Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Амортизационные группы




Группы Сроки полезного использования имущества
Первая От 1 года до 2 лет включительно
Вторая Свыше 2 лет до 3 лет включительно
Третья Свыше 3 лет до 5 лет включительно
Четвертая Свыше 5 лет до 7 лет включительно
Пятая Свыше 7 лет до 10 лет включительно
Шестая Свыше 10 лет до 15 лет включительно
Седьмая Свыше 15 лет до 20 лет включительно
Восьмая Свыше 20 лет до 25 лет включительно
Девятая Свыше 25 лет до 30 лет включительно
Десятая Свыше 30 лет

 

 

Налогоплательщики могут начислять амортизацию двумя методами: линейным методом и нелинейным методом. Кроме того, с 2006 года налогоплательщикам предоставлено право включать в состав расходов отчетного или налогового периода произведенные им затраты на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств или расходов, понесенных в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, а также частичной ликвидации основных средств. Законом определено, что указанные списанные капитальные вложения не должны учитываться при расчете суммы амортизации.

Линейный метод начисления амортизации применяется налогоплательщиком в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, входящих в восьмую, девятую и десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов.

По остальным основным средствам налогоплательщику предоставлено право применять любой из установленных методов.

Важно при этом подчеркнуть, что выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен им в течение всего периода начисления амортизации по данному объекту.

Начисление амортизации осуществляется ежемесячно по каждому объекту в соответствии с установленной нормой амортизации и его первоначальной (восстановительной) или остаточной стоимостью.

При линейном методе сумма начисленной амортизации за месяц представляет собой произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации. При этом норма амортизации по каждому объекту определяется по формуле:

К = (1: n) ´ 100%,

где К – норма амортизации (в процентах);

n – срок полезного использования данного объекта (в месяцах).

При нелинейном методе сумма начисленной за месяц амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Остаточная стоимость амортизируемого имущества представляет собой разность между его первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

В этом случае норма амортизации определяется по формуле:

К = (2: n) ´ 100%

Особый порядок применения нелинейного метода начисления амортизации установлен по амортизируемым объектам, у которых остаточная стоимость достигнет 20% первоначальной (восстановительной) стоимости. Начиная со следующего месяца после достижения данного уровня стоимости объекта остаточная стоимость фиксируется как базовая стоимость для дальнейших расчетов. Сумма начисляемой за месяц амортизации определяется путем деления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока его полезного использования.

Налогоплательщику предоставлено право применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, по амортизируемым основным средствам, используемым для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности.

Указанный коэффициент вправе также применять сельскохозяйственные организации промышленного типа, а также налогоплательщики – организации, имеющие статус резидента особой экономической зоны промышленно-производственного или туристско-рекреационного типа.

Для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (лизинга), к основной норме амортизации может также применяться специальный коэффициент, но не выше 3. При этом законодательством установлено, что указанные повышенные коэффициенты не могут использоваться в части основных средств, относящихся к первой, второй и третьей амортизационным группам, в том случае, если данные основные средства амортизируются нелинейным методом.

По отдельным амортизируемым объектам налоговым законодательством установлены обязательные понижающие коэффициенты 0,5 к основной норме амортизации. Это относится, в частности, к используемым и переданным в лизинг легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стои­мость соответственно более 300 и 400 тыс. руб.

По решению руководителя организации-налогоплательщика начисление амортизации может производиться по нормам ниже установленных в налоговом законодательстве. Вместе с тем использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода.

Начиная с 2007 года организации – налогоплательщики, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, получили право не применять установленных для всех остальных налогоплательщиков порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. Указанные организации могут все расходы на приобретение электронно-вычислительной техники отнести к группе «материальные расходы».

Четвертая группа расходов – это расходы на ремонт основных средств. Указанные расходы, произведенные налогоплательщиком, признаются в том отчетном или налоговом периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

К пятой группе относятся расходы на освоение природных ресурсов, в состав которой включаются затраты налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.

Расходы на освоение природных ресурсов признаются для целей налогообложения с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы или их этапы, и включаются в состав прочих расходов.

Шестую группу затрат на производство и реализацию составляют расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки.

Под указанными расходами налоговое законодательство в целях налогообложения признает затраты по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, товаров, работ и услуг, по созданию новых или совершенствованию применяемых технологий, по созданию новых видов сырья или материалов.

Расходы налогоплательщика на научные исследования и опытно-конструкторские разработки могут вычитаться из доходов только после завершения этих исследований или разработок (или отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки.

Расходы, осуществленные в целях создания новых технологий, видов сырья или материалов, но которые не дали положительного результата. Начиная с 2006 года разрешается списывать в полном объеме, (ранее разрешалось списывать не более 70 процентов).

