Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И подготовка кадров




Квалификационные требования к диспетчерскому персоналу

Формально квалификационные требования к оперативно-диспетчерскому персоналу определяются «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок», «Квалификационным справочником должностей служащих».

При приеме на работу порядок проверки знаний и порядок проведения обучения должен соответствовать «Руководящим указаниям по организации работы с персоналом на электростанциях, электрических и тепловых сетях». Порядок прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров должен соответствовать приказу Минздрава России.

Приведём некоторые положения, регламентирующие требования к оперативно-диспетчерскому персоналу.

Лица, не достигшие 18-ти летнего возраста, не могут быть допущены к работам в действующих электроустановках, а тем более к работам под напряжением.

В электроустановках выше 1000 В лица из числа дежурного или оперативно-ремонтного персонала, единолично обслуживающие электроустановки, и старшие по смене должны иметь группу по электробезопасности IV, диспетчер – группу V, остальные – группу III.

Для присвоения группы по электробезопасности лицам из числа дежурного, оперативно-ремонтного и ремонтного персонала необходимо учитывать группы квалификации, приведенные в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих», а также квалификационные требования, приведенные в «Квалификационном справочнике должностей служащих».

Для получения группы II – V персонал должен:

· иметь отчетливое представление об опасности, связанной с работой в электроустановках;

· знать и уметь применять на практике правила техники безопасности в объеме, относящемся к выполняемой работе;

· знать устройство и оборудование электроустановок;

· уметь практически оказывать врачебную помощь пострадавшим при несчастных случаях.

Кроме того, для получения группы IV и V необходимо знать компоновку электроустановок и уметь организовывать безопасное производство работ. Для категории персонала со специальным средним и высшим техническим образованием, для получения V группы минимальный стаж работы в обслуживаемых электроустановках 6 месяцев в предыдущей IV группе. Для получения группы V необходимо также понимание того, чем вызваны требования того или иного пункта правил техники безопасности. Перечисленные требования являются минимальными.

При выполнении работ по обслуживанию действующих электрических установок, сроки периодических медицинских осмотров один раз в 24 месяца.

Работа в энергетических установках связана с длительным сохранением повышенного внимания, преодолением ситуаций монотонности и стрессовых состояний. С подобным характером работы легче справляются люди, обладающие темпераментом определенного типа. Следовательно, возникает проблема подбора работников по этому показателю.

Работа в области эксплуатации энергетических установок и управления процессами ЭЭС связана с постоянным чувством повышенной ответственности и, следовательно, с психической напряжённостью.

Для успешного выполнения работы диспетчера помимо профессиональной подготовки, обеспечивающей оперирование мысленными моделями управляемых систем, необходимы качества психики, соответствующие требованиям подобной деятельности. К этим качествам относятся:

1. Умение концентрировать внимание;

2. Действовать с необходимой точностью;

3. Переключать внимание с одного события на другое, чётко различая их по важности, и в соответствии с этим отдавать предпочтения при принятии решений;

4. Определив модель события, необходимо действовать достаточно быстро;

5. Нельзя слишком быстро утомляться;

6. Необходимы нормальная память и аккуратность «для оперирования рекомендациями обязательных правил и инструкций»;

7. Необходимо иметь волевые качества (для управления подчинённым персоналом).

Между перечисленными выше качествами, а также между ними и другими чертами характера наблюдаются достаточно устойчивые взаимосвязи. Поэтому наличие сведений об одних свойствах даёт возможность с определённой надёжностью оценивать другие важные для работы качества. Так, например, способность к устойчивой мобилизации внимания характерна для нервной системы сильного типа. Решительные, быстрые действия легче даются людям, которым свойственна активность. Утомляемость обусловлена взаимодействием свойств силы и возбудимости нервной системы. Повышенная возбудимость связана обычно с повышенной утомляемостью.

Оценка соответствия личности профессиональной деятельности, в качестве ведущего оперативного персонала ЭЭС, может производиться по трём уровням [5].

Первый уровень предполагает оценку реальной деятельности на основе ретроспективных данных за последние пять лет.

Второй уровень предполагает оценку личности «со стороны». Для этого используют группу экспертов, которые могут дать оценку работника как члена коллектива с точки зрения представителей различных должностей. Здесь применяются следующие группы оценок:

А) исполнительские качества;

Б) творческие способности;

В) коммуникативные характеристики;

Г) продуктивность;

Д) авторитет в коллективе;

Е) симпатии со стороны членов коллектива.

Большой вес придаётся творческому потенциалу.

Третий уровень предполагает дополнение характеристики на основе данных «изнутри». Для этой цели используются психологические тестовые методы. В настоящее время разработано много подобных тестов, предназначенных для выявления как различных качеств нервной системы и личности, так и различных способностей человека.

Для овладения методами безаварийной и экономичной работы, повышения уровня профессиональных знаний весь оперативный персонал в обязательном порядке проходит систематическое производственное обучение: курсовое обучение, периодический инструктаж, противоаварийные и противопожарные тренировки.

Все способы обучения направлены на увеличение объёма знаний, приобретаемых на основе личного и общественного опыта, обобщённого в виде изучаемых сведений, необходимых для повышения профессиональной подготовки.

Обучение настолько эффективно, насколько прочно усваиваются знания. Прочно хранится в памяти лишь сознательно усвоенный материал. Подготовить персонал с прочными знаниями за более короткий срок – актуальная задача и для её достижения необходимо знание правил эффективного использования человеческой памяти и правил обучения.

Существует четыре уровня профессиональных знаний:

- узнавание материала;

- умение его воспроизвести;

- способность практического его использования в известных ситуациях;

- умение, на основе известного материала, решать новые задачи и формулировать новые знания.

При подготовке оперативного персонала важны третий и четвёртый уровни знаний.

Таким образом, диспетчер является «штучным» работником – это очень высококлассный специалист, поэтому им вдруг не становятся. Чтобы «дорасти» до диспетчера требуется поработать не менее трёх – пяти лет в основных эксплутационных подразделениях ПЭС и энергосистемы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.