Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы шкалирования




Тестирование

 

Тест - это стандартизированное испытание, предназначенное для объективной оценки индивидуально- психологических различий. Тесты широко используются в социальной психологии как самостоятельные методы или в совокупности с другими методами. Имеется большое количество тестов, оценивающих различные социально-психологические переменные, такие как способности руководителя или взаимоотношения в коллективе. Что касается личностных тестов, то в социальной психологии они чаще всего используются в сочетании с другими методами, например, для оценки независимой переменной.

Контент - анализ – (буквально -«анализ содержания»).

Метод анализа документов, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления.

Первоначально метод, названный контент-анализом, использовался для анализа сообщений печати, известных речей и так далее. Сейчас его широко используют в социальной психологии для различных целей: как вспомогательный метод при анализе ответов на открытые вопросы анкет, для анализа данных, полученных в ходе интервью, или как дополнительный инструмент в проективных методах.

Кроме того, он используется как главный метод в тех случаях, когда исследование объекта невозможно другими способами. В социальной психологии часто проводят контент-анализ в сочетании с другими методами для изучения общения, ценностных ориентаций, взаимодействия в группе.

 

Специфическими для социальной психологии являются методы шкалирования и социометрический метод, поэтому достаточно подробно остановимся и на них.

Одной из важных задач в социальной психологии является измерение аттитюдов установок. Для этого обычно используются опросники, содержащие утверждения, с которыми испытуемый должен либо согласиться или нет, либо оценить их правильность, используя значения от 1 до 5 (или до 3, 7, 11). Сюда можно отнести метод равных интервалов, разработанный Терстоуном, м етод суммарного рейтинга, разработанный Лайкертом, Метод семантического дифференциала Ч. Осгуда.

Социометрический метод предназначен для изучения взаимосвязей между членами малых групп. С его помощью можно описать структуру группы на основе различия в статусе, выделить отдельные группировки, а также измерить степень сплоченности.

 

В 80-90-е годы проблема методов социально-психологического исследования начинает приобретать новое содержание. Не все исследователи согласны с тем, что необходимо использовать только количественные методы. И более того, некоторые считают, что в отдельных случаях они дают бесполезную информацию.

Представители новых направлений указывают, что

во-первых, при использовании количественных методов человек исследуется вне социального контекста, без всех присущих ему связей с другими людьми.

· во-вторых, исследуемое поведение отличается от естественного, так как действия испытуемого строго ограничены и он не может планировать и реализовывать поведение, как это происходит в обычных условиях.

· в-третьих, отношения исследователя и испытуемого строятся по схеме "руководитель-подчиненный ", и это накладывает свой отпечаток на исследуемую область.

На этом основании делается вывод, что только качественные методы позволяют исследовать человека в социальном контексте, в процессе взаимодействия с другими людьми. Исследования должны проводиться в максимально приближенных к естественным условиях и посредством качественных методов. Наиболее значимыми данными должны быть собственные высказывания и интерпретации испытуемого.

Есть мнение, что использование количественных методов необходимо на первоначальном этапе, когда происходит сбор информации, ее анализ и формулирование гипотез, которые затем проверяются в более строгих исследованиях.

Качественные методы дают богатый материал, но подвержены влиянию субъективных факторов, поэтому с их помощью нельзя получать объективные данные, как при использовании количественных методов. Кроме того, ход исследования трудно повторить и получить такие же данные.

 

 

Основные направления социальной психологии

Бихевиоризм одним из первых обратился к социально-психологичес­кой проблематике, не усмотрев в ней ничего специфи­ческого, требующего какого-то отдельного концептуаль­ного или методического подхода. «Если мышь, двигаясь по лабиринту, предпочитает левый коридор правому, по­тому что в левом лежит пища, то это поведение изучает психолог. Если же мышь поворачивает налево, потому Что в правом коридоре сидит другая мышь, то таким по­ведением должен заниматься социальный психология. В рамках бихевиоризма разрабатывался ряд идей, которые сегодня представляют несомненный инте­рес и ценность. Это проблемы социальной агрессии и ее возможных детерминант (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура), путей и методов социального научения (Э. Толмен, Б. Скиннер, А. Бандура), технологий меж­личностного взаимодействия и опосредующих его факто­ров (Г. Келли, Дж. Тибо, Дж. Хоманс).

Бихевиоральная социальная психология создала свою практику активного обучения и групповой психотерапии (прежде всего это группы навыков и умений) (94). Интересно, что все разнообразие социально-психологических подходов в рамках бихевиоризма осно­вано на весьма ограниченном наборе концептуальных понятий данной парадигмы: поведение, стимул, реакция, подкрепление (по­ощрение, наказание), научение. Бихевиоризм ориентирован на мо­дель человека, которая, по образному выражению П. Шихирева, может быть обозначена как модель «человека реагирующего». В послевоенные годы явственно обозначается ряд ее существенных ограничений. Прежде всего игнорирование специфики человека как объекта изучения. На смену бихевиоральной в качестве ведущей приходит когнитивистская модель «человека думающего», хотя социобихевиоризм и сегодня, находит в американских научных кругах немалое количество сторонников.

Когннтивизм — значительное явление в истории развития психоло­гии вообще и социальной психологии в частности — возникает на основе гештальтпсихологии, существенно до­полненной и развитой в работах К. Левина и Ф. Хаидера. К когнитивистам в начале 80-х гг. XX в. относили себя три четверти американских социальных психологов.

В рамках когнитивизма развивались взгляды двух самых круп­ных теоретиков американской психологии середины XX в. — Курта Левина и Леона Фестингера. Левину современная социальная психо­логия обязана очень многим: не просто идеями и конкретными дан­ными, а целыми областями социально-психологического знания. Это учение о групповой динамике и конкретные исследования в об­ласти сплочения, развития, взаимодействия личности и группы, ли­дерства и руководства; это методология активного социально-психо­логического обучения и принятия эффективных групповых реше­ний; это подходы к пониманию и разрешению внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и многое другое. Влияние К. Левина на частные направления в социальной психологии велико, но важнее другое: под воздействием его идей сформировался устойчивый соци­ально-психологический взгляд на природу взаимосвязи человека и группы, личности и общества, взгляд с позиции динамической взаи­мосвязи и взаимозависимости. Л. Фестингер внес значительный вклад в формирование теорий когнитивного соответствия как осно- вы индивидуального и социального поведения человека. В рамках когнитивизма сформированы чрезвычайно распространенные сегод­ня представления о механизмах социального познания (С. Аш, Д. Креч и Р. Крачфилд), технологиях убеждающей коммуникации и межличностного взаимодействия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фес­тингер). По мнению П. Шихирева, последовательная ориентация американской социальной психологии сначала на бихевиоризм, а затем на когнитивизм способствовала созданию общей парадигмы, которую он характеризует как «парадигму объяснения»: «...парадиг­ма объяснения устойчиво занимает доминирующую позицию. В на­стоящее время, по приблизительным оценкам, она регулирует не менее 2/3 социально-психологических исследований в мире. Ее при­держиваются редколлегии практически 4/5 ведущих профессиональ­ных журналов. Она входит в подавляющее большинство академичес­ких курсов по социальной психологии, читаемых не только в США, но и в остальном мире» (132, с. 32—33). «Золотой век» безраздельно­го правления бихевиоризма и когнитивизма приходится на середину XX в. С 60-х гг. возникает реальная альтернатива парадигме объяс­нения как в Европе, так и в России.

Неофрейдизм, опираясь на социально-психологические идеи 3. Фрейда и собственные наработки, создал весьма специфическую социальную психологию. Она практически не существует как самостоятельное направление, но вместе с тем мно­гие ее положения и идеи стали настолько традиционны­ми, что часто применяются без ссылок на первоисточни­ки. Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская именуют этот феномен «рассеянным психоанализом» и выделяют три его формы в современном социально-пси­хологическом мышлении: 1) влияние на внутренние про­фессиональные установки исследователей относительно рассмотрения тех или иных социальных явлений; 2) включение психоаналитических принципов в совре­менные теории и социально-психологическую практику; 3) заимствование отдельных положений психоанализа для объяснения различных социально-психологических проблем.

С точки зрения 3. Фрейда, в основе группы — система эмоци­ональных либидозных связей, то есть группа обретает свое психоло­гическое содержание благодаря межличностной «любви», связываю­щей между собой рядовых членов группы. Однако связи рядовых членов группы между собой вторичны; они возникают только благо­даря тому, что каждый член группы устанавливает особые по содер­жанию связи с лидером (вожаком). Психологическая суть первичных связей «член группы — лидер» — это идентификация. Член группы переносит на лидера свое «идеальное «я», идентифицируется с его поведением, чертами характера, ценностями и т.д. Благодаря связи каждого с лидером возникает и связь второго порядка — членов группы между собой. Особую психологическую позицию в группо­вой системе занимает лидер — вожак. Он не идентифицируется ни с кем, он любит только себя. Такая обращенность на себя и делает его кумиром группы.

Психоаналитическая социальная психология нашла свое выра­жение в различных теориях функционирования и развития группы, причем основной моделью выступала группа психотерапевтическая (Байон, У. Беннис и Г. Шепард), а также в представлениях о веду­щих социальных мотивах поведения человека (У. Шутц, Т. Адорно). В целом, как отмечает П. Шихирев, «влияние идей фрейдизма и нео­фрейдизма невелико... Оно никогда и не было особенно значитель­ным, а в последние два десятилетия неуклонно уменьшается».

Символический интеракционизм — течение научной социально-пси­хологической мысли, берущее свое начало не в индиви­дуально-психологических, а в социологических представ­лениях о социальном поведении человека. Интеракцио­низм опирается на взгляды американского философа, социолога и социального психолога Дж. Мида. В его ос­нове — последовательное понимание группы как целого. Эта целостность преобладает над индивидом. Поведение человека в группе анализируется и интерпретируется в рамках целостной групповой активности.

Основной интерес сосредоточен именно на осмыслении зако­номерностей социального процесса, который представляет собой не что иное, как интеракцию, взаимодействие людей в рамках конкрет­ной социальной ситуации. Социальная ситуация — не просто кон­текст, она — значимый фактор взаимодействия. Опираясь на данные ему культурой символические средства, прежде всего язык, человек интерпретирует, называет ситуацию. В зависимости от того, как он ее интерпретировал, назвал, разворачивается взаимодействие между людьми. Особая заслуга интеракционизма в том, что он выделил в качестве важнейших чисто человеческие, символические аспекты общения — речь, жест, мимическое выражение чувства и другие. Со­циальное поведение человека признается принципиально отличным от стадного поведения животного. Как квинтэссенция символичес­кого поведения человека рассматривается социальная роль — устой­чивая внешняя и внутренняя позиция одного человека в отношении другого или социальной системы в целом.

В рамках символического интеракционизма сформировались теории, имеющие огромное значение для современной социальной психологии. Прежде всего это теории ролевого поведения (Т. Сарбин, Э. Гофман, Р. Линтон и другие) и референтной группы как ис­точника личных норм и ценностей человека (Т. Ньюком, М. Ше­риф, Г. Келли).

Однако наряду с традиционной американской психологией, ориентированной на когнитивизм, развивается иная ветвь социаль­но-психологического мышления. В начале 70-х гг. появляется кон­цепция социального конструкционизма К. Дж. Гергена и его последо­вателей. Для Гергена социальная психология — наука гуманитарного характера, что обусловлено двумя существенными обстоятельствами: «ценностная предвзятость» социально-психологического знания и исторический характер фактов, на которые это знание опирается. Анализируя фактологический и теоретический багаж американской социальной психологии (теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера, феномен послушания Мильграма, феномен конформизма Г. Аша и другие), Герген приходит к выводу, что «зафиксированные закономерности, а следовательно, и теоретические принципы жест­ко привязаны к текущим историческим обстоятельствам» (29, с. 26). Занятие социальной психологией с точки зрения социального кон­струкционизма есть по преимуществу занятие историческое, направ­ленное на систематизацию и объяснение современных социальных явлений. Причем объяснения эти носят обязательно оценочный ха­рактер: «Приверженность ценностям — неизбежный побочный про­дукт социального бытия, и мы как участники социального процесса, преследуя свои профессиональные цели, вряд ли можем отгородить­ся от ценностей общества....Видимо, лучший выход — это предель­ное внимание к собственной предвзятости и откровенность ее выра­жения». Важнейшее следствие такого отношения к ценностному контексту научного исследования — введение этического аспекта в пространство социальной психологии как науки. Кон­структивизм, по словам Гергена, «заключает в скобки проблему мо­ральных принципов, поощряя... исследование практики в отноше­ниях между людьми, позволяющей им достичь жизни, которую они считают «моральной».

Общение как восприятие и понимание людьми друг друга. Механизмы социальной перцепции.

Перцептивная сторона общения- это процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Познавая других людей, индивид получает возможность лучше, более надёжно определить перспективы совместной деятельности с ними. От точности «прочтения» их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий.

В актах взаимного познания выделяют действие таких важных механизмов межличностного восприятия: идентификация, рефлексия, стереотипизация и эмпатия.

Идентификация - механизм понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В ситуациях взаимодействия люди строят предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах другого человека на основе попытки поставить себя на его место.

Но субъекту общения важно не только отстранённо, со стороны понять другого человека, но и принять во внимание, как индивид, вступивший с ним в общение, будет воспринимать его самого. Осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнёром по общению, выступает в форме рефлексии. Рефлексия входит в состав восприятия другого человека. Понять другого означает осознать его отношение к себе как к субъекту восприятия(это подобно удвоенному зеркальному отражению- человек, отражая другого, отражает и себя в зеркале восприятия этого другого).

В процессах общения идентификация и рефлексия выступают в единстве.

Стереотипизация - классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путём отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Стереотип- сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, фильмов, СМИ, запомнившиеся высказывания знакомых и т.д. Эти знания могут быть не только сомнительными, но и ошибочными, наряду с правильными заключениями могут оказаться глубоко неверные. И стереотипы межличностного восприятия, сформировавшиеся на их основе, используются как проверенные эталоны понимания других людей, что способствует ошибочному познанию людей и деформируют процесс общения с ними(напр. расизм- как предубеждение).

Механизм стереотипизации чётко проявляется в эффекте ореола(галоэффект), кот. Заключается в том, что общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии; вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки. Факторы возникновения эффекта ореола: 1)превосходство (если человек превосходит нас по каким-либо важным для нас параметрам- одежда, манера поведения и т.д., мы способны переоценивать его); 2)привлекательность (более привлекательным людям будут скорее приписаны положительные черты); 3) отношение к нам (нам нравятся те люди, которые к нам хорошо относятся).

Чаще всего эффект ореола проявляется, когда субъект восприятия располагает минимальной информацией о воспринимаемом. Но этот эффект обнаруживается и при восприятии знакомого человека в условиях ярко выраженного эмоционального отношения к нему.

Эффект первичности- когда ошибкой является не сам стереотип, а перенос стереотипа на человека и предание ему определённых черт, кот. ему неприсущи. Хотя «первое впечатление обманчиво», но оно хорошо закрепляется в сознании. Чтобы более адекватно оценить человека вне зависимости от того, как он одет, какими знаками отличия обладает, следует представить его в боле обычной обстановке.

Эффект снисходительности- результат проецирования. Человек переносит свои собственные качества на других людей, часто в преувеличенном виде.

В свою очередь, сумма приписанных свойств даёт человеку возможность сформировать определённое отношение к наблюдаемому. Это отношение чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах континуума «нравится- не нравится».

Эмпатия - способность эмоционального отклика на переживания другого человека, проникновение в его чувства (сочувствие, сопереживание). В отличие от идентификации, ситуация не столько продумывается, сколько прочувствывается. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит в душевном мире другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и чем больше он допускает право на существование разных точек зрения. Большое значение имеет и личный опыт разнообразных душевных переживаний, т.к. трудно вообразить существование в душе другого чувстсв, которые сам никогда не испытывал.

Р. Бернс приводит потенциальные характеристики человека, способного к эмпатии: 1)проявляет терпимость к выражению эмоций со стороны другого человека; 2)способен глубоко вникнуть в субъективный внутренний мир своего подопечного, не раскрывая при этом своего собственного мира; 3)готов адаптировать своё восприятие к восприятию другого человека, чтобы достичь ещё большего понимания того, что с ним происходит. В эмпатии большую роль играет интуиция, неосознаваемый опыт переживаний и сопереживаний.

 

Стили общения.

Стиль общения – это образ действий, который извлекается из одного какого либо вида ситуаций и проявляется в сложной ситуации.

Выбор стиля зависит от многих характеристик;

_ личностных особенностей

_ статуса человека в обществе

_от характеристик самого человека

_ мировоззрения человека.

В социальной психологии выделяют следующие виды общения:

межличностное и ролевое.

В межличностном общении отношения строятся на основе эмоциональнойпривлекательности, ценностного сходства партнеров и мало зависят от социальных рангов и ролей. Вступая в межличностное общение, люди ориентированы на свои внутренние цели и ценности. Их отношение к партеру формируется «здесь и сейчас» в ходе контакта, на основе демонстрируемого им поведения и взглядов.

Ролевое общение помогает людям создавать и поддерживать отношения, построенные на основе деловых, формально-социальных контактов. Оно обеспечивает коммуникацию в таких социальных тандемах, как «руководитель- подчиненный, «покупатель-продавец».

В ролевом общение человек не свободен в выборе стратегии своего поведения, восприятии партера и самовосприятии.В ролевом общении человек реализует себя как член общества, определенной группы, выразитель интересов определенных отношений. Участвуя в таком общении, он тем самым поддерживает и развивает систему социальных, общественных связей некоторого сообщества. Кроме межличностного и ролевого общения выделяют: ритуальное, монологическое, диалогическое. Ритуальное общение – человек подтверждает свое существование в качестве члена общества той или иной важной для него группы. Важная особенность ритуальных отношений состоит в их безличности. Не только самого себя человек рассматривает как носителя роли, но партнера воспринимает формально, как необходимый элемент ритуала. Ритуал -это такая «ресурсосберегающая» технология социального подтверждения. Ритуальный стиль общения является «обьект – обьектным» в силу того, что ценность личности, индивидуальности в нем нивелирована, у него нет конкретного автора, нет направленности на конкретного человека. Участники равны в своей безличности и в своем праве удовлетворить те важные социальные потребности, ради которых они вступили в ритуал. Монологическое общение - это распространенная форма общения, предполагающая позиционное неравноправие партнеров. Можно выделить две разновидности монологического общения: императив и манипуляция. Императивное общение- это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Особенность императива в том, что конечная цель общения – принуждение партнера- не завуалирована: «Будешь делать, как я скажу». В качестве средств оказания влияния используются приказы, указания, предписания и требования, наказания, поощрения.

Манипуляция- это скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое обеспечивает получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений. Манипулятор использует психологически уязвимые места человека- черты характера, привычки, желания, достоинства. Э.Шостром, отмечает, что манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, цинизм и недоверие к себе и другим. Сильнее всего страдают от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе, взаимной привязанности. Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми, будь то возлюбленные, родители и их дети и т. д. Манипулятор живет в каждом человеке. Э.Шостром выделил 8 типов манипуляторов, которые обьединяются в 4 пары: диктатор- тряпки: вычислитель- прилипала: хулиган- славный парень: судья- защитник.

Диктатор - Преувеличивает свою силу. Приказывает, цитирует авторитеты авторитеты и делает все, чтобы жестко управлять своей жертвой.

Тряпка – жертва диктатора. Развивает большое мастерство во взаимоотношениях с диктатором: не слышит, молчит, ловит на лету и с полуслова. В нужный момент легко меняется с диктатором местами.

Вычислитель – Преувеличивает возможности своего контроля над окружающими. Обманывает, увиливает с тем чтобы перехитрить и вывести на чистую воду. Стремится всех и вся контролировать.

Прилипала – Преувеличивает свою зависимость. Позволяет делать другим работу за себя.

Хулиган – Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность, угрожает. Тем самым получает выводы для себя.

Славный парень – Преувеличивает свою заботу, любовь, привязывает к себе нарочитой добротой. В споре с хулиганом чаще всего выигрывает

Судья – Преувеличивает свою критичность. Никому не верит, преисполнен негодования, обвинения, с трудом прощает. Защитник – Противоположность судье. Чрезмерно снисходителен к ошибкам других. Портит людей, сочувствуя сверх меры, не давая им стать

самостоятельными и самокритичными в своих оценках.

В гуманистическом общении - происходит открытие человеком иной реальности, отличной от самого себя и своих проекций. Прежде всего- открытие реальности другого человека, его мыслей, чувств, представлений о мире и как следствие- открытие иных горизонтов окружающего мира. Мира, каким он выглядит в восприятии собеседника.

Это равноправное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению. Диалог строится на принципиально других, чем монологическое общение началах. Прежде всего- цель диалога. цель гуманистического общения - другой человек, т. к. только отношение к другому как к ценности позволяет достичь целей, касающихся самого себя. В качестве основополагающих принципов гуманистического общения К. Роджерс выделяет следующие: Конгруэнтность партнеров по общению, т. е. соответствие опыта, его осознание и средств общения, одного партнера опыту, его осознанию и средствам общения другого. Конгруэнтность актуального состояния позволяет человеку вести себя адекватно своим истинным переживаниям, т. к. они осознаются им как имеющие право на существование. Такая позиция открывает человека самому себя и делает его свободным в восприятии партнера, его чувств и переживаний. Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям. Как отмечают Крижанская, Третьяков, в "гуманистическом общении партнер воспринимается целью, целостно, без разделения на ненужные функции. Речь идет о принятии другого в качестве некоторой безусловной ценности. Принятие другого связано с доверием, готовность самому раскрыться навстречу другому, стать для него некоторым «обьектом переживания», моментом личного опыта.

1. Восприятие партера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение. Человек самой возвышенной души и человек нравственно падший равны друг другу в своей истинной человеческой сути, в одном раскрытой, развившейся, в другом ещё дремлющей, но живой.

2. Проблемный, дискуссионный характер общения, разговор на уровне точек зрения и позиций, а не на уровне аксиом и вечных истин. Диалог разрушается там, где партнёр переходит на язык догм, где нет места спору, возможности не согласится.

3. Персонифицированный характер общения, разговор от имени собственного «Я»: «Я считаю», «Я думаю» и т.д. гуманистическое общение, как понимал его К.Роджерс, позволяет достичь большой глубины взаимопонимания, самораскрытия партнёров. Способность к такому общению- величайшее благо для человека, т.к. оно обладает психотерапевтическими свойствами, возвращает человеку психическое здоровье, уравновешенность, целостность. К.Роджерс подчёркивал в основном ту сторону гуманистического диалога, которая может быть охарактеризована как центрация психолога на клиенте, включение в его переживание и страдания. Она обеспечивает понимание, но не саму готовность помочь, вывести клиента на уровень, когда ему уже не будет требоваться помощь.

 

 

Самость личности, как центральная категория СП

Интерракционистский подход(У.Джеймс, Ч. Кули).

Согласно У.Джеймсу, самость состоит из Я (ай) и Я как объект (ми).

Я – сознающее – это чистый опыт,

Я как объект – это содержание этого опыта. Т.е. с одной стороны человек как сознающее, а с другой стороны осознает себя. У.Джеймс утверждал, что Я кА объект – это все, что человек может назвать своим. Он выделяет 4 составляющих:

1) духовное Я, т.е. совокупность всех психических способностей и склонностей.

2) материальное Я – наша собственность.

3) социальное Я – это то, кем признают человека окружающие.

4)физическое Я – это наше тело.

На основе этих элементов складывается эмоциональная жизнь человека, его поступки, его отношение к себе. Самооценка, по Джеймсу, зависит от того, кем бы мы хотели стать, какое место хотел бы занять. Всем людям свойственно развивать грани своего Я.