Начиная с 2006 года в полном объеме списываются на затраты расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе и не давшие положительного результата), произведенные организациями, зарегистрированными и работающими на территориях особых экономических зон.

Одновременно с этим на затраты налогоплательщика могут быть отнесены расходы на НИОКР, осуществленные в форме отчислений в Российских фонд технологического развития и другие отраслевые и межотраслевые научные фонды. Указанные расходы при этом не могут превышать 0,5% валовой выручки налогоплательщика.

Следующая, седьмая группа расходов на производство и реализацию – это расходы на обязательное и добровольное страхование имущества. Сюда включаются уплаченные страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по отдельным видам добровольного страхования имущества.

К указанным видам добровольного страхования относится страхование средств транспорта, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией грузов, основных средств производственного назначения, нематериальных активов, незавершенного строительства, рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ, товарно-материальных запасов, урожая сельскохозяйственных культур и животных и другого имущества, используемого для получения дохода.

Расходы по обязательным видам страхования включаются в состав расходов в пределах утвержденных страховых тарифов, а при их отсутствии – в размере фактических затрат. Расходы по указанным видам добровольного страхования включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

И, наконец, последняя, самая многочисленная по перечню группа расходов объединяет все расходы, связанные с производством и реализацией, не вошедшие в первые семь групп, и поэтому названа прочими расходами. Характеризуя эту группу, следует подчеркнуть, что отдельные виды расходов, хотя они и связаны непосредственно с затратами на производство и реализацию, для целей налогообложения могут быть вычтены из полученных доходов только в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов, а по некоторым расходам – при соблюдении определенных условий.

В частности, затраты на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, суммы выплаченных подъемных, на суточные или полевое довольствие, на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов могут вычитаться из доходов налогоплательщика только в пределах норм, утвержденных Правительством РФ.

Особый порядок отнесения на производство и реализацию продукции установлен в отношении представительских затрат, связанных с коммерческой деятельностью организаций, расходов на отдельные виды рекламы, а также затрат на подготовку и переподготовку кадров и некоторых других видов затрат.

Представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций в течение отчетного или налогового периода, включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот период.

Расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе с образовательными учреждениями включаются в состав прочих расходов при соблюдении следующих условий.

Во-первых, соответствующие услуги должны оказываться российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию и имеющими соответствующую лицензию, или же иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус.

Во-вторых, подготовку или переподготовку проходят работники, состоящие в штате налогоплательщика.

В-третьих, программа подготовки или переподготовки должна быть нацелена на повышение квалификации и рациональное использование специалиста в этой организации. Определенные ограничения установлены для отдельных видов расходов на рекламу: производимых, приобретенных или реализуемых товаров, работ и услуг, деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания.

К расходам организации на рекламу в целях налогообложения относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети, расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов. Сюда же входят расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

При этом расходы налогоплательщика на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные им в течение налогового или отчетного периода, могут быть учтены при уменьшении доходов налогоплательщика в размере, не превышающем 1% от выручки.

Налогоплательщики, являющиеся градообразующими организациями и имеющие на балансе объекты жилищного фонда, учреждения здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детские до­школьные учреждения, детские лагеря отдыха, дома и общежития для приезжих, дома престарелых или инвалидов, имеют право принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов, но в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения организаций. В том случае, если такие нормативы не утверждены, налогоплательщику предоставлено право применить порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных органам местного самоуправления.

В состав прочих расходов включаются также суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и таможенных сборов. начисленных в установленном порядке. Данное положение не относится к суммам налогов, предъявленных в соответствии с законодательством покупателю или приобретателю товаров, работ, услуг или имущественных прав, а также к налогам, уплачиваемых за счет прибыли или относимых на финансовые результаты.

Особую группу расходов составляют обоснованные затраты налогоплательщика, не связанные с производством и реализацией. Они получили название внереализационных расходов.

Такие расходы включают в себя уплату процентов по долговым обязательствам, в том числе проценты, начисленные по ценным бумагам, эмитированным налогоплательщиком. К внереализационным расходам относятся также затраты в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках. В эту группу входят и расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, затраты, связанные с консервацией и расконсервацией и содержанием законсервированных производственных мощностей и объектов, судебные расходы, арбитражные сборы и ряд других затрат налогоплательщика.

К внереализационным расходам налоговое законодательство приравнивает полученные налогоплательщиком в отчетном или налоговом периоде убытки, к числу которых относятся убытки прошлых налоговых или отчетных периодов, выявленные в текущем отчетном или налоговом периоде, суммы безнадежных долгов, а также суммы других долгов, нереальных к взысканию, потери от стихийных бедствий и некоторые другие. Особое место в составе внереализационных расходов занимают затраты налогоплательщика на формирование различного рода резервов.

В частности, налогоплательщик имеет право создавать резервы по сомнительным долгам, суммы отчислений в которые включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного или налогового периода.

Налогоплательщикам, осуществляющим реализацию товаров или работ, налоговым законодательством предоставлено право создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

Решение о создании такого резерва налогоплательщик принимает самостоятельно. Но создается указанный резерв только в отношении тех товаров или работ, по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрено обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока. Одновременно налогоплательщик в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв.

При определении отдельных видов расходов, принимаемых к вычету из доходов налогоплательщика при налогообложении прибыли, имеются некоторые особенности. В частности, такие особенности имеют место в определении расходов при реализации имущества и имущественных прав.

Налоговым кодексом установлено, что при реализации имущества налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на стоимость реализованного имущества.

Отнесение к расходам процентов по полученным заемным средствам также имеет свои особенности.

Указанные расходы признаются при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

Существенным отклонением размера начисленных процентов считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, предельная величина процентов, признаваемых расходом, может быть принята в размере увеличенной ставки рефинансирования Банка России. При оформлении долгового обязательства в рублях размер данной ставки увеличивается на 10%, а по долговым обязательствам в иностранной валюте – на 15 процентов.

Российское налоговое законодательство установило широкий перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения и осуществление которых должно производиться за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль организаций. В частности, при определении налоговой базы не учитываются начисленные налогоплательщиком дивиденды, а также пени, штрафы и другие санкции, перечисленные в бюджет или в государственные внебюджетные фонды, штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым предоставлено право их наложения.

Не уменьшают налоговую базу налогоплательщика расходы на уплату взносов в уставный капитал, вкладов в простое товарищество, на приобретение или создание амортизируемого имущества.

Не должны приниматься в расчет при определении расходов налогоплательщика и расходы на уплату налога на прибыль, платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, налоги, предъявленные налогоплательщиком покупателю товаров, работ, услуг и имущественных прав. Налоги, начисленные налогоплательщиком в бюджеты, но не уплаченные им в связи с их списанием в составе кредиторской задолженности, также не включаются в состав расходов, уменьшающих доходы при налогообложении.

Не направляются на снижение налоговой базы налогоплательщика расходы на выплату дополнительных вознаграждений и другие выплаты сверх предусмотренных трудовыми договорами или контрактами, премии, выплаченные работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений, а также материальная помощь.

Не могут также относиться к расходам, учитываемым при налогообложении, затраты налогоплательщика, произведенные им в части, превышающей установленные нормы, предельные размеры или не соответствующие условиям их отнесения к расходам, учитываемым при налогообложении (представительские, проценты по займам и т. д.).

Налоговая база по налогу на прибыль организаций представляет собой денежное выражение налогооблагаемой прибыли, определяемой в виде разницы между доходами и принимаемыми к вычету расходами.

При этом необходимо иметь в виду, что налоговая база по прибыли, облагаемой по каждой установленной ставке налогообложения, должна определяться налогоплательщиком отдельно.

Поскольку доходы и расходы налогоплательщика при налогообложении должны учитываться в денежной форме, все доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, включая товарообменные операции, должны быть оценены в стоимостном выражении.

При определении цены должны учитываться следующие принципиальные положения, установленные первой частью Налогового кодекса, а именно: для целей налогообложения должна приниматься цена товаров, работ и услуг, указанная сторонами сделки. И пока не доказано обратное, считается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Налоговые органы имеют право проверять и контролировать правильность применения цен лишь в четырех оговоренных Кодексом случаях. Во-первых, при совершении сделки между взаимозависимыми лицами. Во-вторых, при совершении товарообменных, или бартерных, операций. В третьих, при совершении внешнеторговых сделок. В четвертых, при значительном колебании (более чем на 20% в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным или однородным товарам в пределах непродолжительного периода времени.

Если при проверке по изложенным четырем основаниям окажется, что применяемые налогоплательщиком цены отклоняются более чем на 20% от рыночных цен на идентичные или однородные товары, то налоговый орган имеет право сделать досчет объема реализации до уровня рыночных цен.

При определении налоговой базы подлежащая налогообложению прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Возникает естественный вопрос, а как быть в том случае, если в налоговом или отчетном периоде налогоплательщиком получен убыток? В этом случае налоговая база данного налогового или отчетного периода признается равной нулю.

Вместе с тем налогоплательщику предоставлено право уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму убытка, полученного им в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах.

Такой перенос осуществляется в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. При этом налогоплательщику предоставлено право перенести на текущий налоговый период всю сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. Такой порядок установлен начиная с 2007 года. Ранее действовало ограничение, согласно которому совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном или налоговом периоде не должна была превышать 30% исчисленной налоговой базы. В 2006 году совокупная сумма переносимого убытка не могла превышать 50% исчисленной налоговой базы.

