постепенно эволю­ционировали от фритредерства к протекционизму. Экономические беды он объяснял существующим тогда централизующим влиянием Англии — мастерской мира, обрекающей якобы все остальные страны на аграрный характер развития. В связи с этим Кэри обосновывал необходимость государственного вмешательства в экономику, сис­темы протекционизма. Он выступал за национальное развитие США, противопоставляя интересы этой страны интересам Англии, обос­новывая необходимость конкуренции между США и Англией.

К системе Рикардо Кэри относится резко отрицательно, считая, что в ней заложены основы вражды между классами.

Новая историческая школа в Германии

Одной из самых влиятельных школ второй половины XIX — на­чала XX в. явилась новая историческая школа в Германии, сформи­ровавшаяся к 70-м годам XIX в. Ее представителями были Густав фон Шмоллер (1838-1917), Луйо Брентано (1844-1931), Карл Бюхер (1847-1930).

Экономическая теория в работах Бюхера приняла вид экономи­ческой истории, в которой выделились три периода: 1) домашнее хозяйство, 2) городское хозяйство (где производитель встречается с потребителем), 3) народное хозяйство (где продукт производится на неизвестный рынок, преобладает обмен). В основу такого деления Бюхер положил степень развития обмена.

Шмоллер развивал теорию "социального мира" в условиях ры­ночного хозяйства. По его инициативе в Германии был создан Союз социальной политики.

Брентано — автор теории "организованного капитализма", стоя­щий на позициях преодоления кризисов с помощью монополий, раз­работавший программу достижения социального мира с помощью профсоюзов, рабочих кооперативов жилищного строительства.

Австрийская школа

Австрийская школа объединила экономистов и преподавателей австрийских университетов. Ее виднейшими представителями яви­лись К. Менгер (1840-1921), Э. фон Бём-Баверк (1851-1919), Ф. Визер (1851-1926).

Начало австрийской школе, сформировавшейся в 70-х годах XIX в., положили работы Томаса Госсена. Эта школа получила боль­шой резонанс и оказала значительное влияние на другие школы в разных странах.

Теории, близкие австрийской школе, развивали англичанин Уэсли Джевонс (1835-1882) и Леон Вальрас (1834-1910) (Швейцария), положившие начало математическому направлению в экономической теории.

Австрийскую школу называют еще школой предельной полез­ности. Ее представители выдвинули положение о том, что экономи­ческая теория должна изучать явления хозяйственной жизни с точки зрения хозяйствующего субъекта. Движущими мотивами в эконо­мике являются психологические мотивы. Психология субъекта всег­да первична по отношению к экономике. Метод австрийской школы называют методом робинзонад, нацеливающим на изучение инди­видуального хозяйства.

Представители этой школы отказались от определения стоимос­ти трудом. Для определения товара был предложен термин "матери­альное благо", стоимости — термин "ценность", определяющий по­лезность вещи. Вводится новый вид определения стоимости — пре­дельная полезность. Ценность материальных благ рассматривалась как свойство тех вещей, которые подвержены закону редкости.

Процесс образования ценности представлен двумя этапами: 1) об­разование субъективной ценности; 2) образование объективной цен­ности. Под субъективной ценностью понимается индивидуальная оценка материального блага отдельным потребителем. Ценность за­висит от насыщенности потребления данных благ (стакан воды у источника и в пустыне). Для определения ценности была введена категория предельной полезности. Предел берётся как крайняя ве­личина в ряду материальных благ. Под объективной ценностью пред­ставители австрийской школы понимали среднюю величину, обра­зующуюся на рынке при столкновении многих субъективных оце­нок, спроса и предложения.

Принцип предельности распространился и на средства произ­водства. Была создана теория "производительного блага", которая обосновывала, что процент, прибыль, рента возникают помимо стои­мости.

Идеи австрийской школы легли в основу маржинализма (mar­ginal — предельный). На её базе сформировалась методология зна­чительного числа направлений современной экономической науки.

Кембриджская школа в Англии

К концу XIX в. в Англии формируется Кембриджская школа, основателем которой явился Альфред Маршалл (1842-1924), во­шедший в историю экономической мысли в первую очередь как ав­тор синтетической теории цены.

Под стоимостью Маршалл понимал цену равновесия — среднюю цену, формирующуюся на рынке. Он соединил существовавшие до него теории ценности в единую теорию цены, на основе которой объяснил процесс ценообразования.

Маршалл исходил из того, что в создании стоимости участвуют два фактора: производительный фактор (издержки производства) и субъективный фактор (полезность). Цена образуется в результате соотношения действия этих факторов. Полезность определяет цену предложения. В результате спроса и предложения получается цена равновесия.

А. Маршалл — создатель теории оптимальных цен, объясняю­щих образование монопольных цен.

Большой вклад в историю экономической мысли внёс ученик Маршалла Артур Пигу (1877-1959), разработавший экономическую теорию благосостояния.

Синтетическая экономическая концепция Дж.Б. Кларка

Американский экономист Джон Бейтс Кларк (1847-1938) выдви­нул синтетическую экономическую концепцию, разделив экономи­ческую теорию на три части: 1) универсальная экономика, задача которой состоит в определении формулировок всеобщих эко­номических законов — предельной полезности, убывающего плодо­родия почвы и т.д.; 2) экономическая статика; 3) экономическая ди­намика. Вводя термин экономической статики, Кларк считал необходимым исследовать вменённые доли продукта, зависящие от каж­дого фактора производства. Он воспринял теорию трёх факторов производства Сэя, утверждая, что каждый из факторов обладает самостоятельной производительностью, вменяя труду — заработ­ную плату, капиталисту — прибыль, земле — ренту. Величина доли ограничивается определенным пределом, зависящим от закона убывания производительности каждого фактора. Заработную плату Кларк поставил в зависимость от численности работающих и производи­тельности их труда; ввёл категорию предельной производительнос­ти труда, связав её с последним принятым, на предприятие наём­ным рабочим.

Маржинализм (англ. marginal – предельный) – направление в экономической науке, представители которого анализируют экономи­ческие процессы с позиций индивидуальных предпочтений участни­ков. На основе индивидуальных оценок выгод и издержек строится система ценностей и обосновывается существо основных категорий (цены, спроса, издержек и т.п.). Начало развитию данного направле­ния положили основатели австрийской школы.

Отличительная черта маржинализма – сочетание теоретического анализа с разработками прикладного характера. Маржинализм широ­ко использует математический аппарат, методологию и выводы при­кладных разделов науки.

Представители направления: Кнут Викселль, Джон Нейман, Оскар Моргенштерн.

 

Мари Эспри Вальрас. Нейман.

 

В 1874 г. "Элементы чистой политической экономии" Л. Вальраса заложили новые основы западной экономической теории.

Вальрасовская концепция общего равновесия была для австрийцев слишком надындивидуальной, требующей чрезмерной рациональности и оптимальности решений.

Австрийцы подчеркивали, что ценностные суждения людей непосредственно зависят от того, на какой период времени они могут рассчитать удовлетворение своих потребностей ("период предусмотрительности"). Фактор времени и связанная с ним неопределенность приводят к ошибкам участников обмена и не дают установиться общему равновесию, присущему вневременной системе Вальраса, где все цены и количества благ определяются одновременно.

Шеффле доказывал, что "естественная меновая ценность", образующаяся на рынке "при нормальном ходе хозяйственной конкуренции", приводит предложение и спрос в "наиболее полезное" и "с общественной точки зрения самое плодотворное" равновесие и " дает наибольшую сумму чистой выгоды, какая только может быть получена обществом ".

Бём-Баверк в отличие от Менгера рассматривает ситуацию развитого товарного обмена, опосредуемого деньгами, он рассмотривает субъективную ценность денег для покупателей, различающихся по уровню состоятельности (относительно имеющихся у них потребностей). С помощью этого аргумента он пытается опровергнуть оптимальность конкурентного равновесия с точки зрения всего общества (эта идея занимает центральное место в теории общего равновесия начиная с Вальраса).

