Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные вопросы. 1. Потребительские предпочтения

1. Потребительские предпочтения. Функции полезности. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

2. Потребительские предпочтения и кривые безразличия. Предельная норма замещения. Карта кривых безразличия.

3. Бюджетные ограничения и их функция. Бюджетная линия потребителя.

4. Равновесие потребителя. Условие потребительского оптимума.

 

1. Потребительские предпочтения. Функции полезности. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности

 

В лекции анализ проблемы выбора потребителя слагается из анализа предпочтений (желаний) потребителя; нахождения набора товара, который выбирает потребитель, исходя из своих предпочтений; дохода при данных рыночных ценах.

Следует различать предпочтения и фактический выбор потребителя. Как правило, потребители покупают наборы товаров с более низкой полезностью, чем предпочитают.

Рассмотрим предпочтения потребителя. Согласно теории потребительского выбора предпочтения потребителя основываются на оценке потребителем предельной полезности товара. Термин «полезность» обозначает удовлетворение, которое потребитель получает от потребления блага. Предельная полезность – это дополнительная полезность, приносимая потреблением дополнительной порцией блага. По мере увеличения запаса данного блага у потребителя оценка уровня полезности этого блага потребителем уменьшается. В этом проявляется суть закона убывающей предельной полезности.

В экономической теории отмечаются два этапа разработки теоретического подхода к оценке полезности товара потребителем: кардиналистский и ординалистский.

Кардиналистский (количественный) подход к полезности товара состоит в утверждении, что можно измерить количество полезности, подобно измерению других физических величин (массы, расстояния и т.д.) Функция полезности в этом случае имеет вид:

U=U1(q1) + U2 (q2)+…Un (qn),

где U – общая полезность;

U1,U2…Un – полезности отдельных товаров;

q1, q2...qn – количество товаров.

Ординалистский (порядковый) подход к оценке полезности товаров состоит в том, что потребитель способен лишь сделать относительную оценку полезности набора товаров, сравнивая полезность различных наборов товаров.

Функция полезности в этом случае имеет вид:

U=f (Q), где: Q= (q1+q2+q3+…qn).

Ординалистский подход к оценке полезности основан на трех основных предположениях.

Первое предположение. Потребитель может ранжировать альтернативные наборы товаров, сравнивая их полезности.

Второе предположение. Предпочтения потребителя транзитивны.

Третье предположение. Большее количество товаров всегда предпочитается меньшему, так как большее количество товаров приносит больше полезности (благосостояния). На этих предположениях, построен графический анализ потребительского выбора.

2. Потребительские предпочтения и кривые безразличия. Предельная норма замещения. Карта кривых безразличия

 

На основе второго предположения можно утверждать, что существуют наборы благ, которые удовлетворяют потребности на одном и том же уровне.

Рассмотрим условный пример: потребитель Анна оценивает полезность набора двух благ, состоящих из груш и яблок. Наборы благ, которые приносят Анне, согласно ее оценке, одинаковую полезность представленны в таблице1 и вынесены на график с системой координат: q яблок и q груш,(рис. 1.)

Таблица 1.

 

Наборы благ Блага
Яблоки Груши
А    
В    
С    

 

Точки А, В, С показывают наборы товаров, приносящих одинаковую полезность. Соединим эти точки и получим линию одинаковой полезности. Точки этой кривой представляют все возможные наборы 2-х товаров

 

, приносящих потребителю одинаковую полезность (U1) и одинаковое благосостояние. Поэтому потребитель по отношению к этим наборам двух товаров «безразличен», т.е. потребителю безразлично, на каких из них остановить свой выбор. Эту кривую АВС называют кривой безразличия.

Кривая безразличия (АВС) показывает все альтернативные наборы товаров, обеспечивающих одинаковую полезность, рис.1. Для данного уровня благосостояния существует одна кривая безразличия.

Далее используем технический прием: построим параллельные кривые

 

 

 

 

представленной вначале кривой безразличия АВС. Получим множество кривых «безразличия»: U1,U2,U3…Un.. Это множество кривых безразличия в экономической теории называется картой кривых безразличия.

В учебной литературе отмечаются следующие свойства карты кривых безразличия:

1) кривые безразличия характеризируют предпочтения индивидуального потребителя;

2)каждая кривая безразличия представляет все комбинации наборов 2-х благ, приносящих потребителю одинаковую полезность

3) пространство между двумя осями координат можно заполнить плотным семейством кривых безразличия

4)кривые безразличия имеют отрицательный наклон и выпуклы к началу системы координат (так как между изменениями количества яблок и количеством груш существует обратная зависимость). Показатель этой зависимости называется предельной нормой замещения (MRS).

