Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи культурного строительства

Культурное строительство в СССР (1917-1941гг.).


Задачи культурного строительства. - Система образования, воспитания и подготовка кадров. - Литература и искусство. - Наука. - Башкортостан. - Русское зарубежье.

 

 

Процесс культурного строительства в стране отличался крайней противоречивостью. Приходилось преодолевать форсированными методами относительную отсталость России от развитых стран, разрыв в уровне культуры между различными социальными слоями населения, между разными народами страны.

Культурная революция рассматривалась большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основными задачами в нем считались:
1) создание новой, социалистической культуры, которая должна выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм; 2) подъем общего культурного уровня народа.

Для выполнения первой задачи предполагалось формировать новое, коммунистическое сознание с использованием партаппарата и средств государственной власти, а также общественные объединения. С 1 92О г. специальным органом, сосредоточившим партийное руководство всеми сферами духовной культуры, стал агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпром). Главным в его деятельности стало стремление взять под контроль всю культурную жизнь страны. Руководство государственной пропагандой было возложено на Главполитпросвет во главе с Н.К. Крупской. для подготовки политических кадров была создана Социалистическая академия общественных наук (1918 г., с 1924 г. Коммунистическая академия).

С целью формирования коммунистической идеологии использовались общественные культурно-просветительские и литературно-художественные организации. Наиболее значительной из них стал Пролеткульт, возникший накануне Октябрьской революции. Его теоретики утверждали, что пролетарская культура может быть создана только представителями рабочего класса. Пролеткультовское движение ставило перед собой задачу создания новой, пролетарской, культуры, науки, философии, подчинения искусства задачам пролетарской борьбы. Сторонники “чистой пролетарской культуры” отрицали значение культуры прошлого, не признавали участия крестьянства в строительстве новой культуры. Идеологи Пролеткульта оказались радикальнее большевистских лидеров. В результате Пролеткульт был позже распущен, а его теория осуждена руководством РКП(б).

Во второй половине 20-х годов над общественными литературными, просветительскими и прочими организациями был установлен более жесткий контроль, а в начале 1930-х гг. их деятельность полностью прекратилась.

Одновременно с созданием новой интеллигенции, стоящей на коммунистических позициях, большевистское правительство пыталось наладить диалог с представителями старой интеллигенции. Важная заслуга в этом принадлежит наркому просвещения А.В. Луначарскому. Поначалу политика в отношении старой интеллигенции отличалось двойственностью. С одной стороны, создавались условия для творчества деятелей науки, улучшения их быта, с другой - в отношении представителей старой буржуазной интеллигенции применялись расстрелы и аресты.

В начале 20-х годов эта политика обрела большую последовательность. Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию (К.А. Тимирязев, И.П. Павлов, Н.Е. Жуковский, В.М. Бехтерев, И.В. Мичурин и др.). Произошло некоторое оживление общественной жизни, начали действовать различные объединения литераторов, художников, ученых.

В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы, художники и литераторы. Некоторые были вынуждены сами уехать. После 1924 г. высылки прекратились, но снова начались аресты и заключения в лагеря.

Б) Система образования, воспитания и подготовка кадров.

Значительные силы были направлены на подъем культурного уровня населения, и прежде всего на ликвидацию неграмотности, Массовая неграмотность являлась тяжелым наследием дореволюционной России, особенно в национальных районах. Вопросы культурной жизни находились в ведении Государственной комиссии по просвещению и Наркомата просвещения.

Декрет “О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР” от 26 декабря 1919г. обязывал всех детей и взрослых от 8 до 50 лет учиться читать и писать. Была создана широкая сеть просветительских учреждений: школы грамоты, избы-читальни, кружки. За первое десятилетие советской власти было обучено грамоте около 10 млн. взрослых, а всего к 1940г. грамоте было обучено 50-60 млн. человек. К 1939г. процент грамотных среди городского населения составил почти 90. В то же время в сельской местности оставалось еще много неграмотных (23%). За 15-20 лет в СССР более 40 народов впервые получили свою письменность.

С 1930г. в стране вводилось всеобщее обязательное начальное образование. В годы второй и третьей пятилеток было введено всеобщее семилетнее (неполное среднее) образование. В 1939г. была поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию (десятилетке). С 1938г. во всех национальных школах было введено обязательное изучение русского языка, а с 1940г. - преподавание иностранных языков в средних школах.
Проводилась реформа высшей школы. Ее цель состояла в формировании новой рабоче-крестьянской интеллигенции. Плата за обучение отменялась. Упразднялись все ученые степени и звания преподавательского состава. При приеме соблюдался классовый принцип, обеспечивающий преимущество выходцам из трудового народа. 1919г. были созданы рабфаки - факультеты рабочей молодежи для подготовки к поступлению в вуз. В течение 1918 - 1921 гг. были упразднены юридические, историко-филологические факультеты. Вместо них создавались факультеты общественных наук (ФОНы). С 1921г. вводилось обязательное изучение марксизма-ленинизма.
В годы первых пятилеток происходил бурный рост количества вузов. Их деятельность направлялась Комитетом по высшей технической школе (1932г.). Однако в дальнейшем руководство техническими вузами было передано промышленным наркоматам, сельскохозяйственные - наркомзему.
В 1934г. в целях повышения роли преподавателей и научных работников вновь были введены ученые степени и звания. В 1939г. было утверждено положение об аспирантуре, которая стала основной формой подготовки профессорско-преподавательских и научных кадров.
С началом первой пятилетки численность вузов возросла с 94 до 498 (в 5 раз). В высшей школе были сняты все классовые ограничения при поступлении, что позволило расширить базу поступавших. В 1933-1937 гг. вузы выпускали 74 тыс. специалистов ежегодно.
Начавшийся процесс индустриализации потребовал ускоренной подготовки кадров. В стране начался процесс создания промышленной академии и инженерных вузов, а также введение условий, стимулировавших трудящихся к получению образования на вечерних и заочньих отделениях вузов “без отрыва от производства”. Одновременно на местах создавались кружки, курсы для преодоления технической неграмотности среди рабочих.
В течение 1930-1932 гг. старшие классы общеобразовательных школ были преобразованы в техникумы. Развивалась система школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школ крестьянской молодежи.
В 1939г. умственным трудом занимались 11 млн. человек, но лишь 2 млн. из них имели высшее и среднее специальное образование.

 

В) Литература и искусство.

 

В послереволюционные годы ситуация в области российской литературы и искусства серьезно изменилась. Многие представители художественной культуры эмигрировали или подверглись репрессиям.
Но значительная часть писателей и художников восприняла задачи культурной революции. В 20-е годы появилось новое поколение творческой интеллигенции. Среди них выделялись А.А. Фадеев, М.А. Шолохов, С.М. Эйзенштейн и др.

В соответствии с концепцией революционного искусства литература была призвана служить “трудовому народу”. Революция нашла отражение в произведениях А.А. Блока, А. Белого, В.В. Маяковского и др. Приоритет общечеловеческого начала над классовым отстаивали в своем творчестве А.П. Платонов, Е.И. Замятин, М. Цветаева, О.Э. Мандельштам, М.М. Пришвин.

В 30-е г. происходит централизация и бюрократизация партийно- государственного управления художественной культурой.

Советская литература и искусство были подчинены задачам социалистического строительства. Существовавшие прежде литературные объединения (Пролеткульт, РАГIЛ и др.) ликвидировались, творческая интеллигенция объединялась в единый Союз советских архитекторов, композиторов (1932г.), писателей, художников (1934г.).

В литературе утвердился новый художественный метод “социалистического реализма”. Его главными идеологическими принципами были провозглашены народность, партийность и “социалистический гуманизм”. Приветствовались лишь произведения, восхвалявшие строительство “нового общества” и борьбу с его врагами. Авторы, пытавшиеся описывать негативные стороны советского бытия, обвинялись в очернительстве и уходе от действительности.

Созданный в 1934г. Союз советских писателей стал органом проведения политики партии в литературе. Формально он возглавлялся М. Горьким, но практическую работу вело правление во главе с А.С. Щербаковым, кадровым партийным работником. Большинство произведений были посвящены революции, гражданской войне или “социалистическому строительству” (М. Горький, М.А. Шолохов и др.)

Декретом СНIК от 26 августа 1919г. все театры были объявлены национальной собственностью. В театре произошли самые решительные перемены. Революция способствовала развитию нового режиссерского театра. Важную роль в развитии театрального искусства в послереволюционные годы сыграли московские театры им. Е.Б. Вахтангова и Моссовета, Большой драматический театр в Ленинграде.

