Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Великая Отечественная война 5 страница




Пытаясь перевести народное хозяйство на рельсы интенсификации, руководство страны в 70- е гг. сделало ставку на гигантские программы, так называемые стройки века. Именно в это время создаются Западно-Сибирский и Саянский территориально-производственные комплексы, Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс, начинается строительство Байкало-Амурской магистрали. Большое внимание уделялось развитию электроэнергетики, в том числе атомных электростанций. Были построены Армянская, Белоярская, Ленинградская, Курская, Кольская, Чернобыльская АЭС. Строятся соответствующие мировому уровню заводы-гиганты ВАЗ и КамАЗ.

Однако желаемого результата реализация крупных народнохозяйственных программ все же не принесла. Большинство из них решались на экстенсивной основе, были затратными. Некоторые из этих программ были плохо продуманы, носили откровенно авантюристический характер. На практике их реализация привела к резкому обострению экологических проблем, угрозе техногенных катастроф. Зоной экологического бедствия стало Аральское море, часть уникальных среднерусских черноземов была загублена при разработке Курской магнитной аномалии. Едва ли чем-то можно оправдать и строительство бумажных комбинатов на Байкале, атомных электростанций в густонаселенных зонах страны. К непоправимой экологической катастрофе могло привести осуществление работ по переброске части стока северных рек в Волгу и повороту сибирских рек в Среднюю Азию и Казахстан. От реализации этого плана советское руководство все же благоразумно отказалось.

К началу 80-х гг. ситуация в аграрном секторе экономики отчетливо приняла кризисные формы. Объем валовой продукции в сельском хозяйстве из года в год неуклонно сокращался. За восьмую (1966-1970) пятилетку он составил 21%, за девятую (1971-1975) – 13%, десятую (1976-1980) – 9%, одиннадцатую (1981-1985) – 6%. Деградация сельского хозяйства вынудила руководство страны к разработке неотложных мер по исправлению ситуации. В мае 1982 г. была принята Продовольственная программа. Она предполагала решить продовольственный вопрос в СССР к 1990 г. Однако и эта попытка остановить кризис в аграрном секторе экономики заметного результата не дала. В итоге, продовольственная проблема все более стала решаться за счет импорта продуктов и зерна из-за границы.

Несмотря на снижение темпов роста экономики, период нахождения у руководства СССР Л. Б. Брежнева вошел в историю как «золотой век» Советского государства. Именно в этот период уровень благосостояния советских граждан был самым высоким за все годы существования СССР. Значительно выросли денежные доходы населения, что позволило значительным слоям трудящихся обеспечить себе некоторый достаток. В количественном отношении резко были увеличены расходы государства на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение. К началу 80-х гг. 83% населения, занятого в народном хозяйстве, имело высшее и среднее (полное и неполное) образование; различными видами обучения было охвачено 100,2 млн. человек, в том числе в высших учебных заведениях страны обучалось более 5 млн. студентов.

Значительные успехи в эти годы были достигнуты в науке. Существенный шаг вперед сделала радиоэлектроника. В области военных технологий СССР не только не уступал США и развитым западноевропейским странам, но и по целому ряду показателей обгонял их. Серьезные достижения были сделаны в космонавтике. В 1980 г. на околоземной орбите был создан первый в мире советский пилотируемый орбитальный комплекс.

Однако это «благополучие» советского общества было во многом обманчивым. Оно обеспечивалось освоением в 70-е гг. в Западной Сибири огромных залежей полезных ископаемых, что позволило организовать экспорт газа и нефти за рубеж. Благодаря высоким ценам на энергоносители на мировом рынке в страну хлынул огромный поток денежных средств (так называемых нефтедолларов). Вскоре они превратились в основной источник поддержания стабильности в обществе. Располагая огромными финансовыми средствами, правительство имело возможность повышать зарплату трудящимся, поддерживать на низком уровне цены на основные виды товаров и услуг, размер квартплаты. Вместе с тем, эти средства не были использованы для модернизации производства. В середине 80-х гг. с падением мировых цен на нефть и сокращением притока нефтедолларов в СССР остановить нараставший экономический кризис станет уже невозможно.

В годы «застоя» политической реформы в обществе не проводилось. Смещение Хрущева со своего поста и приход к власти Л. И. Брежнева привели к победе в советском руководстве консервативного крыла. Уставшая за годы хрущевских реформ от беспрерывного перетряхивания структур управления и кадрового состава, советская политическая элита больше ни хотела никаких крупных перемен, грозивших ее благополучию. Встав во главе государства, Брежнев и его окружение главной своей политической целью считали восстановление стабильности. К концу 60-х гг. небольшие «либеральные» начинания, утвердившиеся в политической системе государства в ходе хрущевских реформ, были свернуты, преобладание получили консервативные тенденции. На практике политика стабилизации представляла собой преимущественно консервацию уже сложившихся в рамках политической системы отношений, программы обновления политического курса СССР брежневское руководство не имело.

В 1960-х – 1980-х гг. новым явлением в общественно-политической мысли стало появление концепции «развитого социализма». Впервые она была изложена Брежневым на XXIV съезде партии в 1971 г., а затем дополнялась на двух последующих съездах. Ее появление была обусловлено авантюрностью принятой в 1961 г. программы КПСС о построении коммунизма в стране к 1981 г. По мере приближения этого срока становилось ясно, что никаких признаков наступления «светлого будущего» не ощущается. Чтобы выйти из неловкого положения, было объявлено о том, что между социализмом и коммунизмом как стадиями развития советского общества лежит промежуточный этап – развитой социализм. Официальная пропаганда тут же поспешила раздуть тезис о том, что, несмотря на отдельные, частные просчеты, СССР достиг в своем развитии крупных успехов, построив самое прогрессивное в мире общество развитого социализма. Пройдет важный этап на пути к заветной цели. Теперь предстояло совершенствовать это общество. Однако пути такого совершенствования не определялись. Тем самым концепция «развитого социализма» превращала конкретно-историческую задачу достижения коммунизма снова в теоретическую.

В 1977 г. концепция «развитого социализма» была юридически закреплена в новой (третьей по счету) Конституции СССР. Как и в предыдущей Конституции 1936 г., в ней провозглашались широкие демократические свободы. Вместе с тем, новая Конституция декларировала более широкую базу советского строя: наряду с рабочим классом и крестьянством в нее была включена интеллигенция. Статья 6 впервые официально закрепила ведущую роль КПСС в обществе. Она определялась как «руководящая и направляющая» сила советского общества. КПСС провозглашалась ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.

Конституция 1977 г. явилась своеобразным итогом развития идеологии застоя, которая совершила эволюцию от пропаганды целей коммунистического строительства к популяризации уже достигнутого. Однако эти меры объективно не могли остановить нарастание кризиса политической системы.

Одним из проявлений кризиса политической системы стала усилившаяся в годы брежневского руководства страной элитаризации государственного строя. Хотя КПСС по-прежнему считалась основным стержнем советской политической системы, реальная власть постепенно все больше ускользала из ее рук. В управлении страной на первый план выходит номенклатура – прослойка партийных и хозяйственных функционеров. Все большую силу приобретает власть чиновников, многие из которых вели себя на своих местах как настоящие удельные князьки. Широкое распространение получает формирование клановых структур, продвижение по службе в силу семейственности, родственных или личных связей. Обычным явлением становится злоупотребление чиновниками своим служебным положением, угрожающие размеры приобретает коррупция, которая пронизывает все эшелоны власти.

Укрепление власти номенклатуры нарушало единство управления страной со стороны центрального правительства. Из-за огромного бюрократического аппарата государственная машина была неповоротливой и громоздкой. В стране фактически отсутствовало четкое разделение властей, не было сформировано гражданское общество.

Серьезную озабоченность советского руководства вызывала утрата КПСС поддержки народных масс. Хотя значительная часть населения по-прежнему верила в коммунистические идеалы, несоответствие между декларируемыми верхушкой партии лозунгами и реалиями жизни было настолько очевидным, что все большая часть советских граждан постепенно начинает разочаровываться в способности партии изменить ситуацию к лучшему. Миллионы людей страдали от несвободы, испытывали психологический дискомфорт. В стране рос протест против существующих порядков. Свое выражение он находил в разрастании диссидентского движения. Толчком, ускорившим этот процесс, послужил арест в сентябре 1965 г. в Москве писателей А. Синявского и Ю. Даниэля, опубликовавших свои произведения с критикой основ социализма за рубежом. В августе 1968 г. на Красной площади в Москве состоялась организованная группой молодежи из 8 человек демонстрация протеста против вторжения войск ОВД в Чехословакию. Наиболее организованный характер носило правозащитное движение. В 1969 г. была создана Инициативная группа защиты прав человека в СССР. В 1970 г. – Комитет прав человека в СССР, в 1976 г. – «Советское отделение Международной амнистии», в 1976 г. – московская и республиканская «Хельсинские группы». Участники этих организаций собирали сведения о нарушении прав человека в СССР и передавали их в западноевропейские страны, участвовавшие в подписании Заключительного акта в Хельсинки в 1975 г. Основной формой выражения несогласия была подготовка и распространение «открытых писем», посвященных актуальным проблемам общественной жизни, в различные правительственные инстанции, прессу, на радио. Широкое распространение, особенно среди части интеллигенции крупных городов, получил так называемый «самиздат». Машинописные труды ученых и писателей, официально не принятые к изданию, размножались кустарным способом и через знакомых передавались из рук в руки. Разновидностью протестного движения можно считать также распространение в обществе анекдотов о Брежневе.