Формирование налоговой базы организации-налогоплательщика в существенной степени зависит от применяемой им учетной политики.

Налоговое законодательство предусматривает для налогоплательщика возможности использования двух методов учета поступающей выручки и произведенных затрат при исчислении налога на прибыль.

Первый – это кассовый метод. Согласно этому методу налогоплательщик учитывает доходы по состоянию на дату поступления средств на счет кредитной организации или в кассу самого налогоплательщика, поступления другого имущества или имущественных прав, а расходы – после их фактической оплаты.

Согласно кассовому методу расходы организации учитываются в затратах с учетом установленных налоговым законодательством определенных особенностей. Так, материальные затраты, а также затраты на оплату труда учитываются в составе расходов в момент списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при другом способе погашения задолженности – в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется также в отношении уплаты процентов за пользование заемными средствами и при оплате услуг третьих лиц. При этом следует иметь в виду, что расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство.

Амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный или налоговый период. При этом допускается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве.

Расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты налогоплательщиком. При наличии у налогоплательщика задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности и в те отчетные или налоговые периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.

До принятия части второй Налогового кодекса налогоплательщик самостоятельно устанавливал учетную политику. С 1 января 2002 г. права большинства налогоплательщиков в этой части существенно ограничены. Организации имеют право на определение даты получения дохода или осуществления расхода по кассовому методу только в том случае, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации товаров, работ и услуг этих организаций без учета НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал.

При отсутствии этого условия организации обязаны применять метод начисления.

На метод начисления обязаны перейти и работающие по кассовому методу организации в случае заключения ими договора доверительного управления имуществом или договора простого товарищества.

Суть метода начисления состоит в том, что доходы и расходы отражаются в том отчетном периоде, в котором они имели место. При этом не имеет значения время фактического поступления денежных средств, другого имущества или имущественных прав, а также время фактической выплаты денежных средств или другой формы оплаты расходов. По сделкам, длящимся более одного отчетного или налогового периода, доходы и расходы по данному методу отражаются исходя из принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов.

Датой получения дохода для целей налогообложения в этом случае считается дата реализации товаров, работ и услуг, а также имущественных прав.

Расходы при методе начисления по сделкам с конкретными сроками исполнения признаются в том отчетном или налоговом периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий этих сделок. Если же сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть четко определена, то расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. По сделкам, длящимся более одного отчетного или налогового периода, расходы признаются исходя из принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов. В случае получения налогоплательщиком доходов в течение нескольких отчетных или налоговых периодов, в связи с чем невозможно четко проследить связь между доходами и расходами, расходы распределяются им самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Порядок определения даты осуществления расходов определен Налоговым кодексом по каждому из видов расходов. Например, по материальным расходам она определена как дата передачи в производство сырья и материалов.

Амортизация и расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации и начисленных расходов на оплату труда.

Расходы на ремонт основных средств считаются произведенными в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены вне зависимости от их оплаты.

Примерно такой же порядок установлен при определении даты осуществления внереализационных и прочих расходов. В частности, для сумм налогов и сборов и иных подобных расходов это дата начисления налогов и сборов в установленном российским законодательством порядке, для расходов на командировки, на содержание служебного транспорта, представительских расходов и других подобных расходов – дата утверждения авансового отчета.

С 1 апреля 2006 года установлен особый порядок уплаты налога на прибыль в части прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта на территории Особой экономической зоне, в Калининградской области.

Согласно принятой поправки в Налоговый кодекс, налог на прибыль от реализации товаров, работ и услуг, полученную юридическими лицами от внедрения инвестиционного проекта, в течение шести календарных лет взимается по ставке «0» процентов. При этом указанный шестилетний срок исчисляется со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.

В период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно налог на прибыль, полученную в результате реализации инвестиционного проекта, уплачивается указанными организациями в размере 50% от общеустановленной ставки, размер которой составляет 24 процента. Соответственно этому наполовину уменьшаются и суммы налога на прибыль, зачисляемые по сниженным ставкам в федеральный бюджет и в бюджет Калининградской области.

Основная ставка налога на прибыль начиная с 2002 г. установлена в размере 24%. При этом налоговым законодательством предусмотрено ее разделение на федеральную и региональную ставки.

Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет и по ставке 17,5% – в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом органы власти субъектов РФ имеют право понижать для отдельных категорий налогоплательщиков установленную ставку в размере 17,5% до уровня 13,5%. Пониженная до 13,5 процентов ставка налога на прибыль, начиная с середины 2006 года, может устанавливаться региональными законами для резидентов особой экономической зоны. При этом по сниженной ставке налога облагается прибыль, полученная от деятельности, осуществляемой на территории такой зоны, при условии ведения раздельного учета доходов и расходов, полученных и понесенных как на территории, так и вне территории особой экономической зоны.

Иностранные организации, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают налог с доходов от источников в Российской Федерации по следующим ставкам:

– 10% – по доходам, полученным от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов и других транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;

– 15% – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций и по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами;

– 20% – с любых других доходов.

Доходы, полученные в виде дивидендов, облагаются по следующим ставкам налога на прибыль:

– в размере 9% – применяется в отношении доходов по дивидендам, полученным российскими организациями и физическими лицами – российскими налоговыми резидентами от российских организаций;

– в размере 15% – применяется к доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам в виде дивидендов, полученным российскими организациями от иностранных организаций.

Ставка в размере 0% применяется при налогообложении прибыли, полученной Банком России от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных федеральным законом об этом Банке. Прибыль, полученная Банком России от осуществления деятельности, не связанной с выполнением указанных функций, облагается налогом по ставке в размере 24%.

Налоги, исчисленные по всем перечисленным ставкам, кроме исчисленных по региональной ставке 17,5%, зачисляются в федеральный бюджет.

По налогу на прибыль организаций установлены следующие порядок исчисления и сроки уплаты налога и авансовых платежей. Согласно налоговому законодательству суммы налога определяются как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, которая устанавливается в описанном выше порядке.

При этом налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, а отчетными периодами являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Все налогоплательщики, за исключением иностранных организаций, не имеющих в России постоянного представительства, рассчитывают сумму налога по итогам налогового периода самостоятельно.

По итогам деятельности за каждый отчетный или налоговый период налогоплательщики обязаны исчислить сумму авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного или налогового периода. Сумма авансовых платежей определяется с учетом ранее начисленных в данном отчетном налоговом периоде сумм авансовых платежей. В течение отчетного периода налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи равными долями в размере 1/3 подлежащего уплате квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей. Размер ежемесячных авансовых платежей, причитающихся к уплате в I квартале текущего года, принимается равным размеру ежемесячного авансового платежа, причитающегося к уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего года.

Вновь созданные организации осуществляют авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, что выручка от реализации не превышала 1 млн. руб. в месяц или 3 млн. руб. в квартал. Если же указанные ограничения превышены, то налогоплательщик, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачивает авансовые платежи в изложенном выше порядке.

Налоговое законодательство предоставило налогоплательщикам право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли.

Для перехода на этот порядок налогоплательщик должен уведомить об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором происходит переход на этот порядок. При этом указанный порядок уплаты авансовых платежей не может быть изменен налогоплательщиком в течение всего налогового периода.

Исчисление сумм авансовых платежей при переходе на данный порядок производится исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, которая рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Для отдельных организаций установлен особый порядок уплаты авансовых платежей, состоящий в том, что эти налогоплательщики уплачивают только лишь квартальные авансовые платежи по итогам квартала. К их числу относятся, в частности, организации, у которых за предыдущие 4 квартала сумма доходов от реализации не превышала в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал. Сюда же входят бюджетные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в России через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие доходов от реализации товаров, работ и услуг. В эту группу включены также участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, а также выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.

Иностранные организации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации и получающие доходы от источников в России, самостоятельно не определяют суммы налога и не перечисляют их в бюджет. Эти обязанности возложены на организации, выплачивающие указанный доход данному налогоплательщику и являющиеся по российскому налоговому законодательству налоговыми агентами.

Российские организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, а также в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащим налогообложению, обязаны определить сумму налога отдельно по каждому такому налогоплательщику и по каждой выплате, удержать налог и перечислить его в бюджет.

В том случае, если по государственным и муниципальным ценным бумагам не имеется возможности определить у источника сумму дохода, подлежащего налогообложению, налогоплательщик – получатель дохода должен самостоятельно осуществить исчисление и уплату налога в виде авансовых платежей с полученных доходов.

По истечении налогового периода подлежащий уплате налог должен быть уплачен налогоплательщиком не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций, т. е. до 28 марта следующего года.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода должны быть уплачены налогоплательщиком не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций, т. е. 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком не позднее 28-го числа каждого месяца данного отчетного периода.

Налогоплательщики, которые исчисляют ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, должны уплатить их не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

По итогам отчетного периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение этого периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода, которые, в свою очередь, засчитываются в счет уплаты налога по итогам года.

Организации – налоговые агенты, выплачивающие доход иностранной организации, обязаны перечислить удержанную сумму налога в течение трех дней после дня выплаты или перечисления ей денежных средств или иного дохода.

Налог, удержанный при выплате дохода в виде дивидендов или процентов по ценным бумагам, должен быть перечислен в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, в течение 10 дней со дня выплаты дохода.

