Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мероприятия в аграрной сфере




Для поддержки фермерства – введен мораторий на фермерскую задолженность, а также 12 мая 1933 г. – закон о регулировании сельского х озяйства. Главная его идея – повысить цены на сельскохозяйственную продукцию, для этого необходимо было сократить посевные площади и поголовье скота (т.е. уменьшить объем сельхозпродукции).

Закон предполагал создание особого фонда за счет введения нового специального налога (на предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья) и выплату из него компенсации тем фермерам, которые в добровольном порядке соглашались ограничить объем сельхозпродукции. Только за один год посевы пшеницы и кукурузы уменьшились на 7 млн. га, было забито 23 млн. голов рогатого скота и 6 млн. свиней.

Наибольшую выгоду получили крупные фермеры и сельхозкомпании – они не засевали малоплодородные земли, получая за это компенсацию, но в результате агротехнических мероприятий повышали урожайность на других участках.

Фермы, владельцы которых не могли погасить долги, подлежали принудительной распродаже. За 4 года кризиса принудительно было распродано около 900 тыс. фермерских хозяйств, т.е. 15% их общего числа в стране (за неуплату долгов и налогов). Сельскую местность покинули почти 5 млн. человек (разорились).

Предоставлялись долгосрочные кредиты под низкий %, гарантированные цены на продукцию сельского хозяйства – с обязательством государства доплачивать разницу в зависимости от реальных цен на рынке. Льготное кредитование мелким фермерам, которые сохраняли свою устойчивость.

 

3. Мероприятия в области промышленного производства.

16 июня 1933 г. – закон о восстановлении промышленности. Он состоял из 3-х разделов:

1) государственное регулирование условий промышленного производства.

Предусматривалось создание объединений по отраслям (принудительное картелирование) – вся промышленность была разделена на 17 таких групп, внутри которых вырабатывались «кодексы честной (справедливой) конкуренции». Эти «кодексы» устанавливали объемы производства, единые цены, правила сбыта, и т.д., т.е. регулировали хозяйственную деятельность и ограничивали тем самым «разрушительную конкуренцию», которая вела к снижению прибылей, подрыву деловой устойчивости, сокращению инвестиций и занятости.

Таким образом, через «кодексы» осуществлялось «плановое» сокращение выпуска промышленной продукции, регулирование рынка. Государство (в лице президента) санкционировало «кодексы», превращая их в правовую норму. Приобретали силу закона. За соблюдением следила Федеральная торговая комиссия и пресекала нарушения. Было составлено и санкционировано президентом 750 «кодексов» (они охватывали предприятия, на которых было занято 95% рабочих). Конечно, тон при разработке «кодексов» задавали представители крупнейших корпораций, они и диктовали условия производства и сбыта всем остальным промышленным предприятиям и фирмам.

 

2 ) регулирование трудовых отношений.

Провозглашалось право рабочих на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров, в которых устанавливалась максимальная продолжительность рабочей недели и минимальный уровень зарплаты. Но, признавая право рабочих на профсоюзы и коллективный договор, закон не обязывал предпринимателей признавать эти права. Поэтому часто предприниматели отказывались от признания профсоюзов и заключения с ними коллективных договоров.

 

Следует отметить, что подобная регламентация бизнеса была совершенно беспрецедентна для США.

 

3) Организация помощи безработным.

Была осуществлена широкомасштабная программа помощи нуждающимся. Одной из главных целей «нового курса» было поднятие покупательной способности и роста потребления самых незащищенных слоев – фермерства и безработных. Для этого использовались такие инструменты как контролируемая инфляция, бюджетный дефицит. Так, в 1933-34 гг. расходная часть бюджета превысила в 3 раза доходную.

Правительство предоставило финансовую помощь штатам для оказания прямой материальной поддержки семьям безработных (закон о федеральной чрезвычайной помощи от 12 мая). В рамках программы помощи нуждающимся в 1933 г.28 млн. американцев получили помощь в виде небольших денежных выплат.

Но более эффективным средством смягчения безработицы была организация общественных работ. Было создано Управление общественных работ. Благодаря дополнительной эмиссии государство выделило 3 млрд. долларов на Программу общественных работ. В ней было задействовано почти 4 млн. американцев. Строили общественные здания, мосты, дороги, школы, аэродромы, парки, спортивные площадки и т.п. Особое внимание при этом уделялось молодежи. Рузвельт: наша задача – спасти молодое поколение. Через молодежные трудовые лагеря прошли 2,5 млн. молодых людей от 18 до 25 лет – выполняли мероприятия по охране природы: сажали леса, наводили порядок в парках, строили дамбы против наводнений и смотровые башни для обнаружения пожаров в прериях.

В июне 1933 г. был принят закон о создании федеральной службы занятости. + Закон о ссудах владельцам жилья, чрезвычайный закон о железнодорожном транспорте и др.

Основная масса законов начального периода «нового курса» была принята в чрезвычайной спешке, за первые три месяца пребывания Рузвельта в должности президента. Но они заложили фундамент системы государственного регулирования экономики США. Самым важным их итогом было то, что:

1) в 1933 г. экономика страны прошла фазу кризиса, кризис постепенно переходит в депрессию, налицо были признаки восстановления, перехода экономики в оздоровлению (окончательно кризис был преодолен с началом Второй мировой войны)

2) 2) эти мероприятия и законы создали своего рода психологический перелом, внесли успокоение в обществе (что было чрезвычайно важно).

