Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательная функция образования

Должен обладать образованный человек?

Детализируйте «портрет» образованного человека.

С каким из определений Вы согласны в большей степени и почему?

Образованный человек – это личность, обладающая нравственными качествами.

Уровнем знаний.

Образованный человек – это человек, обладающий высоким

Сущность образования

Под образованием понимают процесс физического и духовного формирования личности, сознательно ориентированный на исторически обусловленные идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (спартанский воин, добродетельный христианин, всесторонне развитая личность, разносторонне развитая личность).

 

Какими личностными качествами, по вашему мнению,

 

 

Однако не всякий знающий и умеющий человек может быть признан образованным. Образование рассматривается как часть общечеловеческой культуры. А культурным человек становится в процессе образования только при условии формирования своего нравственного облика. Таким образом, между образованием и воспитанием существует тесная связь.

Соотношение понятий «воспитание» и «образование» является предметом многих дискуссий. Спорят о том, какое из этих двух понятий шире. Однозначного ответа на этот вопрос не существует.

«Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека». Эти слова В. Г. Белинского, сказанные в адрес педагога, в полной мере применимы к врачу, воспитательная функция кото­рого неотделима от его профессиональной деятельности.

Медицинский работник должен быть примером для окружающих, он должен выделяться среди остальных людей своей культурой, сдержанностью, воспитанностью.

Однако воспитанность – это не только хорошие манеры, а нечто более глубокое. Это прежде всего внутренняя интеллигентность человека, которая предполагает уважение к людям, умение устанавливать с ними контакты. Особенно важным является уважение к больному человеку. Уважать каждого больного, его родственников – дело трудное, сложная работа ума и сердца. У нас много врачей, обладающих этими качествами. Они уважают людей, обладают «силой простоты» в общении с окружающими. В этой простоте и естественности проявляются ценнейшие для врача качества человеческой души.

М.Я. Мудров в речи, названной «Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных» (1820 г.), говорил о необходимых качествах врача следующее: «…Начав с любви к ближнему, я должен бы внушить вам все прочее, проистекающее из одной врачебной добродетели, а именно: услужливость, готовность к помощи во всякое время, и днем и ночью; приветливость, привлекающая к себе робких и смелых; милосердие к чужестранным и бедным; бескорыстие; снисхождение к погрешностям больных; кроткую строгость к их непослушанию; вежливую важность с высшими; разговор только о нужном и полезном; скромность и стыдливость во всяком случае; умеренность в пище; ненарушимое спокойствие лица и духа при опасностях больного; веселость без смеха и шуток при счастливом ходе болезни; хранение тайны и скрытность при болезнях предосудительных; молчание о виденных или слышанных семейных беспорядках; обуздание языка в состязаниях, по какому бы то поводу ни было; радушное принятие доброго совета, от кого бы он ни шел, убедительное отклонение вредных предложений и советов; удаление от суеверия; целомудрие. словом: мудрость. Медицину должно соединять с мудростью, ибо, по словам Гиппократа, врач, любящий мудрость, подобен отцу».

М. Я. Мудров нарисовал нам замечательный портрет врача-гуманиста, врача-мыслителя, врача-воспитателя, который должен положительно влиять на своих пациентов, учить и воспитывать их примером собственной личности.

Классики отечественной медицины особенно много внимания уделяли необходимости постоянного совершенствования личности врача, так как хорошо понимали, что без этих качеств врачебная деятельность, как справедливо заметил JI. Н. Толстой, «ничего не стоит».

Человек, получивший образование, обладающий суммой сведений, даже большой, вовсе не обязательно интеллигент. Интеллигентный человек это и не тот, кто умеет вести себя за столом, не хамит, не толкает женщин, уступает им место в транспорте. Все это просто правила поведения. Они общеобязательны. Интеллигентность же прежде всего понятие нравственное. Быть интеллигентом – высшее, к чему должен стремиться человек. Именно тогда хрупкие нравственные ценности – совесть, доброта, порядочность, ответственность за другого человека, жалость, снисхождение к более слабому – становятся для него непреложными истинами.

Какая бы техника ни создавалась, какие бы чудеса люди ни изобретали, каких бы высот ни достигла наука, в конечном счете все оказывается в ведении человека.

Главное в жизни – человек. И если у него черствая душа, холодное и жестокое сердце, все новейшие достижения и открытия в области науки и техники, используемые им, принесут только вред. И лишь интеллигентный человек с добрым отзывчивым сердцем сможет применить их на пользу людям.

Учиться быть врачом – значит учиться быть человеком. Это хорошо усвоил еще в молодые годы Н. И. Пирогов, жизненным девизом которого было правило: «Быть человеком среди людей». И не случайно студенты медицинского факультета Киевского университета в прощаль­ном адресе Н. И. Пирогову, вышедшему в отставку с должности попечителя Киевского учебного округа, написали такие слова: «Дорогой учитель! Мы благодарны тебе за то, что ты научил нас трудной и сложной науке оставаться человеком среди людей!»

 

Можно ли считать «образование» и «воспитание» терминами,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Связь педагогики с другими науками. Педагогика тесно взаимодействовала со многими науками, которые повлияли на ее становление и развитие: философией | Историчность образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.