Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории предубеждений




Этноцентризмпроявляет­ся в чувстве превосходства своейэтнической и культурной группыи одновременнойнеприязни, враждебностипо отношению кдругим.

Психология межгрупповых отношений

Отличительной особенностью межгрупповых отношений яв­ляется субъективность, пристрастность межгруппового восприя­тия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предубеждения.

Социальный стереотип – социальная установка в отношении каких-либо групп – этнических, гендерных, религиозных и т.д.

Предубеждение – неоправданно негативный стереотип в отношении определенной социальной группы или отдельных ее членов.

Одним из первых ученых, обративших внимание на психоло­гические закономерности отношений между группами, был У.Самнер, описавший феномен этноцентризма.

У. Самнер рассматривал этноцентризм как универсальный механизм взаимодействия между этническими группами, в соответствии с которым проявление негативизма и враждебности по отношению к другим этносам является необходимым условием поддержания внутригруппового единства в рамках собственного этноса. Однако создавать социальное напряжение могут взаимоотношения любых групп. Ситуация «Мы» против «Они» может служить основой ненависти и приводить к уничтожению друг друга.

1. Согласно психогенному подходу, истоки предубеждений лежат в самих носителях предубеждений, точнее в психических проблемах, которые у них имеются. Он представлен двумя теориями – фрустрации –агрессии и авторитарной личности.

Теория авторитарной или этноцентрической личности Т.Адорно.

Т.Адорно показал, в основе предубеждений лежат дефекты личностного развития, которые выражаются в высоком уровне тревожности, невротическом беспокойстве, детской неуверенности. У авторитарной личности (с позиции теории личности З.Фрейда) очень жесткое, требовательное Сверх-Я, слабое Оно и неразвитое Я. Именно такие люди и являются носителями предубеждений. У них почитают внутригрупповых авторитетов, чрезмерно озабоченны вопросами статуса и власти, склонны подчиняться людям, наделенным властью и нетерпимы к тем, кто находится на более низком статусном уровне.

Теория «Козла отпущения» (на основе теории фрустрации-агрессии Н.Миллера и Дж.Доллрда). Фрустрация порождает неконтролируемые приступы ненависти и враждебности. В условиях, кода реальный источник фрустрации недоступен для отмщения, ненависть и враждебность смещаются на слабых и беззащитных. Идет поиск врагов. Но поскольку «врагом», т.е. причиной кризисов и разочарований, могут быть объективные социальные или экономические законы, институты власти и т.д., то легче обнаружить их среди социальных меньшинств и выплеснуть на них скопившуюся агрессию.

2. Ситуационистский подход. М.Шериф. видит истоки меж­групповой враждебности в конфликте це­лей и интересов различных групп, который неизбежно возникает в си­туации конкурентного взаимодействия между ними.

Эксперименты М.Шерифа проводились в середине 50-х годов в летнем лагере для под­ростков на протяжении нескольких лет. Основной целью исследо­ваний было изучение влияния характера межгруппового взаимо­действия (кооперативного или конкурентного) на характер взаи­моотношений, складывающихся между группами и внутри групп. На основании результатов этих экспериментов М. Шериф сделал вывод о том, что основной причиной возникновения межгруппо­вых конфликтов является характер взаимодействиякоопера­тивного или конкурентного — между группами.

Однако, концепция М. Шерифа не может объяснить многочислен­ные факты проявления внешнегрупповой враждеб­ности, которые воз­никают в отсутствие объективного конфликта интересов и во­обще предшествующего опыта межгруппового взаимодействия.

3. Объяснение дает другая теория - социальной идентичности Г.Тэджфела и Дж.Тернера. (подчеркивает значение когнитивных процессов в межгрупповых отношениях).

Г.Тэджфел и Дж. Тернер провели серию лабораторных экспе­риментов, получивших в социальной психологии название «экспе­рименты с матрицами Тэджфела» или «эксперименты по мини­мальной межгрупповой дискриминации». В этих экспериментах испытуемые — студенты — случайным образом делились на две группы, исследователи спе­циально исключали из ситуации эксперимента все факторы, кото­рые могли бы рассматриваться в качестве объективных причин межгрупповой дискриминации: взаимодействие между испытуе­мыми, конфликт интересов, предшествующая враждебность и т.д. Мгновенно возник эффект «своих» и «чужих»: приверженность своей группе - внутригрупповой фаворитизм (от лат. благосклонность) и враждебность по отношению к другой группе - межгрупповой дискриминация.

«Внутригрупповой фаворитизм» - стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.

Это позволило сделать вывод, что причина межгрупповой дискриминации лежит не в характере взаимодействия, а самом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе.

Феномены внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации возникают в результате установления сходства и различий между представителями различных социальных групп, с помощью когнитивных процессов, как

Ø Социальная категоризация — когнитивный процесс распределения социальных объектов (в том числе — окружающих людей и себя само­го) по группам («категориям»), имеющим сходство по значимым для индивида критериям.

Ø Социальная идентификация —субъективное переживание индивидом своей групповой социальной принадлежности

Ø Социальное сравнение — процесс соотнесения качественных призна­ков различных социальных груп п, и в результате уста­новление различий между ними, т.е. межгрупповая дифференциация.

На вопрос, о том, почему «свои», а не «чужие» выглядят лучше в межгрупповом восприятии эта теория объясняет потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддер­жания позитивного образа «Я».

В ролевую структуру Я-концепции человека включается его принадлежность ко всем социальным группам, с которыми он себя идентифицирует У.Джеймс, Мид, Кули и т.д.). Принадлежность к группе, будучи частью нашего самосознания, может повышать, а может и понижать нашу самооценку. Например, вхождение в «хорошую» группу и идентификация с ней обеспечивает человеку позитивное представление о себе, и наоборот. Но знание о том, «что такое хорошо и что такое плохо», согласно теории социального сравнения Л.Фестингера, мы получаем в процессе социального сравнения. Сравнивая свою группу с чужой, и видя, что она лучше, или не хуже других, мы гордимся не только группой, но и собой. Когда объективное сравнение своей группы с чужой не в пользу первой, сохранить позитивную СО можно посредством межгрупповой дискриминации (возвысить свою группу, путем принижения другой).

Чем большее значение имеет для членов группы их групповая принадлежность, тем сильнее они будут проявлять межгрупповую пристрастность.

Утверждение об универсальности внутригруп­пового фаворитизма и внешнегрупповой враждебности вызывало у российских психологов серь­езные сомнения.

Так, Н.М.Лебедева, исследуя особенности межэтническо­го восприятия, пришла к выводу о том, что позитивная этническая идентич­ность (приверженность к своей этнической группе) может соче­таться как с позитивным, так и с негативным отношением к иноэтническим группам (автор использует термин «этническая толе­рантность — интолерантность»). Эти данные прямо говорят о том, что эмоциональная приверженность к сво­ей группе не обязательно сочетается с враждебностью и негатив­ными установками по отношению к представителям других групп.

Исследования отечественных психологов показывают, что именно характер межгруппового взаимодействия, коопера­тивного (сотрудничество) или конкурентного (соперничество, противодействие) определяет, какой из двух процессов — инте­грация или дезинтеграция преобладает во взаимоотношениях между группами.При этом в ка­честве главного фактора детерминации межгруппового взаимо­действия и восприятия рассматриваются характеристики совмес­тной деятельности групп и возникающие на ее основе социальные связи и зависимости между ними. Такой подход предполагает вы­ход за рамки лабораторного эксперимента и изучение взаимоот­ношений, складывающихся между группами в реальных социальных общностях: учебных и трудовых коллективах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.