К началу 1941г. в СССР насчитывалось 926 профессиональных театров. В театре также происходило утверждение принципов социалистического реализма. В соответствии с ними советская драматургия была представлена спектаклями о революционных событиях, о жизни и буднях советского человека (Вс. Вишневский, А.Е. Корнейчук, Н. Погодин и др.) Однако сохранялся и развивался классический репертуар.

В 1932г. был основан Союз советских композиторов. Во всех республиках возросло число оперных театров, филармоний, консерваторий. В 30-е годы советскими композиторами были созданы произведения разных жанров - оперы, балеты, кантаты (Б.Ф. Астафьев, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович и др.). Популярными авторами массовой песни, оперетты и киномузыки стали В.И. Лебедев-Кумач, Т.Н. Хренников, И.О. Дунаевский и др.

В области живописи, существовавшие ранее авангардистские группы, встали на сторону революционных преобразований в искусстве (В.В. Кандинский, М.3. Шагал, К.С. Малевич и др.). Художники-авангардисты поддержали идею служения искусства государству и революции. В 30-е годы в изобразительном искусстве также происходил процесс объединения и унификации под партийным контролем. В 1934г. был создан Союз советских художников. В живописи первых пятилеток главной оставалась революционная тематика (К.С. Петров-Водкин, А.А. Дейнека, Б.В. Иогансон и др.).

Новым направлением художественной живописи советской России стала монументальная пропаганда. В первые годы после революции развернулось создание памятников известным мыслителям, революционерам, деятелям культуры, но за этим последовало разрушение памятников дореволюционной эпохи. В конце 20-х - 30-х годов в скульптуре главным направлением оставался монументализм. В этой области выдающимся произведением стала работа В.I4. Мухиной “Рабочий и колхозница” (1937г.).

27 августа 1919г. была национализирована киноиндустрия. В 30-е годы в кинематографе произошли значительные изменения, к числу которых относится появление звукового кино. Несмотря на некоторую однобокость тематики, в советском кинематографе было создано немало выдающихся фильмов, проникнутых оптимизмом и уверенностью в завтрашнем дне (режиссеры С.И. Юткевич, СА. Герасимов, братья Васильевы и др.). Наука находилась под строгим контролем партии и государства. Важнейшей задачей признавалось “выдвижение” членов партии в руководство научных учреждений, о чем в 1929г. было принято специальное постановление. При этом, сознавая огромное значение науки, руководство страны создавало условия для работы научных кадров. В развитие науки вкладывались значительные средства. Создавались новые научные учреждения, которых к началу 40-х годов в СССР насчитывалось более 1800.

Фундаментальные исследования почти не проводились, но прикладная наука имело серьезные достижения (С.В. Лебедев, И.М. Губкин, А.Ф. Иоффе А.Н. Колмогоров, Н.И. Вавилов и др.). При этом ряд научных направлений были закрыты как “ложные”, в том числе прекратились исследования в области молекулярной биологии, кибернетики, гелиобиологии. В биологической науке борьбу против генетики как “лженауки” под лозунгом защиты дарвинизма и биологии” вели Т.д. Лысенко и И.И. Презент.

Серьезно пострадала экономическая наука, особенно после репрессий против выдающихся советских ученых Н.д. Кондратьева, А.В. Чаянова и др.

С начала 30-х годов начался пересмотр отечественной истории. С 1934г. в школе было восстановлено преподавание гражданской истории и географии. Снова открыты исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Особое внимание уделялось истории партии. Сталин и его ближайшее окружение создали новую концепцию истории ВКП(б). Была сформулирована теория вождей партии и революции”, послужившая исходным пунктом пропаганды идеи о равновеликом вкладе Ленина и Сталина в создание партии и руководство революцией. Это нашло свое отражение в курсе истории ВКП(б)” (1938г.).

В то же время, несмотря на догматизм, внедрявшийся в общественных науках, многие конкретные исследования советских историков (Б.Д. Грекова, А.М. Панкратовой и др.), филологов и представителей других гуманитарных наук, содержали значительные достижения.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
НЭП: сущность уроки.- Причины свертывания нэпа.- Индустриализация и коллективизация.- Первые пятилетки. Национальная политика.- Образование СССР.- Основные итоги 20- 30-х годов | Русское зарубежье
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.