Несмотря на свою активизацию, диссидентское движение в СССР в 60-70-е гг. не было массовым явлением. Количество диссидентов было невелико. К тому же нелегальное положение диссидентов делало их деятельность неэффективной. Информация о них доходила до общественности в искаженном и фрагментарном виде. Не были диссиденты едины и в плане идеологии. Одни из них, несмотря на критику советского строя, продолжали в целом верить в идеи социализма и требовали его демократизации. Другие исповедовали антисоветские и антикоммунистические взгляды. Как бы то ни было, диссидентское движение свидетельствовало о начале раскола советского общества, которое все меньше верило в пропагандируемые КПСС и руководством страны коммунистические идеалы.

В брежневский период развитие советского общества в значительной мере шло по инерции. Потенциальные возможности сталинской модели социально-экономических отношений были исчерпаны, а новая концепция развития страны не выработана. К началу 80-х гг. во всех сферах общественно-политической и экономической жизни страны все отчетливее проявлялись симптомы «застоя». СССР вступил в полосу кризиса.

В годы брежневского «застоя» внешняя политика в целом сохраняла преемственность с курсом, выработанным в предшествующий период. Перед советской дипломатией стояли три приоритетные задачи: 1) укрепление единства социалистического лагеря, предотвращение угрозы его распада; 2) нормализация отношений с США и странами капиталистического лагеря, дальнейшая разрядка международной напряженности; 3) укрепление авторитета и престижа СССР на международной арене, расширение сферы его влияния.

После Карибского кризиса 1962 г., едва не поставившего мир на грань ядерной катастрофы, СССР и США по возможности старались избежать прямого военного конфликта между собой. В то же время обе мировые державы продолжали борьбу за укрепление и расширение зон своего влияния в различных частях планеты. В 60-е гг. интересы СССР и США столкнулись во Вьетнаме, в котором разгорелась война между утвердившимся в северной части страны коммунистическим правительством Хо Ши Мина и образованным в его южной части проамериканским марионеточным государством Республика Вьетнам. Американские войска приняли в этой войне непосредственное участие, Советский союз, в свою очередь, оказывал помощь вьетнамским коммунистам оружием, технологиями и военными специалистами.

В отношениях с социалистическими странами Восточной Европы советское руководство старалось не допустить повторения венгерских событий 1956 г. Однако сделать этого не удалось. Здесь, как и в СССР, начали проявляться симптомы «застоя», падали темпы роста экономики. В 1968 г. руководители Чехословакии предприняли попытку обновления модели социализма. В ходе Пражской весны, как стали называть этот период, вводились демократические свободы, разрешалась деятельность оппозиционных партий. Речь шла о возможности построения «социализма с человеческим лицом», опирающегося на демократические ценности. В СССР эти изменения вызвали серьезную тревогу и были расценены как попытка выйти из-под советского влияния. По инициативе советского руководства в Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических государств-членов ОВД. В результате этого в стране был насильственно прерван процесс демократизации, а сами реформаторы подверглись преследованию.

В 1968-1969 гг. происходит обострение отношений с Китаем, которые из недружественных теперь превратились во враждебные. Противостояние вылилось в вооруженный конфликт в 1969 г. на границе в районе о. Даманский на реке Уссури, который китайская сторона считала своим. В течение нескольких месяцев на советско-китайской границе произошло около 500 мелких и крупных столкновений между советскими и китайскими пограничниками и войсками. В них советская сторона потеряла около 1000 человек убитыми и ранеными, такие же примерно потери понесли китайцы. В конце концов, конфликт удалось погасить. Однако это не привело к нормализации советско-китайских отношений, которые оставались враждебными вплоть до середины 80-х гг.