В связи с законом убывающей предельной полезности, чем меньше у Анны яблок, тем меньшим их количеством она готова пожертвовать, чтобы получить одну дополнительную грушу. В этом случае общая полезность набора товаров не меняется, т.к. MU яблок · Δq яблок = MU груш ·Δ q груш. Геометрически MRS характеризуется наклоном кривой безразличия.

5) Кривые безразличия не пересекаются.

6) Наборы благ, находящихся на более удаленных от начала координат кривых безразличия, приносят больше благосостояния, чем наборы на менее удаленных кривых.

 

3. Бюджетные ограничения и их функция. Бюджетная линия потребителя

 

До сих пор мы рассматривали желания (предпочтения) потребителя отвлекаясь от его бюджетных возможностей. Потребитель же обладает определенной (ограниченной) суммой денег (дохода), которую он может потратить на покупку 2-х товаров. Кроме того, потребителю противостоят рыночные цены этих товаров, которые ограничивают покупательную способность дохода. Пусть доход потребителя равен I. Потребитель покупает набор состоящий из 2-х товаров: X и Y, в нашем примере – яблок и груш.

Цену товара X обозначим Px, цена товара Y – Py. В этих условиях расход потребителя на покупку товара X составит – Px ·qx; на покупку товара Y – Py · qy. Максимально возможный общий расход на покупку набора из 2-х товаров не должен. превышать доход (I). Это утверждение можно записать: . Представленное выражение называется бюджетной функцией и характеризует бюджетные ограничения.

 

 


Бюджетная линия (АС) – это геометрическое место точек, определяющих все наборы товаров, которые может купить покупатель, полностью израсходовав свой доход на покупку 2-х товаров при ценах Px и Py, (рис.2). Точка А характеризует ситуацию, при которой потребитель покупает на весь доход только товар Y. Точка С характеризует ситуацию, при которой потребитель покупает на весь доход только товар Х.

 

 

 


Предельная норма «замены» на бюджетной линии показывает, каким количеством одного товара, входящего в набор, потребитель должен пожертвовать, чтобы получить одну дополнительную единицу другого товара. Она пропорциональна ценам: Δ qx / Δ qy = Px / Py.

Если меняется одна из составляющих бюджетной линии (I, Px, Py), то меняется и положение кривой АС. Например, если растет доход при тех же ценах, то бюджетная линия переместится из положения АС вверх – вправо в положение А1 С1, (рис. 3).

Если же при неизменном доходе снижается цена, например, на товар Х, то бюджетная линия переместится из положения АС в положение АС1, (рис.4.)

 

4. Равновесие потребителя. Условие потребительского оптимума

Модель поведения потребителя базируется на предположениях, что покупатель, расходуя весь свой доход, стремится купить такой набор товаров, который принесет ему максимальную полезность. Потребитель стремится с каждого потраченного рубля получить максимальную полезность, что формирует условие потребительского равновесия (оптимума):

Графический метод нахождения оптимального набора товаров, т.е. равновесия потребителя, предполагает нанесение на карту кривых безразличия бюджетной линии. Максимизация полезности будет достигнута в точке касания бюджетной линии одной из кривых безразличия. На графике равновесие потребителя будет достигнуто в точке К, которой соответствует набор товаров (qyk; qxk), находящейся на кривой безразличия U2,(рис..5).

 

 

 


Почему покупатель не перейдет на более высокую кривую безразличия, например,U3? Наборы товаров, находящиеся на более высоких кривых безразличия, потребителю недоступны – ограничивает доход. Почему покупатель не остановится в точках М и N, т.е. на наборах, доступных потребителю? Эти точки находятся на кривой безразличия U1, на которой находятся наборы товаров, приносящей меньше благосостояния, чем наборы товаров на кривой безразличия U2. Поэтому покупатель остановит свой выбор на наборе товаров в точке К, находящейся на кривой безразличия U2.

В точке равновесия (К) предельная норма замены бюджетной линии совпадает с предельной нормой замены кривой безразличия, которой коснулась бюджетная линия: MRSxy = Δ qx / Δ qy = MUY/ MUx = Px / Py

 

Тема 2-3. Предприятие(фирма) как субъект рыночной экономики. Предпринимательская деятельность

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Показатели эластичности | Основные вопросы. 1.Предприятия(фирмы) в и их место в экономической системе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.