Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий курс лекций




Факторы излучения

Астенопия

Безопасность работы на ПК

Общие методы по улучшению условий труда

1. Организационные

2. Требования производственного помещения

3. Инженерные методы защиты

4. СИЗ

К организационным относятся: инструктаж, проверка знаний, дисциплина, госты.

ТПП:

1. Площадь помещения приходящегося на 1 работника должна быть не менее 4, 5м2

2. Высота производственных помещений должна быть не менее 3, 2м

3. Объем помещения приходящегося на 1 работника должен быть не менее 15м3

4. Не менее 20% оконных проемов должны отрываться

5. Параметры микроклимата и освещения должны соответствовать нормативным значениям

 

Основными вредными факторами, при работе на ПК:

1. Излучение

2. Монотомия

3. Перенапряжение зрительных анализаторов

4. Статическое электричество

5. Элизация воздуха

6. Шум

7. Психические нагрузки

Медицинский осмотр – раз в 1 – 2 года. Непрерывное время работы за компьютером не более 2 часов. Не более 6 часов при 8 часовом рабочем дне. Бросить курить. Для защиты костей и рук, Ходже придумал «переламывающуюся» клавиатуру. После работы выполнять физические упражнения.

 

Профилактика:

1. Помещение с компьютерами не должно выходить на солнечную сторону

2. Обязательное наличие жалюзи или штор на окнах

3. Стена не должна привлекать внимания

4. Обязательный осмотр у окулиста перед началом работы или после периодически

5. Использовать препараты «искусственная слеза»

6. Физические упражнения для глаз

7. Специальные очки на глаза

8. Обязательное наличие местного освещения

 

Компьютер является источником инфокрасного, ультрафиолетового, электромагнитного и др.

Статическое электричество:

1. Антистатическое покрытие на пол

2. Влажная уборка, проветривание, увлажнение помещения

3. Использование антистатиков

Элизация воздуха: Проветривание помещения

Шум: музыкальные колонки, шторы должны быть в 2 раза шире окна, чтобы звук затухал

Аттестация рабочих мест – комплекс мероприятий проводимых с целью оценки условий труда на рабочих местах, выявления вредных и опасных производственных факторов

«ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ»

 

 

Лекция 1.

Введение. Исторический аспект

художественно-композиционных закономерностей в

архитектуре и других видах искусства 5

 

 

Лекция 2.

Проблема формы в древнерусском зодчестве 10

 

Лекция 3.

Структура архитектурной формы и ее формально-композиционные свойства 12

 

Лекция 4.

Базовые положения процесса не оптимизированного

формообразования 16

 

Лекция 5.

Оптимизированное формообразование и его

композиционные характеристики 20

 

Лекция 6.

Формально – композиционные первичные признаки формы 22

 

Лекция 7.

Формально – композиционные вторичные признаки формы 26

 

Лекция 8.

Простые формально – композиционные свойства формы

(средства гармонической оптимизации) 28

 

Лекция 9.

Сложные формально – композиционные свойства формы

(критерии гармонической оптимальности) 31

 

Лекция 10.

Формально – композиционный анализ признаков и свойств формы 36

 

Лекция 11.

Базовые принципы формально – композиционного формообразования 40

 

Лекция 12.

Приемы формально – композиционной синтезации

(интеграции) формообразующих элементов 44

 

Лекция 13.

Приемы формально – композиционной

трансформации формообразующих элементов 47

 

Лекция 14.

Геометрические закономерности формально –

композиционного формообразования 51

 

Лекция 15.

Особенности построения точечных

формально-композиционных структур 55

 

Лекция 16.

Особенности построения линейных

формально-композиционных структур 59

 

Лекция 17.

Особенности построения поверхностных формально – композиционных структур 62

 

Лекция 18.

Особенности построения объемных

формально-композиционных структур 66

 

Библиография 69

 

 

 

ОСНОВЫ ТЕОРИИ АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

 

.

 

Лекция 1.

Введение. Исторический аспект художественно-композиционных закономерностей в архитектуре и других видах искусства.

 

 

Архитектурное формообразование определяется задачей – оптимальными средствами удовлетворить общественную потребностъ, во всей ее сложности. При этом социальные функции произведения архитектуры определяют один слой первичных факторов формообразования; конструктивно-технические средства – другой слой; «законы красоты», определяющие создание эстетических ценностей – третий слой. Специфические требования к формообразованию связываются также с ролью архитектурной формы как системы знаков, несущих определенную информацию. Эти требования связаны с присущими каждой культуре методами воплощения идейного содержания в материальных структурах произведений зодчества.

Формообразование в архитектуре – процесс, в котором творческий синтез определяющих факторов реализуется в формальной структуре произведения зодчества. Изучение этого процесса невозможно без условного расчленения его целостности, необходимого потому, что мы сталкиваемся со взаимодействием разнокачественных и разноплановых закономерностей, где по-разному проявляются познаваемые закономерности объективного мира.

Взаимодействие законов природы и общества определяет функциональные факторы формообразования; объективные законы природы и общественного производства характеризуются как конструктивно-технические факторы; объективные свойства материальных предметов, объектов архитектуры взаимодействуя, со свойствами сознания и закономерностями восприятия человека формируют эстетические факторы построения формы. Зависимость процесса формообразования от «законов красоты» и методов образования знаковых систем чрезвычайно сложна и опосредована в силу чего является наиболее трудной частью задачи по созданию произведений архитектуры.

Эстетическая составляющая процесса архитектурного формообразования исторически развивалась как композиция в теории архитектуры. Сведения о композиции (тектонике, масштабе, симметрии, организации и т.д.) содержатся в работах выдающихся зодчих, таких как: Витрувий, Альберти, Виньола, Палладио и др. Интересные мысли находятся в трудах первых российских теоретиков архитектуры: П.М.Еропкина, В.И.Баженова, В.Ф.Каржавина и др. В истории теории архитектуры знания о композиции преимущественно относились к ордерной системе, канонам, правилам. Они были вплетены в другие знания и не составляли самостоятельной науки. Общая теория архитектурной композиции в том виде, в каком она существует сегодня, представляет актуальный раздел архитектурной науки, активно формирующийся как целое и находящейся в стадии становления.

Современные научные основы архитектурной композиции были заложены в 20-е годы ХХ-го века во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (СССР) и БАУХАУЗе (Германия).

При ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе под руководством Н.А.Ладовского была организована опытная лаборатория архитектурных проблем (ОБМАС), где с 1923 года изучали дисциплины: «Пространство», «Объем», «Цвет». Основное направление исследований - активизация архитектурных форм и пространства средствами композиции с учетом психо-эстетического фактора, что получило соответствующее отражение в психоаналитическом методе Н.А.Ладовского по изучению формы. Сущность этого метода – достижение эстетического эффекта путем познания психофизических закономерностей восприятия форм, пространства и цвета. Это проверялось на специальных приборах: простомере (определение пространственных свойств формы), оглазометре (сравнение объемных построений), плоглазометре (сравнение плоских фигур).