 

Однако, вместе с тем, начало экономического оживления не привело к ожидаемому спаду социальной напряженности. Наоборот,

1) наблюдается рост активности масс, рост забастовочного движения - с требованиями большей социальной защищенности. Трудящиеся требовали гарантий от повторения бедствий, т.е. принятия трудового законодательства, и самое главное – введения пособия по безработице.

2) С другой стороны, консервативно настроенные политики, представители бизнеса рассматривали начало экономического оживления как сигнал к свертыванию чрезвычайных программ и возвращения к старому. Монополии были недовольны вмешательством государства в экономику. Крупнейшие промышленные магнаты, уверовав, что худшие времена позади, стали требовать отмены стеснявших их законов о регулировании промышленности и сельского хозяйства.

Таким образом, Рузвельт и его правительство испытывали давление и слева, и справа.

 

В мае 1935 г. Верховный суд США отменил Национальный акт о восстановлении промышленности, а в январе 1936 г. – акт о регулировании сельского хозяйства как противоречащие Конституции (препятствовали свободе бизнеса и конкуренции).

Решения Верховного суда поставили серьезную преграду дальнейшему осуществлению политики «нового курса», ибо они подрывали ее конституционную основу. Но Рузвельт решился на ряд смелых политических шагов – чтобы стабилизировать ситуацию в обществе и в самой демократической партии, поскольку она не была единой в политике проведения либеральных реформ.

 

На первый план в политике правительства выдвигается социальный аспект. Рузвельт осуществил «сдвиг влево» в своей политике: он провел ряд социальных реформ, которые заложили основы современного государственного регулирования условий труда и взаимоотношений профсоюзов и предпринимателей.

 

1) 5 июля 1935 г. – закон Вагнера (Национальный акт о трудовых отношениях)

Он закреплял право рабочих на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров, на проведение стачек. Впервые права профсоюзов официально провозглашались и защищались государством.

Предпринимателям запрещалось вмешиваться в дела профсоюзов. Они вынуждены были признать законный статус профсоюзов и заключать с ними коллективные договоры.

Всеми спорными вопросами должно было заниматься Национальное управление по трудовым отношениям. В том числе профсоюзы получили право контроля над наймом и увольнением с работы.

С тех пор, независимые от предпринимателей и государства профсоюзы стали влиятельной политической силой американского общества.

 

2) 14 августа 1935 г. – первый в истории США закон о социальном страховании

Были введены пенсии для рабочих и служащих по старости – с 65 лет, пособия по безработице, инвалидности, вдовам и сиротам, т.е. была создана государственная система социальной защиты (за исключением пособия по болезни).

Фонд социального обеспечения по старости, инвалидности и при потере кормильца создавался за счет взносов рабочих и отчислений предпринимателей (на паритетных началах).

Страхование по безработице строилось иначе – на федерально-штатной основе. Федеральный фонд помощи безработным всех возрастов, имевших ранее постоянную работу, создавался за счет специального налога на предпринимателей, а распоряжались средствами фонда власти штатов. Они определяли круг получателей пособий, размеры и сроки их выплат. Ограниченность была в том, что закон охватывал только рабочих относительно крупных промышленных предприятий, и не охватывал рабочих и служащих, занятых в торговле, в сфере обслуживания и в сельском хозяйстве.

 

3) Июнь 1938 г. – закон о справедливых условиях труда. Он 1) запрещал применение

детского труда до 14 лет. 2) Вводил единые стандарты минимальной зарплаты и максимальной продолжительности рабочей недели. Минимальная заработная плата – 25 центов за час, и в течение последующих 8 лет увеличение до 40 центов за час. Продолжительность рабочей недели составляла 44 часа, а через 3 года – должна стать 40-часовая. 3) оплата сверхурочных работ устанавливалась в полуторном размере.

 

Таким образом, «новый курс» - это социально ориентированный, «мягкий» вариант перехода к регулируемой рыночной экономике – в условиях сохранения и развития политической демократии.

Отличительная черта всех мероприятий «нового курса» - резкое повышение роли федерального правительства в регулировании социально-экономических отношений (либеральный этатизм).

Таким образом, государственное вмешательство в США приняло форму либерального реформизма. Надо еще раз отметить, что государство использовало методы косвенного регулирования. И совершенно очевидно, что рост государственного вмешательства не привел к ликвидации или ограничению демократии. Более того, «новый курс» означал дальнейшее развитие демократии, ибо теперь американцы получили социальные права, право на социальную защиту.

 

Мероприятия «нового курса» стимулировали восстановительные процессы в экономике страны и облегчили ее выход из кризиса. Демократическая партия, тем самым, расширила свою избирательную базу: переход подавляющего большинства рабочих на сторону демократов + отток от республиканцев негритянских избирателей и переход их к демократам.

Итог –победа Рузвельта на президентских выборах 1936 г. (в 46 штатах победил!).

 

Эта победа означала, что американский народ дал ему мандат на продолжение политики либеральных реформ, направленных на

1) оздоровление экономики и

2) повышение благосостояния народа

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.