КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первичная социализация
Человек как общественное существо приобретает личностные качества, когда вступает в отношения с другими людьми. Становление личности есть процесс социализации индивида. Он состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности и осуществляется в конкретно-исторических условиях жизни. Социализация связана с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и его воспроизведения в своей деятельности. Факторы социализации личности делят на макро, меза и микрофакторы. 1. Макрофакторы – это социальные и природные детерминанты развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей: стране, государстве, обществе, культуре. 2. Мезафакторы – детерминанты социализации индивида, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины: этносе, региональных условиях, типе поселения, средствах массовой коммуникации. 3. Микрофакторы – детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах: семье, трудовом коллективе, религиозной организации или учебном заведении. Универсальные механизмы социализации: 1.Традиционный представляет собой усвоение норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. 2.Институциональный действует в процессе взаимодействия человека с различными общественными организациями. 3.Стилизованный действует в рамках субкультуры. Субкультура – комплекс ценностей, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя. 4.Межличностный механизм функционирует в процессе взаимодействия субъекта со значимыми для него лицами. Это психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, учителя, друзья, коллеги и т.д. 5.Рефлексивный механизм связан с внутренним диалогом, в котором человек оценивает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье, сверстникам т т.д. Стадии социализации личности: Первая стадия – адаптационная. От рождения до подросткового периода человек не критически усваивает социальный опыт, адаптируясь к среде. Вторая стадия – индивидуализационная. У человека появляется потребность выделить себя среди окружающих людей. Третья стадия – интеграционная. Индивид стремиться найти свое место в жизни и в социальной группе. Эта стадия проходит успешно, если его свойства принимаются группой, обществом. Четвертая стадия – трудовая. Она охватывает весь период зрелости человека. Пятая стадия – послетрудовая – охватывает пожилой возраст, когда социальный опыт передается последующим поколениям. Ведущие феномены социализации: усвоение стереотипов поведения, социальных обычаев и ценностных ориентаций. Основные институты социализации: семья, школьные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и средние специальные учебные заведения, трудовой коллектив. Социально-психологические механизмы социализации: - идентификация – отождествление индивида с отдельными группами или людьми, позволяющие осваивать свойственные им нормы и модели поведения; - подражание – сознательное и бессознательное повторение человеком опыта других людей, их манер, движений, поступков; - внушение – процесс неосознанного воспроизведение индивидом мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует; - социальная фацилитация – стимулирующие влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате чего их деятельность протекает интенсивнее; - конформность – податливость влиянию группы и стремление приспособить сове поведение ее требованию.
Рекомендуемая литература:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |