КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны
В новейшей истории нашей страны одним из первых официальных документов, посвященных формированию единой государственной системы противодействия ЧС, явилось постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях». Указанным Постановлением устанавливалось, что российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС) создана с целью: • предупреждения возникновения ЧС, своевременного оповещения населения об угрозе ЧС, заблаговременной организации мер по эвакуации населения и защите хозяйственных объектов; • эффективного управления действиями по спасению людей, уменьшению ущерба общественному хозяйству и скорейшей ликвидации последствий ЧС при ее возникновении. В настоящее время основными правовыми документами в сфере противодействия ЧС являются Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Основные задачи функционирования РСЧС соответствии с указанными документами заключаются в следующем: - разработка правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; - прогнозная оценка последствий различных видов ЧС; - реализация целевых научных программ по предупреждению ЧС и повышению устойчивости хозяйственных объектов в условиях возникновения ЧС; - обеспечение готовности к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС централизованной системы управления РСЧС, а также выделенных для этого сил и технических средств; - сбор и оперативная обработка информации по обеспечению эффективной защиты населения и территорий от действия ЧС; - подготовка населения к возможным ЧС; - формирование финансовых и материальных ресурсов для спасения людей в условиях ЧС и ликвидации последствий ЧС - проведение государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС, оценка нанесенного ЧС ущерба; - проведение спасательных операций при возникновении ЧС, оперативная ликвидация последствий ЧС; - мероприятия по социальной помощи пострадавшему от ЧС населению, проведение гуманитарных акций; - международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС. Базовые принципы функционирования РСЧС для выполнения указанных задач предусматривают: § невозможность полного исключения риска возникновения ЧС; § обеспечение приоритета превентивной безопасности путем предупреждения и профилактики ЧС; § координацию всех сил и средств, используемых при возникновении и в ходе ликвидации последствий ЧС; § необходимость системного подхода к защите населения и территорий с учетом всего многообразия условий, видов и последствий возникновения ЧС. Общая структура РСЧС: · федеральный уровень с зоной ответственности на всей территории Российской Федерации; · межрегиональный уровень с зоной ответственности в каждом из девяти выделенных региональных объединений субъектов РФ с центрами в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Красноярске, Екатеринбурге, Новосибирске, Чите, Хабаровске; · региональный уровень с зоной ответственности на территории каждого субъекта Российской Федерации; · муниципальный уровень с зоной ответственности на территории района или города; · объектовый уровень с зоной ответственности на территории хозяйственного объекта. Общее руководство РСЧС на федеральном уровне возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которое с 1994 г. возглавляет министр С.К. Шойгу. Руководство деятельностью этого министерства осуществляет Президент Российской Федерации. Территориальные подсистемы РСЧС созданы во всех субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий. Координирующим органом территориальных подсистем является комиссия по ЧС, а рабочими органами — штабы по делам гражданской обороны (ГО), ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов. Так, функциональные системы МЧС России осуществляют мониторинг, лабораторный контроль и прогнозирование ЧС; предупреждение и тушение пожаров; предупреждение и ликвидацию ЧС на подводных потенциально опасных объектах, координацию деятельности по поиску и спасению людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации. Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) создает функциональные подсистемы противопаводковых мероприятий и безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсов); охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса (Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)); мониторинга состояния недр (Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)). Функциональные системы, создаваемые Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором), осуществляют контроль за ядерно и радиационно опасными объектами, а также за химически опасными и взрывоопасными объектами. В составе Федерального агентства по атомной энергии (Росатома) существует функциональная система предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах), находящихся в составе Функциональные подсистемы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) осуществляют наблюдение, оценку и прогноз опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей природной среды; предупреждения о цунами (совместно с Геофизической службой Российской академии наук, МЧС России, Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации (Мининформсвязи России), администрациями субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе). Функциональные подсистемы Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России) действуют в области предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минпромэнерго России, Федерального агентства по энергетике (Росэнерго), Федерального агентства по промышленности (Роспрома) и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирования), топливно-энергетического, оборонно-промышленного комплексов, гражданских отраслей промышленности и уничтожения химического оружия. В Министерстве здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) действуют функциональные подсистемы Всероссийской службы медицины катастроф; резервов медицинских ресурсов; надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой; социальной защиты населения, пострадавшего от ЧС. Состав РСЧС структурных уровней включает в себя следующие основные компоненты: · координационные органы РСЧС, которыми являются комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, соответствующая комиссия организации (на объектовом уровне) и полномочный представитель Президента Российской Федерации (на межрегиональном уровне); · постоянно действующие органы управления РСЧС, которыми являются: - на федеральном уровне — МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО; - на межрегиональном уровне — территориальные органы МЧС России — региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (РЦ ГОЧС); - на региональном уровне — территориальные органы МЧС России — органы, специально уполномоченные решать задачи ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации); - на муниципальном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления; - на объектовом уровне — структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО; · органы повседневного управления РСЧС, которыми являются: - центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти; - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров; - центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам ГО и ЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов); · силы и средства РСЧС, Важнейшей составной частью единой государстенной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются её силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций. Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований России. Кроме отрядов спасателей, МЧС России задействует следующие силы: · военизированные и невоенизированные противопожарные, поисково-спасательные и аварийно - восстановительные формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций России; · учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России; · формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства России; · части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения муниципальной милиции; · силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах народного хозяйства; · воинские части и соединения радиационной, химической, биологической защиты и инженерных войск Минобороны России; · силы и службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полётов гражданской авиации; · восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России; · аварийно - спасательные службы Военно-Морского флота России и других министерств; · военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета; · территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам РФ Минприроды России; · подразделения Государственной противопожарной службы МВД России; · военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части Минтопэнерго России; · аварийно - технические центры и специализированные отряды Минатома России; · отряды и специалисты - добровольцы общественных объединений. Режимы функционирования РСЧС включают в себя следующие основные состояния и соответствующие мероприятия: - режим повседневной деятельности, характерный для состояния нормальной производственной деятельности при отсутствии угроз радиационной, химической, бактериологической, сейсмической, гидрометеорологической и других видов опасности; - режим повышенной готовности, характерный для ухудшения нормальной обстановки при получении сведений о возможности возникновения ЧС и выполнения следующих мероприятий: принятие комиссиями по ЧС на себя функций руководства всеми звеньями РСЧС, формирование оперативных групп по выявлению обстановки в возможном районе ЧС, усиление контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных промышленных объектов, прогнозирование возможности и масштабов ЧС, принятие превентивных мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечение устойчивой работы хозяйственных объектов, приведение в готовность сил и средств РСЧС, уточнение действий; - режим ЧС, характерный для состояний возникновения ЧС и ликвидации последствий ЧС, когда осуществляются: выдвижение в район бедствия сил и средств ликвидации ЧС, защита населения и ликвидация ЧС, определение зоны действия и масштабов ЧС, проведение спасательных и восстановительных работ, непрерывный контроль за состоянием аварийных объектов и окружающей природной среды, выделение необходимых ресурсов материально-технических и финансовых средств. Гражданская оборона тесно связана с РСЧС и является важным направлением подготовки и обеспечения деятельности страны в особых условиях военного времени. В мирное время силы и средства ГО участвуют в решении задач, стоящих перед РСЧС. Организация, поддержание и функционирование всей системы ГО выступают как приоритетные государственные задачи оборонного строительства и осуществляются на основе Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий, направленных на защиту населения и хозяйственных объектов Российской Федерации от опасностей, возникающих непосредственно при ведении военных действий или в результате их осуществления. Общее руководство по созданию и функционированию ГО возложено на Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства Российской Федерации как начальником ГО страны. Министр МЧС России является первым заместителем начальника ГО Российской Федерации. Руководство ГО в субъектах Российской Федерации, районах, городах и населенных пунктах возлагается на руководителей исполнительной власти, а в министерствах, агентствах и службах, учреждениях и организациях независимо от форм собственности — персонально на их руководителей. Начиная с 1999 г., когда ГО была выведена из состава Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России), за обеспечение готовности всей системы ГО к действию, ее поддержание на высоком уровне, дальнейшее развитие и совершенствование отвечает непосредственно МЧС России. В перспективе, по данным Центра стратегических исследований МЧС России, близость задач, решаемых РСЧС и ГО, а также возрастающая опасность международного терроризма приведут, вероятно, к созданию Российской системы гражданской защиты (РСГЗ) — единой государственной системы защиты населения и территорий в различных ЧС как мирного, так и военного времени, которая объединит в себе функции, силы и средства РСЧС и ГО, позволив повысить их эффективность и избежать их взаимного структурного дублирования. Возможно также объединение в составе РСГЗ поисково-спасательной службы МЧС России и Войск ГО в Государственную спасательную службу (ГСС), функционирующую в мирное и военное время в разных режимах.
Основная и дополнительная литература 1. Русак О.Н., Малоян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 6-е изд, стер./ Под ред. О.Н. Русака. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 448с., ил. 2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для ВУЗов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2001. – 485 с., ил. 3. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для ВУЗов / Д.А. Кривошеев, Л.А. Муравей, Н.Н. Роева и др.; Под общ. ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 447 с. Дополнительная литература 1. Хван. Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности: Серия «Учебники и учебные пособия» / Т.А. Хван, П.А. Хван. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.– 416 с. 2. Экология: Учебное пособие серии «Учебный курс» / Под ред. проф. В.В. Денисова. – 2-е изд., исп. И доп. – М.: ИХЦ «Март», Ростов-на-Дону, 2004. – 672 с. 3. Гринин А.С., Новиков В.Н. Безопасность жизнедеятельности / А.С.Гринин, В.Н. Новиков. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 288 с., ил. 4. Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2001. – 191 с. 5. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. Л.А. Муравья. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 431 с.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |