КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-экономическая эволюция российской деревни
Некоторые авторы писали о социальном расслоении крестьянства — на бедняков и кулаков. Необходимо различать имущественное расслоение — на бедных, богатых и середняков — и социальное — т. е. выделение в крестьянстве особых общественных групп и слоев — сельских наемных рабочих (пролетариев); сельских предпринимателей (буржуазии); традиционного крестьянства, остававшегося в основном в рамках натурально-потребительского хозяйства и др. • Экономическое расслоение (дифференциация) крестьянства. Несмотря на усилия государства, крестьяне пореформенной эпохи постепенно расслаивались по материальному достатку. Но если до реформы 1861 года основную массу крестьян составляли середняки, то во второй половине XIX в. большая часть крестьян переходила в разряд бедняков. Лишь небольшое количество сельских хозяев успешно увеличивали свой доход. Некоторые из них (0,5—2%) даже покупали землю разорявшихся помещиков. Здесь надо учитывать и то, что далеко не все крестьяне, пользовавшиеся большими наделами, были зажиточными — многие из них имели многодетные семьи, такие хозяева по доходу на душу населения не отличались от середняков. Процесс имущественного расслоения шел медленно из-за сохранения общины и общинной собственности на землю, низкого технического уровня сельского хозяйства, пережитков крепостничества. • Социальное расслоение крестьянства по тем же причинам развивалось еще медленнее. Прикрепленные к общине, ограниченные в праве передвижения по стране, не имевшие возможности заложить или продать землю, крестьяне не могли подчас полностью порвать с сельским хозяйством и деревней и поэтому не столько превращались в свободных и лишенных собственности наемных рабочих — пролетариев, сколько в пауперов — нищих пользователей неотчуждаемых наделов. Кроме того, даже быстрое развитие промышленности не могло занять руки миллионов обнищавших аграриев, которые на несколько месяцев в году становились неквалифицированными рабочими, а чаще — безработными. Поэтому основной тенденцией становилась пауперизация российской деревни. С другой стороны, без кредитов, в условиях нерентабельности сельского хозяйства, затруднено было успешное аграрное предпринимательство, что, как и существование общины, сдерживало развитие мелких сельских предпринимателей. Важно, что и консервативная психология большинства крестьян, редко стремившихся к изменениям в своей жизни, также не способствовала модернизации деревни. 3. ТРАНСПОРТ 1. Железнодорожное строительства, в отличие от передовых стран Западной Европы, не завершало промьпнленный переворот в стране, не просто его сопровождало, но явилось в значительной степени его стимулятором. Создававшаяся транспортная сеть не только давала возможность перемещать огромное количество сырья, продукции, рабочей силы, осваивать новые районы, без чего не могла бы развиваться промышленность. «Железнодорожная горячка», обеспечившая спрос на строительные материалы, металл и оборудование, стала импульсом для создания современной тяжелой промышленности. Россия, стремившаяся вернуть себе статус великой державы, не могла достичь этого без железных дорог (отсутствие которых в значительной степени привело к поражению в Крымской войне) и собственной независимой от Западатяжелой промышленности, в том числе транспортного машиностроения. Строительство железнодорожных путей в 1860—1870-е годы было инициировано государством, предоставляв-huim льготные кредиты, пособия и концессии, обеспечивавшим прибыль ^адельцам даже убыточных дорог. В результате государство более чем наполовину финансировало строительство железных дорог. Средства для этого были получены из государственных займов, размещенных за рубежом — во Франции, Германии и других странах Европы. Одновременно выдавались кредиты для строительства паровозо- и вагоностроительных заводов, закупка же подвижного состава за границей в 1876 г. была фактически запрещена. Стимулировалось производство рельсов. Поначалу основная часть металла ввозилась — уральский чугун не годился для производства рельсовой стали. Но после создания новой металлургии в 1880-е годы были в 5 раз увеличены пошлины на импорт чугуна, а также на уголь, кокс и руду. В результате объединенных усилий государства и общества была создана крупная сеть железных дорог (в 1861 г. — 1,5 тыс. верст, в 1900 — 48 тыс.), достигнуто транспортное обеспечение товарных потоков, возникла современная база тяжелой промышленности, обеспечивавшая также нужды армии. И все же железных дорог не доставало. Многие районы не были охвачены этим видом транспорта. По длине путей на квадратный километр и на душу населения Россия отставала на рубеже веков не только от передовых стран Европы и США, но даже от Японии и Мексики. 2. Водный транспорт продолжал играть огромную роль в развитии национальной торговли и промышленности. Речные суда, число которых увеличилось в 4 раза, перевозили значительную часть сырья и готовой продукции. Число речных пароходов выросло в 6 раз. Морской торговый транспорт серьезно отставал. Хотя его создание началось, почти все экспортные и импортные товары, перевозившиеся морем, транспортировались на зафрахтованных иностранных судах или иностранными кампаниями. 3. В условиях нехватки железных дорог сохранял большое значение гужевой транспорт.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |