Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные приемы самоконтроля

Каждыйстудент, регулярно занимающийся физическими упражнениями,долженуметьпользоваться простейшими приемами самоконтроля. Условно они подразделяются на субъективные и объективные.

К первым — субъективным — приемам самоконтроля относятся оценка самочувствия,настроения,сна,аппетита,болевыхощущений,тренировки и режима.

Ко вторым — объективным — приемам самоконтроля следует отнести наблюдения за ростом массы тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), частотой дыхания и сердечных сокращений (ЧСС), гибкостью, силой и выносливостью отдельных мышечных групп. Дан-ные самоконтроля школьники записывают в специальные тетрадидневники, указывая год, месяц, число и часы наблюдений.

Остановимся более подробно на методах (приемах) самоконтроля.

Самочувствие, как правило, хорошо отражает влияние занятий физической культурой наорганизмученика. Различаютхорошее,удовлетворительное и плохое самочувствие. При плохом самочувствии чаще всего отмечаются вялость, апатия, ослабление внимания и т. д.

Настроение как показатель внутреннего душевного состояния оценивается в дневнике по тем же категориям, что и самочувствие.

Сон. Возникшее в результате неправильно построенных физкультурных занятий переутомление может вызвать бессонницу или, наоборот, повышенную сонливость. В дневнике отмечается продолжительность и глубина сна, а также его нарушения, например, трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т. д.

Аппетит. По показателю аппетита можно судить об эффективности системы тренировочных занятий. В дневнике аппетит отмечается какхороший, удовлетворительный, пониженный и плохой.

Болевыеощущения. В результатечрезмерной физической нагрузки, переутомления, а также при нарушении режима дня могут наступать болевые ощущения: боль в мышцах, в области сердца, головная боль. Все эти ощущения должны быть зафиксированы учеником в дневнике и доведены до сведения педагога, школьного врача, которые и дают соответствующие рекомендации, вносят коррективы в систему индивидуальных занятий физическими упражнениями. К объективным приемам самоконтроля относятся те из них, которые выражаются в цифровых обозначениях. Масса тела, или, как чаще го-ворят, вес тела — важный показатель интенсивности тренировочных занятий. Стойкое сохранение веса является важным показателем хорошей тренированности организма.

О функциональном состоянии аппарата внешнего дыхания свидетельствуют показатель ЖЕЛ (жизненная емкостьлегких). Измерение ЖЕЛ проводится при помощи водяного или суховоздушного спирометра, позволяющего определить количество выдыхаемого воздуха после глубокого вдоха. Чем больше ЖЕЛ,тем глубжедыхание, боль-ше объем вентиляции легких.

Показателем, объективно характеризующим деятельность не только дыхательной, но и сердечно-сосудистой системы, является частота дыхания. После выполнения физических упражнений частота дыхания увеличивается в 2-3 раза и тем быстрее возвращается к норме, чем лучше тренирован школьник.

Наблюдения за ЧСС как одним из важнейших показателей состояния сердечно-сосудистой системы широко используются для самостоятельного контроля занимающихся физической культурой и спортом. Для определения ЧСС 2-3 пальца одной руки следует положить на нижнюю треть предплечья у основания большого пальца другой руки и считать пульсовые удары в течение 1 мин (можно за б или 10 сек, а затем умножить данные соответственно на 10 или 6). Под влиянием занятий физическими упражнениями частота пульса в покоеуменьшается. Если после выполнения одной и той же нагрузки время полного восстановления пульса уменьшается, это явля-ется одним из показателей правильной тренировки организма.

Для проверки физической подготовленности используют тесты, помогающие определить скорость, гибкость, силу. Для этого используют б-секундный бег, прыжок в длину с места, динамометрию, наклоны туловища стоя на гимнастической скамейке или наклоны вперед в положении сидя ноги врозь (один из американских тестов).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Страховка и самостраховка при выпалнении физических упражнений | Тема 8. Туризм. История развития туризма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 12397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.