КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие социального факта
Понятие социального факта сформулировал Эмиль Дюркгейм (1858 — 1917) — продолжатель контовской и спенсеровской позитивистской и эволюционистской линии в социологии, основатель французской социологической школы, первый профессор социологии во Франции, автор классических трудов по социологии: «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Взгляды Э.Дюркгейма нередко характеризуют одним словом — «социологизм», поскольку предложенный им теоретико-методологический способ изучения общества отличался сугубо социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования законов особой, надиндивидуальной, социальной реальности, позволяющих понять сущность и природу всех общественных явлений и процессов, включая и самого индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Дюркгейму, социология и только социология. В этом и состоит, говоря в самом общем плане, своеобразие предмета и метода социологии. Наиболее наглядно социологизм Э.Дюркгейма проявился в его концепции особой и автономной социальной реальности как системы «социальных фактов», в его стремлении объяснить социальное социальным, одни социальные факты другими, в определении специфичности предмета и метода социологии, изучающей то, что не свойственно исследованию других наук, в признании социальной реальности высшим типом реальности и необходимости использования другими общественными науками (философией, историей, этикой, экономической теорией и др.) социологического метода. Он писал, что первое и основное правило его социологического метода состоит в том, что «социальные факты нужно рассматривать как вещи». Иными словами, социология должна подходить к социальной реальности так же, как это делает естествознание по отношению к вещам. А вещь, следовательно, и социальный факт, для Дюркгейма, — это «всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума, это все, о чем мы не можем сформулировать адекватного понятия простым приемом мысленного анализа; это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблюдений и экспериментов, последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким».
Таким образом, наиболее характерные черты социальных фактов как вещей — это их объективность, т.е. независимое от индивидов существование и способность оказывать на них принудительное воздействие, давление, например, в виде устанавливаемых в обществе общих норм, требований, ожиданий и т.д. Поступки, поведение людей, которые, по Дюркгейму, изучает социология, определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложившейся совокупностью социальных фактов. При этом один социальный факт следует выводить из другого, из самого общества, а не из аналогий с физическими или биологическими явлениями и процессами. Общество, социальная реальность рассматриваются Э.Дюркгеймом, с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов; а с другой — как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество, — писал Э.Дюркгейм, — не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами. Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом». При этом провозглашается приоритет социальной реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.
Социальные факты французский социолог подразделял на морфологические (плотность населения, характер поселений, природные условия, пути сообщения и т.д.), образующие «материальный субстрат» общественной жизни, и духовные, нематериальные («коллективные представления», общественное сознание), за которыми признавалась решающая роль. В связи с этим Дюркгейм придавал особое значение изучению таких важнейших форм коллективного сознания, как религия, право, мораль, чему он сам уделял в своем творчестве наибольшее внимание. Тема выработки, проявлений и функции «коллективных верований», особенно социальной солидарности, проходит красной нитью через все его основные труды.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |