Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перестройка и распад СССР (1985 – 1991 гг.)




 

К концу 70-х гг. для части советского руководства и миллионов рядовых граждан стала очевидной невозможность сохранения без изменения существовавших в стране порядков. В середине 1980-х гг. по инициативе партийно-государственных руководителей началось обновление экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества. Коренные изменения условий развития производства и методов руководства экономикой, преобразования в общественно-политической сфере вышли за пределы, намечавшиеся перестройкой. Они привели к распаду существовавшей на протяжении семи с лишним десятилетий советской системы. В стране нарастали кризисные явления.

1. В экономической сфере:

Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Наступила стагнация (застой). Увеличивался научно-технический разрыв с Западом. Одним из показателей тяжелого состояния экономики и царившей в ней бесхозяйственности явилась авария на Чернобыльской АЭС. В апреле 1986 г. во время испытаний турбогенератора произошел взрыв атомного реактора на одном из блоков АЭС. Информация об аварии не сразу стала достоянием населения и мировой общественности. Это явилось одной из причин глобального характера последствий катастрофы. Катастрофа на АЭС ускорила принятие экономической реформы (1987 г.). Главная ее направленность заключалась в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управления производствам. Принимались законодательные акты с целью совершенствования управления экономикой. Упразднялись некоторые министерства и ведомства, расширялась самостоятельность предприятий. Возрос бюджетный дефицит, чему отчасти способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти. I съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития. В качестве ее составных частей рекомендовались: сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством, обновление отношений собственности и становление рынка.

2. В политической области:

Проявилась неэффективность советской бюрократической системы. Происходила деградация правящей верхушки общества – номенклатуры, являвшейся оплотом консерватизма.

3. В социальной сфере:

В начале 80-х гг. реальные доходы на душу населения (по сравнению с 1966 – 1970 гг.) уменьшились почти в 3 раза. Ухудшилось качество здравоохранения, сохранилась уравнительная система распределения с одновременным сохранением привилегий для слоя управляющих. Все это вело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности.

4. Во внешнеполитической области:

«Холодная война» и сложившаяся биполярная система во главе с СССР и США вылилась в их соперничество и непрерывную, изматывающую гонку вооружений.

Все эти причины вызвали необходимость смены прежней политики.

Первые попытки поисков выхода из тяжелого положения были предприняты Ю. В. Андроповым в 1982 – 1983 гг. При помощи жестких административных мер он пытался навести порядок, искоренить коррупцию. Это зародило в массовом сознании надежды на перемены к лучшему.

При К. У. Черненко (1984 – 1985 гг.) происходит отход от всяких преобразований. Тем не менее в обществе укрепляется понимание необходимости перемен.

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Совет Министров СССР возглавил Н.И. Рыжков. В состав Политбюро ЦК партии были включены новые члены – лица, разделявшие идеи Генерального секретаря (Е. К. Лигачев, Э. А. Шеварнадзе, В.М. Чебриков, А. Н. Яковлев и др.).

В апреле 1985г. на пленуме ЦК КПСС в качестве стратегии нового руководства был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. В его основе должны были лежать научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора». На первых порах предусматривалось совершенствование общества и выправление отдельных деформаций. Преобразования касались прежде всего сферы экономики.

Эти шаги дали определенную отдачу. За 1985 - 1986 гг. темпы прироста производительности труда в промышленности и строительстве превысили среднегодовые показатели 11-ой пятилетки в 1,3 раза. Выросли капитальные вложения на развитие социальной сферы.

Перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. Широкое обсуждение нового правительственного курса проходило на массовых митингах граждан. На страницах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Сущность стратегии «обновления» разъяснял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных городов М.С. Горбачев. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей. Были заменены председатель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компартий большинства союзных республик и т.д.

Данные результаты породили эйфорию у руководства, веру в могущество декретирования, в силу правильных приказов. В принятой на XXVII съезде КПСС (март 1986г.) «Новой редакции» программы партии был провозглашен курс на совершенствование социализма, намечены планы решения жилищной проблемы к 2000г. Была начата антиалкогольная кампания.

В целом народное хозяйство страны продолжало работать по старой схеме. Использовались методы приказного нажима, штурмовщины, корректировки планов. Оставалась непоколебимой административно-командная система управления, огромный бюрократический аппарат (18 млн. человек).

С 1987г. руководство КПСС заговорило о консерватизме, о торможении реформ. Январский (1987г.) пленум ЦК КПСС выдвинул на первый план уже не «ускорение», а задачу демократизации общественной жизни.

Огромную роль в раскрепощении общества сыграла пресса, благодаря провозглашенной «гласности» ставшая одним из важнейших двигателей преобразований.

Постепенно формировалось понимание необходимости не просто ускорения, а глубоких реформ, и прежде всего экономической модели. В июне1987г. на пленуме ЦК КПСС была принята первая за годы перестройки экономическая реформа. Целью ее провозглашался переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам руководства. Но механизм реформы явно не соответствовал этой цели. Он не допускал плюрализма собственности, не затрагивал основ административно-командной системы экономики, не менял мотивации к труду.

В 1988г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС впервые за годы советской власти был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы. В ней виделся механизм торможения преобразований. Решения конференции предусматривали соединение с «социалистическими ценностями» (в том числе однопартийностью) некоторых элементов либерализма. В частности, был провозглашен курс на создание правового государства (правда, «социалистического»), отчасти – парламентаризма (в советской форме) и даже разделение властей (КПСС подразумевалась в роли четвертой главной силы). Это дало толчок массовому сознанию и способствовало формированию новых политических структур, прежде всего реформированных Советов.

Половинчатость и непоследовательность реформ вели к ухудшению социально-экономической ситуации. К 1989 – 1990 гг. стало очевидно, что страна переживает глубокий экономический кризис, имевший тенденцию к углублению. Утрата инициативы КПСС, робость и нерешительность преобразований вели к падению ее авторитета и переходу инициативы от партийного аппарата к обновленным Советам, а также к зарождающимся новым политическим партиям и движениям.

В мае 1988г. первой оппозиционной КПСС партией провозглашает себя «Демократический союз» (лидер – В. Новодворская). С апреля того же года возникают Народные фронты – первые независимые организации, носившие массовый характер. Сначала они были образованны в Прибалтике, затем возникают и в других республиках.

1989г. стал для СССР годом массового появления партий. Вновь образованные партии вобрали в себя все ведущие направления политической мысли.

Ультралиберальное направление было представлено «Демократическим союзом», выступающим за резкую и безоговорочную смену модели общественного развития. К этому же крылу можно было отнести «Российское христианско-демократическое движение», «Христианско-демократический союз России» и др.

Первыми представителями либерального направления стали «Демократическая партия Советского Союза», затем «Демократическая партия», «Либерально-демократическая партия» и др.

В октябре 1990г. оформилась массовая общественно-политическая организация «Демократическая Россия», объединившая партии, общественные организации и движения либеральной ориентации.

Социал-демократическое направление было представлено двумя основными организациями – «Социал-демократической ассоциацией» и «Социал-демократической партией России».

Анархистское направление нашло выражение в деятельности «Конференции анархо-синдикалистов» и «Анархо-коммунистического революционного союза».

В самой КПСС обозначились пять направлений:

1) социал-демократическое;

2) «Демократическое движение коммунистов»;

3) центристское;

4) «Марксистская платформа в КПСС»;

5) традиционалистское.

С осени 1990г. началось формирование политических партий, выступающих с позиций праворадикального переустройства общества («Русская национал-демократическая партия» и др.).

Особняком среди политических партий и протопартий стояли организации российского государственного традиционализма (монархисты) и революционно-социалистического традиционализма.

При всем многообразии партий и движений в центре политической борьбы вновь оказались (как и в 1917г.) два направления – коммунистическое и либеральное. Политические партии либерального лагеря выступали за приватизацию собственности, свободу личности и систему полноценной парламентской демократии. Их противники ратовали за «обновление социализма» и призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления.

С конца 1980-х гг. усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На первых парах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали подеду представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербаджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными.

В условиях, когда республики объявили о своем суверенитете, возникла необходимость подписания нового союзного договора. Встреча Горбачева 23 апреля 1991г. с руководителями 9 республик в Ново-Огарево (под Москвой) положила начало процессу стабилизации обстановки в стране. Подписание нового Союзного Договора намечалось на 20 августа 1991г. Однако, в ночь с 18 на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению. Горбачев был изолирован в Крыму. Вице-президент Г. Н. Янаев издал указ о вступлении в должность президента СССР. ГКЧП объявил в отдельных районах страны чрезвычайное положение.

Сопротивление путчистам возглавил Ельцин и руководство России. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. Заговорщики были арестованы.

Августовский путч и победа российского руководства способствовали резкому ускорению развития политических процессов. Компартия была запрещена, к власти пришли либералы. Большинство республик отказалось от подписания Союзного Договора. В декабре 1991г. Президент СССР Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование. Первым президентом РФ стал Б.Н. Ельцин, вице-президентом – А.В. Руцкой.

 

 

Б). Внешняя политика (1985 – 1991 гг.)

Советское руководство стало проводить новый внешнеполитический курс. В его основу легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления.

Эта концепция исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. Отсюда провозглашалась невозможность решения международных проблем силовыми методами и самой победы в ядерной войне. Универсальным способом решения международных вопросов объявлялся баланс интересов, находимый на основе приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми.

Переход к новому внешнеполитическому курсу был вызван рядом причин:

1). осознание реальной угрозы ядерного самоуничтожения человечества;

2). экономика СССР не выдерживала гонки вооружений.

Руководство СССР определило три основные направления внешней политики:

1) нормализация отношений Восток – Запад через разоружение;

2) разблокирование региональных конфликтов;

3) установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами.

Серьезные перемены произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Экономический и политический кризис в этих странах, падение авторитета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, курс на «обновление социализма» привели к активизации оппозиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у власти М.С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по ОВД. На встречах с руководителями этих стран он разъяснял причины, сущность и пути проводимой в Советском Союзе «перестройки». Делались попытки изменить формы экономического сотрудничества с государствами ОВД, акцентируя главное внимание на прямые контакты между предприятиями.

На первых порах руководители стран ОВД поддержали новый политический курс М.С. Горбачева. Однако углубление перестроечных процессов, кадровые перестановки в советском партийно-государственном аппарате вызвали их неприятие. В ГДР и Румынии резко сократился объем публикуемой информации о преобразованиях в Советском Союзе. Осенью 1989 г. прошли массовые выступления против существующих режимов и за восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии. Несколько ранее в результате свободных выборов была отстранена от власти правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в Венгрии, Югославии и Албании. В 1990г. произошло объединение Германии в форме включения ГДР в состав ФРГ. Уход СССР из Европы завершил весной 1991г. официальный роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. Переход восточноевропейских стран к парламентской демократии привел к распаду социалистического содружества.

Осенью 1985г. в Женеве состоялись советско–американские переговоры. В подписанном президентами двух стран документе констатировалось, что «ядерная война не допустима и в ней не может быть победителей». Стороны заявили о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.

В 1986-1987гг. состоялось несколько встреч М. С. Горбачева с президентами США (Р. Рейганом, затем Дж. Бушем). Результатом переговоров стал договор от 8 декабря 1987г.об уничтожении целого класса ядерных вооружений – ракет среднего и ближнего радиуса действия. Это соглашение было дополнено установлением системы взаимного контроля. В июне 1991г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

Советская дипломатия была активна в процессе разрешения межрегиональных конфликтов. Руководители СССР сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991г. в Мадриде было заключено международное соглашение по нормализации отношений Израиля с арабскими странами.

СССР отказался от поддержки диктаторских режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском Заливе летом 1990г. Москва впервые выступила с позиции поддержки Запада в прекращении агрессии Ирака против Кувейта.

Новой чертой внешней политики Горбачева стал отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа.

В 1987г. в ходе переговоров М. С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989г. вывод войск завершился. В декабре 1989г. Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск.

Западные страны, прежде всего США и Англия, по-прежнему увязывали расширение торговых связей с политическими изменениями внутри СССР. В январе 1989г. Советский Союз подписал «Венскую декларацию» СБСЕ, согласно которой он обязался гарантировать права человека и основные свободы, а также привести свои законы и практику в соответствие с международными. Были приняты закон о свободе совести и религиозных организаций, указ о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан.

Налаживались отношения СССР с рядом государств, которые не были до конца урегулированы. С 1985г. постепенно улучшились отношения Советского Союза с Китаем. В мае 1989г. состоялся первый официальный визит главы СССР в КНР.

Были направлены усилия и для налаживания отношений с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, такими как Япония. Были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей.

Итак, в период перестройки (1985 – 1991 гг.) в советском обществе была разрушена советская коммунистическая система. На волне демократизации в СССР оформился политический плюрализм, начало зарождаться гражданское общество и осуществляться принцип разделения властей.

За годы «перестройки» и «нового политического мышления» произошло ослабление международной напряженности и, в первую очередь, противостояние СССР и США. Однако внешнеполитический курс М. С. Горбачева не был прямым и легким. Ухудшение экономического положения заставляло руководство СССР идти на уступки Западу в надежде получить финансовую помощь и политическую поддержку. Очевидным стало ослабление международных позиций СССР, утратившего в конце 80-х гг. положение сверхдержавы.

Новый внешнеполитический курс СССР благоприятствовал преодолению последствий «холодной войны», ликвидации неприязни и недоверия в его отношениях с другими государствами.

Таким образом, после окончания второй мировой войны и до середины 80-х гг. ХХ в. СССР прошел сложный исторический путь: от укрепления тоталитарной системы до попыток ее либерализации, через свертывание либеральных начинаний периода «оттепели» к стабилизации системы, укрепления позиций партийно-хозяйственной бюрократии и до скатывания к состоянию экономической стагнации, все большего отрыва официальных идеологических установок от общественной практики.

В условиях развернувшейся в мире НТР, советская экономика оказалась неконкурентоспособной. Эту неконкурентоспособность пытались компенсировать экспортом нефти, газа, других видов сырья, что привело к массовой распродаже национальных богатств и к скатыванию великой державы к роли слаборазвитой страны.

В результате внешней политики советского руководства, а также жесткого курса американской администрации Рейгана человечество на рубеже 70-х – 80-х гг. оказалось близко к третьей мировой войне. Начавшаяся перестройка не смогла в рамках прежней общественной системы вывести страну из кризиса. Произошла смена общественно-политического строя.

 

 

ЛЕКЦИЯ 13. Российская Федерация в 1991-2011 годах.

 

1. Россия на этапе экономических и политических преобразований (1991-2004)

2. Становление новой российской государственности и радикальная социально-экономическая модернизация.

3. Внешняя политика Российской Федерации в условиях новой геополитической ситуации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.