Наиболее существенным вкладом Визера в экономическую теорию австрийской школы является его решение проблемы распределения доходов. Визер создает теорию вменения. Менгер пытается определить вклад каждого из средств производства в конечный доход: он оценивал, как уменьшится доход вследствие утраты данного производительного блага, когда другим благам будет найдено иное применение. Визер считает данный прием искусственным и нс соответствующим экономической практике (к тому же в этом случае суммарный доход, приходящийся на все факторы производства, будет меньше ценности продукта). Его решение близко к вальрасовскому: мы должны найти несколько родственных продуктов (т. е. производимых с помощью одних и тех же производительных благ), оцениваемых на рынке по предельной полезности, и построить систему уравнений ценности, в которой количество уравнений (продуктов) будет равняться количеству неизвестных факторов производства. Решая эту систему, наблюдатель теоретически (а производитель - практически) сможет определить сравнительную предельную производительность факторов производства.

Нейманн, называет основой ценности попеременно то простую пригодность для человеческих потребностей или полезность, то опять важность и этим обнаруживает непонимание различия между полезностью и важностью вещи с точки зрения человеческого благополучия.

По мнению Нейманна, общее понятие "потребительная ценность" включает, с одной стороны, "субъективную ценность вещи, служащей для удовлетворения потребностей собственника", а с другой стороны, питательную, отопительную, удобрительную ценность и т. Разделение ценности на потребительную и меновую нерационально и в научном отношении бесплодно, что при нем становится невозможным цельное, основанное на одном общем принципе объяснение "явлений потребительной ценности", с одной стороны, и феноменов "меновой ценности" - с другой.

Мы стремимся получить возможно большую ценность при возможно меньшей затрате сил. Постоянством действия этого мотива обусловливается закономерность наших хозяйственных действий. Нейман говорит о ней: «Она принадлежит, без сомнения, к числу важнейших политико-экономических понятий. Ею в последнем счете определяются доход, прибыль, имущество, благосостояние, богатство и т. д. Она-то, собственно, дает толчок и производству, обмену, купле-продаже. Она является... важным фактором образования цен, а следовательно, и заработной платы, прибыли на капитал и ренты и т. д.»

Нейманн разграничивает понятия ценности и цены следующим образом: "Цена основывается всегда на одностороннем или двустороннем установлении или нормировании, тогда как ценность является преимущественно результатом оценок или мнений ". В пределах этого определения Нейманн находит "в отдельности" целых три различных понятия, которые он обозначает словом "цена": 1) то обстоятельство, что на одну вещь по односторонней или двусторонней нормировке вымениваются другие вещи, 2) та степень, в которой одна вещь обменивается на другое и 3) то, что по односторонней или двусторонней нормировке выменивается или может быть выменяно на данную вещь.

Нейманн выступает в защиту "так называемых" экономических законов. В области учения о ценах играют важную роль эти законы - без них не могло бы существовать никакой научной теории цен. В то же время у Нейманна законы эти обставляются одной оговоркой за другой, а один из них - именно закон спроса и предложения - совсем отбрасывается, и благодаря краткому описанию законосообразных тенденций противопоставляется описанию " фактического " образования цен.

Нейманн приписывает закону издержек производства значение общего закона цен. Нейманн не придает значения "мнимому" закону предложения и спроса, благодаря чему закон издержек производства приобретает характер относительно общего закона цен.

Он рассуждает что, цена изменяется, если изменение происходит лишь в издержках производства, отношение же между предложением и спросом остается прежним. Нейманн приводит следующий пример: "Возьмем производство форменной одежды для некоторых категорий чиновников, на которую существует такой же спрос, как и раньше, но которая изготовляется лишь на заказ. Если издержки производства этой одежды увеличиваются, то непременно поднимается и цена, хотя в отношении между спросом и предложением едва ли происходит какое-нибудь изменение".

 

 

Институционализм. Т. Веблен, Джон Р.Коммонс, Уэсли Клер Митчел.

 

Институционализм - направление в экономической мысли, исходящее из постулата, что общественные обычаи регулируют хозяйственную, экономическую деятельность. Отличительной особенностью представителей институционализма является то, что в трактовке социально - экономических явлений они исходят из определяющей роли не индивидуальной (как в классичекой политической экономии), а групповой психологии.