В те же годы во ВХУТЕМАСе разрабатывается цикл упражнений по выявлению объема и пространства, членению фронтальных поверхностей, изучению проявлений ритмов в пространстве.

Отличительной особенностью того периода было включение композиционных задач в учебное проектирование. Так, первоначально разработанное абстрактное композиционное построение впоследствии использовали как основу для проектирования конкретного объекта, что способствовало активизации композиционного мышления и развитию начал композиционного анализа. По мере усложнения изучаемого материала усложнялись и творческие упражнения, в том числе и выполнявшиеся в комплексе с проектированием.

Прогрессивные основы подготовки специалистов: архитекторов, художников, художников-конструкторов, заложенные во ВХУТЕМАСе, основанном в 1920 г., нашли развитие в созданном позднее на его основе Московском архитектурном институте (МАрхИ). Большой опыт постановки курса объемно-пространственной композиции по созданию принципиально новой методики освоения архитектурной композиции в соответствии с задачами архитектурной практики был обобщен в учебных пособиях и теоретических работах. Значительный вклад в развитие современных научных представлений об особенностях организации архитектурных композиций внесли Н.А.Ладовский, Н.В.Докучаев, В.Ф.Кринский, И.В.Ламцов, М.А.Туркус, А.В.Степанов, А.В.Иконников и др.

В БАУХАУЗе аналогичные исследования по композиции и методике композиционной подготовки проводили В.Гропиус, И.Иттен, Х.Мейер, Л.Мис ван дер Рое, Л.Моголи-Надь и др. Основатель БАУХАУЗа – архитектор В.Гропиус ввел в учебный процесс предварительный курс проектирования по изучению объективных начал формообразования на основе «оптических» или психологических закономерностей восприятия. Геометрические тела изучались не изолированно, а во внешнем пространстве. Свет и тень стали важными факторами визуального восприятия, а возможности колористики исследовались с позиции композиционного средства.

В школе БАУХАУЗа вводились специальные упражнения по изучению формообразующих свойств различных материалов. В.Гропиус разработал специальный прибор для исследования моделей восприятия взаимодействия двух встречных информационных потоков, а И.Иттен и Л.Моголи-Надь комбинировали различные по своей природе материалы: дерево, металл, гипс, камень для достижения их композиционного единства в определенной конструктивной форме.

Предварительный курс был тесно связан с курсом психологии и опирался на известные к тому времени закономерности психологии эстетического восприятия. Проблемы восприятия, психологического воздействия формы, формирования предметно-чувственных образов для анализа композиции архитектурной формы были очень важны при подготовке специалистов. В своей работе лидеры Высшей школы строительства и художественного конструирования обращались к «экспериментальной эстетике» Г.Т.Фехнера. В последствии в этом вопросе они опирались на выводы одной из крупнейших школ зарубежной психологии – гештальтпсихологии (нем.Gestalt – форма, образ, структура), выдвинувшей принцип целостности. Несмотря на ограниченность такого подхода, антимеханистическая, гуманистическая ориентация в определении закономерностей формообразования была воспринята в последующем развитии архитектурной композиции. Так, например, автор одной из последних книг по архитектурной композиции И.Араухо в своих исследованиях в значительной мере опирается на данные гештальтпсихологии.

Современные представления об архитектурной композиции тесно связаны с архитектурными концепциями ХХ-го века. Крупный вклад в познание архитектурной композиции внесли советские ученые. В 20-е годы профессор Н.А.Ладовский создал на архитектурном факультете во ВХУТЕМАСе экспериментальную научно-исследовательскую лабораторию (знаменитую «черную комнату»), где проводились опыты с целью определения объективных закономерностей психофизиологии восприятия. Им также был разработан психоаналитический метод преподавания.

Таким образом, школы БАУХАУЗ-ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН не только заложили практические основы изучения объемно-пространственной композиции, но и обосновали необходимость анализа формы с целью выявления ее художественных особенностей при визуальном восприятии в разных аспектах.

Поиски новых направлений, как в теории, так и практикуме архитектурной композиции, в том числе и по обобщению зарубежного опыта проводятся в Уральской архитектурно-художественной академии. Здесь изучение объемно-пространственной композиции ведется на семантическом логическом уровне, предусматривающем выявление связей между образным содержанием композиции и принципами, средствами организации архитектурного произведения. Это соответственно получает отражение в двух взаимосвязанных разделах: «Введение в архитектурно-композиционное моделирование» и «Основы архитектурной композиции», в которых композиционный практикум имеет первостепенное значение. Практическими упражнениями охватывается несколько направлений. Первое – знакомство с отличительными качествами, особенностями выявления и гармонизации трех видов композиции. Второе – изучение взаимосвязи пространства и массы с моделированием ее восприятия. В композиционном практикуме этого вуза большое внимание уделяется и полихромии как активному композиционному средству. Ведутся работы по изучению пространственных и образных свойств цветовой композиции. Подобные упражнения выполняются и в Ленинградской архитектурной школе, где предпочтение отдается цветовому решению интерьерных пространств.

Весьма своеобразна Харьковская архитектурная школа (Харьковский ИСИ), которая сосредотачивает свое внимание на исследовании зависимости эмоциональной оценки формы от ее объективных свойств. Как одно из направлений организации архитектурной среды рассматриваются оптические иллюзии.

Интересные поиски новых направлений в изучении объемно-пространственной композиции ведутся в зарубежных архитектурных школах. Это и исследование композиционных качеств конструктивных структур (Милан – Италия, Брно - Чехия), и сближение задач композиционного практикума и архитектурного проектирования, в котором преобладает композиционный подход (архитектурные факультеты США). Оригинален подход к исторической архитектуре школы в Турнэ (Франция), где проводится анализ памятников архитектуры посредством создания обобщенных моделей.

Опыт исследования закономерностей создания и восприятия архитектурно-пространственной формы в предварительном курсе по композиции нашел обобщение в первом учебном пособии для архитектурных и художественно-промышленных вузов и факультетов в нашей стране – «Элементы архитектурно-пространственной композиции», созданном в МАрхИ. Первым в нашей стране трудом по систематизации представлений об архитектурной композиции явилась монография «Очерки теории архитектурной композиции». В данном труде рассматриваются предмет, основные понятия, средства и закономерности архитектурной композиции. Чрезвычайно важной является также обобщающее исследование «Композиция в современной архитектуре», а также большое количество других работ освещающих самые разные аспекты композиции.

К сожалению, несмотря на значительное количество исследований по аспектам архитектурной композиции их простая совокупность, несмотря на глубину проработки отдельных положений, не дает ясного представления с чего начинать и как решать композицию того или иного объекта. Неточность, запутанность формулировок многих положений по особенностям композиционных построений как на формальном, так и на предметном уровнях свидетельствуют об отсутствии общей теории архитектурной композиции и единой методики композиционного практикума. Основными понятиями архитектурной науки, как наиболее часто употребляющимися, являются форма и композиция. Они чрезвычайно близки и родственны друг другу и оттого, что первично, а что вторично очень много зависит в теории архитектуры. Попытка связать эти понятия в единое целое на уровне абстрагирования материально-предметного начала в архитектуре породила понятие – формальная композиция, которое может быть понято как композиция (взаимное расположение частей, составляющих единое целое; структура) формы в ее геометрическом виде. При этом понятие формы становится первостепенным, а композиция как ее составление (сочинение) предполагает определенную деятельность – архитектурно-композиционное формообразование.

 

Лекция 2.

Проблема формы в древнерусском зодчестве (геометрический аспект строения формы).

 

Структурно-логический анализ материалов исследований ряда теоретиков древнерусского зодчества (работы П.Н.Максимова, А.А.Тица, К.Н.Афанасьева, Ю.С.Ушакова, М.Б.Рыбакова, И.Ш.Шевелева и др.) позволяет сделать некоторые выводы о решении проблемы геометрического строения формы древнерусскими мастерами архитектуры до монгольского (раннехристианского) периода.

1. Имеющиеся свидетельства использования древними зодчими архитектурного опыта своих предшественников и воздействие архитектуры Византии и других приграничных стран, позволяет сделать предположение о первичности общего объемно-пространственного замысла – идеи новой формы как идеально-абстрагированной формы. Она представляется в виде совокупности объемных различных по виду элементов – параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, призмы, пирамиды, сложных поверхностей вращения. Графическое выражение идеально-абстрагированной дошло до нашего времени в прикидочных набросках и разбивочных схемах – рисунках на стене подвала Успенской церкви в Александровой слободе и на стене придела Иоанна Богослова в Новгородском Софийском соборе. Также имеются сведения о возможном изготовлении и объемных моделей для проверки замысла будущего сооружения (модель церкви Михаила в Гильдесгайме, Германия, 1001 г.).

2. Конкретизация идеально-абстрагированной формы в плане закономерностей ее геометрического построения определялась степенью развития прикладной геометрии и осуществлялась в последовательности: ПЛАН + ФАСАДЫ (РАЗРЕЗЫ) = ОБЪЕМ.

А) В основе организации формы лежал план сооружения, взаимосвязь частей которого определялась рядом операций геометрического строения по принципу – «от общего к частному» или «от частного к общему». В большинстве случаев использовался модульный принцип построения, когда за основу брался плоскостной размерно-геометрический модуль (ПРГМ) – квадрат. «Размер центрального купола или подкупольного квадрата неизменно являлся тем начальным звеном цепи построения соразмерностей, которое мы вправе назвать модулем всего построения – модулем, понятым не как единица, служащая для кратного сопоставления со всеми размерами сооружения, а как исходный размер в цепи геометрических соответствий». Так считает К.Н.Афанасьев – исследователь пропорциональных построений культовых объектов до монгольского периода. Таким образом, квадрат как геометрическая фигура, элементарно строящаяся и обладающая рядом замечательных свойств, определяющих возможность соразмерения всех частей плана, фасада и разреза, служил первоисточником всех геометрических построений.

Математические ряды: вписанных квадратов – 1, Ö2, 2, 2Ö2, 4,…; и целочисленных прямоугольников - Ö1, Ö2, Ö3, Ö4, Ö5,…, Ön, Ön+1 позволяли древним мастерам архитектуры выбирать разнообразные геометрические сопряженности, являющиеся основой строения плана. Последовательность строения формы плана выражалась в условно-графических схемах – «вавилонах», в виде врисованных друг в друга квадратов или прямоугольников.

Взаимосвязь древнерусских мер длины с вавилоном, представляющая собой «парные меры», - по утверждению И.Ш.Шевелева, позволяла заранее представлять себе не только абсолютные размеры будущей постройки, но и ее пропорциональный строй, не прибегая к составлению чертежей в масштабе.

Б) Схема строения плоскостной формы фасадов в значительной степени повторяла схему формы плана (очертания апсид в плане соответствуют очертаниям закомар на фасаде). Об этом свидетельствуют совмещенные изображения древнейших произведений древнерусского книжного искусства – «Остромирове евангелие (1056 – 57)», «Изборник Святослава (1073)».

Прием совмещения плана с фасадом или разрезом определяет основные соотношения между шириной, длиной и высотой здания. Последняя - определялась при этом шириной или длиной.

В) Схема формы «пятого фасада» - венчающей части общей формы здания во многом зависела от очертаний боковых фасадов и представляла собой совокупность криволинейных поверхностей, ограничивающих и завершающих объем[17].

Получаемая в результате данных операций идеально-конкретизированная форма зданий, фиксированная в виде графических схем, служила основой перехода к конкретно-материальной форме. Это достигалось путем разметки основания сооружения в ходе реального строительства за счет корректировки его размерно-пространственной структуры и уточнения членения поверхностей и объемов

Таким образом, проблема формы в аспекте ее геометрического построения, представляется как 3-х частная задача по созданию новой формы. При этом, две первые ее составляющие носят идеализированный характер, а последняя – реальный.

 

 

Лекция 3.

Структура архитектурной формы и ее формально-композиционные свойства.

 

 

Форма – понятие многозначное. Оно обозначает и узнаваемый внешний вид, и определенное состояние, в котором то или иное вещество себя проявляет. В искусстве и архитектуре понятие формы часто относится к формальной структуре – способу расположения и сочетания элементов и частей композиции, составляющих единое целое. В контексте вышеизложенного понятие формы относится и к внутренней структуре, и к внешнему силуэту, и к принципу единого целого. Если форма нередко имеет вид трехмерной объемной массы, то контуры служат главным определяющим аспектом формы: это конфигурация, взаимосвязанное расположение линий и очертаний фигуры и формы. Это внешняя структура формы, ее внешнее строение. Для массо-пространственного состояния материального мира форме, как структуре соответствует определенное содержание в виде сущности – внутренней основы, содержания, смысла, сути, как самого главного и существенного в чем нибудь, что и определяет ее внутреннее строение, устройство.

Предметно-пространственное окружение человека подразделяется на естественную и искусственную среду со своими формами и присущими им характеристиками по содержанию. Искусственная среда создается человеком для обеспечения его жизнедеятельности и состоит из предметно-пространственного окружения, из явлений, процессов, идей, организационных структур и пр. Возникающие в чем-либо потребности определяют содержание и форму различных необходимых объектов искусственной среды. Содержание предопределяет компоненты структуры объекта и, следовательно, форму в целом, а также условия его существования. Оно является, в определенной мере, идеальной составляющей будущего элемента среды, материализующейся через определенную форму, являющуюся своего рода эквивалентом объекта. Однако, следует заметить при этом, что определенность формы не однозначна, а поливариантна в аспекте того, что известному содержанию может отвечать определенное множество форм. Выбор конкретной формы зависит от замысла, идеи архитектора. Таким образом, деятельность по организации новых форм может быть названа формообразованием.

Архитектурная форма представляет собой профессионально-архитектурную абстракцию или угол рассмотрения реальности, где всякое целое рассматривается как принадлежность архитектуры и существует за счет такого взаимодействия своих «частей», которое определяется законами гармонии, целесообразности и выразительности. Архитектурная форма может быть представлена как форма – масса и, как форма – пространство. В архитектурной практике имеются объекты, обладающие только формой-массой: обелиски, триумфальные арки, монументы и пр., а также массо-пространственные объекты. Последние объекты преобладают, а пространство может быть внутренним и внешним (интерьерным и экстерьерным). Интерьерные пространства характерны для архитектурных моно-объектов, а экстерьерные пространства присущи градостроительным образованиям. Пространственные формы приобретают свои геометрические параметры за счет ограничивающих их форм-масс.

Архитектурное формообразование является базовым процессом архитектурно-проектной деятельности (АПД) и может быть условно подразделено на три основных подпроцесса: функциональное формообразование (социальная определенность формы); композиционное формообразование (эстетическая определенность формы) и конструктивное формообразование (материально-техническая определенность формы).

В реальной архитектурно-проектной деятельности эти подпроцессы синтезируются в единый процесс архитектурного формообразования (АФ) за счет их взаимовлияния и взаимоопределения. Естественно, что архитектор, создавая форму объекта, не может одновременно заниматься творческими поисками в рамках всех подпроцессов АФ, а выделяет какой-то один, как ведущий в данный момент. При этом, проводя поиски в русле определенного подпроцесса, он обязательно учитывает «пограничные» условия смежных подпроцессов. Реально это положение выражается в необходимости учета комплекса требований, предъявляемых к основному в данный момент деятельности подпроцессу, а также соотнесению и сопоставлению их с требованиями двух других.

Исследование особенностей формообразования в пределах каждого из подпроцессов АФ с целью их детального познания удобно и целесообразно проводить без учета смежных подпроцессов, отрешившись от них используя принцип абстрактно-формального формообразования. Системный подход в исследовании позволяет детально проанализировать архитектурную форму в пределах одного изолированного подпроцесса, выявить ее основные объективные признаки, свойства, а через них законы и закономерности приемы и способы формообразования.

Специфика архитектурной формы заключается в том, что она с одной стороны является средством и средой для обеспечения материальной составляющей жизнедеятельности человека, а с другой стороны обращена к духовному, эстетическому началу в его жизни, участвуя в создании психофизиологического комфорта среды обитания. Это достигается организацией положительных эмоций от восприятия архитектурных форм не только в плане психофизиологии, но и в идеологическом аспекте. Данное положение свидетельствует о важнейшем свойстве архитектурной формы, об ее идеологичности, как совокупности визуальных характеристик, отражающих идеологическое мировоззрение общества и способствующих социальной стабильности его существования. Важность данного свойства свидетельствует о преобладающей роли композиционного формообразования в процессе АФ и определяет его как формохарактеризующий процесс, требующий первоочередного исследования. Правильность данного положения подтверждается также особенностями зрительного восприятия человека, заключающимися в первичности фиксации композиционных параметров формы архитектурных объектов.

Объекты предметно-пространственного мира обладают рядом основополагающих свойств, рассмотрение которых необходимо для определения условий анализа процесса композиционного формообразования. Форма любого объекта предметно-материального мира может быть аппроксимирована (заменена с упрощением) формой геометрических тел различной мерности (ГТРМ), что удобно и необходимо для проведения полноценного изучения их признаков, свойств и качеств. Таким образом, геометрическая модель формы (ГМФ) является аналогом формы реального объекта в идеально-абстрагированном виде и носителем его содержания. Отсюда следует, что геометричность это объективно-композиционное формоопределяющее свойство объектов реального мира, в котором проявляется закон единства. Он выражается в соответствии и обратимости ГМФ и оригинала.

ГМФ может быть представлена как одно геометрическое тело (ГТ) или как совокупность геометрических тел различной мерности (∑ГТРМ) – точек, линий, поверхностей и объемов в любых сочетаниях. Любая ГМФ, следовательно, может быть фиксирована как состоящая из отдельных геометрических элементов (ГЭ), являющихся в каждом конкретном случае ее исходными, первичными элементами. Если ГМФ обозначена в виде ГТРМ, то она также раскладывается на составляющие ее компоненты. Так даже в точке, как абсолютно малой ГМФ, выделяются при ее графическом изображении такие компоненты как: - линейный контур, той или иной конфигурации; - срединная зона, в виде плоского пятна (двухмерное изображение) или тела с очертанием той или иной сложности.В линейной ГМФ вычленяются ее начало, конец и середина. В поверхностной ГМФ можно увидеть линейный контур и срединную часть. В объемной ГМФ имеется множество составляющих: поверхности и их границы, линии пересечения поверхностей, линии ребер, точки пересечения ребер. При этом, следует отметить, что ГМФ имеют явно или неявно выраженную полиэлементность. ГМФ с явно выраженной полиэлементностью характеризуются дискретным (прерывистым, скачкообразным) изменением границ, а с неявно выраженной полиэлементностью – синкретным(непрерывным) изменением. Представителями последних являются: точка, прямая линия, линия постоянной кривизны и шар – единственная из трехмерных форм. Согласно выше изложенного полиэлементность является достаточно широким понятием и выступает как объективно-композиционное формообразующее свойство объектов реального мира и выражает закон меры. Этот закон проявляется в количественно-качественных отношениях элементов, объединяемых в ГМФ через соответствие меры элемента мере всей формы. Дифференцированность ГМФ, проявляющаяся в полиэлементности, предопределяет сущность их организации – интегрируемость или объединение составляющих форму компонент. Любая форма, таким образом, в геометрическом аспекте является синтезом n-го количества взаимосвязанных определенным видом ГЭ. Среди приемов объединения можно выделить следующие: блокировка, наложение, вложение, охватывание, группировка. Совместное использование данных приемов характеризует способы образования новых форм. Объединение элементов ГМФ может быть контактным, бесконтактным и комбинированным.

