Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная политика и уровень жизни населения




 

Основные вопросы

1. Социальная политика: необходимость, содержание, проблемы.

2. Распределение доходов. Причины дифференциации доходов.

3. Уровень и качество жизни. Бедность. Государственная система социальной защиты.

 

1. Социальная политика: необходимость, содержание, проблемы

Социальное развитие – это фундаментальная задача развития экономики с точки зрения ее конечных целей, но рыночный механизм противоречив.

С одной стороны, рыночная экономика это социально ориентированная экономика, что проявляется в подчинении производства потреблению, спросу и, в конечном счете, удовлетворению всех потребностей населения. Платежеспособный спрос большей части населения обеспечивается текущими доходами, поэтому рыночная экономика создает сильно выраженные мотивации к труду, предпринимательской и творческой деятельности.

С другой стороны, рыночный принцип распределения не обеспечивает удовлетворения даже минимальных потребностей тех групп населения, которые не имеют достаточных доходов: детей, стариков, инвалидов и безработных.

Дальнейшее развитие научно-технического прогресса и возможности рационального использования его достижений требует квалифицированной, социально зрелой рабочей силы (человеческого фактора). Технический прогресс, с одной стороны, создает условия для роста благосостояния, с другой – создает условия для уничтожения жизни на Земле. Только социально высокоразвитое мировое сообщество в состоянии разрешить это противоречие в положительном направлении.

В современных условиях возросла роль уровня социального развития страны как фактора экономического роста, поэтому отличительной чертой экономической политики большинства развитых стран с середины ХХ века является социальная ориентация производства и сильная социальная политика. Парламенты стран Западной Европы приняли законы об увеличении отчислений из бюджетных средств на социальные нужды (на образование, медицинское обслуживание, жилищное строительство, повышение пенсий, пособий по безработице). Усиление социальной политики выразилось также в провозглашении становления господствующим типом политики западноевропейских стран различных моделей социального рыночного хозяйства. В экономической литературе отмечается, что в современной мировой экономике такие показатели как производительность труда, темп роста ВВП, конкурентоспособность все больше утрачивают значение универсальных показателей. Следует обратить внимание, что в СССР на рубеже 50-60-х годов ХХ века в экономике обеспечивалась лишь минимальная ориентация экономики на развитие человека, но и эти шаги дали «всплеск» в области научно-технического прогресса.

Содержание социальной политики государства определяется кругом социальных проблем, которые должно решить государство. Эти проблемы возникают и решаются на микро- и макроуровнях. При реализации проблем на микроуровне роль государства сводится к стимулированию и созданию институциональных условий для ее проведения фирмами, корпорациями и другими организациями. На макроуровне правительство проводит прямую социальную политику на региональном и общегосударственном масштабе, которая в основном сводится к следующим основным направлениям:

- защита социально-экономических прав граждан страны и обеспечение социальных гарантий, регулирующих условия и средства жизнедеятельности человека; его страхование от негативных последствий влияния рыночного механизма;

- формирование социальной структуры общества, поддержание оптимального статуса различных социальных групп;

- гарантирование гражданам общественно-нормального уровня благосостояния и минимального уровня дохода;

- создание общественных условий для поддержания и развития способностей граждан страны путем развития социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, система информации и т.п.).

Теоретической основой концепции социального рыночного хозяйства считаются венская и фрайбургская школы. В современных российских учебниках по экономической теории проблемам социальной политики в условиях перехода к рыночной экономике уделяется мало внимания.

Как отмечалось выше, усиление социальной политики объясняется возрастанием роли социальных факторов, определяющих экономический прогресс: всестороннее развитие личности, накопление населением новых общественно-полезных свойств (физических и духовных); повышение степени и уровня использования научных знаний в производстве и в общественной практике; социальные мотивации, идеи справедливости; уровень зрелости системы управления общественным развитием.

Следует обратить внимание, что в условиях глобализации экономики необходимость проведения эффективной социальной политики превратилось в глобальную задачу мировой экономики, поэтому экономическая помощь развитых стран на социальные нужды развивающимся странам – это не благотворительность, а объективная необходимость для выживания человечества.

