КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место социологии в системе наук
Определяющим свойством предмета социологического знания является то, что он представляет собой всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) – независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, в результате чего каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Итак, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования. Отправным понятием современной социологии является понятие «социальная структура», а основным содержанием категории «социальное» - «равенство - неравенство». Именно анализ основ неравенства общества является основным предметом теории и структуры социологического знания. Задачей социологии является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах для целенаправленного управления их поведением. Понятие социального. Итак, понятия социального, социальных связей и отношений, способа их организации, являются исходными для понимания предмета социологии. Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется в различных отношениях индивидов и групп к явлениям и процессам общественной жизни. Все общественные отношения являются объектом социологии. Особенно важен аспект, связанный со сферами общественной жизнедеятельности людей: экономические, духовные, политические, социальные отношения. Экономические отношения - это отношения между людьми по поводу производства, распределения и потребления материальных благ; духовные - это отношения между людьми по поводу производства, распределения и потребления духовных благ. Содержание политических отношений можно определить как отношения между людьми по поводу политической власти в обществе, связанные с отношением к государству, с участием в делах государства, управлении государством и всеми процессами в обществе. Все эти виды общественных отношений изучаются социологией под своим углом зрения. Например, в политической сфере социальные аспекты выражаются в реальной возможности граждан участвовать в политической жизни, избирать своих представителей в органы власти, влиять на них. Для понимания этой стороны общественных отношений пользуются категорией «социальные отношения». Изучая общество и его институты, социология имеет своим объектом социальную сферу общественной жизни, в которой выделяют три важнейших составляющих: 1) социальную структуру общества как дифференциацию людей по общественным и социальным группам; 2) социальную инфраструктуру, как совокупность отраслей, способствующих воспроизводству жизни человека; 3) возможности (для каждого конкретного человека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам, гарантии и права личности, условия труда человека, быта, досуга, здоровья, возможности определения выбора профессии и места жительства, участия в управлении, социального и профессионального продвижения и перемещения. Итак, предмет социологии, с одной стороны, трактуется как те или иные характеристики объекта, с другой - как законы, закономерности, действующие в той или иной области реальности. Социология же чаще всего трактуется как наука о социальных отношениях, механизмах и закономерностях функционирования и развития социальных отношений разного уровня: общество как целостный социальный организм; социальные общности и группы (слои), дифференцированные по различным основаниям. В предмет социологии включают также социологию личности.
Связь социологии с социальной философией. Социология, как и многие другие науки, выделилась из философии, поэтому в своей теоретической части она переплетается с философией, а в предметной области имеет ряд общих моментов с другими общественными и гуманитарными науками. Социальная философия также имеет социологическую окраску, она конструирует общие принципы социального бытия, законы его функционирования и развития, которые составляют логическую основу социологии; кроме того, через нее в социологию переходят и общие принципы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Таким образом, философия в целом выступает по отношению к социологии в качестве предельно общей теоретической системы. Поэтому граница между философией и социологией не четкая. Философия через социальную философию глубоко проникает в структуру социологии, становясь, в сущности, частью ее теоретической системы. Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезиса, судеб и перспектив, направленности, движущих сил его развития. У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. Предметной сферой социально-философских размышлений является исследование общественной жизни под углом зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы. Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь цепью логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности именно потому, что поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных, эмпирических методов познания действительности. Развитие социологии связано с тем, что она начала активно осваивать количественные методы с применением математических процедур: теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, статистические закономерности, выработала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека. Связь социологии с другими гуманитарными науками. Проблема разделения социологии и других наук об обществе и личности сложна, особенно в отношении конкретных социальных наук и отраслевых социологий (демография и социология брака и семьи, экономическая теория и экономическая социология и т.д.). Довольно остро она стоит при соотношении психологии и социологии, так как социальная психология является разделом социологии. Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального «я», сфера социологии - это проблемы межличностного взаимодействия - «мы». Когда ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, он выступает как социолог. Общество так же является предметом исследования истории. Различие между историей и социологией заключается в том, что первая изучает прошлое общество, истоки его развития, а вторая сосредоточивает свое внимание на изучении устройства и функционирования современного общества. Между историей и социологией имеются общие и отличительные черты. Общие определяются самим предметом исследования, т.е. изучением развития общества, отличительные же моменты состоят в том, что общество берется в разных временных интервалах. В социологии широко используются исторические данные, а в истории данные социологии. Кроме того, в социологии существует целый комплекс вспомогательных дисциплин: психология, социальная психология, демография, политология, культурология и т.д. Особое место среди научных дисциплин для социологии занимает статистика, которая придает социологии конкретно-научный характер. Итак, философия, история и социология оказываются родственными дисциплинами по объекту исследования, все они изучают общество с позиции его устройства, развития и функционирования, но каждая охватывает свой ракурс: философия раскрывает общие законы устройства, развития и функционирования общества; история дает конкретную картину реализации этих законов в их движении от прошлого к настоящему; а социология конкретизирует эти общие законы в структуре ставшего общества. Социально-философские идеи глубоко проникают в структуру теоретической социологии, и при анализе основных понятий социологии, таких как «общество», «культура», «цивилизация», «эволюция», «революция» и т.д., между ними трудно провести границу. Функции социологии. Гносеологические функции. Теоретическое и прикладное значение социологии как науки об обществе раскрывается в выполняемых ею функциях. Социология как наука реализует следующие функции: теоретико-познавательную, методологическую, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую (идеологическую). Обычно основной функцией социологии считают теоретико-методологическую функцию. С помощью метода мы познаем окружающий нас мир. Следовательно, второй важнейшей функцией социологии как науки выступает функция познавательная {гносеологическая). С помощью данной функции социология исследует социальные явления, их сущность, связи с другими явлениями, закономерности развития различных явлений и процессов. Главное место в поисках социологами научного знания занимают общественные отношения, анализ объективных и субъективных сторон деятельности субъектов общественной жизни, анализ деятельности социальных институтов и т.д. Прогностическая функция социологии проявляется при выработке долгосрочных и краткосрочных прогнозов развития той или иной сферы общественной жизни. Социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, тем самым прогнозируется ход развития социального процесса. Социология выполняет и мировоззренческую функцию. Она связана с абстрактно-теоретическим объяснением мира, с общими (философскими) учениями о мире. Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что социолог объективно участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует процессу развития общества, а также выражается в использовании действительно корректных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Они выступают как совокупность наиболее общих методов познания и освоения практики. Социальные функции. Критическую функцию науки надо рассматривать через призму интересов. Как правило, ученые познают мир с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны, она показывает, что нужно сохранить, упрочить, развить, а с другой стороны, выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Критическая функция состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов. Исследователю надо помнить, что социология не только познает мир, но и позволяет человеку внести в него свои коррективы. Преобразования общества - не самоцель; они нужны лишь тогда, когда соответствуют потребностям и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния человека и общества. Познавательная функция социологии находит продолжение в преобразовательной функции. Ее суть состоит в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога служат основанием для принятия определенных решений. Например, при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Субъекты власти, принимающие решения, чаще всего забывают обратиться к социологам. Поэтому многие весьма полезные рекомендации по преобразованию современного общества, разработанные социологами, так и не находят на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Изменения в обществе должны быть направлены на создание условий и возможностей для сознательной, целенаправленной деятельности личности, социальных институтов. Важную роль играет идеологическая функция. Она включает в себя и информационную функцию, которая предполагает сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. Ее могут использовать социологи, руководители организаций, государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения. Идеологию определяют как систему концепций, теорий, защищающих интересы правящего класса, элиты. В центре любых идеологических систем стоят экономические интересы. Идеология – это высший уровень общественного сознания, система идей, выражающая интересы и мировоззрение какого-либо социального слоя. В большинстве социальных революций, социальных реформ именно социологические концепции с определенной идеологией того или иного рода выступают ведущими в общественном развитии.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |