Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.4. Диалектика




Религиозно-мифологическая, философская и научная картины мира

В мифологической картине мира даются ответы на все «вечные» вопросы человека об устройстве мира и о смысле его собственного существования. Это имело свои специфические особенности и представляло собой, прежде всего, систему образно-символиче-ского, а не понятийного мышления. Мир природы и общества в этой картине мира персонифицируется, на него переносятся человеческие качества.

Мифология была исходной точкой для возникновения религии. Некоторые мифы вошли в состав религиозных систем и служат для разъяснения религиозных обрядов. Мифологию и религию объединяет представление о существовании воображаемой реальности. В то же время религиозная картина мира имеет свои особенности. Религия удваивает мир, утверждает веру в существование сверхъестественного. Для мифологии было характерно слабое развитие понятийно-абстрактного мышления и доминирование образного восприятия мира. В религиях же возникает теология и создаются церковные организации.

Философская картина мира отличается от религиозно-мифоло-гической тем, что представляет мир в системе понятий, что свойственно абстрактному, понятийно-логическому мышлению. Главное отличие философской картины мира – это попытка рационального его объяснения. Единой философской картины мира не существует. В истории философии предлагались различные «модели мира». Монизм и дуализм, материализм и идеализм, метафизика и диалектика, гностицизм и агностицизм представляют совершенно разные подходы к этому вопросу.

Научная картина мира создает целостный образ предмета исследования, формируя его с помощью фундаментальных принципов и понятий науки. Важнейшей особенностью научного познания является его систематизированность. Научные знания существуют в обобщенном, систематизированном виде – в виде теорий. Характерным свойством научного познания является сложившаяся в процессе его развития методология – обоснование применяемых методов познания. Другая особенность научного познания – стремление к формализации. Оно выражается, в первую очередь, в строгости языка науки. Научные знания фиксируются в виде точных понятий.

 

Первоначально термин «диалектика» появился в Древней Греции. Древнегреческие философы под диалектикой (от греч. dialektike – искусство вести спор, беседу, рассуждать) понимали такой способ ведения дискуссии, при котором достижение истины происходит путем столкновения противоположных мнений. Развитие философии и науки античности расширило сферу применения диалектики. Благодаря философским поискам древнегреческих мыслителей диалектика превратилась в «метод поиска истины» (Сократ), в «метод анализа и синтеза понятий» (Платон). Основоположником диалектической традиции в древнегреческой философии, по праву, считается Гераклит, чье выражение «все течет, все изменяется» стало классическим. Основными свойствами мира, его закономерностями выступают всеобщая связь и изменение. Мыслители более поздних эпох открывали и разрабатывали различные аспекты этой проблемы, добавляя в ее решение новые понятия. Немецкий философ И. Гегель разработал целостную концепцию диалектики как универсальной теории и метода познания мира, представив весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании, развитии. Гегель сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Большинство последующих теоретических концепций, базирующихся на диалектике, в той или иной мере опирались на выдвинутые Гегелем идеи и принципы, дополняя и развивая выработанный им понятийный аппарат. Гегелевская диалектика оказала огромное влияние на все последующее развитие философии, привела к становлению особой диалектической культуры мышления.

Существуют два основных принципа диалектики – принцип всеобщей связи и принцип развития. Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем. Связь – это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. К основным формам связи относятся: причинно-следственные, пространственные, временные, генетические, существенные и несущественные, необходимые и случайные, закономерные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, динамические и статистические и др.

Развитие – это определенное, направленное, необратимое изменение объекта. Категория развития конкретизирует философское понятие движения, так как в содержание этой категории включается такой признак, как направленность изменений. Всякое развитие есть движение, но не всякое движение представляет развитие.

Движение есть всякое взаимодействие и вызываемое им изменение. При рассмотрении движения мы абстрагируемся как от механизма изменений, так и от их направленности. В категории развития указанные понятия получают должное отражение. Они конкретизируют категорию движения. Наряду с процессами восходящего развития существует и деградация – распад систем, переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному. Таким образом, развитие есть закономерное, необратимое, определенно направленное движение материальных и идеальных объектов.

Объективная и субъективная диалектика. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, т. е. в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных процессов, диалектику общества (социогенез) и диалектику человека (антропогенез). Субъективная диалектика, или диалектическая логика, т. е. логика понятий и мысли, ставит целью создание и совершенствование аппарата научно-творческого мышления, приводящего к объективной истине. Через систему понятий и категорий субъективной диалектики человек познает диалектику объективной реальности. Субъективная диалектика не является зеркальным отражением диалектики реального мира. Она есть активно-творческий процесс отражения действительности в форме теорий, идей и представлений, которые соотносятся с реальным миром, как образы и прообразы. Субъективная диалектика отражает мир во всем многообразии его противоречий и развития. Субъективная диалектика как диалектическая логика принципиально отличается от формальной логики, которая представляет собой науку о законах правильного мышления. Один из постулатов формальной логики: нельзя противоречить себе, так как не могут быть одновременно истинными и утверждение чего-либо, и отрицание этого же самого в одном и том же смысле и в одном и том же отношении. В диалектической логике диалектические противоположности представляют собой внутренние тенденции и свойства, специфичные для каждого конкретного процесса или явления, и направлены друг против друга. Противоречия же между ними вовсе не означают, что они несовместимы, исключают друг друга. Напротив, они обязательно совмещаются в одном процессе или объекте, обусловливают друг друга, не существуют друг без друга. Различие между формально-логическими и диалектическими противоположностями заключается также в том, что первые встречаются лишь в мышлении, а вторые – и в мышлении, и во всех процессах материального мира. Таким образом, согласно диалектике, все материальные и идеальные процессы в мире имеют противоположные, внутренне взаимосвязанные и неотделимые стороны. Существование всех явлений и процессов основывается на единстве этих противоположностей. Источником развития является взаимодействие противоположностей, ведущее к преодолению противоречий между ними.

Понятие закона. Динамические и статистические закономерности. Закон – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения между явлениями и процессами. Закон указывает на определенный порядок, последовательность, тенденцию развития явлений. Многообразие видов отношений и взаимодействий в реальной действительности служит объективной основой существования многих форм (видов) законов, которые классифицируются по тому или иному критерию (основанию). В зависимости от сфер проявления законы делятся на физические, химические, биологические и социальные. Законы различаются и по степени общности: они могут быть менее общими, действующими в ограниченной области и изучаемыми отдельными конкретными науками (например, закон естественного отбора); более общими, изучаемыми рядом областей знания (например, закон сохранения энергии); всеобщими, уни-версальными (законы диалектики), которые исследуются философией. Различают также динамические и статистические законы. Динамический закон – это такая форма причинной связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет ее последующее состояние. Таким образом, в законах динамического типа предсказания имеют точно определенный, однозначный характер. Так, например, в классической механике, если известен закон движения тела и заданы его координаты и скорость, то по ним можно точно определить положение и скорость движения тела в любой момент времени. Динамические законы характеризуют поведение относительно изолированных систем, состоящих из небольшого числа элементов, которые можно абстрагировать от целого ряда случайных факторов. Статистическая закономерность характеризует массу явлений как целое, а не каждую часть этого явления. В статистических законах предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный характер. Подобный характер предсказаний обусловлен действием множества случайных факторов, которые имеют место в «статистических коллективах». Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов.

Законы и категории диалектики. Наиболее существенные и закономерные связи и отношения объективного мира и познания отражаются в философских категориях. Категории – это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии. Каждая область знания имеет свои особые категории. Конкретные науки изучают особые свойства явлений, существующие в той или иной области действительности. Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов, свойственных всем явлениям мира и мышлению. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где выделялись наиболее общие понятия о мире. Ряд диалектических категорий получил свое обоснование в философии Гегеля. Основными категориями диалектики являются: причина и следствие, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее, количество и качество и др.

Законы диалектики раскрывают механизм, причину и направленность изменений, происходящих в мире.

Источник саморазвития детерминирует закон единства и борьбы противоположностей. В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоречие, т. е. единство противоположностей, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом. Содержание закона выражается через взаимодействие категорий тождества, различия, противоположности и противоречия.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Согласно этому закону, качественное изменение предмета происходит тогда, когда изменение количественных его характеристик достигает определенного предела. Содержание этого закона выражается через взаимодействие категорий количества, качества, меры.

Закон отрицания отрицания определяет направленность и преемственность в процессе развития. Основные категории, характеризующие этот закон, – диалектическое отрицание, преемственность, развитие.

Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм (от лат. deter-mino – определяю) – учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений окружающего мира. Основой детерминизма является положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие). В XVIII веке широкое распространение получил механистический, или лапласовский, детерминизм. Эта историческая форма детерминизма возникла на основе достижений науки XVII–XVIII вв. Основным недостатком лапласовского детерминизма является неизбежно вытекающий из него вывод о том, что в строго детерминированном мире, где возникновение будущих событий однозначно определено прошлым и настоящим их состоянием, появление случайностей совершенно исключается. Развитие науки и философии устранили ограниченность лапласовского детерминизма. Сегодня можно говорить о качественно новом диалектическом понимании детерминизма. Главное в современном подходе – взгляд на мир как на многоуровневую развивающуюся целостность. Детерминизму противостоит индетерминизм, который не признает объективность причинности, либо отвергает ее всеобщий характер. В западной философии XX в. получили распространение различные формы индетерминизма. Так, например, последователи Канта – неокантианцы (Виндельбанд, Риккерт и др.) ограничивали принцип детерминизма только областью наук о природе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.