Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория самовосприятия

Согласно этой теории,между когнициямимогут существоватьотношения одного изтрех типов:диссонансные, консонансные и нерелевантные. В примере с курениемкогниции «мне нравится вкус сигарет» и «курение успокаивает»находятся вконсонансных отношениях с когницией «Я курю» и внерелевантныхс большинствомкогниций, касающихся дождя.

Как утверждает теория диссонанса, что-то обязательно должно измениться, пото­му что когнитивные противоречия вызывают дискомфорт, и у людей возникает есте­ственное желание (мотивация) избавиться от него, т. е. уменьшить диссонанс. Когда поведение нельзя изменить, а уже произведенное действие — отменить, можно попытаться изменить одно или несколько противоречащих ему (диссониру­ющих) мнений или установок; например, курильщик мог бы решить: «Я не верю в то, что курение способно вызывать рак». Можно также увеличить количество консонансных когниций: «Курение помогает мне похудеть».

Таким образом, одним из способов уменьшения диссонанса является изменение установок, позволяющих ему считать свое нынешнее или прошлое поведение последовательным, разумным и оправданным.

Условия, необходимые для возникновения диссонанса. Купер и Фазио пришли к выводу, что возникновение диссонанса связано с тремя важными факторами.

1. Для возникновения когнитивного диссо­нанса необходима воспринимаемая свобода выбора.

2. Последствия действий или поведения индивида должны быть неприятными или неприемлемыми для него самого, т.е. человек должен совершить что-то такое, что заставило бы его переживать, мучиться, стыдиться, до­садовать и т. д. Усугубляющим фактором здесь служит публичность совершенного поступка.

3.Третьим фактором, необходимым для возникновения диссонанса, считают Купер и Фазио, является признание человеком соб­ственной ответственности за нежелательные последствия своего поведения. Диссонанс возникает, когда человек объясняет свои поступки личными, диспозиционными причинами, а не прибега­ет к ситуационной атрибуции, проще говоря, не кивает на обстоя­тельства (тяжелое детство, безвыходность ситуации и т. д.). Понятно, что если человек не считает себя ответственным за свои действия, то и диссонанс не возникнет.

Таким образом, названные факторы - нежелательные последствия поведения и чувство личной ответственности за них — являются достаточным основанием для возникновения диссонанса, который выражается в том, что, с одной стороны, человек осознает свою ответственность за случившееся, а с другой — его самосознание не допускает представления о себе как о человеке, способном вызвать такие негативные последствия. Проще говоря, человеку трудно смириться с мыслью или чувством, что он сам виновен в своих или чужих бедах, неудачах и т. д.

Эффект недостаточного оправдания – уменьшение диссонанса путем внутреннего оправдания своего поведения, когда внешние оправдания недостаточны. Чем слабее побу­дительные факторы, тем сильнее изменяются установки.

 

Дэрил Бем, выступая с необи­хевиористских позиций, разработал теорию самовосприятия, в ко­торой утверждает, что мы начинаем понимать то, что делаем, лишь понаблюдав за собственным поведением. Основная идея Д. Бема состоит в том, что люди чаще всего не зна­ют и не осознают собственных установок. Поэтому установки не могут влиять на их поведение, не могут выступать причинами по­ведения. Связь здесь скорее обратная: поведение, став предметом собственного наблюдения и рассуждения человека, выявляет ус­тановку.

Эффект сверхоправдания. Суть его в том, что люди объяс­няют свое и чужое поведение теми условиями, в которых оно осу­ществляется. Теория самопонимания исходит из повседневных представлений и утверждает, что если вознаграждать людей зато, что и без того приносит им удовольствие, то постепенно они перестанут это удовольствие испытывать. Таким образом, вознаграждая людей за действия, приносящие им удовлетворение, вы тем самым можете заставить их объяснять свое поведение оплатой, а не полученным удовольствием.

 

Теоретическая тяжба между двумя теориями тянулась до тех пор, пока, наконец, Рассел Фазио, Марк Занна и Куппер, то есть третья сторона, не заявили, что правы обе стороны.

Внимательное изучение результатов исследования, получен­ных сторонниками как одной, так и другой теории, показало, что теория самопонимания лучше подходит для объяснения ординарных ситуаций, где поведение незначительно расходится с установкой, в то время как с помощью теории диссонанса легче объяснять ситуации, где поведение людей существенно отли­чается от их установок.

Эффект вживания в роль - ролевая игра, требующая от человека активного конструирования своей роли и импровизации, способна более эффективно изменять установки, чем пассивное восприятие убеждающих сообщений. Тюремный эксперимент Ф.Зимбардо. Действия, предписанные социальными ролями, формируют установки исполнителей ролей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теории изменения установок | Модель процесса убеждения Уильяма Мак-Гуайра
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.