Самооценка зависит от успеха и уровня притязаний:

СО =

Согласно Ч. Кули, человеческая природа, которая проявляется в человеческой самости, есть процесс развития социальной группы.

Ч.Кули предложил теорию «зеркального Я», где главным ориентиром для самости является представление индивида о том, что о нем думают другие. Самость рассматривается как отражение мыслей других людей по поводу самого себя, т.е. самость – это образ личности о себе самой, создаваемый на основе осознания реакции других.

Самость состоит из 3-х компонентов:

1) представление о том, каким я кажусь другим людям;

2) представление об оценке, которую дает человек моему образу.

3) чувство гордости или унижения.

Диспозиционный подход

Олпорт утверждал, что личность – это единство структуры, интеграция всех аспектов, которые предают человеку своеобразие. Существует некий принцип, который организует эти установки, мотивы в единое целое.

Проприум или самость – это позитивное, творческое, стремящееся к росту, развивающееся свойство человеческой природы, это и есть самость.

Олпорт выделил 7 аспектов самости, которые участвуют в ее развитии с детства до зрелости:

1) ощущение своего тела или телесная самость: ощущение которой исходит по мышцам, связкам сухожилий, внутр.

органов. Телесная самость на протяжении всей жизни остается опорой для самосознательности.

2) Ощущение самоидентичности: когда ребенок по средствам языка осознает самого себя, как определенного важного лица, особую важность играет свое имя, одежда, игрушки, все вещи, которые усиливают его чувство идентичности.

3) Чувство самоуважения: чувство гордости, когда ребенок выполняет что – то самостоятельно.т.е. самоуважение зависит от

того, насколько человек выполняет самостоятельно действия.

Расширение самости (с 4 – 5лет.): проприум развивается путем расширения границ самости.

4) Образ себя (5 – 6 лет): понимает что от него хотят, что такое хорошо и что такое плохо.

5) Рациональное управление собой: находит рациональное решение проблем (6 – 12)

6) Проприотивное стремление, выбор жизненных целей, будущее нужно планировать

7) Познание самого себя стоит над всеми аспектами и объединяет их.

Дж. Мид пологал, что самосознание индивида – это результат социального взаимодействия, в ходе которого человек приучается смотреть на себя как на объект. Он считал, что в результате взаимодействия возникает (me), т.е. обобщенная оценка индивида другими людьми – его социальное Я. Me состоит из усвоенных человеком установок.

I (ай) – это то, как человек воспринимает свое социальное Я (me). I и me образуют интегральное Я.

Мид считает, что самость проходит ряд стадий:

1) стадия подражания: ребенок копирует поведение окружающих, не понимая смысла. Ребенок на этой стадии не отделяет себя от окружающих.

2) стадия проигрывания: роли, которые ребенок проигрывает не интегрированы в определенную систему, здесь отсутствует идентификация.

3) стадия коллективной, организованной игры: ребенок принимает роль. Он смотрит на себя не глазами отдельных людей, а глазами определенного. Здесь формируется установка на себя, человек ценит себя в той мере, в какой его оценивают окружающие.

Психодинамический подход.

В психоанализе, термин самость является центральным в теории Юнга. Самость означает личность в целом. Развитие самости – это главная цель человеческой жизни, способность человека к самопознанию, к слиянию сознательного и бессознательного. Это и есть процесс индивидуализации.

 

Психологическая устойчивость Я-концепции и механизмы ее поддержания

Одной из центральных проблем рассмотрения специфики функциони­рования Я-концепции личности является проблема ее устойчивости. Подоплека этого понятна — если представления будут изменяться по мере поступления любого нового знания, то человек будет просто дезориентирован в происходящем. Более того, у него не будет точек опоры как в миро-, так и самоотношении, нивелируя его способность к прогнозам развития событий. Этот процесс, получивший название социально-психологиче­ской самозащиты, рассматривается современными авторами как один из наи­более мощных ресурсов поддержания устойчивости самости в целом и Я-концепции в частности.

В широком спектре психологической самозащиты особый интерес вызы­вает психодинамический подход, предлагающий ряд механизмов как способов поддержания представлений человека в относительно устойчивом и стабильном состоянии. Привлечение психодинамической традиции к анализу категории самости является тем более продуктивным. Представления о психологической защите обычно ассоциируются с психо­анализом 3. Фрейда, хотя он по сути не был автором этого понятия и не считал теорию защитных механизмов проработанной. Упоминаются они в различных его работах. В соответствии с его моделью структуры личности (бессознательные желания и инстинкты — «Id», «Ego», «Super —Ego» — система интериоризованных норм и запретов) психологическая защита рас­сматривается как бессознательные, приобретенные в процессе личности способы «Я» достижения компромисса между противодействующими силами «оно» и «Сверх-Я» и внешней действительностью. Направлены они на умень­шение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом, и представляют собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых Я пы­тается избегнуть неврозов, сохранить интегративность и адаптивность личности.

Сконцентрируемся на конкретных механизмах, так или иначе проявляю­щихся в обеспечении устойчивости самости.

Вытеснение — подавление, исключение из сознания информации, внося­щей напряжение и тревогу. Сталкиваясь с такой информацией, человек пред­принимает целенаправленные неосознаваемые усилия, чтобы «честно» забыть ее, обеспечивая сохранение позитивного самоотношения. Примером применения такого рода защиты является целенаправленное выталкивание из сознания негативных действий или событий, отрицательно характеризующих личность.

Подавление — блокирование неприятной, нежелательной информации, осуществляемое при переводе ее из воспринимающей системы в память либо при выводе из памяти. Нежелательная информация маркируется таким образом; чтобы в последующем не воспроизводиться. Исследования когнитивных психологов показали наличие существенных сложностей, связанных с припоминанием информации, вызывающей отрицательные эмоции.

Отрицание — стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями. Человек становится невосприимчив к тем граням своей жизни, которые чреваты неприятными ощущениями; человек ничего не хочет видеть и слышать, тревожась, что выстроенный им иллюзорный мир рухнет.

Избегание — тенденция миновать фрустрирующую ситуацию или объек­ты, ассоциирующиеся с неприятными воспоминаниями. Этот механизм проявляется в стремлении людей не встречаться со знакомыми, оказавшимися свидетелями их негативных проявлений, избежать мест, напоминающих о неприятных событиях.

Обособление — изоляция внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами, часто ведущих к расщеплению, диссоциации личности. В рамках сохранения «собственного лица» люди часто как бы обособливают свои негативные действия, объясняя их себе тем, что они вынуждены экстраординарными обстоятельствами. В обычной ситуации эти действия просто не имели бы места. Так, человек, совершивший хамский поступок и вызвавший осуждение, оправдывает себя ссылкой на вынудившие его обстоятельства.

Рационализация — самообман, попытка рационально обосновать абсурдный импульс или идею. Примером рационализации является стрем­ление найти у несимпатичного человека уйму недостатков. Причем рацио­нализация может быть негативно и позитивно валентной. Примером последней является кумиризация или идеализация героя, вождя, идола и т. п. В частности, влюбленные часто приписывают друг другу качества, объективно не присущие партнеру, но приписываемые идеалу, что часто создает основу для последующих разочарований. Логика тут проста — моим избранником может быть только идеал, следовательно, у него должен быть набор только позитивных характеристик.

Проекция — бессознательный перенос собственных чувств, влечений, качеств на другое лицо. Нечистый на руку видит и других такими же. Курильщик снимает тревогу в кругу, находя себе подобных. Двоечник ищет «друзей по несчастью». Здесь тоже можно говорить о позитивно и негативно валентных разновидностях. В первом случае человек начинает проецировать свои позитивные качества на другого, забывая, что наличие их вовсе не является нормой. Человек, отдающий долги, не сомневается, что такой же ответственностью обладает и берущий в долг. Правда, у берущего может сработать и иная логика — беру чужие ненадолго, отдаю свои навсегда.

Идентификация — разновидность проекции, неосознанное отождеств­ление себя с другим человеком и перенос на себя желательных свойств и качеств. Особенно это характерно для младшего возраста, в котором часты случаи ролевой идентификации с героем. Ребенок начинает верить в то, что он Рембо, ощущает себя сильным и уверенным.

Конверсия — изменение значения или содержания явления на более приемлемое. Человек обозначает то или иное негативное деяние более мяг­ким термином, тем самым уменьшая остроту переживаний. Не украл, а взял, не сбежал, а ушел, не стащил, а унес и т. п. Причем конверсия часто используется и для успокоения общественного самосознания.

Регрессия — замена значимой, но труднодостижимой цели на менее значимую, но легче достижимую. В данном случае человек, опасаясь возможной неудачи в решении сложной задачи (например, поступление в престижный вуз), выбирает ношу полегче, а себе рассказывает «сказку» о том, что образование можно получить везде, приложив усилие и способности, в наличии которых у себя он не сомневается.

Компенсация — неудачи в одной сфере деятельности компенсируются сверхдостижениями в другой. Пример тому — «уход» в работу, семью и т. п., когда человек, предчувствуя возможные претензии в собственный адрес, начинает создавать почву для самооправданий по поводу своих неудач, отдавая «бразды правления» другому. Шаблоны типа «своих детей не умеешь воспитывать - нечего воспитывать чужих», однако, вовсе не являются аксиомой. Существуют примеры, когда человек неудачливый в собственной семейной жизни добивается выдающихся успехов на производстве и пр.

Фантазия — использование в качестве реальных мнимых образов. Человек достигает в мечтах глобальных целей и тем самым удовлетворен. Примером тому является маниловщина.

Формирование реакций включает подчеркивание представлений и характеристик, противоположных наличным недостаткам. Например, мать неосознанно ненавидящая ребенка, всячески демонстрирует свою любовь к нему, человек, склонный к гомосексуализму, становится Дон Жуаном.

Перечисленные механизмы социально-психологической самозащиты, конечно же, не исчерпывают всего их многообразия. Обладая способностью множественной интерпретации событий, люди имеют возможность наделять их самыми разнообразными смыслами.

Теории социализации

Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

1. Социализация, т.е. пути, которыми люди приобретают опыт и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям, имеет две цели: способствовать нашей интеракции на основе социальных ролей и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения.

2. Люди почти не имеют врожденных моделей поведения. Но они в гораздо большей мере, чем любое животное наделены способностью, усваивать сложные навыки (например, язык). Культурные ценности — от законов до неписанных правил хорошего тона — регулируют поступки и стремления людей.

3. Социобиологи утверждают, что совокупность генетических предрасположений стимулирует или сдерживает наши поступки. В соответствии с этой точкой зрения такие типы поведения, как альтруизм, обусловлены тем, что они способствуют выживанию вида, в то время как, например, кровосмешение вредит этому. Критики социобиологии подчеркивают, что нет доказательств основного принципа данной теории, согласно которому определенные виды поведения являются генетически обусловленными. Эта теория не учитывает также, что на поведение людей влияет их способность использовать символы и рассуждать.

4. Взаимодействие таких факторов, как физические черты человека, окружающая среда, индивидуальный опыт и культура, создает уникальную личность. Кули считал, что личность формируется, благодаря «зеркальному Я», из нашей интерпретации мыслей и чувств других людей по поводу нас. Согласно точке зрения Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии: имитации, или копирования детьми поведения взрослых; игровой стадии, когда дети воспринимают поступки людей как исполнение ролей, и групповой игры, когда дети осмысливают ожидания целой группы людей.

5. Согласно теории развития личности, предложенной Фрейдом, личность включает три элемента: Ид— источник энергии, питаемой стремлением к удовольствию; Эго, осуществляющее контроль поведения личности на основе «принципа реальности», и Суперэго, выполняющее нравственную и оценочную функцию. Формирование этих трех элементов личности предполагает последовательное прохождение четырех стадий: оральной, анальной, фаллической и стадии половой зрелости. Каждая из них связана с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной.