Контактное объединение характерно для организации форм-масс из компонент также в виде форм-масс. Здесь определяющим фактором является масса.

Бесконтактное объединение предполагает интеграцию исходных элементов, представляющих собой формы-массы и формы-пространства. При этом, элементы 1-го типа взаимодействуют между собой через составляющие 2-го типа, что характерно для градостроительных объектов.

Комбинированное объединение является ведущим и наиболее применяемым. Оно заключается в совместном использовании контактного и бесконтактного объединения, что используется при создании отдельных объектов и объектно-пространственных систем.

Таким образом, полиэлементность, как формообразующее свойство позволяет выделить интегрируемость в качестве основы метода синтезации новых форм.

Анализ ГМФ на различных этапах существования их оригиналов указывает на изменяемость характеристик формы во времени в зависимости от различных факторов и условий. Эта изменяемость носит всеобщий характер и выступает как трансформируемость формы, являющуюся еще одним объективно-композиционным формообразующим свойством объектов реального мира, в котором выражается закон развития. Трансформируемость проявляется в модификации ГМФ через изменение габаритов и мерности формы, определяя тем самым организацию новых форм согласно методу трансформации. Для данного метода характерны следующие приемы создания новых форм: отсечение, расчленение, изгиб, скручивание, растяжение, смятие, складывание и др.

 

Лекция 4.

Базовые положения процесса неоптимизированного формообразования.

 

Прямое использование методов синтезации и трансформации позволяет получать новые ГМФ, имеющие случайный характер и не обладающие, в основном, никакими композиционными характеристиками. Это происходит в силу определенной «механистичности» процесса образования форм без ориентации на получение определенного конкретного результата и без комплекса требований, предъявляемых к нему и создаваемым формам. Процесс организации формы, при этом, определяется как неоптимизированное формообразование. Он крайне абстрактен и формы, получаемые на его основе, рассматриваются как неоптимизированные и идеально-абстрагированные. При рассмотрении, они определяют только геометрический вид формы и представляют собой простую совокупность ГТРМ. Доминирующий здесь принцип случайности во многом оправдывает получение таких результатов, как иррациональность форм, свидетельствующая об отсутствии разумного, логического начала. Эффект отключения мышления при организации данных форм свидетельствует об определенной «природности» неоптимизированного формообразования, об его «обесчеловечивании» в конечном итоге. В природном окружении можно найти множество примеров проявления процесса неоптимизированного формообразования. Осенние листья, падающие с деревьев, выстилают на земле своеобразный мозаичный ковер и свидетельствуют о существовании приема наложения в рамках метода синтезации. Знаменитые сосульки, свисающие с обреза крыш зданий, с веток деревьев во время оттепели, также подтверждают природность данного формообразования и являются проявлением метода трансформации и присущего ему приема гравитационного формования. Эти проявления рассматриваемого процесса свидетельствуют об его наличии и, следовательно, правомочности использования в жизнедеятельности человека. Природное, иррациональное формообразование является источником всех знаний о построении новых форм, так как предоставляет весь необходимый материал для исследования. Продукты природного формообразования можно условно подразделить на регрессивные и прогрессивные. Первые являются, как бы своеобразным конечным результатом, а вторые – промежуточным состоянием и исходным материалом для продолжения процесса формообразования. Так, листья, упавшие с дерева являются в своей совокупности окончательной формой после трансформации при разложении, что и свидетельствует о регрессивном начале формообразования. Семена же, также упавшие с дерева, являются исходным материалом для следующего формообразующего процесса. При этом следует отметить, что структура формы дерева практически повторяется, хотя это не то же самое дерево. Семечко, как результат природного формообразования, благодаря заложенному в него генетическому коду повторяет процесс «построения» новой формы в соответствии с новыми условиями роста. Это говорит о цикличности формообразования и его прогрессивном начале в данном случае. Рассмотренные особенности природного построения форм могут быть переложены на язык архитектурного неоптимизированного формообразования.

Два основных метода архитектурного формообразования графически представляются в виде алгоритмов синтезации и трансформации.

1. Алгоритм метода синтезации.

 

Выбор элементов - компонент будущей формы (∑ГЭРМ)
Конечный продукт (неоптимизированная форма)
Объединение компонент в новую форму тем или иным приемом

 

 


1.

Приемы синтезации
2.. 4.

 

3.

 

Выбор исходной формы в виде ГЭРМ или ∑ГЭРМ
Трансформация исходной формы тем или иным способом
Конечный продукт (неоптимизированная форма)
2. Алгоритм метода трансформации.

 

1. 2. 4.

Приемы трансформации

 


3.

 

Выполнение первой операции в алгоритме метода синтезации осуществляется произвольно, согласно предпочтениям оператора или случайно из определенного набора визуализированных геометрических элементов. Принцип цикличности, выявленный в природном формообразовании, позволяет выразить метод синтезации в матричной форме в виде морфера с определенной кодировкой потенциальных форм.

 

  Т Л П О
Т ТТ ТЛ ТП ТО
Л   ЛТ ЛЛ ЛП ЛО
П   ПТ ПЛ ПП ПО
О   ОТ ОЛ ОП ОО

 

Рис. 1. Матричная форма морфера 1-го порядка.

Верхняя строка и левая колонка данной матрицы содержат перечень первичных элементов предполагаемых ГМФ. В кодированной форме они обозначаются начальными буквами слов: точка, линия, поверхность и объем. В остальных ячейках матрицы спаренными буквами обозначаются возможные ГМФ, причем в каждой строке располагаются формы, производные от исходных элементов левой колонки, являющихся формообразующими. Элементы верхней строки выступают как формохарактеризующие. Таким образом, ГМФ производные, например, от точки обозначаются как точечно-точечные, точечно-линейные, точечно-поверхностные и точечно-объемные.

Морферы следующих порядков образуются на базе использования ГМФ предыдущего порядка в качестве формообразующих совокупностей. Матрица морфера 2-го порядка содержит, при этом, в четыре раза большее число производных ГМФ по сравнению с предыдущей системой. Они рассматриваются в случае ТТ-ной совокупности как точечно-точечные точки и т.д.

Таким образом, рассмотренные особенности и возможности неоптимизированного формообразования в природе и архитектуре существенно расширяют познания в этой области и свидетельствуют о ее неполной изученности.

 

Лекция 5.

Оптимизированное формообразование и его композиционные характеристики.

 

Идеально-абстрагированные формы геометрических моделей, образуемые при неоптимизированном формообразовании по методу синтезации и трансформации, практически, не удовлетворяют требованиям по организации гармоничных структур, так как являются негармонизированными формами. Проблема создания гармоничных архитектурных объектов всегда была в поле зрения многих исследователей на протяжении всей истории развития нашей цивилизации. Анализ композиционных построений природных и рукотворных форм позволил выявить ряд их признаков и свойств, позволяющих достичь гармонического совершенства создаваемых форм. Определенные совокупности этих композиционных средств в каждом конкретном случае, в зависимости от поставленных целей, выступают как своеобразный композиционный оптимум при оценке ГМФ различных архитектурных объектов. С позиций деятельностного подхода, композиционная разработка моделей формы, практически не рассматривалась. Известные положения по построению трех видов композиции (фронтальной, объемной и глубинно-пространственной), подкрепленные практикумом по выявлению их отдельных свойств не раскрывают всей сложности мероприятий по созданию гармонически оптимизированных структур. При этом, не совсем ясно отражается место, роль и значение всех признаков и свойств формы, используемых в каждом конкретном случае. В силу этого множество

разработок выполняется с большим трудом и весьма интуитивно. Устранение этого недостатка может быть выполнено организацией управляемого процесса оптимизированного формообразования, где критериями оптимальности формы являются ее целостность, упорядоченность и соподчиненность. Этот процесс представляет собой соединение и дополнение друг другом методов синтезации и трансформации, в силу чего он является комбинированным. Графически данный метод изображается в виде определенной блок-схемы или модели-алгоритма оптимизированного формообразования.

 

Приемы синтезации
Построение формы синтезацией элементов
Критерии оптимальности (сложные свойства формы)
Оптими- зированная форма (конечный продукт)

 

 


Неоптимизирован-ная форма (промежуточный продукт)
Приемы трансформации
Закономерности построения формы
Первичные и вторичные признаки элементов формы
Анализ полученной ГМФ на композиционное совершенство
Средства оптимизации (простые формальные свойства)
Выбор исходных элементов (компонент будущей формы)
Построение формы трансформацией элементов

 

 

 

 

Рис. 2. Модель - алгоритм формального оптимизированного формообразования.

 

Процесс оптимизированного композиционного формообразования может осуществляться только на базе синтезации или трансформации одного или совокупности исходных элементов. В качестве исходной формы может быть использован, также, и конечный продукт неоптимизированного формообразования. Однако, достижение положительного результата, при этом, возможно только в редких случаях и только при построении форм с минимальными композиционными качествами. Обычно, методы синтезации и трансформации дополняют друг друга, причем оптимизация достигается в большей степени за счет трансформации, как наиболее активного процесса построения новых форм. Изначально задаваемые требования по образованию новой формы с определенными композиционными качествами оказывают влияние на выбор исходной формы через набор первичных и вторичных признаков составляющих ее элементов. Кроме того, они фиксируют исходную закономерность построения формы – метрическую, ритмическую, метроритмическую, ритмометрическую. А также закономерности симметрии – асимметрии, пропорционирования, контраста, нюанса, тождества и многие другие.

Анализ полученной ГМФ на композиционное совершенство выявляет параметры неудовлетворяющие оптимальному варианту и определяет путь приведения их к соответствию – синтезацию, трансформацию или их совместное воздействие в виде комбинационного преобразования промежуточного продукта. В результате этого меняется прием или способ организации формы, осуществляется совместная синтезация - трансформация форм и наоборот. Откорректированная форма вновь анализируется и, при новом несоответствии композиционному оптимуму, цикл повторяется до достижения положительного результата.

 

Лекция 6.

Формально-композиционные первичные признаки формы.

 

В теории формальной композиции выделяются первичные признаки, как визуально определяемые объективные характеристики формы и составляющих ее элементов. В любой форме может быть выделено определенное множество первичных признаков. Из этого множества существенными для эмоциональной выразительности формы являются размеры и геометрический вид формы. Остальные лишь корректируют выразительность основных признаков. К вспомогательным первичным признакам относятся ориентация в пространстве, свет, цвет, фактура и членение.

Все эти признаки не выступают в чистом виде, все они проявляются в самых разнообразных сочетаниях и взаимодействиях. Варьируя сочетания только этих признаков, архитектор может значительно изменять эмоциональную выразительность формы. Все вышеозначенные первичные признаки формы – объективны, но в процессе восприятия формы у воспринимающего складывается их субъективная эмоциональная оценка. Такое положение определяется субъективностью природы восприятия вообще, а эмоциональность оценки объясняется эмоциональность восприятия вообще. Субъективность эмоциональной оценки формы определяется субъективностью природы восприятия. Однако субъективное восприятие возникает под воздействием объективных свойств формы и таких объективных закономерностей восприятия, как соотносительность, целостность, избирательность, ассоциативность, иллюзионность. Таким образом, рассмотрение объективных первичных признаков формы и их эмоциональной оценки невозможно без изучения закономерностей психологии восприятия.

Как массы, так и пространства внутри них (замкнутые) или вокруг них (частично ограниченные) имеют свои размеры, геометрический вид, цвет, фактуру и т. д.

Размеры – объективный первичный признак формы. Он оценивается, воспринимающим его человеком, одновременно по абсолютными и относительным критериям. В обоих случаях, в основе оценки лежит сравнение. При абсолютной оценке – сопоставление размеров формы с общепринятыми единицами измерения. При относительной оценке – с величинами различного значения. В случае абсолютной оценки размеров - одномерные формы измеряются длинами; двухмерные – площадями; трехмерные – объемами.

Геометрический вид -объективный первичный признак, выражающийся через соотношение основных параметров формы. Геометрическими параметрами формы являются размеры по всем направлениям ее развития; углы между линейными и плоскостными элементами, ограничивающими форму; кривизна границ формы и др. Геометрический вид является одним из важнейших признаков формы и определяет ее характер (шар, куб, конус, параллелепипед, поверхность, линия и т.д.).

Вид формы композиционного элемента определяется стереометрическим характером его очертания и соотношением размеров по трем координатам. Формы по характеру стереометрического очертания условно можно разделить на несколько групп.

1 группа – формы, образованные параллельно-перпендикулярными плоскостями (куб, параллелепипед).

2 группа - формы, составленные плоскостями и имеющие не- перпендикулярные грани (пирамиды, призмы, многогранники).

3 группа - включает все тела вращения и формы, образованные кри-

волинейными поверхностями (шар, цилиндр, конус, формы с параболическими и гиперболическими поверхностями и т.д.).

4 группа – бесчисленное количество сложных стереометрических фигур, имеющих прямолинейные и криволинейные поверхности.

В архитектурной деятельности наиболее употребительна первая группа фигур – кубы и параллелепипеды. Это объясняется следующими обстоятельствами:

- прямоугольные структуры наиболее удобны для организации жизненных процессов и ориентации человека в пространстве;

- прямоугольные элементы легко объединяются в группы;

- внутреннее пространство ортогональных форм нетрудно разделить на подобные им пространства меньших размеров;

-вертикальные и горизонтальные плоскости таких форм соответствуют наиболее развитой стоечно-балочной конструктивной системе.

Формы других стереометрических тел весьма трудно сочетаются между собой. Их применение эффективно лишь в особых случаях, при создании формы крупных единичных объектов[29].

В зависимости от соотношения величин измерений по трем координатам форма может быть объемной, поверхностной и линейной.

Объемная форма в зависимости от ее соотношения с полем восприятия может быть названа точечной.

Ориентация в пространстве – признак, определяющий положение формы в среде по отношению: к осям координат, к географическим сторонам света, к зрителю, к другим формам.

Положение формы по отношению к осям координат определяется наибольшей по площади поверхностью формы или доминирующей осью. По расположению доминирующей оси форма может быть вертикальной, горизонтальной. Все остальные положения будут промежуточными. По ориентации наибольшей поверхности – типовыми положениями будут фронтальное, профильное и горизонтальное. Положение формы относительно географических сторон света предполагает выделение в ней северной, восточной, южной и западной зоны. Ориентация по отношению к зрителю или к другим формам определяется в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной. По горизонтальной плоскости форма может характеризоваться как находящаяся ближе или дальше, слева или справа. По вертикальной плоскости – в низу, в середине или вверху. По расположению между собой формы могут находиться: на определенном расстоянии; примыкать друг к другу; взаимопроникать друг в друга. Наиболее активное взаиморасположение – врезка одного элемента в другой. Наиболее пассивное – примыкание элементов.

Свет – объективный первичный признак структуры поверхности формы, характеризующий ее способность отражать часть падающего на нее светового потока. Количественно светлота выражается отношением отраженного потока световых лучей к падающему потоку. Величина этого отношения определяет шкалу ощущений, именуемых в повседневности светлыми и темными оттенками.

Цвет – объективный первичный признак структуры поверхности формы, выражающий избирательность в отражении световых лучей определенной длины. Он определяет качественные различия отраженных от поверхности световых лучей. Характеристика каждого оттенка выражается тремя основными параметрами.

Длина волны – параметр, определяющий ощущение цветового тона оттенка, например: длина 720 нм – красный, 400нм – сине-фиолетовый и т. д.

Чистота цвета – доза чистого спектрального цвета в сложном составном оттенке, определяющая ощущение насыщенности.

Яркость – параметр, характеризующий ощущение светлоты оттенка.

Фактура – объективный первичный признак структуры поверхности формы, выражающий ее физико-механические свойства и характер обработки.

Текстура – объективный первичный признак структуры поверхности

формы, характеризующий только ее физико-механические свойства.

Рассмотренные первичные признаки формы являются обширнейшим материалом для более детального рассмотрения всевозможных количественно-качественных состояний формы на уровне формального композиционно-геометрического формообразования.

Членения - объективный первичный признак формы, свидетельствующий о том, что она как целое состоит из частей.

 

Лекция 7.

Формально-композиционные вторичные признаки формы.

 

 

Вторичные признаки формы являются функциями от объективных первичных признаков и результатом их эмоциональной оценки в соответствии с закономерностями психологии и психофизиологии восприятия.

Величина – рассматривается как соотношение протяженностей формы по трем координатам, как соотнесение двух или более форм между собой (большая - меньшая) и по отношению к человеку. Пределами ряда форм по величине будут равенство сопоставляемых форм или минимальные размеры одной формы по отношению к другой, когда обе формы ясно воспринимаются. Величина формы является продуктом ее относительной оценки и возникает в процессе восприятия благодаря его целостности и соотносительности. Целостность означает единство процесса восприятия, как целого, так и его частей одновременно. Соотносительность – особенность восприятия, выражающаяся в том, что все признаки одних объектов воспринимаются в сравнении с такими же признаками других объектов.

Масштаб – эмоциональная оценка членения формы, выражающаястепень крупности элементов формы по отношению к форме в целом, а также между совокупностью форм. В соответствии с этим формы бывают крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные.

Визуальная масса – эмоциональная оценка тяжести формы, которая прямо пропорциональна количеству материала и его плотности. Она характеризует силу воздействия формы на зрительный анализатор и зависит от соотношения ее периметра и площади, от ориентации, размеров и ряда других первичных признаков. Элемент формы, имеющий наибольшую визуальную массу, является, как правило, ее главным элементом[34].

Эмоциональная оценка первичного признака формы ее геометрического вида дает такие вторичные признаки как динамичность, статичность и мерность.

Динамичность – эмоциональная оценка изменения, точнее нарастания массы или пространства внутри границ формы, преобладающего в каком либо направлении ее развития.

Статичность – эмоциональная оценка неизменяемости массы или пространства внутри границ формы по всем направлениям ее развития.

Степень динамичности – вторичный признак формы, выражающий степень изменения визуальной массы, а также степень ее концентрации в каком либо направлении. Степень динамичности и степень статичности – обратно пропорциональные величины. Их значения рассчитываются с помощью технических и программных средств машинной графики. Границы любой формы можно представить как результат действия сил сжатия и растяжения. Направления действия этих сил, в которых степень динамичности достигает экстремальных значений, называются динамическими осями. Динамическая ось, по линии которой степень динамичности максимальна, называется главной динамической осью. В случае, если форма имеет несколько динамических осей с максимальной степенью динамичности, то за главную ось зрительная система человека принимает горизонтальную, а при ее отсутствии вертикальную ось. Следует отметить, что окружность и шар обладают бесконечным множеством динамических осей, а степень динамичности их в любом направлении является постоянной. Точки пересечения динамических осей называются композиционными центрами. Точки изменения направления движения глаз наблюдателя по контуру плоских фигур называются информативными точками.

Мерность – эмоциональная оценка соотношения параметров формы,

ее объемности, поверхности, линейности и точечности. Формы согласно мерности. Формы согласно мерности называются трехмерными, двухмерными, одномерными и нольмерными.

Отношения – количественное выражение первичного признака формы – геометрического вида в числовых соотношениях. Они определяют параметрическую заданность формы, как своеобразный числовой код. Так, например, отношение 2:3 определяет получение прямоугольной формы и предполагает ее мысленное расчленение на шесть квадратов. Отношения представляются как целыми рациональными, так и иррациональными числами. Иррациональное отношение 1:√2 характеризует построение прямоугольника с одной из сторон в виде диагонали квадрата.

Светотень – эмоциональная оценка светлоты, выражающаяся в понятиях светлых и темных оттенков в ахроматических отношениях. Светлые оттенки иллюзорно увеличивают и приближают формы к наблюдателю, а темные – наоборот.

Цельность – эмоциональная оценка формы, зависящая от соподчиненности признаков всех ее элементов, из которых состоит целое. При членении квадрата на две равные части его форма теряет цельность из-за крупности элементов и их значительной самостоятельности. При этом, элемент членения динамичен, тогда как исходный квадрат статичен.