Методология институционалистов предусматривала: 1) широкое использование описательно-статистического метода; 2) историко-генетический метод; 3) как исходное - категорию института (со­вокупность правовых норм, обычаев, привычек).

В рамках этого течения были образованы социально-психоло­гическое (Веблен), социально-правовое (Коммонс), институциональ­но-статистическое (Митчелл) направления.

Становление институционализма связывают с именем Т. Веблена (1857-1929), который поставил в центр исследований не "рационального", а "живого" человека. Веблен поставил под сомнение два основных положения классической школы:

- положение о суверенитете потребителя,

- положение о рациональности его поведения.

Веблен доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения. Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие "престижное или показное потребление", получившее название "эффект Веблена". Престижное потребление имеет в своей основе существование так называемого "праздного класса", находящегося на вершине социальной пирамиды. Характеристиками класса крупных собственников являются демонстративная праздность1 ("не труд" - как высшая моральная ценность) и демонстративное потребление, тесно связанное с денежной культурой, где предмет получает эстетическую оценку не по своим качествам, а по своей цене. Другими словами, товары начинают цениться не по их полезным свойствам, а по тому, насколько владение ими отличает человека от окружающих (эффект завистливого сравнения). Чем более расточительным становится данное лицо, тем выше поднимается его престиж. Не случайно в настоящее время существуют такое понятие, как "издержки представительства". Веблен делает вывод, что рыночную экономику характеризует не эффективность и целесообразность, а демонстративное расточительство, завистливое сравнение, преднамеренное снижение производительности.

Категория "завистливое сравнение" играет в системе Веблена чрезвычайно важную роль. При помощи этой категории Веблен не только объясняет склонность людей к престижному потреблению, но также стремление к накоплению капитала: собственник меньшего по размеру состояния испытывает зависть к более крупному капиталисту и стремится догнать его; при достижении желаемого уровня появляется стремление перегнать других и т.д. Что касается престижного потребления, то оно, по мнению Веблена, ведет к неправильному применению производительной энергии и, в конечном счете, к потере реального дохода для общества. Не случайно мишенью вебленовской критики в его самой известной работе "Теория праздного класса" (1899) является искусственная психология и ложная идея целесообразности. Веблен не может признать и тезиса, который неявно присутствует в классической политической экономии с ее господством рационального поведения человека, об оправданности любого спроса. Классики "забывают", считает Веблен, что спрос есть проявление экономической системы и в качестве таковой является и результатом и причиной экономических действий. Все пороки экономической системы заключаются в характере спроса (проституция, детский труд, коррупция). Следовательно, этика не может не являться составной частью экономической теории. Как вызов классической политической экономии можно рассматривать мысли Веблена по поводу движущих мотивов человеческого поведения. Не максимизация выгоды, а инстинкт мастерства (изначально заложенное в человеке стремление к творчеству), инстинкт праздного любопытства (продолжение инстинкта игры как формы познания мира) и родительское чувство (забота о ближнем) формируют облик экономики в целом. Очевидно неприятие положения классической школы, что человек стремится к получению максимальной выгоды для себя, подчиняя свои действия "арифметике пользы". Веблен считает, что человек не машина для исчисления ощущений наслаждения и страдания и его поведение не может сводиться к экономическим моделям. Веблен, а вслед за ним и другие представители институционализма считали, что теория, дающая удовлетворительную трактовку экономического поведения человека, должна включать и внеэкономические факторы, объяснять поведение в его социальном аспекте.

Интересен и взгляд Веблена на главное противоречие капитализма, которое он рассматривал как противоречие между "бизнесом" и "индустрией". Под индустрией Веблен понимал сферу материального производства, основанную на машинной технике, под бизнесом - сферу обращения (биржевых спекуляций, торговли, кредита). Индустрия, согласно взглядам Веблена, представлена функционирующими предпринимателями, менеджерами и другим инженерно-техническим персоналом, рабочими. Все они заинтересованы в развитии и совершенствовании производства и потому являются носителями прогресса. Представители же бизнеса ориентированы исключительно на прибыль и производство как таковое их не волнует.

В теории Веблена, капитализм ("денежное хозяйство") проходит две ступени развития: стадию господства предпринимателя и стадию господства финансиста. Господство последних основано на абсентеисткой собственности, представленной акциями, облигациями и другими ценными бумагами (фиктивным капиталом), которые приносят огромные спекулятивные доходы. В итоге непомерно расширяется рынок ценных бумаг, и рост размеров "абсентеисткой собственности", которая является основой существования "праздного класса" (финансовой олигархии), во много раз превосходит увеличение стоимости материальных активов корпораций. В результате противоречие между "бизнесом" и "индустрией" обостряется, так как финансовая олигархия получает все большую часть своих доходов за счет операций с фиктивным капиталом, а не за счет роста производства, повышения его эффективности. Веблен постоянно подчеркивал, что развитие индустрии подводит к необходимости преобразований и предсказывал установление в будущем власти технической интеллигенции - "технократии" (лиц, идущих к власти на основании глубокого знания современной техники). В трактовке Веблена основной целью "технократии" является наилучшая работа промышленности, а не прибыль, как для бизнесмена, который к тому же не осуществляют производственных функций и занят лишь финансовой деятельностью, становясь тем самым лишним звеном экономической организации. В сценарии будущего Веблена предполагается забастовка технических специалистов, которая сразу приведет к "параличу старого порядка" и заставит бизнесменов отказаться от руководящих позиций в производстве, от власти. Веблен утверждает, что достаточно объединится незначительному числу инженеров (вплоть до одного процента их общего числа), чтобы "праздный класс" добровольно отказался от власти. В обществе же, которым руководит технократия, производство будет функционировать для удовлетворения потребностей, будет осуществляться эффективное распределение природных ресурсов, справедливое распределение и т.д.

Дж. Гэлбрейт. Наиболее известной его книгой является работа "Новое индустриальное общество" (1961). В центре концепции Гэлбрейта стоит понятие "техноструктура". Имеется в виду общественная прослойка, включающая ученых, конструкторов, специалистов по технологии, управлению, финансам, то есть по всем специальностям, которые требуются для нормальной работы крупной корпорации, выпускающей десятки или сотни видов продукции. Гэлбрейт утверждает, что целью техноструктуры является не получение прибыли, а постоянный экономический рост, который только и обеспечивает рост должностных окладов и стабильность. Однако интересы экономического роста, необходимым условием которого является рост потребления, ведет к дальнейшему давлению на потребителей со стороны производителей (путем рекламы и других форм давления, о которых писал Веблен, ставя под сомнение постулат о суверенитете потребителя в условиях рыночной экономики). Гэлбрейт отмечает, что чрезвычайно разросся аппарат внушения и убеждения, связанный с продажей товаров. По средствам, которые расходуются на эту деятельность и способностям, которые находят в ней применение, она все более соперничает с процессом производства товаров. В итоге происходит гипертрофированный рост индивидуальных потребностей, а потребности общественные, к которым Гэлбрейт относил и инвестиции в человеческий капитал путем расширения системы образования, приходят в упадок. Цели техноструктуры приходят в противоречие с интересами общества. Это противоречие заключается не только в нагнетании потребительского психоза, но и в том, что результатом господства техноструктуры является разбазаривание природных ресурсов, инфляция и безработица. Эти негативные процессы являются, по Гэлбрейту, результатом соглашательской политики техноструктуры, которая желает жить в мире со всеми слоями общества. На основании анализа "вредных" сторон господства технократии Гэлбрейт приходит к выводу о необходимости социального контроля над экономикой со стороны государства, которое включало бы государственное регулирование общественных потребностей, государственное планирование основных народнохозяйственных пропорций и ряд других направлений.

Институционализм как течение экономической мысли достаточно расплывчато, нет экономической модели, четких посылок, которые так характерны для классической политической экономии; в конструктивном плане он мало что дал, но его критический заряд оказал влияние на дальнейшее развитие экономической теории, оказав влияние на взгляды экономистов двадцатого столетия.

НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ БІОРЕСУРСІВ І ПРИРОДОКОРИСТУВАННЯ УКРАЇНИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.