Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности проведения подвижных игр с учащимися среднего и старшего школьного возраста




 

Дети в возрасте 10-12 лет (4-6 классы) характеризуются устойчивостью организма по отношению к проявлению физических усилий. Резко повышаются функциональные возможности, исчезают неэкономные движения, требующие излишней затраты сил, что позволяет ребятам участвовать в играх с большой интенсивностью и относительной длительностью двигательных действий (например, игры «Круговая лапта», «Прыжок за прыжком»).

В этом возрасте костно-связочный аппарат ещё довольно гибок, пластичен. Мышцы продолжают расти и укрепляться, поэтому силовые данные детей ещё невелики. Однако деятельность сердца и сосудов стабилизируется, ёмкость лёгких увеличивается, поэтому игры становятся по времени более продолжительны, чем игры для младших школьников. У детей развивается способность к абстрактному мышлению и это позволяет им осваивать более сложные игры с многочисленными правилами.

Действия детей в подвижных играх становятся более согласованными, точными, совершенствуется их игровая тактика. Заметно повышается способность быстро и ловко увёртываться от преследующих игроков (или от мяча); обогащается выбор приёмов ухода от условного противника, а также способов борьбы с ним в единоборстве или при поддержке товарищей. В этом возрасте формируется и укрепляется волевая сфера, ярче проявляются такие качества, как смелость, самостоятельность, решительность и инициатива.

Детям 10-12 лет интересны игры, в которых совместные усилия направлены на достижение единой цели. Их начинают больше привлекать игры, в которых перед каждой командой ставится конкретная задача: общими усилиями добиться превосходства над другой командой.

Сюжетные игры продолжают занимать ведущее место среди других подвижных игр, однако играющих больше интересует символическое воспроизведение знакомых понятий, нежели прямое подражание образам («Перестрелка»).

В этом возрасте подвижные игры включаются почти во все уроки, кроме контрольных. Они проводятся главным образом в основной и заключительной частях урока. Подвижные игры включают в себя те же игры, что и в младших классах, но в них включаются более разнообразные движения, усложнённые препятствия, и по времени игры становятся более продолжительными.

Подростковый возраст условно называют так потому, что у детей 13-15 лет (7-9 классы) наблюдается особенно интенсивное развитие и перестройка всего организма. Усиленно растёт костная система (особенно длинные трубчатые кости рук и ног), мышечная система (увеличивается масса мышц и их сила), всё это приводит к некоторому нарушению координации движений подростка. Значительно увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Сердце подростков отличается повышенной возбудимостью, поэтому игры, требующие большой подвижности, могут вызывать у них быстрое учащение сокращений сердечной мышцы и повышение кровяного давления. Поэтому необходимо избегать слишком высоких нагрузок, острых перенапряжений и перетренировки.

Благодаря увеличению объёма мышц и возрастанию их силы появляется разница между мальчиками и девочками в проявлении скоростных и силовых качеств. Учитывая различия в физических возможностях мальчиков и девочек, руководитель должен следить, чтобы в командных играх с бегом было равное количество детей обоего пола. В парных играх с сопротивлением пары должны состоять из игроков одного пола «Выталкивание из круга», «Перетягивание каната».

Сюжетные игры для подростков уже неприемлемы, основное место занимают игры с характерным соревновательным началом. Правила в играх более сложные, разрешение игровых конфликтов требует от участников достаточно развитых волевых качеств, тактического мышления «В четыре стойки», лапта с препятствиями, игры подготовительные к баскетболу, волейболу.

Подростки с интересом участвуют в соревнованиях по подвижным играм. Их можно проводить в виде эстафет и преодолением полосы препятствий, с борьбой, метанием, прыжками, лазаньем и перелезанием.

У подростков 15-16 лет (10-11 классы) продолжается рост и развитие организма. Процессы окостенения скелета, нарастание мышечной силы и развития внутренних органов ещё не заканчиваются. В деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем существует некоторая неуравновешенность, повышенная возбудимость. Поэтому в играх нельзя допускать длительных односторонних силовых напряжений, также противопоказаны повышенные нагрузки в играх с бегом и прыжками, перенапряжения, перетренировки, которые могут повредить нервную и сердечно-сосудистую системы.

За счёт мышечной массы увеличивается вес юношей. Мышечная система девушек развивается медленнее, чем у юношей (слаба мускулатура плечевого пояса). Вес тела девушек увеличивается за счёт длины туловища, развитие тазового пояса и жировых отложений. В играх для девушек должны быть исключены прыжки, связанные с сильным сотрясанием тела, резкие, рывковые движения рук, действия с высокой силовой нагрузкой, особенно на плечевой пояс. Девушкам надо воздерживаться от участия в подвижных играх (тем более от соревнований по играм) в дни менструального цикла.

У школьников этого возраста значительно возрастает способность к абстрактному мышлению и анализу своих действий и действий окружающих. У многих юношей и девушек окончательно формируется интерес к занятиям по преимуществу тем или иным видом спорта, поэтому их привлекают подвижные игры, позволяющие совершенствоваться в выбранном виде спорта.

Подвижные игры с элементами поединков, единоборств лучше проводить с участниками одного пола. Руководителю необходимо обращать внимание не только на численный состав команд, который должен быть примерно одинаков, но и на то, чтобы количество юношей и девушек в каждой команде было примерно равным.

Подвижные игры в старших классах в основном используются для повышения общей физической подготовленности, а также для специальной спортивной подготовки подростков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.