Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Место и роль истории в системе человеческих знаний. Предмет и задачи курса истории Отечества





 

Гуманитаризация высшего образования. - Феномен историзма. История как наука. - Предмет истории Отечества. - Задачи вузовского курса истории Отечества.

 

В деле возрождения Отечества наряду с экономическими факторами важную роль играет интеллектуальный потенциал общества. А это в некоторой степени зависит от высшей школы , от места и значения в ней гуманитарных наук. Среди множества важных факторов, определяющих возможности, глубину и широту познания человеком общества и самого себя, следует особо выделить феномен историзма, как стиля мышления, как стержня познавательной и социально преобразующей активности людей. И здесь одно из важнейших мест отводится изучению истории Отечества, истории своей Родины. В ходе изучения истории, помимо интеллектуального развития человека, формируется личность на основе исторической памяти, памяти поколений, памяти народа. Без знания истории невозможно понимание происходящих сегодня процессов в стране и мире в целом.

По определению виднейшего русского историка В. О. Ключевского, история как наука имеет двойное значение: 1) как движение во времени, процесс: 2) как познание процесса. Следовательно, содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.

В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание, в содержание которого входит ряд элементов:

1) знание фактов истории; 2) способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в прошлом, настоящем, будущем; 3) обобщенный исторический опыт и вытекающие из него уроки истории; 4) социальное прогнозирование на основе изучения общественных процессов.

Итак, историческое сознание является синтезом исторического знания, осмысленного исторического опыта, вытекающих из него уроков истории и научного прогноза будущего.

При формировании исторического сознания важную роль играет знание и учет принципов изучения истории-объективности и историзма.



Принцип объективности означает рассмотрение каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности и соответствии исторической реальности, во всей полноте исторической правды. История не может быть “плохой” или “хорошей”. Ее следует представлять такой, какой она была в действительности.

Принцип историзма означает рассмотрение исторических фактов и событий в связи с конкретно-исторической обстановкой. Он позволяет избежать абстрактных, вневременных оценок при анализе исторических фактов, явлений и личностей.

Таким образом, задача курса истории Отечества - это формирование исторического сознания, которое позволяет получать соответствующие знания, приобретать широкий взгляд на историческую перспективу, вырабатывать самостоятельную позицию в оценке и понимании современных процессов. В. О. Ключевский писал: “... каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином”.

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.