Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация личности как социокультурный процесс, его особенности и стадии

РОЛЕВЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ.

ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

ТЕМА ЛЕКЦИИ

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

«Кто в двадцать лет ничего не знает,

в тридцать лет не трудится,

в сорок лет ничего не приобрёл,

тот никогда ничего не будет знать,

ничего не сделает и ничего не приобретёт».

 

Аксель Оксеншерна, граф, канцлер Швеции 17 в.

 

1. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Проблема человека, личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. Чтобы понять сущность человека, важно установить его исходные определения, характеризующие основные, наиболее общие связи, признаки (свойства), подвести то или иное понятие под другое, более широкое. Такими исходными определениями выступают «человек», «индивид» и «личность».

Понятие «человек» отражает общеродовые черты, присущие человеческому индивиду, его биологическую организацию, сознание, язык, способность трудиться. Это понятие подчёркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся особи как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Человек – естественная ступень развития неорганического мира и живой материи. Как подчёркивал В.И. Вернадский, человек не есть «независимое от окружающего (биосферы, ноосферы) свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет».

Но следует отметить, что понятие «человек» даёт самую общую и предельно абстрактную характеристику человека, лишённую его конкретного образа. Понятие же «индивид» обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно природе и обществу, объединяющего в себе совокупность биологических свойств и социальный облик. Индивид есть отдельный «экземпляр» рода людей, один из его представителей. Человек как представитель мыслящего вида всего живого на Земле, как выразитель рода человеческого, как один из членов определённого общества есть индивид. С помощью данного понятия подчёркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых происходит становление его личности.

Важнейшее значение для понимания человека имеет категория «личность». Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нём системы социально значимых черт и качеств данного общества. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных связей и отношений посредством активной деятельности и общения».[9] В соответствии с этим взглядом, личность развивается из биологического организма благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у неё врождённых способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личности.

Личность представляет собой сложнейшую систему, имеющую свою структуру. Личность – это совокупность субъективных и объективных свойств человека, формирующихся в процессе его деятельности под влиянием тех социальных групп, в которые она входит. Социальная структура личности, возникающая на основе её деятельности, включает следующие элементы:

· способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющихся в образе жизни, в трудовой, общественно-политической, культурно-познавательной, семейно-бытовой видах деятельности;

· социальные потребности личности, определяющие её поведение;

· способность к творческой деятельности, знания, навыки;

· степень овладения культурными ценностями общества;

· нравственные нормы, принципы, убеждения, которыми руководствуется личность (ядро личности).

Представляет интерес предложенная современными отечественными авторами структура личности, включающая три компонента: память, культуру и деятельность. Память включает знания и оперативную информацию; культура — социальные нормы и ценности; деятельность — практическую реализацию потребностей, интересов, желаний личности.

Анализируя структуру личности, нельзя обойти вопрос о соотношении индивидуального и социального начал. В этом плане личность является «живым противоречием» (Н. Бердяев). С одной стороны, каждая личность уникальна и неповторима, она незаменима и бесценна. Как индивидуальность личность стремится к свободе, самореализации, к отстаиванию своего «Я», своей «самости», ей имманентно присущ индивидуализм. С другой стороны, как социальное существо личность органически включает коллективизм, или универсализм.

Никто не рождается личностью, личностью человек становится в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Большую роль в формировании личности играет социальная среда. Взаимоотношения личности с социальной средой можно выразить формулой: ПОИСК (личности) – ПРЕДЛОЖЕНИЕ (общества) – ВЫБОР (личности из предложенного обществом). С одной стороны, личностные характеристики во многом зависят от той социальной среды, в которой шло формирование личности. В то же время можно говорить об автономии личности в отношении внешней среды. Автономия, а значит, и ответственность личности проявляется как в процессе восприятия осмысления ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом (ведь каждый эти требования понимает по своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном, благе, ценном), так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей, в зависимости от самых разных условий и обстоятельств, с учетом особенностей исследуемого места, времени и индивидуальных черт личности ее историческая роль может колебаться от самой незаметной до громаднейшей. В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего существования, в той мере и личность естественно зависит от внешних условий, обстоятельств своей жизни.

Для любого человека важно понимать законы личностной индивидуализации. Это позволит избежать нежелательных деформаций характера, резких и разрушительных личных драм, жизненных неудач, ложных путей. Человек, прежде всего сам, отвечает за качество своей личности, за выбор жизненного пути. Но личность существует не замкнуто, не изолированно от других людей. Напротив, личность есть открытая система - система, открытая воздействию других людей, составляющих её социальную среду. Социальная среда – это часть общества, оказывающая воздействие на личность. Выделяют три уровня социальной среды: макросреда (общество в целом, социальные институты, культура); мезосреда (национальная и социальная принадлежность, место жительства) и микросреда (ближайшее окружение).

Личность всегда находится в состоянии адаптации к своей социальной среде: приспосабливается к мнениям, привычкам, ожиданиям, требованиям окружающих её людей. Личность испытывает воздействие социальных условий, принимает социальные нормы, господствующие в данной среде.

Социальная среда обусловливает поведение личности с помощью ряда механизмов:

· механизм отбора;

· механизм предписывания;

· механизм контроля.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Среднемесячный заработок | Социальный статус личности и его формирование
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.