КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Качественный и количественный анализ опасностей
Классификация опасностей. Результат взаимодействия человека со средой обитания может изменяться в весьма широких пределах: от позитивного до катастрофического, сопровождающегося гибелью людей и разрушением компонент среды обитания. Определяют негативный результат взаимодействия опасности — негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек — среда обитания». Опасность — негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. При идентификации опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все». Иными словами, источником опасности может быть все живое и неживое, а подвергаться опасности также может все живое и неживое. Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Влиянию опасностей подвергается человек, природная среда, материальные ценности. Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число опасностей — вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду. Вредный фактор — негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. Травмирующий (травмоопасный) фактор — негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу. Перефразируя аксиому о потенциальной опасности, сформулированную О.Н. Русаком в работе, можно констатировать: Жизнедеятельность человека потенциально опасна. Аксиома предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие или результат неизбежно сопровождается возникновением новых негативных факторов. Все опасности классифицируют по ряду признаков, а именно:
В общую номенклатуру в алфавитном порядке включаются все виды опасностей: алкоголь, аномальная температура воздуха, аномальная влажность воздуха, аномальная подвижность воздуха, аномальное барометрическое давление, арборициды, аномальное освещение, аномальная ионизация воздуха, вакуум, взрыв, взрывчатые вещества, вибрация, вода, вращающиеся части машины, высота, газы, гербициды, глубина, гиподинамия, гипокинезия, гололед, горячие поверхности, динамические перегрузки, дождь, дым, движущиеся предметы, едкие вещества, заболевания, замкнутый объем, избыточное давление в сосудах, инфразвук, инфракрасное излучение, искры, качка, кинетическая энергия, коррозия, лазерное излучение, листопад, магнитные поля, макроорганизмы, медикаменты, метеориты, микроорганизмы, молнии (грозы), монотонность, нарушение газового состава воздуха, наводнение, накипь, недостаточная прочность, неровные поверхности, неправильные действия персонала, огнеопасные вещества, огонь, оружие (огнестрельное, холодное и т. д.), острые предметы (колющие, режущие), отравление, ошибочные действия людей, охлажденные поверхности, падение (без установленной причины), пар, перегрузка машин к механизмов, перенапряжение анализаторов, пестициды, повышенная яркость света, пожар, психологическая несовместимость, пульсация светового потока, пыль, рабочая поза, радиация, резонанс, скорость движения и вращения, скользкая поверхность, снегопад, солнечная активность, солнце (солнечный удар), сонливость, статические перегрузки, статическое электричество, тайфуны, ток высокой частоты, туман, ударная волна, ультразвук, ультрафиолетовое излучение, умственное перенапряжение, ураган, ускорение, утомление, шум, электромагнитное поле, эмоциональный стресс, эмоциональная перегрузка, ядовитые вещества и др. Качественный анализ опасностей проводят с целью выявления (идентификации) источников опасностей и их основных характеристик; определения повреждающих факторов, возникающих при действии опасности; выявления последовательности предпосылок (причин), приводящих к развитию процесса «опасность — причины — нежелательные последствия», а также проведению анализа (оценке) этих нежелательных последствий. В ходе такого анализа выявляются источники повышенной опасности, определяются маловероятные опасности, в случае реализации которых могут возникнуть и серьезные последствия, а также практически не осуществимые опасности. Параллельно выбирают контрмеры, препятствующие реализации триады «опасность — причины — желательные последствия». Идентификацию опасностей проводят на основе системного анализа. Системой называют целостное множество (совокупность) объектов (элементов), связанных между собой определенными отношениями и взаимодействующих таким образом, что достигается определенный результат (цель). Целостность системы означает, что она выступает относительно окружающей среды и воспринимается как нечто единое. Признаком системности является структурированность, взаимосвязанность частей, составляющих систему, подчиненность организации всей системы определенной цели. В большинстве случаев деятельность человека системна, поскольку направлена на достижение поставленной цели, предпринимая для этого различные промежуточные действия. Систему можно разбить на составляющие ее элементы подсистемы первого уровня, которые в свою очередь можно разделить на подсистемы второго уровня и т.д. Графически такую систему можно представить в виде графа (дерева), состоящего из подсистем различного уровня. Понятие элемента или подсистемы является условным и относительным, так как любой элемент в свою очередь всегда можно рассматривать как совокупность других элементов. Любая система, таким образом, может быть представлена в виде совокупности подсистем разного уровня, расположены в порядке подчиненности, т.е. имеет иерархическую структуру. Системный анализ — это совокупность методологически средств, в основе которых лежит разделение сложных систем) на составные элементы, используемые для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в данном случае — безопасности. Цель системного анализа безопасности — выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т.п.) и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления. Качественному анализу изучения опасности вначале предшествует общий (предварительный) анализ, схема которого приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура общего (предварительного) анализа опасностей.
При проведении общего (предварительного) анализа опасностей изучают основные параметры исследуемой системы, структуру и процессы, протекающие в ней. Рассмотрим этот процесс на примере технических (производственных) систем, в которых наш больший вклад в аварийность и травматизм вносят такие источники опасности, как электросиловое оборудование, средства хранения сжатых газов, токсичные, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, а также подвижное технологическое оборудование. Особое внимание при проведении общего анализа здесь уделяется именно этим источникам опасности. Далее проводят идентификацию возможного (потенциального) нежелательного события и рассматривают основные причины (предпосылки), способные привести к его возникновению, а также анализ вероятности неблагоприятных последствий. Изучение причин возникновения нежелательных событий (причинно-следственный анализ) начинают с определения источников опасностей, конкретных предпосылок, повлекших возникновение указанных происшествий. Кроме того, определяются возможные предупредительные мероприятия, предотвращающие не желательные события. В технических системах нежелательные события чаще всего обусловливаются последовательностью событий — предпосылок (причинная цепь) следующего вида: - ошибка человека или отказ технологического оборудования, а также недопустимое внешнее воздействие; - случайное появление опасного фактора в какой-либо части пространства; - неисправность и отсутствие предусмотренных на этот случай средств защиты или неточные действия людей в данных условиях; - воздействие опасных факторов на незащищенные элементы оборудования, человека или окружающую среду. Последовательность изучения опасностей: Стадия I — предварительный анализ опасности (ПАО). Шаг 1. Выявить источники опасности. Шаг 2. Определить части системы, которые могут вызвать эти опасности. Шаг 3. Ввести ограничения на анализ, т. е. исключить опасности, которые не будут изучаться. Стадия II — выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей. Стадия III — анализ последствий.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |