Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизнестроительство и угрозы профессионализму

В нашей типологии жизнестроительство соответствует стратегии жизненного успеха. Выбор данного термина не случаен, - носителей стратегии жизненного успеха можно рассматривать как архитекторов и строителей жизни.

Чаще всего общей чертой стратегии успеха и жизнестроительства является внешне заданный характер ориентаций субъекта. Возведение "храма жизни" должно быть одобрено или признано окружающими. В противном случае у субъектов жизнестроительства может исчезнуть устойчивая мотивация и заинтересованность в социально значимой деятельности.

По сути дела главным содержанием жизнестроительства является восхождение личности к желаемой социальной (профессиональной, политической и пр.) вершине жизни.

Образ жизни в стратегии успеха есть активная, деятельная, насыщенная делами и событиями жизнь, а его идеал - сильный, энергичный и преуспевающий человек, пользующийся известностью, всеобщим признанием и имеющий прочное материальное положение. Жизненный успех - это и признание оригинальности человека, его индивидуальных достижений, и признание его высокого качества жизни.

Поэтому смыслом жизнив стратегии успеха является достижение признанных результатов своей общественно значимой деятельности.

Ценностное содержаниестратегии успеха характеризуется в терминах качества и стиля жизни и деятельности человека. Оно сопряжено, прежде всего, с такими чертами, как мастерство, профессиональная компетентность, организованность и самодисциплина, общая культура, высокая требовательность к себе и к своим партнерам, устойчивое социальное положение.

Именно с этим связаны нормативные ожидания и принципы молодого человека. Его жизненное кредо - быть всегда впереди других, делать по возможности все самому, задавать направленность и содержание наиболее значимых социальных событий, быть в глазах окружающих своеобразным эталоном делового человека, не знающего обычных слабостей и не признающего всерьез трудности в преодолении препятствий на своем жизненном пути. Его девиз: <моя жизнь есть то, что я в ней достигаю и делаю доступным для окружающих>.

Сторонники данной стратегии отличаются необычайной целеустремленностью. Их жизненные целисодержат грандиозные замыслы и планы. Они полны решимости и преобразовательской энергии. И, как правило, для этого у них есть все необходимые качества характера - сильная воля, напористость, быстрота реакции, уверенность в себе, оптимизм и др.

В соответствии с основными сферами человеческой деятельности стратегии успеха можно разделить на несколько групп. На первое место среди них выдвигаются стратегии профессионального успеха.

Так, в обыденном языке широкое хождение имеют такие оценочные выражения как "мастер", "знаток своего дела", "профессионал", "преуспевающий делец", "лучший адвокат", "удачливый коммерсант" и другие, свидетельствующие о высоком уровне профессиональной культуры, нестандартности мышления конкретного человека.

Условием выбора данной стратегии является в современном обществе образовательный ценз. Люди, ставшие на путь достижения успеха в какой-либо области профессиональной деятельности, должны иметь хорошее образование, владеть этикетом делового общения, быть разносторонними и интересными собеседниками.

Таким образом, главной опасностью и угрозой для молодого человека, реализующего модель жизнестроительства в условиях нестабильного общества риска, является неполучение им достаточно качественного образования. Во-первых, потому, что оно преимущественно платное, во-вторых, потому что родительские семьи не в состоянии содержать студента, в-третьих, потому что вынужденная вторичная занятость студентов препятствует качеству учебы, происходит имитация основной учебной деятельности, в-четвертых, потому что наблюдается девальвация кадрового состава и снижение уровня преподавания в условиях кризиса, в-пятых, - наблюдается кричащее несоответствие между спросом и предложением на специалистов на рынке труда.

В отсутствие целенаправленной социальной политики усиливаются риски, связанные с неравенством стартовых позиций молодежи, риски фальшстарта. Если для выходцев из высокостатусных семей стартовые позиции в учебе и карьере являются своеобразным трамплином, обеспечиваемым возможностями родителей, то для других выравнивание возможностей жизненного старта определяется либо собственными способностями, трудолюбием, предприимчивостью, либо помощью со стороны государства.

Традиционно профессиональный успех тесно был связан с возможностями профессиональной карьеры, открывающей новые перспективы и возможности для жизнестроительства молодого человека. Стратегия жизненного успеха предусматривала продвижение человека по социальной лестнице, получение им все более высокого социального статуса.

Теперь уже нельзя планировать и организовывать жизненный успех в социальном пространстве, пользуясь лишь привычными или устоявшимися жизненными стандартами (нормами и правилами), пригодными для регуляции однолинейных жизненных событий и однолинейной карьеры. Идентичность субъекта жизненного успеха не является раз и навсегда установленной, социально утвержденной. Как справедливо утверждает З.Бауман, процесс конструирования жизненных планов, подразумевающих долгосрочную стабильность и длительное постоянство среды, заменяется постепенно процессом самоконструирования[91].

Самоконструирование осуществляется в процессе жизнестроительства при помощи символически обобщенных средств - идеалов, авторитетных свидетельств, экспертных оценок и т.д. В отличие от групповых норм оно не регулирует и не контролирует жизненное поведение личности, в т.ч. ее стремление к преуспеванию, а предполагает свободу выбора субъектом тех или иных символов, дающих общие представления и ориентиры в движении к успеху.

В известном смысле можно говорить о формировании <рынка личностных стратегий успеха>. При этом продуктивной признается та стратегия, которая пользуется в обществе наибольшим спросом.

Именно в этом обстоятельстве Э.Фромм усматривал одно из противоречий современного общества, в котором "у человека на каждый момент времени развиваются именно те качества, которые могут быть проданы с наибольшим успехом".

Вместе с тем меняется и характер ресурсов, которые привлекает и использует личность в ходе жизненного строительства. Вместо обычного представления об успехе как статусном продвижении, восхождении по социальной лестнице, появляется более сложное, многоплановое определение жизненного успеха, учитывающее возрастающую роль знания и информации. Желаемое социальное и профессиональное положение, связанное с обладанием более широкими возможностями влияния (властными полномочиями) и материальными ресурсами, перестает быть критерием успеха. На его место претендуют такие показатели, как авторитет знания, информационная культура личности, ее интеллектуальный потенциал, измеряемый наличием возможностей быть экспертом, т.е. носителем эффективного знания, позволяющего производить успешные изменения в жизни людей и выступать посредником в процессе их взаимодействий.

В последнее время на фоне массовизации культурно-образовательной жизни и имитации получения образования возрастает число учащихся, в том числе студентов, у которых при сформировавшейся стратегии успеха наблюдается утрата интереса к получению глубоких знаний вообще. Эта тенденция <изнутри> создает социальную опасность и угрозу для данной группы молодежи, определяя ее неконкурентноспособность со старшими поколениями в актуальном ряде профессиональных сфер.

По своим социокультурным параметрам стратегии жизненного успеха являются неотъемлемым условием существования гражданского общества с присущими ему чертами - духом автономии и суверенитета личности, свободной конкуренцией, разнообразными горизонтальными связями, демократической культурой и пр. В этом обществе всемерно поощряются личная инициатива, предприимчивость, разнообразные формы активности, что создает благоприятные условия для реализации стратегии жизненного успеха.

Данный тип стратегий вызывает все больший интерес в нашей стране, в особенности, среди представителей студенческой молодежи. Однако параллельно и в противовес этому нарастает угроза иного политического и идеологического курса.

На наш взгляд, для молодежи, ориентированной на успех и достижения и реализующей модель жизнестроительства, наиболее актуальным было бы сейчас обретение обществом идеологии гражданского общества. Эта идеология актуальна и могла бы быть объединяющей идеологией для всего российского общества, причем принципы социальной безопасности присущи ей имманентно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Жизнеобеспечение и угрозы бедности и безработицы | Жизнетворчество в условиях массовизации культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.