В связи с выше изложенным, современному государству вменяется в обязанность достижение таких целей, как благосостояние, качество жизни, полная занятость населения, общественная безопасность. Эти цели совпадают с основными целями социальной политики и могут быть выполнены при условии стабильности и прочности созданных в стране социальных институтов. Поэтому государство обязано обеспечить стабильность и прочность этих институтов.

Однако при проведении социальной политики возникают проблемы и противоречия. Не всегда эффективными являются меры по социальной защите населения. Сильная социальная политика может снизить в обществе мотивацию к труду, а отрасли социальной сферы нередко теряют ориентиры развития экономики. Поэтому в теории и на практике ведутся споры о границах компромисса между равенством и эффективностью. Например, сейчас в России обсуждаются проблемы социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Социальная политика отдельных стран определяется в современных условиях уровнем экономического развития в стране, национальными, культурными, религиозными традициями, сложившимися представлениями населения страны о социальной справедливости, трудовой морали. Во многом различия в социальной политике определяются также взглядами политических сил, которые находятся у власти.

Часто необходимость проведения социальной политики вступает в противоречие с возможностями ее проведения. Социальная политика требует больших финансовых затрат из казны государства, что может себе позволить только высокоразвитая и высокоэффективная экономика. Экономической основой социальной политики государства является государственный бюджет, его доходы и расходы. В государственных бюджетах развитых стран социальные расходы устойчиво лидируют, а не формируются, как это имеет место в России, по так называемому остаточному принципу.

В мировой практике важным направлением социальной политики государства в современных условиях является оказание социальной помощи малоимущим слоям населения. Но доминирующие способы оказания социальной помощи государством и степень охвата населения этой помощью различны. Так, например, на оказание социальных услуг ориентируются Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция, Великобритания, Ирландия; а на социально-трансфертные выплаты – Бельгия, Нидерланды, Франция, Италия, Австрия, Швейцария.

По степени охвата населения социальной поддержкой выделяются модели социальной политики:

- институциональная модель (охватывает широкий круг населения и большой объем выплат);

- остаточная модель (охватывает наиболее бедные слои населения).

В связи с дальнейшей интеграцией в Европейский Союз эти различные направления социальной политики, по всей вероятности, будут унифицироваться.

Рост государственного долга, рост налогового бремени, стагфляция в экономике стран с социально-ориентированной экономикой сделали популярными в 80-е годы ХХ века взгляды неоконсерваторов о необходимости сокращения государственного вмешательства в экономику. Однако и неоконсерваторы не требуют возврата к нерегулируемому капитализму 30-х годов в социальной сфере. Предлагаемый «социальный демонтаж» пытался поставить вмешательство государства в жесткие рамки с целью предотвратить формирование у населения «потребительской психологии».

 

2. Распределение доходов. Причины дифференциации доходов

Доходы населения являются источником и показателем уровня благосостояния общества, поэтому политика формирования доходов считается важным направлением социальной политики государства. Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от продажи иностранной валюты, ссуды, страховые возмещения, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты. Доходы в натуральной форме включают продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления. Совокупные доходы представляют собой сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых за счет социальных фондов.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, реального и располагаемого дохода. Номинальный доход характеризует уровень денежного дохода независимо от изменения уровня цен и размера налогов. Располагаемый доход – это та часть дохода, которая остается в распоряжении домашних хозяйств (семей) после уплаты ими налогов и используется на потребление и сбережение. Реальный доход отражает покупательную способность номинального денежного дохода, и характеризует количество материальных благ и услуг, которое могут приобрести домашние хозяйства на денежные доходы.

Формирование денежных доходов населения происходит на микро- и микроуровнях. На макроуровне доходы формируются в результате продажи ресурсов, находящихся в собственности граждан: труда, земли, капитала и т.д. В результате продажи этих ресурсов на рынках факторов производства они приносят своим владельцам соответствующие доходы: заработную плату, ренту, процент, прибыль. Распределение доходов на микроуровне лежит в основе распределения национального дохода и характеризуется неравномерностью (дифференциацией).

