Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об обществе как системном образовании. Основные признаки общества, его структура и функции

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ. МНОГООБРАЗИЕ ОБЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ.

ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ КАК СИСТЕМНОМ ОБРАЗОВАНИИ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.

ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

ТЕМА ЛЕКЦИИ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

«Общество – свод камней, который обрушился

бы, если бы один не поддерживал другого».

Сенека

 

Прежде всего, отметим многозначность самого определения «общество». В самом деле, в современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам («общество филателистов», «общество спасения на водах» и т.д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения. Каковы же факторы, определяющие специфику и тенденции развития человеческого общества?

Исходным в понимании общества является представление об организованном сознательном труде человеческих сообществ, осуществляемом в целях создания условий, необходимых для жизни и развития людей. Можно сказать, что общество – это высшая ступень в эволюции материального мира, относительно независимое от природы материально-духовное образование, существование которого связано с разнообразными формами деятельности людей и их взаимодействий друг с другом.

Все внешне многообразные явления общественной жизни представляют, в сущности, ту или иную разновидность совместной деятельности людей. Это как бы первооснова всего социального.

Не существует абстрактного общества, общество всегда конкретно. Любое общество имеет определённое географическое пространство (территорию), обладает властью, материальными средствами, своей организацией и нормативным порядком.

Изучение основных признаков общества позволяет ответить на вопрос о том, какое объединение людей можно считать обществом. Наиболее полный перечень этих признаков был дан известным американским социологом Э. Шилзом. Он подчёркивает, что понятие «общество» применимо к любому по численности объединению людей, если оно:

1. Не является частью более крупной системы.

2. Имеет определённые географические границы, территорию.

3. Имеет собственное название и собственную историю.

4. Обладает собственной системой управления.

5. Способно к воспроизводству. Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые являются её признанными членами.

6. Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, правил, законов, нравов), которую называют культурой.

7. Способно к интеграции, т.е. включению нового поколения в сложившуюся систему отношений, подчинению общепринятым нормам.

Каковы основные свойства общества как целого?

Можно выделить четыре таких свойства:

* самовоспроизводство,

* самоорганизация (способность общества самостоятельно определять содержание своей деятельности, вырабатывать нормы и принципы своего функционирования),

* саморазвитие,

* самодостаточность (способность системы собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия своего существования, производить все потребное для коллективной жизни).

Самодостаточность - главное отличие общества от его составных частей. Ни один из типов деятельности не может самостоятельно функционировать, ни одна из отдельных социальных групп не способна выжить «в одиночку», обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает лишь общество в целом.

Непременным условием существования общества является окружающая среда, природа. Общество может существовать и функционировать лишь за счёт активного преобразования материалов и ресурсов внешней среды, приспособления природы к удовлетворению своих потребностей. В отличие от животных, люди преобразовывают природу, а не просто ею пользуются. В ходе своей деятельности человек сумел создать «вторую природу», т.е. мир вещей и процессов, которые нигде в природной среде в готовом виде не встречаются. Это уже есть «очеловеченная» природа, которая существует по социальным законам. Интегральным, сущностным качеством общества является социальность, понятая в широком смысле как взаимодействие людей во всех сферах жизнедеятельности.

Анализируя феномен человеческого общества, необходимо исходить из понимания его как сложноорганизованного системного объекта. Общество – целостная система, состоящая из множества подсистем.

Система (от греческого systema) - совокупность или сочетание частей и элементов, связанных между собой и определенным образом друг с другом взаимодействующих.

Общество можно представить как совокупность множества различных частей и элементов. Причем, эти части и элементы тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Поэтому общество и существует как единый, целостный организм, как единая система. Общество – это совокупность исторически сложившихся форм взаимодействия людей. От других природных систем, в том числе физических и биологических, общество отличается своей особой сложностью. Поэтому социальную систему можно понять не только как совокупность отдельных видов деятельности, но и как совокупность отдельных социальных групп или как структуру связывающих эти группы и организации отношений. Общество – целостная система, состоящая из множества подсистем.

ИТАК, основные элементы общества:

· индивиды;

· социальные общности и группы (нации, классы, семьи и т.д.);

· социальные институты (семья, государство, партии, образование, религия и т.д.);

· социальные связи и отношения.

Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Оно включает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей.

Способы взаимодействия индивидов в обществе могут быть различными. Рассмотрим основные из них. Прежде всего, это - непосредственная социальная связь: связь между людьми, находящимися в данное время в данном месте, т. е. воспринимающими друг друга непосредственно своими органами чувств. Чаще всего это - сотрудничество (выполнение общей работы), которое имеет широкое распространение и огромный удельный вес в жизни общества. Это материальная физическая связь между людьми. Каждый участник работы оказывает известное воздействие на других и испытывает их воздействие на себе. Такое воздействие содержит помимо материального психологический и идеальный моменты. Сотрудничество возможно и на почве выполнения религиозного ритуала, игры, политического действия и др.

Другой тип взаимодействия людей в обществе — это опосредованная связь, т. е. связь между людьми, разделенными либо географическими, либо временными рамками. Если люди разделены лишь географическими рамками, но действуют в одно и то же время, то между ними возможно сотрудничество, например, на базе разделения труда. Крестьянин, производящий в деревне лен, сотрудничает с рабочим, перерабатывающим его в городе на пряжу, хотя они и не видели друг друга никогда; опосредованная связь возможна в области искусства, политической деятельности и пр.

Особый тип опосредованной связи устанавливается между людьми, живущими в разное время. Такую связь можно было бы назвать связью-воздействием. Каждое данное поколение людей в своем поведении связано с поведением предшествующих поколений: оно опирается на его культуру, накопленные им организационные методы и навыки, отталкивается от суммы идей, совокупности верований, духовных течений, добытых прошлыми поколениями. Эта связь есть действие прошлого на настоящее, в чем и состоит ее специфика.

Общественная жизнь сложна и многосферна. Под сферой общественной жизни понимается относительно самостоятельная область жизнедеятельности человека, которая необходима для жизни общества. Общественная жизнь включает четыре сферы – экономическую, политическую, социальную и духовную.

Каковы же специфика и функции каждой из указанных четырех сфер социальной деятельности?

Экономическая сфера жизни общества – это сфера производства, распределения, обмена и потребления разного рода предметов и услуг. Это могут быть материальные блага (предметы питания, одежда, жилище и т.д.), так и духовные ценности (предметы искусства, науки, образования и т.д.). В процессе производства, которое всегда носит общественный характер, люди вступают в определённые отношения между собой – отношения собственности, распределения, обмена и потребления.

Политическая сфера жизни общества – это сфера управления, регулирования общественной жизни, поддержания социального порядка. Основой деятельности этой сферы является власть. Главный политический институт общества – государство. Основной вопрос политической сферы – узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой.

Социальная сфера жизни общества охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах – широком и узком.

В узком значении – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения (коммунальное и бытовое обслуживание, общественное питание, здравоохранение, учреждения досуга и развлечения, социального обеспечения).

Духовная сфера жизни общества удовлетворяет потребности людей в сохранении и передаче знаний, а также всего положительного, что накопило общество последующим поколениям. Эта сфера играет специфическую роль – обеспечивает сознательность (разумность) общественной жизни и исторического процесса. Она включает в себя науку и образование, религию, мораль, искусство и т.д. Без духовной жизни нет человека.

Каждая из этих сфер, в свою очередь, состоит из множества самостоятельных подсистем или более конкретных сфер жизни. Сферы общественной жизни взаимопроникаемы и взаимосвязаны.

Таким образом, находясь в единстве и взаимосвязи, отдельные социальные сферы, типы общественной деятельности создают общество как единую систему, как целое.

 

2. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ. МНОГООБРАЗИЕ ОБЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ.

 

Человеческое общество постоянно изменяется. Эти изменения порождают необходимость типологизации обществ. Традиционно наше обществоведение при анализе исторических типов обществ и современных моделей социального развития опиралось на формационный подход (К. Маркс), объясняющий процесс развития человечества как восхождение от одной формации к другой. Выделено пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. При этом подходе процесс производства материальных благ рассматривается как основа общественной жизни. Производя, люди воздействуют друг на друга, и эта система взаимодействий людей (непосредственных и опосредованных, сознательных и несознательных), занятых производством, обменом, распределением материальных благ, образует производственные отношения. Характер производственных отношений и их основа — форма собственности — отличают одну формацию от другой.

Устойчивым в социологии является деление общества на традиционное и индустриальное, или современное. Переход от традиционного к индустриальному обществу в современной социологической мысли называют «модернизацией». В переводе с английского «модернизация» означает «осовременивание».

