Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование — это результат развития личности, означает ее становление, приобретение устойчивых свойств и качеств

Условно принято считать, что личностное формирование происходит к 18 годам (возраст, когда в основном завершается физическое созревание, человек получает среднее образование, по большому счету овладевает основами общественных отношений), однако личностное развитие может происходить и происходит и в дальнейшей жизни человека.

Говоря о содержании понятий развитие и формирование личности относительно детского возраста, Л.И. Божович указывала:

“Это, во-первых, развитие познавательной сферы... школьника...

Во-вторых, формирование нового уровня эффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами.

В-третьих, возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу его характера.

И, наконец, развитие общественной направленности школьника, то есть обращенности к коллективу сверстников...” [1, с. 291].

 

Очень важны для педагогики вопросы о том, каковы же источники и движущие силы развития личности, при каких условиях (факторах) это развитие происходит.

Существуют различия в понимании этих вопросов. В идеалистической педагогике, как мы уже знаем, личностное развитие понимается как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение тех свойств, которые заложены в человеке изначально.

Последователи диалектического материализма рассматривают личностное развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности рассматривается как сложный и противоречивый процесс, в котором двигают личностные изменения именно противоречия между новым и старым.

Таким образом, движущими силами развития личности являются противоречия, возникающие в процессе количественных и качественных изменений человека.

 

К таким противоречиям относятся:

— противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

— противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

— противоречия между растущими требованиями со стороны общества, определенной группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А. Крутецкий) [11, с 125].

Понимание противоречий (между старым и новым, между потребностями и возможностями человека) как движущих сил развития личности позволяет определить, что источником личностного развития служат потребности человека.

 

В психологии понятие “ потребность” трактуется как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребности человека обусловлены процессом его воспитания в широком смысле, то есть приобщения к миру человеческой культуры, представленной как предметно (материальные потребности), так и функционально (духовные потребности) [9, с. 287]. В связи с этим условно принято различать:

низшие потребности, (обеспечивающие биологическое существование человека — питание, воздух, тепло или прохлада и т.д.) и

высшие (потребности в деятельности, творчестве, общении, переживании высоких чувств и т.д.).

 

Гармоничная совокупность данных потребностей и является источником личностного развития. Причем чрезмерное преобладание низших потребностей обусловливает недостаточность личностного развития человека, преобладание в нем животного начала, может привести к деградации человека как личности. Пренебрежение низшими потребностями ослабляет физическое развитие человека, ведет его к болезням, к физической гибели.

Различие форм культуры (предметная и функциональная), а соответственно материальных и духовных, низших и высших потребностей относительно и определяется содержанием развития производства. Удовлетворение потребности человеком есть, в сущности, процесс присвоения им определенной формы деятельности, обусловленной общественным развитием. Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности и являются источником активности личности, источником ее развития [9, с.287].

 

Подведем итог вышесказанному,

источником личностного развития человека являются потребности,

движущими силами — те противоречия, которые возникают между тем, что человек имеет и тем, к чему он стремится на основе уже имеющегося.

 

Развитие личности осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека в процессе его личностного развития и называют факторами формирования личности.

Обстоятельств, от которых зависит личностное развитие человека, очень много, это многообразие практически нельзя познать и учесть в полном объеме, поэтому в человековедческих науках принято обобщенно считать

 

самыми важными, основными факторами развития личности следующие:

v среда, в которой происходит развитие личности человека;

v воспитание как специально организованная среда для личностного развития, как определяющий его фактор;

v наследственность;

v собственная активность личности.

 

Эти основные факторы классифицируются как внешние и внутренние факторы развития личности. К внешним относятся среда и воспитание (воспитание — это тоже средовой фактор развития личности, но средовое влияние вообще может быть стихийным, спонтанным, что не позволяет целенаправленно влиять на развитие и формирование человека как личности, поэтому воспитание и выделено в педагогике как отдельный, очень важный, определяющий фактор личностного развития), к внутренним — наследственность и собственная активность личности.

Вопросы о роли данных факторов в жизни человека, в его личностном развитии являются чрезвычайно важными для педагогической науки и практики, их знание и правильное осмысление позволяют педагогам правильно осуществлять организацию педагогического процесса, создавать оптимальные условия для личностного развития учащихся, поэтому необходимо более подробно рассмотреть их сущность.

Под средой в педагогике понимается вся окружающая ребенка действительность, в условиях которой происходит формирование еголичности (действительность природная и социальная). В настоящее время в педагогике понятие

“социальная среда” употребляется в двух смыслах.

Во-первых, это широкая социальная действительность, макросреда (материальные условия жизни общества, социальный и государственный строй, внутренняя и внешняя политика государства, система производственных и общественных отношений, функционирование различных социальных учреждений и т.д.).

Во-вторых, это среда, непосредственно окружающая ребенка и так или иначе влияющая на его личностное развитие и формирование — микросреда (семья, детское дошкольное воспитательное учреждение, классный коллектив, референтные группы сверстников и взрослых людей и т.д.). Микросреда меняется в разные возрастные периоды развития человека (ребенок — семья, ребенок — воспитатели и группа детей в дошкольном воспитательном учреждении, школьник — классный коллектив, взрослый — учебный коллектив в профессиональном учебном заведении, трудовой коллектив и т.д.).

Наибольшее влияние на личностное развитие человека оказывает социальная микросреда, так как семейное воспитание, по сути, определяет в самом начале жизни человека направленность его личности. Выбор ближайшей среды в последующем во многом определяется спецификой семейного воспитания, а также индивидуальными и возрастными особенностями развивающейся личности, отношением к нему окружающих взрослых, характером воспитания как целенаправленного, специально организованного педагогического процесса. От того, какие люди входят в микросреду, окружающую ребенка, с кем он общается, каков характер этих взаимоотношений, насколько профессионально и эффективно педагоги осуществляют его обучение и воспитание, во многом зависит уровень личностного развития ребенка, его будущее.

Природная среда (климат, растительность, географические условия) тоже существенно влияет на развитие человека в целом, но она оказывает косвенное, опосредованное влияние на личностное развитие человека, в частности. Речь идет о влиянии определенной природной среды на физическое развитие организма, на развитие психики. Например: дети, живущие в полосе лесов и в степном краю, имеют разный обмен веществ, разное психическое восприятие окружающей действительности; ребята, живущие в сельской и городской местности, тоже имеют существенные различия. Так, в лаборатории возрастной антропологии есть фотография двух близнецов, которые в силу семейных обстоятельств чуть ли не сразу после рождения были разлучены. Один остался жить в городе, другой развивался в условиях деревенской жизни. Их встреча произошла спустя 12 лет. Внешне они оставались на редкость похожими, но в облике, осанке, выражении лиц были большие различия. Мальчик, выросший в деревне, выглядел неторопливым, рассудительным, более спокойным и взвешенным человеком по сравнению с горожанином.

Влияние среды всегда преломляется через жизненный опыт, индивидуально-психологические особенности человека. Среда выступает не только как условие, но и как источник развития ребенка. Среда человека — это не просто его окружение, а та окружающая действительность, которую он воспринимает по-своему. Каждый из нас реагирует на среду в соответствии со своими индивидуальными особенностями, в индивидуальном порядке вступает с ней в контакт, взаимодействует.

Для примера осмыслите пролог к пьесе Назыма Хикмета “Чудак”: “Вьется тропинка, идут люди. На тропинке камень: мешает идти. Один прохожий, молодой и ловкий, перескочил через камень и зашагал дальше. Другой не заметил камня и больно ушиб ногу. Третий с трудом протиснулся рядом. Четвертый поставил ногу на камень, чтобы зашнуровать ботинок. Пятый с трудом отодвинул камень в сторону, чтобы другие могли пройти. Шестой устало опустился на отодвинутое препятствие, чтобы передохнуть. А седьмой, воровато оглянувшись, водворил камень обратно на тропинку и хихикнул в предвкушении того, как люди будут об него спотыкаться”.

Как видим, разные люди в зависимости от своей индивидуальности, личного жизненного опыта по-разному реагируют на одни и те же предметы, факты, явления и процессы, по-своему с ними взаимодействуют.

В связи с этим не среда, взятая безотносительно к ребенку, а активные взаимоотношения с ней растущего человека, обладающего определенными биологическими, индивидуальными и возрастными особенностями, которые направляются воспитывающими его взрослыми, являются факторами развития и формирования человека как личности.

Чем выше творческо-преобразующее воздействие человека на среду, тем более благоприятными оказываются условия для его собственного личностного развития. Процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром (природой и обществом) получил название социализация личности.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения [11].

Второй внешний фактор развития и формирования личности — воспитание, специально организованный педагогический процесс, целью которого и является создание условий для личностного развития человека (следует вспомнить конкретную глобальную цель воспитания — создание условий для всестороннего и гармоничного личностного развития человека: интеллектуального, нравственно-духовного, физического).

Воспитание может рассматриваться и как составная часть влияния социальной среды на человека, и как отдельный фактор внешнего воздействия на него с целью личностного формирования.

Будущему учителю важно осознать очень важную роль воспитания в жизни общества и отдельно взятого человека, так как педагог — это лицо, специально уполномоченное обществом для выполнения обучающе-воспитательной функции. Само же воспитание — это и специальная функция общества, и важнейшая предпосылка его развития. В связи с этим правильно рассматривать воспитание в контексте данной лекции все же не как составную часть среды, а как самостоятельный определяющий фактор личностного развития человека.

Итак, воспитание — очень важный фактор развития человека как личности, однако сила его воздействия зависит от ряда обстоятельств. Приоритетно то обстоятельство, что воспитание может играть определяющую роль в развитии личности в той социальной среде, где все общество заботится о создании наилучших условий для всестороннего развития своих граждан.

В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к общественному опыту без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания. Если сопоставить формирующее влияние среды в целом (и природной, и социальной в макро- и микропроявлениях), то мы увидим, что среда вообще воздействует на развитие личности в известной мере стихийно, спонтанно и пассивно. Она выступает лишь как возможность, потенциальная предпосылка для развития личности вообще. Более того, внешние средовые влияния в современных условиях сами по себе, без специальных усилий по отношению к каждому конкретному растущему человеку не в состоянии обеспечить решение сложнейшей задачи приобщения его к общественному опыту с учетом собственных индивидуальных возможностей, склонностей и способностей. Чтобы отдельно взятый человек овладел основами научных знаний в системе, способами профессиональной деятельности в зависимости от своих потребностей и возможностей, сформировал в себе необходимые морально-эстетические качества, требуется воспитание как специально запланированный и организованный процесс.

То же самое относится и к биологическим задаткам человека (задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности индивида, составляющие природную основу развития его способностей). Для того, чтобы эти задатки проявились, развились в способности, нужны ведь не только определенные природные и социальные условия, достаточно высокий уровень научного, технического, духовного развития общества, но и соответствующее воспитание для каждого отдельно взятого человека как личности, специальная его подготовка к участию в той или иной сфере общественной деятельности.

Итак, основными, обобщенными внешними факторами развития и формирования человека как личности выступают среда и воспитание,

причем воспитание является определяющим фактором личностного развития в силу своей целенаправленности и специальной организации.

 

К внутренним факторам личностного развития человека относятся наследственность и собственная активность личности.

Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или “как свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений” [И.Ф. Харламов].

Она сохраняет человека как природное существо, уникальную популяцию (вид) в биологическом мире, развитие “собственно человеческих задатков” (движение в вертикальном положении — прямохождение, развитие речи), предрасположенность к целенаправленному труду, формирование мыслительных способностей человека, осознание своих действий, поступков, деятельности.

Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств: физический облик, цвет волос, группу крови и резус-фактор, задатки; программирует также свойства нервной системы (тип нервной системы, темперамент и т.д.; свойства зрительных и слуховых органов).

Генетическая программа наследственности, как известно, заложена в молекулярных структурах ДНК. В них могут быть заложены по наследству и различные аномалии, заболевания (болезнь крови — гомофелия, сахарный диабет, шизофрения, ряд эндокринных расстройств — карликовость, гигантский рост и т.д.). Отмечается, что быстротечные внешние воздействия на аппарат наследственности ведут к разрушению древних генетических кодов и памяти, к сокращению или, наоборот, увеличению сроков жизни и необратимым генным мутациям. Об этом можно говорить в связи с такими внешними воздействиями, как повышенный фон радиации, широкое применение в современной медицине химических, особенно гармональных препаратов, использование в быту канцерогенов — алкоголя, табака, наркотиков и мн.др.

Наследственными являются задатки человека к определенным видам деятельности, которые в свою очередь рассматриваются как потенциальные условия формирования способностей человека. Учеными доказано, что основным показателем высокого уровня личностного развития являются сформированные способности человека.

Выделяют общие и специальные способности.

Общие способности определяют успехи человека в различных общих видах деятельности. Это “умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других” [6, с. 318 — 319].

Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Речь идет о математических, музыкальных, литературных, технических, спортивных и т.д. способностях.

Значительная часть способностей обусловлена природно (особенно это касается специальных способностей), среда и воспитание являются лишь условиями для их проявления и развития. Однако вне этих условий способности не проявятся и не разовьются (пример с детьми-маугли). Это доказывает, что решающим, основным в развитии человека является общение с людьми, обеспечивающее усвоение человеческого опыта. Вторая сигнальная система, унаследование общечеловеческих задатков развиваются только в обществе людей, в соответствующей системе воспитания, в которой обеспечивается интеллектуальное развитие. Социологи полагают, что у людей с высоким уровнем интеллекта увеличивается продолжительность жизни, хотя для этого, конечно, необходим еще ряд определенных условий — достаточно хороший материальный уровень жизни, самореализованность личности в обществе, что обеспечивает комфортное психологическое состояние и т.д.

И.И. Прокопьев и Н.В. Михалкович связывают личностное развитие человека прежде всего с развитием его способностей. Наследственные возможности человека в этом смысле достаточно велики, но реализовать их в качестве личности он сможет только в процессе своей социальной жизни, в деятельности [7, с. 111 — 112 ]. Это положение указывает на важную роль наследственности как фактора личностного развития и на его тесную связь с двумя внешними факторами развития и формирования личности, рассмотренными нами выше. Иными словами, биологическое (наследственность) и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Доктор психологических наук, профессор К.К. Платонов отмечал, что биологически обусловленная подструктура личности подчинена ее социально обусловленной подструктуре, то есть, в конечном итоге развитие личности определяется теми возможностями, которые заключают в себе внешние, средовые условия, особенно воспитание.

Указывая на важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых явлений и воспитания. В названии данной лекции подчеркивается, что личность не только объект, но и субъект воспитательного процесса. Известные педагоги всегда подчеркивали значение в педагогическом процессе активности самой личности, ее творчески-преобразующей деятельности.

Именно активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию во многом определяют уровень развития его личности.

Активность — всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддерживания ими жизненно значимых связей с окружающим миром [9, с. 14]. В данном контексте под активностью можно понимать способность к “самостоятельной силе реагирования” (Ф. Энгельс) на окружающую действительность.

Применительно к пониманию собственной активности личности учащегося в воспитательном процессе речь идет о таких внутренних механизмах развития его личности, как потребности, интересы, мотивация в выполняемой деятельности. Именно эти механизмы обеспечивают в воспитательном процессе саморазвитие личности ребенка. Хотя развитие личности и происходит под влиянием внешних средовых и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают положительный отклик в ее внутренней сфере (психологических переживаниях) и стимулируют человека к работе над собой, над своим личностным развитием.

В этой связи в педагогике, социологии и психологии появился термин “персонификация воспитания”. Под персонификацией воспитания понимается “сложный и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих поведение личности факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления” [5, с. 54]. Данное понятие лежит в основе субъект-объект-субъектной парадигмы обучения и воспитания, нового педагогического мышления, в котором ребенок рассматривается не как пассивный объект воздействия педагогов, а как активный участник (субъект) педагогического процесса.

5.3. Индивидуальные особенности развития личности, их учет в процессе воспитания. Процесс развития конкретной личности всегда специфичен, так как люди в зависимости от природных задатков и условий своей жизни существенно отличаются друг от друга. Эти отличия, как мы уже отмечали в первом вопросе данной лекции, проявляются в тесно связанном с понятием “личность” понятии “индивидуальность”.

Индивидуальность — это совокупность качеств, которые делают человека отличным от других, неповторимым, в своем роде уникальным. «Индивидуальность — это то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой и что придает им своеобразную красоту и неповторимость» [13, с. 62].

В психологическом словаре дается следующее определение индивидуальности — “это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей” [ 9, с. 136].

Эффективность педагогического процесса невозможна без учета индивидуальных свойств и качеств развивающейся личности учащихся. Под учетом индивидуальных проявлений школьников в педагогическом процессе понимают адаптацию обучения и воспитания к их индивидуальности. К сожалению, отдельные учителя, не владеющие вопросами теории педагогики, на практике поступают с точностью до наоборот, то есть они пытаются изменить индивидуальность ребенка, подстраивая его под требования образовательной системы, что приводит к серьезным педагогическим ошибкам.

Какие же проблемы должен решать учитель в связи с необходимостью учета индивидуальных различий в личностях школьников? Прежде всего — проблему изучения индивидуальных особенностей своих воспитанников. Для решения данной проблемы необходимо четко знать общую структуру индивидуальности ребенка:

v изучение физического состояния и здоровья школьников;

v диагностика особенностей познавательной деятельности каждого учащегося, специфики их познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения);

v учителю необходимо знать учебные склонности и интересы детей, изучать мотивацию их учения. Обязательным для педагога является изучение уровней обученности и обучаемости, воспитанности и воспитуемости школьников, чтобы выстраивать индивидуальную программу учебно-воспитательной работы с ними (например, планировать индивидуальные занятия с отстающими в учении и сильными учащимися, нуждающимися в дополнительном материале об изучаемом предмете и т.д.);

v диагностика особенностей психики, чувственно-эмоциональной сферы учащихся (типа центральной нервной системы, темперамента, волевых и чувственных проявлений, характера);

v изучение наклонностей, задатков, способностей школьников;

v сложным, но необходимым является ознакомление педагога с домашними условиями жизни и воспитания детей, их внешкольными увлечениями и контактами, которые не входят в структуру индивидуальности человека, но во многом ее определяют [2, с.34 — 38].

Необходимо подчеркнуть, что только глубокое изучение и знание индивидуальных особенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учета их в процессе обучения и воспитания, для создания условий их личностного развития.

Вторая проблема, которую необходимо решать каждому педагогу в связи с рассматриваемым нами вопросом — это владение методиками учета индивидуальных особенностей детей в педагогическомпроцессе. Овладевать данными методиками вам предстоит не только в курсе изучения различных дисциплин психолого-педагогического цикла (например, теории обучения, теории воспитания и методики воспитательной работы, частных методик преподавания, основ педагогического мастерства и т.д.), но и в процессе вузовской и самостоятельной педагогической практики, в процессе профессионального самообразования.

5.4. Проблема возрастных особенностей развития личности в педагогике. Возрастная периодизация школьников. Личностное развитие несет на себе печать особенностей возраста человека. Возрастные особенности — это типологические специфические характеристики деятельности, мышления, запросов и интересов, социальных проявлений человека в определенный временной период его развития. Известно, что в каждом возрасте все вышеназванные проявления имеют свои возможности и ограничения. Например, для развития речи, мышления, памяти наиболее сензитивным [от лат. sensus — чувство, ощущение; предрасположенность к чему-то] периодом является детство, ранняя юность; для осуществления правового воспитания наиболее предрасположены подростки. Учителю, воспитателю нельзя забегать вперед в процессе воспитания детей, так как можно нанести непоправимый вред психическому и физическому здоровью ребенка.