Причинами дифференциации доходов в обществе являются различия в размерах собственности, во врожденных способностях людей и уровне образования; в производительности труда; дискриминация на рынке труда; расположенность людей к риску; удача и несчастья; имущественные различия.

Неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения показывает кривая Лоренца, рисунок 26.1.

 

Совокупный доход

 
 


100% F

 

E

0 % семей

100%

Рисунок 1. - Кривая Лоренца

 

Кривая Лоренца показывает, какую долю в суммарном доходе имеет то иное число семей с определенным уровнем доходов. Биссектриса ОF иллюстрирует абсолютное равенство в распределении доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстает от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов, и наоборот. Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределения доходов в различные периоды времени, между различными группами населения до и после уплаты налогов, до и после выплаты трансфертов. Тем самым можно определить необходимость и результативность мер государства по смягчению неравенства в обществе.

Степень неравномерности распределения доходов можно выразить численно – через индекс Джини, который рассчитывается как отношение площади фигуры, ограниченной кривой Лоренца, к площади треугольника OEF. Значение индекса Джини изменяется от 0 до 1, при этом, чем ближе коэффициент к 1, тем больше дифференциация доходов в обществе, выше их концентрация в немногих руках.

Неравенство доходов – это особенность рыночной системы и обязательное условие её эффективного функционирования, т.к. создает действенную мотивацию к труду и инвестициям. Вместе с тем доходы населения определяют спрос на товары и услуги, а потому влияют непосредственно на экономический рост. Поэтому важным направлением социальной политики является политика доходов, направленная на создание условий для преодоления бедности, повышение уровня и качества жизни.

 

3. Уровень и качество жизни. Бедность. Государственная система социальной защиты

Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных и духовных благ и услуг, степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Качество жизни характеризуется совокупностью показателей, определяющих материальное, социальное, физическое, культурное и духовное благополучия индивидуумов и семей. В отличие от уровня жизни качество жизни определяется качественными характеристиками: качеством питания, комфортом жилья, качеством здравоохранения и образования, состоянием окружающей среды и т.д.

Для оценки уровня жизни используется совокупность показателей, характеризующих уровень дохода, уровень и структуру потребления продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения школами, детскими садами, врачебным, бытовым обслуживанием, жильем, уровень занятости, продолжительность жизни. Уровень жизни людей характеризуется также их имущественными и денежными накоплениями, средней продолжительностью жизни, количеством свободного времени.

Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку отсчета. Таковой является потребительский бюджет. Выделяют: минимальный потребительский бюджет и рациональный. Минимальный потребительский бюджет (прожиточный минимум) представляет собой стоимость минимального набора товаров и услуг, которую общество признает достаточной для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В структуре минимального потребительского бюджета расходы на питание составляют около 50%. Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домохозяйств предметами культурно–бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального потребительского бюджета сравнительно низкой долей затрат на питание.

Потребительский бюджет рассчитывается по потребительской корзине. Потребительская корзина – набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения физиологических и социальных потребностей человека в действующих ценах. Размер потребительской корзины зависит от достигнутого уровня и качества жизни и сильно различается по странам. Кроме потребительской корзины в литературе указывается минимальная потребительская корзина – потребительская корзина, рассчитанная из минимального уровня потребления.

Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

- бедные семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;

- малообеспеченные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;

- обеспеченные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;

- богатые семьи, уровень душевого дохода в которых выше рационального потребительского бюджета.

Есть два подхода к определению бедности. 1) Абсолютный. Бедность – граница дохода, за которой не обеспечивается воспроизводство населения. Это черта бедности. 2) Относительный. Установление черты бедности на уровне 50% среднего дохода.

Бедность возникает всякий раз, когда часть населения не может удовлетворить минимальные потребности в основных условиях жизнедеятельности. Это явление присуще всем обществам, независимо от формы их устройства и уровня социально–экономического развития. Бедность – это не только отсутствие необходимых средств существования, но и определенный образ жизни, основанный на специфических нормах и ценностях, своеобразная культура (стиль жизни), определяющая поведение индивидов.

Существует несколько методов определения бедных:

1) нормативный – по нормам питания и другим стандартам минимального потребительского набора;

2) относительный – доход составляет определенный процент от среднего дохода в стране;

3) статистический – в качестве бедных рассматриваются 10-15% первых в общем ряду распределения населения по размерам получаемых душевых доходов;

4) стратификационный – к бедным относят людей, имеющих низкую эластичность функции занятости и организационные возможности самообеспечения (старики, инвалиды, беженцы);

5) самооценка – к разряду бедных относят исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента.

Государство определяет официальную черту бедности. Уровень бедности в стране показывает долю населения, живущую за чертой бедности, т.е. имеющую доходы ниже прожиточного минимума. Этот показатель зависит от степени неравенства распределения доходов и установленной черты бедности.

В мировой практике для оценки уровня жизни населения используются группы показателей:

- индикаторы дохода;

- комбинированные индикаторы, в расчете которых используются статистические данные по комплексу показателей: доходы, грамотность, здоровье, питание, жилищное строительство, санитарные условия;

- индикаторы социального участия, которые учитывают структуру питания, участие в национальных праздниках, выборах и т.д.;

- субъективные индикаторы, рассчитываются на основе оценки индивидуумом уровня жизни;

- индекс качества жизни, при его расчете учитывается уровень здравоохранения, образования, занятости населения, продолжительности жизни, платежеспособность населения;

- индекс развития человеческого капитала.

Как указывалось выше, рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении доходов между различными слоями населения. С целью смягчения этого неравенства государство проводит политику доходов, главным содержанием которой является перераспределение доходов между отдельными категориями населения. Организуя через бюджет перераспределение доходов, государство решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы.

Одно из направлений социальной политики – формирование эффективной системы социальной защиты. Социальная защита включает в себя систему законодательной защиты граждан и систему социальных программ помощи наименее обеспеченным группам населения. Выделим основные направления социальной политики в этой области.

Первое направление – поддержка беднейших слоев населения, тех, кто уже или еще не в состоянии самостоятельно обеспечить минимальный уровень жизнедеятельности. Для определения категории населения, имеющего право на социальную помощь, используется показатель прожиточного минимума. Социальное обеспечение осуществляется в виде предоставления широкого спектра социальных услуг: денежные выплаты, талоны на бесплатное питание и приобретение одежды, обслуживание на дому престарелых и инвалидов и т.д. Большое значение для становления эффективной системы социального обеспечения имеет адресность социальных выплат, льгот, услуг. Социальные трансферты – это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся.

В формировании рационального поведения людей очень важно правильное соблюдение соотношений между видами доходов. Если трансфертные платежи играют значительную роль в формировании доходов населения, то это снижает его активность, подрывает стимулы к производительному труду, порождает психологию иждивенчества.

Второе направление – обеспечение гарантии права на труд. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и места приложения.

Третье направление – регулирование занятости населения. Сюда входят разработка и реализация программ по формированию новых рабочих мест в государственном и негосударственном секторах экономики, программы занятости инвалидов. Реализацией этих программ на практике обычно занимаются биржи труда.

Социальная защита безработных проявляется в виде выплаты пособий по безработице. Пособие ограничено в размерах и во времени, чтобы стимулировать безработных к поиску нового места работы. Государственный фонд занятости выделяет средства на обучение безработных, помощь им в овладении новой специальностью.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация – механизм увеличения доходов по мере роста розничных цен. Индексация направлена на поддержание покупательной способности, но одновременно она может отрицательно сказаться на стремлении к эффективному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Система социальной защиты России включает многие из вышеназванных компонентов, кроме этого в последние годы активно развиваются добровольное страхование и благотворительность. В результате этого появилась возможность по инициативе субъектов федерации, трудовых коллективов, общественных объединений и за счет собственных средств граждан предоставлять материальную поддержку социальным группам или гражданам в дополнение к государственному социальному обеспечению. Дополнительные по сравнению с государственным обеспечением социальные льготы могут закрепляться в коллективных договорах с учетом экономических возможностей предприятия.

 

Раздел 4.Развитие мирового экономического пространства




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.