Традиционным считается общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и основанном на традиции способе социокультурной регуляции. Для него характерны низкие темпы развития производства, которые могут удовлетворить лишь минимальные потребности, а главное, инерционность, невосприимчивость к нововведениям, обусловленное особенностями его функционирования.

Индустриальное (промышленное) общество – это приходящий на смену традиционному (аграрному) обществу способ организации социальной жизни, новая, более развитая форма социальности, основанная на крупном машинном производстве, коллективной организации труда фабрично-заводского типа, национальной системе хозяйства со свободной торговлей и общим рынком.

Формирование и укрепление индустриального общества связано с такими явлениями, как:

· формирование национальных рынков;

· бурное развитие промышленности, возникновение новых отраслей производства;

· широкое внедрение достижений науки и техники;

· рост городского населения;

· увеличение доли квалифицированного труда, изменение структуры занятости;

· отказ от внеэкономического принуждения к труду;

· распад традиционных наследственных привилегий;

· формирование гражданского общества, опирающегося на гражданские права;

· демократизация общественно-политической жизни.

В индустриальном обществе жёсткие сословные, кастовые и т.п. структуры, упорядочивающие общество по традиционному типу, разрушаются, развивается социальная мобильность, формируются предпосылки для уравнивания возможностей индивидов из различных социальных страт и резкого роста предпринимательской активности. Важная тенденция развития современного индустриального общества – это постепенная замена определяющих всю дальнейшую динамику индивида «внешних» социальных неравенств (по происхождению, «крови», роду) на «внутренние» неравенства (по таланту, способностям и т.п.).

Начиная с 60-х годов ХХ в. активно разрабатываются концепции постиндустриального общества. Термин «постиндустриализм» получил официальный научный статус в 1976 г., в исследовании Гудзоновского института «Грядущие 200 лет для Америки». Родоначальником теории постиндустриализма является Дэниэл Белл. Впоследствии эта теория активно разрабатывалась З. Бзежинским, О. Тоффлером, А. Туреном, Р. Ароном). В. Ростоу называет его обществом массового потребления, О. Тоффлер говорит о «третьей волне». В последнее время все чаще используется термин «информационное общество».

Постиндустриальное общество – это общество, складывающееся в настоящее время в наиболее развитых странах, производственную основу которого составляет использование достижений научно-технического прогресса, информатизация социальной жизни, что порождает существенные трансформации в социальной структуре, культуре и самих формах социальности. Суть этих изменений:

· резкое возрастание роли знания и информации, появление и развитие «интеллектуальных технологий», позволяющих преобразовать быт, трудовую деятельность человека;

· смена доминантных секторов экономики: вместо индустриального сектора главным становится обслуживание, охватывающее сферы деятельности, напрямую не связанные с производством – торговля, финансы, медицина, транспорт, наука, образование, отдых и т.д.;

· изменение социальной структуры общества, увеличение тех слоёв и групп, которые заняты интеллектуальным трудом;

· изменение социокультурных потребностей населения, их ценностных ориентаций.

В доиндустриальном (традиционном) обществе определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе – промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном – теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Сравним традиционное и современное общество через типы взаимодействия людей и представим наше сравнение в виде таблицы.

Основные черты Традиционное общество Современное общество
Доминирующий тип мотивации социального действия Традиционный Целерациональный
Ведущие статусы Преимущественно предписанные, социальная мобильность практически отсутствует Преимущественно достигаемые, высокая социальная мобильность
Ролевой набор личности Маловариативный Поливариативный
Институциональная подсистема Малодифференцирован-ная, обеспечивающая включение индивида главным образом в одну общность Глубоко дифференциро-ванная, обеспечиваю-щая включение индивида одновременно в несколько общностей
Нормативный порядок Основан на жёстком воспроизводстве ранее сложившихся традиций с широким применени-ем репрессивного права Рациональное нормо-творчество с учётом меняющейся ситуации и интересов людей.
Доминирующий способ легитимации Формирование веры в незыблемость существу-ющего нормативного порядка и недопусти – мость любых его изменений Формирование веры в способность человека изменять мир в соответствии со своими интересами и нравственными принципами
Ценности Традиционно ориентированные, религиозные Ориентированные на будущее, светские
Способность общества к изменениям Общество малоподвижно, инерционно Общество подвижно, открыто для нововведений

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понимающая социология Макса Вебера | Социокультурные особенности и проблемы развития российского общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.