 

 

Лекция 8.

Простые формально-композиционные свойства формы (средства гармонической оптимизации).

 

Формально-композиционное свойство формы представляет собой визуально воспринимаемое отношение ее признаков. Асимметрия, контраст, нюанс, пропорциональность, модульность, композиционное равновесие, единство, подобие, ритм, метр, симметрия являются простыми и наиболее изученными формально-композиционными свойствами. В основе их восприятия лежит степень равенства признаков формообразующих элементов. Степень значимости этих свойств при организации композиционной структуры формы может быть изображена следующим образом (Рис. 3).

 

 

порядок Метрический повтор Симметрия Ритмический повтор Подобие Единство Композиционное равновесие Пропорциональность Модульность Нюанс Контраст Асимметрия беспорядок беспорядок

 

Рис. 3. Простые формально-композиционные свойства на оси

структурной информации

 

При этом максимальным визуальным порядком (минимальной структурной информацией) обладают симметричные формы. Максимальное разнообразие признаков присуще асимметричным образованиям. В них не встречается равенство признаков, равенство отношений признаков, отсутствуют гармонически совершенные отношения неравных признаков. На участке оси «асимметрия - симметрия» ближе всего к симметрии находится «ритм», выражающийся в постепенных количественных изменениях одного или нескольких признаков, при наличии равенства остальных признаков элементов формы. Метрический повтор или «метр» характеризуется равенством признаков нескольких форм-масс и форм-пространств между ними.

Для подобия элементов формы характерно неравенство примерно половины визуально выделяемых признаков, а условию визуально воспринимаемого единства формально - композиционных образований удовлетворяет равенство всего лишь нескольких первичных признаков. Множества признаков уравновешенных частей формы таковы, что их пересечение может состоять лишь из равных вторичных признаков. Равенство первичных признаков для композиционного равновесия не является необходимым. В формах, элементы которых могут иметь или не иметь равных признаков, можно встретить модульность. Она представляется как кратность значений признаков одному или нескольким модулям. Здесь же находит свое место пропорция как равенство отношений количественной меры одних и тех же признаков в сопоставляемых формах. В математическом выражении это равенство выглядит так: a:b = c:d. Равенство отношений, т. е. пропорциональность элементов формы, может быть присуща и одной форме. Например, отношение первого параметра, какой – либо формы ко второму может быть равным отношению второго параметра к третьему. Пропорциональность, как случай подобия элемента общему, является мощным средством организации сложной формы в единое целое. Многократное повторение равенства отношений есть проявление действия ритмических или метрических рядов. Равенство отношений как основа ряда может быть присуще всем параметрам формально-композиционных признаков: размерам, геометрическому виду, фактуре, цвету и т. д. В архитектуре равенство отношений габаритов геометрических форм используется для гармонизации объектов, соразмерности его частей и целого. Пропорционирование, таким образом, представляет собой приведение всех отношений, в единую пропорциональную систему Нюанс характеризуется незначительным различием признаков, а для контраста свойственно резко выраженное отношение неравенства признаков. Тождество – это равенство, совпадение одного или нескольких признаков у различных форм. При заполнении пространства телами (массами) возникает необходимость ввести понятие насыщенности, под которой понимают степень заполнения пространства телами. Насыщенность понятие удельное, измеряемое количеством и массой тел, находящихся в единице измерения пространства[19].

Рассмотренные простые формально-композиционные свойства формы в процессе формообразования выступают в роли средств гармонической оптимизации.

 

 

Лекция 9.

Сложные формально-композиционные свойства (критерии гармонической оптимальности).

 

Определение гармонической оптимальности формы осуществляется за счет придания ей трех основных сложных формально-композиционных свойств – целостности, упорядоченности и соразмерности.

Целостность это сложное формально-композиционное свойство формы, характеризующееся наличием соединения, пересечения или наложения контуров визуальных групп композиции.

Большое значение для ощущения целостности архитектурного объекта имеет законченность его структуры. Законченность архитектурной структуры во многом зависит от ее геометрического вида и характера построения деталей, либо ограничивающих форму во всех направлениях, либо дающих возможность продолжения развития композиционного организма.

Законченными формами являются правильные геометрические тела с максимальным количеством одинаковых параметров: шар, куб, тетраэдр и т. д. Античные зодчие считали совершенными фигурами квадрат и круг, как наиболее статичные и законченные.

Законченность архитектурной форме придают и детали. Так, карниз, завершающий здание, композиционно останавливает его развитие вверх.

К общим средствам организации элементов формы в целостную структуру относят также прием использования зрительного тяготения и равновесия масс. Прием использования зрительного тяготения масс – это средство организации элементов в единое целое. Принцип закономерного объединения элементов формы в целое исходит из фактора психологического восприятия тяготения друг к другу близкорасположенных элементов и тяготения «слабых» элементов с малой массой к «сильным» элементам с большой массой. При этом срабатывает принцип «пятна», заключающийся в том, что отдельные элементы воспринимаются как силуэты, стремящиеся слиться в единое изображение; как объемы, соединяющиеся друг с другом.

Равновесие масс также является средством достижения целостности формы. Если элементы формы уже объединены согласно принципу тяготения масс, можно стремиться использовать более тонкое средство организации – сложную закономерность равновесия масс элементов относительно точки или оси равновесия. При этом совокупности визуальных масс элементов должны быть уравнены относительно них.

Принцип равновесия масс особо важен в асимметричных композициях.

Симметрия – это такой случай равновесия масс, при котором относительно центра, оси или плоскости симметрии располагаются равные не только по массе, но и по геометрическому виду элементы.

Симметрия как средство организации автоматически обеспечивает всей системе равновесие относительно центра или оси симметрии и определенную целостность, но не всегда создает композиционное единство. Для его обеспечения необходимо что бы в центре или на оси симметрии размещался главный как по форме, так и по содержанию элемент композиции.

Симметрия играет огромную роль в организации элементов в целостную структуру. Бинокулярность зрения, симметричность построения человеческого тела сказываются на наших представлениях не только о равновесии, но и гармонической упорядоченности симметричной формы. Симметрия может рассматриваться и как категория порядка, способствующая объединению архитектурных форм. В сложной форме композиционные средства тесно связаны друг с другом и только условно, в целях анализа их можно искусственно расчленить[20].

Упорядоченность это еще одно формально-композиционное сложное свойство формы, характеризующееся размещением композиционных центров второстепенных элементов на динамических осях главных по отношению к ним элементов, размещением участков и динамических осей элементов по ясному для наблюдателя закону.

Организация архитектурных форм в гармоническую структуру




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.224 сек.