Нарастание проблем в отношениях с союзниками по социалистическому лагерю объективно толкали СССР к попыткам улучшения отношений со странами Запада. После сокрушительного поражения во Вьетнамской войне США также проявляли желание к нормализации отношений с Советским союзом. На этой основе наметился поворот от конфронтации и международной напряженности к разрядке.

Значительную роль в этом процессе играло возобновление между руководителями СССР и США встреч на высшем уровне. В результате визитов президента США Р. Никсона в Москву (1972 и 1974 гг.) и Л. И. Брежнева в США (1973 г.) были подписаны «Основы взаимоотношений между СССР и США», соглашения по ограничению гонки вооружения, по мирному использованию атомной энергии и т. д. Особое значение имело заключение в 1972 г. в Москве Договора по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ–1) сроком на 5 лет. Он устанавливал потолок, выше которого обе стороны не могли наращивать свои ядерные потенциалы. Другим важным событием стало подписание «Соглашения о предотвращении ядерной войны» (1973 г.), в котором впервые было сформулировано положение, что в ядерной войне не может быть победителей.

В ходе разрядки международной напряженности удалось урегулировать некоторые территориальные вопросы. По соглашению между СССР, США, Великобританией, Францией, был определен статус Западного Берлина (1971 г.). Были заключены договоры между СССР и рядом социалистических государств Восточной Европы и ФРГ о нерушимости послевоенных границ (1970 г.).

Кульминацией процесса разрядки было успешное завершение в 1975 г. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Итогом его работы явилось подписание 1 августа в Хельсинки Заключительного акта, в котором участвовали представители 33 европейских стран, а также США и Канады. Этот документ зафиксировал основные принципы международных отношений: нерушимость границ, признание равенства и территориальной неприкосновенности суверенных государств, мирное урегулирование вопросов, невмешательство во внутренние дела и др. Значительное место в нем занимало также требование соблюдения прав человека, таких демократических норм, как свобода слова, убеждений, верований.

Однако в дальнейшем советское руководство не соблюдало взятые на себя обязательства. Не отказалось оно и от вмешательства в дела других стран, особенно если речь шла о поддержке в них революционного движения. В ряду других причин, это привело к прекращению разрядки напряженности.

В 1979 г. СССР откликнулся на неоднократные просьбы правительства Афганистана об оказании военной помощи в проведении «революционных преобразований в стране» и ввел на территории этой страны свои войска. США и их западные союзники расценили это вторжение как агрессию, косвенно направленную и против них. Большинство стран мира решительно осудили действия советского руководства по решению афганского вопроса. Тем самым СССР оказался в международной изоляции. США стали оказывать в Афганистане военную помощь оппозиции. Отношения между двумя державами вновь приняли враждебный характер. В 1980 г. по инициативе США капиталистические страны объявили бойкот XXII Олимпиаде в Москве и не прислали на нее своих представителей. В ответ социалистические страны отказались от участия в XXIII Олимпиаде в США в 1984 г. Размещение в начале 80-х гг. США в странах Западной Европы ракетно-ядерного оружия и вызванное этим ответное решение СССР разместить ракеты средней дальности в Чехословакии и ГДР окончательно определили наступление в международных отношениях нового «холодного» периода.

В конце 70-х гг. Советский Союз вступает в период глубокого кризиса, который охватил все сферы общественно-политической и экономической жизни общества. Особенно остро кризис проявлялся в экономике. Правда, внешне Советский Союз по-прежнему оставался динамично развивающейся передовой страной «социалистического мира». СССР значительно обгонял зарубежные страны по производству стали, чугуна, добыче железной и марганцевой руды, полезных природных ископаемых. Однако в техническом и технологическом отношении он заметно отставал от зарубежных стран. В условиях жесткого экономического противостояния с враждебным капиталистическим лагерем в течение многих десятилетий советское руководство вынуждено было не столько заниматься модернизацией экономики, сколько стремилось догнать и перегнать идеологического противника за счет строительства все новых заводов и производств. Большинство советских предприятий работали на устаревшем оборудовании, нуждались в техническом переоснащении. Более половины работников материального производства были заняты ручным и малоквалифицированным трудом. Развитие экономики носило во многом экстенсивный характер.

Тяжелым бременем на экономику страны ложились «холодная война» и связанная с ней гонка вооружений. Чтобы сохранить военный паритет с блоком НАТО, Советский Союз год от года вынужден был увеличивать военные расходы, сосредоточивая в военно-промышленном комплексе (ВПК) все высокие технологии и наиболее квалифицированные рабочие кадры. Однако производственные мощности ВПК ориентировались на выпуск преимущественно только военной продукции. К тому же развитие ВПК обеспечивалось во многом за счет перекачки средств и ресурсов из других отраслей экономики, что лишь еще больше усугубляло нарастание в этих отраслях кризиса.