Вопрос о необходимости учета возрастных особенностей человека в процессе обучения и воспитания поставлен в педагогике давно, с момента ее формирования как науки (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, Л.Н. Толстой и др.). Одна из первых возрастных периодизаций была сделана еще в период развития педагогических идей в рамках философии. Так, Аристотель, основываясь на метафизических взглядах на развитие человека, выделял три этапа в его становлении: каждый этап якобы длится 7 лет и каждому из них соответствует свое состояние души — животное, растительное и разумное.

Я.А. Коменский попытался научно обосновать различные возрастные периоды в воспитании:

1. От рождения ребенка — до шести лет, “материнская школа”.

2. От 6 лет — до 12, обучение в начальной школе.

3. От 12 — до 18 лет, обучение в гимназии.

4. От 18 — до 24, завершение обучения в академии и путешествия.

Как видим, в данной периодизации не находят отражения некоторые принципиальные для развития личности проявления, речь идет только о периодизации учебно-познавательной деятельности ребенка.

Ж.-Ж. Руссо первым периодом в развитии человека считал время от рождения — до двух лет и главное в это время — вскармливание и забота о физическом здоровье растущего человека. Второй период (от 2 лет — до 12), по его мнению, время “сна разума” и воспитания “внешних чувств”, поведения ребенка, подготовки его к обучению. Третий период (от 12 — до 15 лет) философ и педагог отводил умственному и трудовому воспитанию, а с 15 — до 18 лет (“период бурь и страстей”) необходимо особое внимание уделять нравственному воспитанию. Недостаток такого видения возрастных периодов в развитии человека проявляется, прежде всего, в том, что ее автор каждому периоду определяет свой вид воспитания.

А.И. Герцен в романе “Былое и думы” и Л.Н. Толстой в трилогии “Детство”, “Отрочество” и “Юность” создали своеобразные возрастные периодизации, в которых на высоком художественном уровне, с тонким пониманием психики ребенка показывают особенности развития человека в эти три важнейших для него возрастные периода. Однако это, конечно же, не научные возрастные периодизации, хотя каждому педагогу полезно прочесть эти классические литературные произведения, так как в них отражены непреходящие ценности жизни детей, подростков и юных людей.

В советской педагогике возрастная периодизация формирования растущей личности основана на учете единства биологического и социального в ее развитии.

Так, в основу возрастной периодизации, созданной советским психологом Д.Б. Элькониным, положены три ведущих принципа:

v количество лет;

v особенности ребенка, развивающейся личности анатомо-физиологические, психофизические, появление психических новообразований;

v ведущая деятельность развивающегося человека в этот период.

В соответствии с этими принципами разработаны следующие основные периоды развития школьника:

1. Младший школьный возраст (от 6 — до 10 лет, анатомофизиологические особенности характеризуются как усиленный рост мускулатуры, чем обусловливается большая подвижность младших школьников; развитие и окостенение конечностей и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности; идет усиленное развитие мозга и совершенствование нервной деятельности, усиленно развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью, происходят качественные изменения, совершенствование памяти, внимания; ведущая деятельность — учебная с сохранением игровой).

2. Подростковый возраст, его в быту называют «переходным», «трудным», «кризисным», так как в этот период происходит переход от детства к юности, возникает «кризис переходного возраста». Временные рамки: от 11 — до 15 лет. С точки зрения анатомо-физиологического развития ребенка характеризуется быстрым ростом его физических сил, причем этот рост может быть неравномерным и со значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания. Отмечается неравномерность в процессе самого роста школьников: он то замедляется в отдельные периоды, то происходит слишком интенсивно. В этот период происходит окостенение скелета и уменьшение в организме хрящевого вещества. Все это в совокупности делает подростка несколько угловатым, иногда непропорциональным в развитии тела, неуклюжим. Наблюдаются диспропорции в развитии сердечно-сосудистой системы — сердце растет быстрее, развитие сосудов несколько отстает, что может вызывать возрастные шумы в сердце, повышение кровяного давления и связанные с ним головные боли. В кровь поступает много гормонов в связи с интенсивным развитием эндокринной системы, что вызывает то повышение, то понижение жизненного тонуса, это, в свою очередь, определяет возникновение перепадов в настроении подростка, некоторую раздражительность, а иногда апатию и уход в себя.

Для этого возраста характерны большие сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности, стремление к постижению глубинных причин изучаемых предметов и явлений. Подростки уже не воспринимают объяснения учителя на веру, требуют аргументации, обоснования, иногда задают «каверзные» вопросы.

Сложно и многогранно в этот период психическое развитие школьника. Он переживает возрастной кризис, который так и называется “кризис переходного возраста”. Результатом разрешения данного кризиса является психическое новообразование — осознание своего собственного психического “я”, появление чувства взрослости, которое в свою очередь приходит в противоречие с социальным статусом школьника — чувствуя себя взрослым, он в обществе еще таковым не является.

Все трудности подросткового возраста требуют от педагогов их глубинного знания, понимания и учета в педагогическом процессе.

Ведущая деятельность подростков — общение со сверстниками, что тоже требует педагогического внимания и понимания.

3.Ранняя юность, или старший школьный возраст. Временные рамки: от 16 — до 18 лет. Возрастной период характеризуется наступлением в основной массе школьников физической и психической зрелости. Повышается мышечная сила школьников, возрастает физическая и умственная работоспособность, координация движений приближается к состоянию взрослого человека, в основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил продолжается, требуется большое внимание к состоянию здоровья старшеклассников.

Существенной особенностью школьников в этом возрасте является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим профессиональным выбором, выбором дальнейшего жизненного пути. Ведущая деятельность старшеклассников — профессиональное самоопределение в процессе учения.

Таковы основные особенности личностного развития детей школьного возраста. Более глубоко, детально возрастную специфику их развития вы будете изучать по мере приобщения к педагогической профессии, анализируя специальную литературу и конкретные педагогические ситуации в своей профессиональной практике.

 

Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы

 

1. Покажите соотношение понятий “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Какое значение эти понятия имеют для педагогики?

2. Что означают понятия “развитие” и “формирование” личности?

3. Почему воспитание в педагогической теории и практике рассматривают как определяющий фактор развития и формирования личности?

4. Какова роль наследственности в развитии личности?

5. Дайте трактовку понятия “саморазвитие личности”. В связи с каким фактором личностного развития Вы будете использовать термин “саморазвитие школьника”?

6. Почему личность учащегося мы рассматриваем как объект и субъект воспитания?

7. Составьте схемы-таблицы: “Индивидуальные особенности развития личности школьника”, “Возрастная периодизация школьников”.

 

Литература:

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. — М., 1968.

2. Гребенюк, О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. — Калининград: Калининградский ун-т, 2000.

3. Дубинин, Н.П. Наследование биологическое и социальное // Хрестоматия по педагогической психологии / Н.П. Дубинин. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — С. 116 — 121.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 1.

5. Момов, В. Человек, мораль, воспитание / Пер. с болг. / В. Момов. — М., 1975.

6. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. Изд-е 2-е. / Р.С. Немов.— М.: Просвещение, 1995.

7. Платонов,К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. — М.: Высшая школа, 1981.

8. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович.— Минск: ТетраСистемс, 2002.

9. Психология. Словарь / Под общей ред. В.А. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.

10. Реан, А.А. Психология и педагогика/ А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — Спб: Питер, 2002. — С.121 — 137.

11. Сластенин, В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. 4-е изд./ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М.: Школьная Пресса, 2002.

12. Сластенин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. — М.: Издат.-ий центр «Академия», 2001. — С. 53 — 112.

13. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. Изд-е 2-е, перераб. и доп./ И.Ф. Харламов. — М.: Высшая школа, 1990.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5. Личность ученика как субъекта образования, развития и воспитания | Тема 6. Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.12 сек.