Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие социального факта




Понятие социального факта сформулировал Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917) — продолжа­тель контовской и спенсеровской позитиви­стской и эволюционистской линии в социологии, основа­тель французской социологической школы, первый про­фессор социологии во Франции, автор классических тру­дов по социологии: «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Са­моубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Взгляды Э.Дюркгейма нередко характеризуют одним словом — «социологизм», поскольку предложенный им теоретико-методологический способ изучения общества отличался сугубо социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования законов особой, надиндивидуальной, социальной реальности, по­зволяющих понять сущность и природу всех обществен­ных явлений и процессов, включая и самого индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Дюркгейму, со­циология и только социология. В этом и состоит, говоря в самом общем плане, своеобразие предмета и метода со­циологии.

Наиболее наглядно социологизм Э.Дюркгейма про­явился в его концепции особой и автономной социальной реальности как системы «социальных фактов», в его стремлении объяснить социальное социальным, одни со­циальные факты другими, в определении специфичности предмета и метода социологии, изучающей то, что не свойственно исследованию других наук, в признании со­циальной реальности высшим типом реальности и необхо­димости использования другими общественными науками (философией, историей, этикой, экономической теорией и др.) социологического метода. Он писал, что первое и основное правило его социологического метода состоит в том, что «социальные факты нужно рассматривать как ве­щи». Иными словами, социология должна подходить к со­циальной реальности так же, как это делает естествозна­ние по отношению к вещам. А вещь, следовательно, и со­циальный факт, для Дюркгейма, — это «всякий объект по­знания, который сам по себе непроницаем для ума, это все, о чем мы не можем сформулировать адекватного по­нятия простым приемом мысленного анализа; это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблюдений и экспериментов, после­довательно переходя от наиболее внешних и непосредст­венно доступных признаков к менее видимым и более глу­боким».

Таким образом, наиболее характерные черты социаль­ных фактов как вещей — это их объективность, т.е. незави­симое от индивидов существование и способность оказы­вать на них принудительное воздействие, давление, на­пример, в виде устанавливаемых в обществе общих норм, требований, ожиданий и т.д.

Поступки, поведение людей, которые, по Дюркгейму, изучает социология, определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причи­нами и факторами, а сложившейся совокупностью соци­альных фактов. При этом один социальный факт следует выводить из другого, из самого общества, а не из аналогий с физическими или биологическими явлениями и процес­сами.

Общество, социальная реальность рассматриваются Э.Дюркгеймом, с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов; а с дру­гой — как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество, — писал Э.Дюркгейм, — не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциа­цией и представляющая собой реальность sui generis, на­деленную своими особыми свойствами. Конечно, коллек­тивная жизнь предполагает существование индивидуаль­ных сознаний, но этого необходимого условия недостаточ­но. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определен­ным образом». При этом провозглашается приоритет со­циальной реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.

Социальные факты французский социолог подразделял на морфологические (плотность населения, характер посе­лений, природные условия, пути сообщения и т.д.), обра­зующие «материальный субстрат» общественной жизни, и духовные, нематериальные («коллективные представле­ния», общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль. В связи с этим Дюркгейм придавал осо­бое значение изучению таких важнейших форм коллек­тивного сознания, как религия, право, мораль, чему он сам уделял в своем творчестве наибольшее внимание. Тема вы­работки, проявлений и функции «коллективных верова­ний», особенно социальной солидарности, проходит крас­ной нитью через все его основные труды.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.