К началу 80-х гг. возможности экстенсивного развития СССР были практически исчерпаны. В стране постепенно нарастал продовольственный кризис, все большую остроту приобретал жилищный вопрос, росли проблемы в сфере образования, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения. По уровню экономического развития СССР все больше отставал не только от развитых зарубежных стран, но и от некоторых стран, прежде считавшихся «отсталыми» (Тайвань, Гонконг).

Одновременно с обострением экономического кризиса в СССР все отчетливее проявлялся кризис политический. К началу 80-х гг. для СССР складывается неблагоприятная внешнеполитическая обстановка. После ввода советских войск в Афганистан (1979 г.) Советский Союз оказался в международной изоляции. Начинается новый виток гонки вооружений. Несмотря на увеличение военных расходов, все сильнее сказывается утрата СССР военного паритета с блоком НАТО.

В этих условиях советскому руководству становилось ясно, что отдельные, ограниченные реформы, проводившиеся в СССР во второй половине 60-х – 70-х гг., были не в состоянии решить возникшие проблемы. Стране требовались глубокие преобразования, способные коренным образом изменить облик советской государственной машины.

После смерти 10 ноября 1982 г. Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева, на внеочередном Пленуме ЦК КПСС на пост нового главы государства был избран Ю. В. Андропов. В 60 – начале 80-х годов он входил в высшее партийное руководство страны: являлся секретарем, членом политбюро ЦК КПСС. С 1967 по 1982 гг. являлся председателем КГБ СССР. Однако уже в 1984 г., будучи тяжело больным, он умер. Пришедший ему на смену К. У. Черненко также вскоре умер.

В середине 80-х гг. в центральном руководстве появляются новые партийные лидеры. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС избирается М. С. Горбачев.

К началу 80-х гг. вокруг М. С. Горбачева складывается команда молодых реформаторов (А. Н. Яковлев – будущий идеолог перестройки, Э. А. Шеварднадзе и др.). Большинство из них принадлежали к поколению «шестидесятников», людей поверивших в перемены послесталинского правления. Все они имели высшее образование, неоднократно бывали за рубежом, где имели возможность ознакомиться с принципами рыночной экономики. Они осознавали глубокий кризис советского общества и были полны решимости приступить к обновлению страны.

Вместе с тем, сильные позиции в ЦК КПСС продолжали сохранять прежние соратники Л. И. Брежнева и К. У. Черненко, которые придерживались консервативных взглядов и не хотели значительных перемен в советском обществе. В этих условиях вполне логичной была избранная М. С. Горбачевым политика постепенных, незначительных на первых порах перемен.

В условиях монопольного господства в обществе одной партии – КПСС, наличия мощного репрессивного аппарата, десятилетиями подавлявшего всякую инициативу «снизу», реформы могли начаться только «сверху». В этом заключалась особенность начатых в стране преобразований.

Начавшаяся в 1985 г. реорганизация советского общества проходила под тремя лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». Гласность понималась как здоровая критика существующих недостатков социализма и его ценностей и была призвана обновить государственную идеологию, потерявшую всякое доверие общества и ставшую препятствием для развития страны. «Ускорение» определялось как ускорение темпов развития экономики. Третий лозунг «перестройка» понимался как настоящая «реконструкция» всего здания советского общества в целом и был наиболее важным.

На первом этапе перестройки (1985-1988) советское руководство сосредоточило основные усилия на проведении экономической реформы.

Ядром экономических преобразований стал провозглашенный на апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС новый стратегический курс на ускорение социально-экономического развития страны. Он предусматривал преодоление обозначившегося технического и технологического отставания СССР от развитых стран за счет ускорения научно-технического прогресса и технического перевооружения промышленности, прежде всего, машиностроения таким образом, чтобы в 1990 г. 90 % его продукции соответствовали мировому уровню. Тем самым предполагалось добиться в короткие сроки подъема экономики и получить необходимые ресурсы для осуществления других реформ. В то же время правительство М. С. Горбачева не имело какой-либо четкой программы действий. В стране длительное время не проводилось глубоких экономических преобразований, отсутствовал опыт проведения реформ. Зарубежный же опыт реформаторы не использовали по «идеологическим» соображениям. К тому же довольно быстро выяснилось, что в условиях господства командно-административной системы управления осуществить быстро и в короткие сроки глубокие преобразования было невозможно. Номенклатура, державшая в своих руках все нити управления страной, в том числе экономикой, в массе своей не желала никаких перемен и оказывала сопротивление начатым центральным руководством преобразованиям. В итоге лозунг ускорения социально-экономического развития страны во многом так и остался лишь лозунгом, а вскоре и вовсе был забыт.

Неудача первых реформ вынудила руководство страны в июне 1987 г. принять решение о проведении в стране радикальной экономической реформы. Основная ее цель заключалась в реорганизации государственного сектора экономики, переводе его на новые условия функционирования, в которых главная роль отводилась бы рынку и товарно-денежным отношениям. Другим направлением экономической реформы было расширение сферы деятельности частного сектора. С этой целью Верховным Советом СССР был принят ряд законов, юридически обосновывающих перемены: о государственном предприятии, о кооперации, об индивидуальной трудовой деятельности. В условиях господства государственной собственности на средства производства наиболее важным стал «Закон о государственном предприятии», который вводил новые принципы: хозрасчет и самофинансирование. Вместо всеохватывающего планирования вводилась система госзаказов, за которые предприятия должны были бороться на конкурсной основе. Тем самым предполагалось повысить между предприятиями конкурентную борьбу, которая в свою очередь должна была повысить качество выпускаемой ими продукции.

Экономическая реформа не была достаточно радикальной и носила во многом компромиссный характер, свидетельствующий о сильных позициях в окружении М. С. Горбачева консервативных сил. Ее реализация с самого начала оказалась невозможной в силу высокой степени монополизации и сохранения директивной системы управления. В связи с тем, что государство оставалось главным заказчиком в промышленности, оно почти полностью покрывало госзаказом производственные мощности предприятий, оставляя за ними только ограниченные возможности для коммерческой деятельности. Закон о государственном предприятии не освободил предприятия от диктата отраслевых министерств. Кроме того, правительство не решилось на проведение наиболее важной части экономической реформы – реформы ценообразования, при которой цены на производимую продукцию устанавливало бы не государство, а рынок, так как опасалось, что это приведет к росту в стране цен и падению уровня жизни значительной части населения. Более того, рынок неизбежно привел бы к разорению и закрытию десятков тысяч предприятий и появлению многомиллионной армии безработных. Вместо того, чтобы пойти на этот шаг и закрыть нерентабельные и неконкурентноспособные предприятия, тяжелым бременем ложившиеся на экономику и мешавшие ее развитию, правительство продолжало поддерживать их большими субсидиями, которые позволяли им избежать банкротства и увольнения разросшегося персонала (главным образом, административного). Таким образом, вместо того, чтобы поставить во главу угла рынок и товарно-денежные отношения, правительство М. С. Горбачева фактически сохранило в экономике прежние командно-административные методы управления.

Не принесла желаемого результата и введенная на предприятиях с целью повышения качества продукции государственная приемка. Ее итогом стало сокращение заработков миллионов рабочих, поскольку повсеместно обнаружившееся несоответствие изделий «стандартам качества» лишило их начислявшихся прежде премий.

Не оправдалась надежда правительства на развитие кооперативного движения, которое должно было стимулировать интерес народа к труду, с одной стороны, а с другой – повысить материальный уровень населения за счет внебюджетных средств. Отсутствие нормативной базы, которая регулировала бы деятельность этого сектора экономики и обеспечивала бы новые налоговые поступления привело к тому, что в кооперацию потекли деньги из «теневой экономики», началась их «отмывка». Как результат – этот сектор экономики быстро криминализировался. К тому же значительная часть сельского населения относилась к появлению кооператоров враждебно, т. к. считала их «новыми кулаками».

Огромное сопротивление проведению экономической реформы оказывал бюрократический аппарат, для которого она представляла смертельную угрозу для всех его привилегий и выгод от занимаемого положения.

Неудача с преобразованиями в экономической сфере подтолкнула реформаторское руководство страны на втором этапе перестройки (1988-1991) к осуществлению политической реформы общества. Началом политических преобразований стало провозглашение политики гласности – открытого обсуждения острых проблем экономики и политики в средствах массовой информации. Вместе с тем, руководство партии и страны изначально стремилось установить ее предельные рамки. Сам М. С. Горбачев понимал под гласностью здоровую критику существующих недостатков социализма, но считал, что она не должна подрывать сам социализм и его ценности. В июле 1988 г. XX Всесоюзная партийная конференция подтвердила, что «гласность не должна наносить ущерба интересам государства, общества и правам человека».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.