Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура. 1. В архитектуре XVII В. Также отражался противоречивый пере­ходный характерэпохи, традиционалистской




1. В архитектуре XVII в. также отражался противоречивый пере­ходный характер эпохи, традиционалистской, но уже содержавшей ростки нового.

• Происходило обмирщение зодчества. Отказ от строгих церков­ных канонов приводил к постепенному сближению культового и граж­данского каменного зодчества. Церкви становились похожими на светские хоромы.

Гражданское строительство приобретало невиданный ранее размах. Появилось большое количество общественных зданий. Камен­ные жилые дома строили для себя богатые дворяне и купцы. Особое развитие гражданское каменное строительство получило в Москве: бы­ли построены здания Печатного и Монетного дворов, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова, складские помеще­ния и т. д.

• Архитектура характеризовалась переходом от строгости и про­стоты к декоративности, нарядной полихромии (многоцветности), тщательной проработке множества мелких деталей. Творческий поиск новых путей, сопровождавшийся в то же время заимствованием вос­точных, а позднее и западных форм, приводил к рождению новых сти­лей, обилию декоративных мотивов.

2. Активное каменное строительство началось в 20-е годы после изгнания из страны польских захватчиков. Большую роль в его органи­зации сыграл «Приказ каменных дел», который объединял лучших оте­чественных мастеров.

• В первое тридцатилетие XVII в. господствовало полюбившееся русским зодчим шатровое строительство. Нарядные шатровые хра­мы были построены в Рубцове и Медведкове под Москвой, в Трои-це-Сергиевой Лавре. В 1628 г. был воздвигнут шатер над Спасской башней Московского Кремля. Выдающимся памятником шатрового зодчества является многошатровая московская церковь Рождества в Путинках. В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие кано­нические традиции древнего зодчества, запретил воздвигать шатровые храмы. Образцом культового строительства был провозглашен храм «гроба Господня» в Иерусалиме. Но шатер не исчез из русского зодче­ства. Его широко использовали при строительстве колоколен, шатро­вые храмы продолжали строить вдали от столицы — в Ярославле, Костроме и других городах.

• Здания XVII в. отличались изобилием затейливых рельефных многоцветных украшений. Широкое распространение получили «сол­нечные плитки»изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений на стенах зданий называли «каменным узо-Рочьем» (или «дивнымузорочьем»). Этот стиль распространил как на светское (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, каменные пала­ты московских, псковских, костромских бояр), так и на культовое (церковь Троицы в Никитниках, посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге, церкви в Зарядье, Муроме Ярославле)строительство.

• В 40—70-х годах усилился творческий поиск, приведший в кон­це столетия к рождению нового стиля, получившего название «москов­ского барокко» (по фамилии главных заказчиков этот стиль часто называют «нарышкинским барокко»). Характерные черты «москов­ского барокко» — четкость и симметричность композиции, много-ярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, устремленность здания вверх, сочетание красного и бе­лого цветов. К числу лучших сооружений этого стиля относится цер­ковь Покрова в Филях — усадебный храм Л. К. Нарышкина.

Наличие в названии итальянского слова «барокко» иногда приводит к ошибочному утверждению, что «нарышкинский стиль» является одним из вариантов господствовав­шего в Европе XVI — середине XVIII в. архитектурного стиля барокко.

Появление «московского барокко», имевшего общие черты с архи­тектурой Западной Европы, свидетельствует о развитии международ­ных культурных связей России, но не является механическим заимствованием. «Нарышкинский стиль» — это оригинальное и само­бытное направление русского зодчества.

3. В XVII в. переживало расцвет деревянное зодчество, уходившее своими корнями в языческую старину. Великолепным образцом дере­вянного зодчества стал дворец царя Алексея Михайловича в Коломен­ском, названный современниками «восьмым чудом света». Построенный русскими мастерами под руководством холопа Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова, дворец представлял собой слож­ный комплекс соединенных переходами зданий. Яркая раскраска, золо­ченая резьба и причудливые формы придавали ансамблю вид сказочного города. В середине XVIII в. дворец был разобран из-за ветхости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.