6. Согласно теории когнитивного развития Пиаже, дети проходят ряд последовательных стадий, в процессе которых они усваивают новые навыки, определяющие пределы возможного для них познания. Стадии сменяют друг друга в строгой последовательности: сенсомоторная (от рождения до двух лет); операциональная (с двух до семи лет); стадия конкретных операций (с семи до одиннадцати лет); стадия формальных операций (с двенадцати до пятнадцати лет).

7. Колберг основывает свою теорию развития личности на процессе нравственного совершенствования, состоящем из шести стадий. На ранних стадиях дети стремятся избежать наказания или получить вознаграждение. На средних стадиях люди осмысливают мнения других людей о них, ожидания общества и правила поведения, утвердившиеся в нем. На последних стадиях происходит становление нравственных принципов личности, не зависящих от общепринятых ценностей.

8.Согласно адаптивистскому подходу к социализации жизнь взрослых людей включает ряд ожидаемых и неожиданных кризисов. К примеру, уход на пенсию или преждевременная смерть одного из супругов. Человек должен найти выход из создавшейся ситуации и приспособиться к ней. Противоположной точки зрения придерживаются сторонники эволюционного подхода, согласно которому благодаря преодолению кризисов происходит дальнейшее совершенствование личности. Например, Эриксон разработал теорию развития личности, предусматривающую восемь стадий, три из которых присущи взрослым людям. На каждой стадии в жизни индивида возникает определенный кризис, или потрясение; переход от одной стадии к следующей происходит благодаря преодолению этого кризиса. 9.Еще одна точка зрения на социализацию выдвинута Гоулдом, считающим, что социализация взрослых связана с постепенным отказом от наивных детских представлений, например о всемогуществе авторитетов и о том, что окружающие должны выполнять наши требования.

10. В последнее время социологи начали изучать социализацию пожилых людей. Розов считает, что социализацию пожилых американцев нельзя признать эффективной, их роли четко не определены.

11. Исследование детей, которые в младенческие годы были лишены заботы родителей, свидетельствует, насколько важен контакт с близким человеком для нормального развития ребенка. Госпитализм (т.е. вредное воздействие казенной обстановки детских учреждений, где дети лишены ласки и любви) также пагубно влияет на детей. В этих учреждениях наблюдается более высокий уровень заболеваемости и смертности детей, они отстают в своем физическом и умственном развитии. Исследование детенышей обезьян, проведенное Харлоу, также свидетельствует о важности теплых взаимоотношений с взрослыми, которые являются мощным фактором социализации.

12. Среди агентов социализации следует отметить роль средств массовой информации и школы. Некоторые телевизионные программы расширяют познавательные навыки детей, в то время как другие передачи могут стимулировать негативное поведение. Приобщая детей к таким ценностям, как патриотизм, школа подготавливает их к усвоению других ценностей общества.

13 Смелзер выделяет четыре психологических механизма помогают понять, как происходит социализация детей. Имитацией называется осознанное стремление ребенка копировать поведение родителей и учителей, которые служат для него образцами. Идентификация — это процесс усвоения детьми жизненной позиции родителей и других взрослых. Стыд и вина являются негативными механизмами, которые запрещают определенное поведение или подавляют его.

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА:

структура, функции, измерение.

 

1. Установка: определения и концептуальные особенности

2. Функции установок

3. Измерение установки

 

Еще в 1935 году известный гарвардский психолог Гордон Олпорт писал, что концепция установки «есть, вероятно, наиболее характерная и незаменимая концепция в современной американской социальной психологии», т.е. установки являются краеугольным камнем всего здания американской социальной психологии. В справедливости заявления Олпорта не приходится сомневаться. В 1968 году другой, не менее известный социальный психолог, Уильям Мак-Гауйр отмечал, что на долю установок в 60 –х годах приходилось не менее 25% всех исследований в социальной психологии (Штальберг Д., Фрей Д., 2001). Это было справедливо для американской СП в середине 60-х г.г. 20 века, и это остается справедливым, по мнению Олсона и Занны (1993), для современной СП.

И если учесть, что мировая социальная психология ориентировалась и до сих пор ориентируется на американскую науку, то тема социальной установки стала центральной и для социальной психологии в целом.

Почему концепция установок столь популярна в СП?

Целью психологии является объяснить и предсказать поведение человека, а установки, по-видимому, влияют на поведение. Поэтому установки используются как индикаторы или предсказатели поведения.

Кроме того, считается, что в повседневной жизни изменение поведения начинается с изменения установки, что установки играют важную роль при создании социально-психологической модели поведения. А это является веским основанием для того, чтобы проанализировать данный феномен как можно более подробно.

1. Установка: определения и концептуальные особенности

В западной СП для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который переводится либо как «социальная установка», либо употребляется как калька с английского (без перевода) «аттитюд». Эту оговорку необходимо сделать, потому что для термина «установка» в общей психологии, в том смысле, который ему придавался в школе Д.Н. Узнадзе, существует другое обозначение в английском языке «set».

Будучи родственными, установка и аттитюд отнюдь не аналогичные понятия.

1) Если при изучении аттитюда главное внимание уделяется его функциям в социальных отношениях и социальном поведении людей, то установка исследуется в общей психологии прежде всего с точки зрения ее роли и места в структуре психики.

2)Далее, аттитюд чаще всего рассматривается как явление сознания, выражаемое в языке, в вербальном поведении, а установка, как показано в работах Д.Н. Узнадзе, имеет неосознанный характер.

Впервые термин «социальная установка» был введен в СП в 1918 г. У. Томасом и Ф. Званецким для того, чтобы описать разницу в повседневном поведении между фермерами Польши и США (выходит в свет их пятитомное исследование «Польские крестьяне в Европе и Америке»). Аттитюд определялся авторами как «психологическое переживание индивидом ценности, значения и смысла социального объекта» или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

После открытия феномена аттитюда начался своеобразный «бум» в его исследовании. Возникло несколько различных толкований аттитюда, много противоречивых его определений.

В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из них он выделил те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями и предложил свой вариант определения, который и до сегодняшнего дня считается общепринятым (по мнению Г.М. Андреевой):

«Установка есть состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и динамическое влияние на реакцию индивида относительно всех объектов и ситуаций, с которыми он связан».

Таким образом, была подчеркнута зависимость аттитюда от опыта и его важная регулятивная роль в поведении. (Таким образом, акцент сделан на тех функциях аттитюда, которые связаны с ориентацией и запуском конкретного поведения. Оценивающий, аффективный аспект аттитюда присутствует в этом определении в скрытой форме.)

Это определение оказалось настолько емким с точки зрения синтеза различных подходов, что и 50 лет спустя с него начинались главы об аттитюдах во всех учебниках по СП.

Современные американские социальные психологи предлагают менее мудреные, последовательные, легче поддающиеся операционализации, проще говоря, более практичные концепции установки. Тем не менее и среди них нет единого взгляда на сущность установки.

В настоящее время можно выделить 2 различных подхода к определению установок.

Первый – что установка - комбинация трех концептуально различимых реакций на определенный объект. Впервые трехкомпонентную модель структуры установки в 1947 году предложил М.Смитт. Он выделил в ней

Ø когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки – включает мнения и убеждения, которых мы придерживаемся относительно тех или иных предметов и людей;

Ø аффективный компонент – эмоциональная оценка объекта, ситуации, положительные или отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями (к ним относятся такие эмоции, как любовь и ненависть, симпатия и антипатия).

Ø поведенческий (конативный) компонент –последовательное поведение по отношению к объекту – реакция человека, соответствующая его убеждениям и переживаниям.

*Например, если девушка мне кажется образованной (когнитивная), а мне нравится обсуждать темы, в которых она разбирается (аффективная), я, наверное, буду искать ее общества (поведенческая).

*Если преподаватель кажется мне слишком требовательным (когнитивная составляющая), а я не люблю, когда меня заставляют что-нибудь делать (аффективная), то очень вероятно, что я редко буду посещать его занятия (конативная).

Пример такой трехкомпонентной модели установки представили не так давно Игли и Чейкен (1993). Они дали этому понятию следующее определение:

«Установка – это психологическая тенденция, которая выражается через оценивание заслуживающих внимание объектов с определенной степенью расположения или неприязни … Оценки эти касаются всех категорий оцениваемых реакций, являются ли они открытыми или скрытыми, когнитивными, аффективными или поведенческими».

Этого подхода придерживаются Розенберг и Ховлэнд, 1960; Д.Катц, 1960; Игли и Чейкен, 1993; Д. Майерс, 1997; а среди российских – практически все авторы, пишущие об установках.

Сегодня эту точку зрения на аттитюд разделяют не все. Некоторые современные теоретики ставят под сомнение трехчленную схему.

2. Иногда люди думают или действуют не в соответствии со своими чувствами. Из-за такой несогласованности между аффективными, когнитивными и поведенческими реакциями был предложен второй тип определения рассматриваемого понятия, который отвергает идею трехкомпонентной модели установок. Такой способ определения установки называется одномерным, т.к. он выделяет только одну компоненту установки.Так, дефиниция, данная аттитюду в 50-х г.г. ХХ века известным исследователем Терстоуном, определяла его как «аффект «за» и «против» психологического объекта».

Такая тенденция рассматривать аттитюд как аффективное по природе образование проявилась и в подходе к построению процедур измерения аттитюдов (шкалы Терстоуна, Лайкерта). Вслед за Терстоуном для многих исследователей (прежде всего американских) на операциональном уровне аффект и аттитюд стали синонимами, потому что оценочные суждения измерить легче, например, семантическим дифференциалом. *Например, Осгуд (автор методики «семантический дифференциал») считает, что склонность к оцениванию – т.е. к формированию установок – является неотъемлемой частью человеческой натуры. Порой кажется, что человек автоматически оценивает буквально все, с чем сталкивается, и если попросить кого-нибудь описать другого человека или предмет по первому впечатлению, и в ответ мы услышим один из вариантов оценки «хорошо - плохо».

Другие сторонники этой модели (Фишбейн и Айзен, 1975) так же показали, что структура установок может быть представлена простыми аффективными реакциями. Они отличают концепцию установки от концепции убеждения, с одной стороны, и от поведенческого намерения или явного действия - с другой.

Понятие «убеждение» используется, когда речь идет о мнении относительно данного объекта установки или – иными словами - об информации, знаниях или мыслях, которые имеет некий субъект об объекте установки.

Мнение – это то, что человек считает фактически верным. Например, у меня есть мнение, что автомобильные ремни безопасности уменьшают вероятность смертельного исхода при аварии, и что летом в городе жарко. Такие мнения преимущественного когнитивны, т.е. они занимают место скорее в голове, нежели «внутри». Они также преходящи, иначе говоря, могут легко смениться другими, если кто-то убедит меня в обратном. Например, если авторитетный человек докажет, что нынешние ремни не снижают существенно риск при аварии, я сменю свое мнение по этому вопросу.

В то же время предположим, что некий человек считает, что чеченцы – все бандиты, что США – империя зла, что город летом – каменные джунгли… В чем отличие этих мнений от предложенных ранее? В том, что эти суждения являются эмоциональными (оценочными), иными словами, они подразумевают наличие симпатий и антипатий.

Убеждение в том, что все чеченцы – бандиты, подразумевает, что этот человек не любит чеченцев.

Мнение о том, что летом город – каменные джунгли, отличается от мнения, что летом в городе жарко. Первое – это не просто когнитивное суждение, оно несет в себе негативную оценку.

Установкасимпатия или антипатия – может сформироваться даже в том случае, если у нас нет фактов или убеждения относительно чего-либо. Доказательством этому служат наши предрассудкинегативные установки относительно тех или иных групп людей, о которых мы на самом деле знаем совсем немного.

Мнение, включающее оценочный (эмоциональный) компонент, называется аттитюдом; и в сравнении с «чистыми» мнениями, изменить аттитюды очень трудно (Э. Аронсон).

Аттитюд – это особый тип убеждения, которое отражает оценочные свойства объекта. Аттитюд - это сложившаяся оценка – хорошая или плохая – объекта.(Э. Аронсон).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.199 сек.