Особый порядок исчисления и уплаты налога установлен для налогоплательщиков, имеющих обособленные подразделения. Указанные организации исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также налога, исчисленного по итогам календарного года, должны производить по месту своего нахождения без распределения этих сумм по обособленным подразделениям. Другой порядок установлен по уплате авансовых платежей и сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ. Она должна производиться налогоплательщиками – российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. Указанная доля определяется как средняя арифметическая величина двух показателей. Первый представляет собой удельный вес среднесписочной численности работников или расходов на оплату труда этого обособленного подразделения в общей среднесписочной численности работников или расходах на оплату труда на конец отчетного периода. Второй показатель – удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения на конец отчетного периода в остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по налогоплательщику.

При этом налогоплательщику предоставлено право самостоятельно определять, какой из показателей должен применяться – среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Вы­бранный показатель должен быть неизменным в течение всего налогового периода.

Суммы авансовых платежей, а также сумма налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Федерации, исчисляются налогоплательщиком самостоятельно по тем ставкам налога, которые действуют на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения, и уплачивается в сроки, установленные для подачи соответствующих деклараций.

Доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, как уже отмечалось, также учитываются при определении ее налоговой базы. При этом указанные доходы должны быть учтены в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

Выплаченные российской организацией в соответствии с законодательством иностранных государств суммы налога засчитываются согласно российскому налоговому законодательству при уплате этими организациями налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этими организациями в России.

При этом зачет может быть произведен только при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату налога за пределами РФ.

Все налогоплательщики вне зависимости от наличия у них обязанности по уплате налога или авансовых платежей по нему обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

Налоговые агенты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты по истечении каждого отчетного или налогового периода, в котором производились выплаты налогоплательщику.

Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются по упрощенной форме. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме только по истечении налогового периода.

Налогоплательщики и налоговые агенты представляют налоговые декларации или налоговые расчеты не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации или налоговые расчеты по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками и налоговыми агентами не позднее 28 марта года, следующего за истекшим календарным годом.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода должны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Особое место в российском налоговом законодательстве отведено специфике налогообложения иностранных организаций, как осуществляющих свою деятельность в России через постоянное представительство, так и не осуществляющих деятельность в России через постоянное представительство, но получающих доходы от источников в Российской Федерации.

Доходы, полученные иностранной организацией от источников в Российской Федерации, как связанные, так и не связанные с ее предпринимательской деятельностью в России через ее постоянное представительство и подлежащие обложению налогом на прибыль, имеют достаточно широкий перечень. Различие получаемых доходов состоит в том, что во втором случае иностранная организация получает доход непосредственно, а в первом – через своего постоянного представителя. Сюда в первую очередь включаются дивиденды, выплачиваемые иностранной организации как акционеру или участнику российских организаций, а также доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций.

Облагаются налогом процентные доходы от долговых обязательств любого вида, в том числе доходы в виде процентов по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам.

Являются облагаемым доходом также доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, доходы от реализации акций или долей в капитале российских организаций, более 50% активов которых состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ.

Объектом обложения выступают доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на российской территории, от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на российской территории, а также доходы от международных перевозок.

Полученные иностранными организациями штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами или исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств также подлежат налогообложению как доходы, полученные от источника в Российской Федерации.

Налоги с указанных выше доходов подлежат удержанию у источника их выплаты. Одновременно с этим доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров или другого имущества, кроме реализации акций и находящегося на территории России недвижимого имущества, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

При определении налоговой базы по доходам от реализации акций и находящегося на российской территории недвижимого имущества из суммы таких доходов могут вычитаться произведенные иностранной организацией документально подтвержденные расходы.

Кроме этих доходов иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, имеют дополнительные доходы, являющиеся объектом налогообложения. К ним относятся полученные ею на территории России в результате осуществления деятельности через постоянное представительство доходы, уменьшенные на величину произведенных этим постоянным представительством расходов. Также являются объектом обложения доходы иностранной организации от владения, пользования или распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов.

Доходы, полученные иностранной организацией от источников в России и подлежащие налогообложению, являются объектом налогообложения по налогу независимо от формы, в которой они получены, в частности в натуральной форме, путем погашения обязательств этой организации, в виде прощения ее долга или зачета требований к этой организации.

Налоговая база по доходам иностранной организации, подлежащим налогообложению, и сумма удерживаемого налога исчисляются в валюте, в которой ино­странная организация получает такие доходы.

Иностранные организации, как осуществляющие, так и не осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают налог по основным видам доходов по общей установленной ставке в размере 24%. Доходы в виде дивидендов, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, а также доходы в виде процентов по государственным или муниципальным ценным бумагам облагаются отдельно от других доходов по ставкам в размере 15 процентов.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается соответствующей организацией, осуществляющей ей выплату, в той же валюте, что и каждая подобная выплата.

Сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций, должна быть перечислена налоговым агентом в федеральный бюджет одновременно с выплатой дохода или в валюте выплаты этого дохода или в валюте Российской Федерации по официальному курсу Банка России на дату перечисления налога.

Определенные особенности имеются в тех случаях, когда доход выплачивается иностранной организации в натуральной или иной - не денежной форме, в том числе в форме взаимозачетов. В этих случаях налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме.

В том же порядке, что и все российские налогоплательщики, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи и налог.

Налоговая декларация по итогам налогового или отчетного периода, а также годовой отчет о деятельности в Российской Федерации представляются указанными организациями в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства этой организации в общеустановленном порядке.

Исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного или налогового периода осуществляется налогоплательщиком на основе данных не только бухгалтерского, но и налогового учета. Ведение налогового учета вызвано тем, что Налоговым кодексом предусмотрен порядок группировки и учета отдельных объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличающийся от порядка их группировки и отражения в бухгалтерском учете.

Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Он осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного или налогового периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета должна быть организована налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, и устанавливается соответствующим приказом или распоряжением руководителя организации.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций или объектов в целях налогообложения может быть осуществлено налогоплательщиком только в случае изменения законодательства или применяемых методов учета и должно применяться с начала нового налогового периода.

При осуществлении налогоплательщиком новых видов деятельности он должен определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения этих видов деятельности.

В данных налогового учета должны отражаться суммы доходов и расходов, доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом или отчетном периоде, суммы остатка убытков, подлежащие отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, суммы создаваемых резервов, а также суммы задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль. Все эти данные налогового учета должны быть подтверждены первичными учетными документами, включая справку бухгалтера, аналитическими регистрами налогового учета, а также расчетом налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный или налоговый период без распределения по счетам бухгалтерского учета. Они предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета, для отражения в расчете налоговой базы.

Расчет налоговой базы за отчетный или налоговый период составляется налогоплательщиком самостоятельно исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года. При этом обязательным условием является наличие в нем всех необходимых данных. К их числу относится в первую очередь период, за который определяется налоговая база, исчисляемая, как известно, нарастающим итогом с начала налогового периода. В расчет включается также сумма доходов и расходов от реализации, полученных в отчетном или налоговом периоде, с отражением отдельно выручки и расходов от реализации товаров, работ и услуг собственного производства и покупных товаров. Сюда же включаются доходы и расходы от реализации имущества, имущественных прав, от реализации ценных бумаг или финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, от реализации основных средств, а также товаров, работ и услуг обслуживающих производств и хозяйств.

При этом общая сумма расходов на производство и реализацию товаров, работ и услуг собственного производства, а также расходов, понесенных при реализации имущества и имущественных прав, должна быть уменьшена на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но нереализованной на конец отчетного или налогового периода.

В расчете налоговой базы должны быть также отражены суммы внереализационных доходов, внереализационных расходов и прибыли или убытков от внереализационных операций. На основе указанных данных определяется налоговая база за отчетный или налоговый период. При этом для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы должна быть исключена сумма убытка, подлежащего переносу на последующие налоговые периоды.

Налоговым кодексом установлен порядок ведения налогового учета по каждому виду доходов и расходов, включаемых в налоговую базу для исчисления налога на прибыль организаций.

Контрольные вопросы:

 

1. Какова роль налога на прибыль организаций в экономике и финансах?

2. Кто в России является плательщиком налога на прибыль? Какие организации не платят налог на прибыль?

3. Что является объектом налогообложения?

4. Как рассчитывается налоговая база по налогу на прибыль?

5. Какие доходы, полученные налогоплательщиком, не учитываются при формировании налоговой базы?

6. Что входит в понятие внереализационных доходов и расходов?

7. Какие ограничения существуют по отдельным расходам, учитываемым при формировании налоговой базы? Каковы особенности начисления амортизации?

8. Что такое учетная политика в целях налогообложения и какие ее формы применяются в налоговой системе России?

9. Каковы ставки налога на прибыль? Кто их устанавливает?

10. Каков порядок уплаты в бюджет налога на прибыль?

11. В какие сроки уплачивается налог на прибыль в бюджет?

12. Что такое налоговая декларация, порядок ее заполнения и сроки представления?

13. Каковы особенности исчисления и уплаты налога на прибыль иностранными организациями?

14. С какой целью введен налоговый учет?

 

 

6. Налог на добычу полезных ископаемых.

 

Налог на добычу полезных ископаемых был включен в российскую налоговую систему в 2001 г. и вступил в действие с 1 января 2002 г. Впервые за годы существования налоговой системы с принятием гл. 26 Налогового кодекса РФ была упорядочена система налогообложения недропользования, четко разделены налоговые и неналоговые платежи за природные ресурсы. Указанный налог был введен в целях совершенствования и упрощения системы налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере.

Поэтому одновременно с введением этого налога отменены действовавшие до этого плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть и газ.

Условия исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых основаны на действовавшем до его введения порядке функционирования платы за пользование недрами[2]. Одновременно с этим в ставку налога добычу полезных ископаемых были включены: половина ставки отмененных отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также в полном размере – ставка отмененного акциза на сырую нефть.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны пользователями недр.

В отличие от плательщиков других налогов, которые обязаны встать на учет в налоговых организациях по месту своего нахождения, плательщик налога на добычу полезных ископаемых подлежит постановке на налоговый учет в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии или разрешения на пользование участком недр по месту нахождения этого участка недр. Исключение сделано лишь для налогоплательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых на участках недр, предоставленных им в пользование на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации (на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации или арендуемых у иностранных государств). В этом случае они должны встать на учет в качестве плательщиков налога в общеустановленном порядке, т.е. по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Объектом обложения налогом являются полезные ископаемые, добытые из недр на российской территории, за пределами российской территории, а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов или потерь добывающего производства, при условии, что такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с российским законодательством.

При этом налоговое законодательство установило достаточно большой перечень полезных ископаемых, добыча которых не облагается налогом.

Не признаются объектом налогообложения, в частности, полезные общераспространенные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, которые добыты индивидуальными предпринимателями и использованы ими непосредственно для личного потребления.

Не подлежат обложению налогом полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего производства или связанного с ним перерабатывающего производства, при условии, что их добыча из недр подлежала налогообложению.

Налоговое законодательство установило закрытый перечень видов добытого полезного ископаемого, важнейшими из которых являются антрацит, уголь каменный, бурый, горючие сланцы, торф, углеводородное сырье: нефть, природный газ; товарные руды черных, цветных, редких металлов, а также многокомпонентные комплексные руды и компоненты из них.

Облагаемым налогом полезным ископаемым являются также горно-химическое неметаллическое сырье, в том числе калийные, магниевые и каменные соли, сера, асбест, йод, бром и другие виды неметаллических полезных ископаемых для химической промышленности и производства минеральных удобрений.

К добытым полезным ископаемым относится и неметаллическое сырье, используемое в строительной индустрии, в том числе гипс, ангидрид, мел, доломит, известняк, песок строительный, галька, гравий, другие неметаллические ископаемые.

В указанный перечень включены и продукты камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, бирюза, агаты, яшма и др.), а также природные алмазы и другие драгоценные камни (изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь).

Налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых по большинству видов таких ископаемых представляет собой стоимость добытых полезных ископаемых. Исключение составляют попутный и природный газ, а также нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная. Налоговая база при добыче указанных видов газа и нефти определяется как его количество в натуральном выражении.

Налоговая база должна определяться налогоплательщиком самостоятельно отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого. По полезным ископаемым, в отношении которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база должна определяться отдельно по каждому виду таких ископаемых.

Для формирования налоговой базы по налогу необходимо в первую очередь определить количество добытого полезного ископаемого. Оно определяется в единицах массы или объема и устанавливается налогоплательщиком самостоятельно в зависимости от добытого полезного ископаемого.

Налоговое законодательство установило два возможных к применению метода определения количества добытого полезного ископаемого. Суть прямого метода состоит в применении измерительных средств и устройств. В соответствии с косвенным методом количество добытого полезного ископаемого устанавливается расчетно, по данным о содержании в извлекаемом из недр, из отходов или из потерь минеральном сырье. Косвенный метод применяется только в том случае, когда невозможно определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом.

При этом законодательством установлено, что применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого должен быть утвержден в его учетной политике, и применяться им в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Переход от одного метода к другому допускается только в случае изменений технического проекта разработки месторождения в связи с изменением применяемой технологии добычи.

В случае применения прямого метода количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом его фактических потерь.

Вторым этапом формирования налоговой базы по налогу является определение стоимости добытых полезных ископаемых. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых должна определяться налогоплательщиком также самостоятельно с помощью трех возможных способов.

Во-первых, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций.

Во-вторых, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого.

В-третьих, исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

При первом способе оценка производится исходя из суммы выручки, определенной с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого, но без учета субвенций из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.

При этом при определении цены должны учитываться следующие принципиальные положения, установленные первой частью Налогового кодекса. В соответствии с ними для целей налогообложения должна приниматься цена товаров, работ и услуг, указанная сторонами сделки. И пока не доказано обратное, считается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Налоговые органы имеют право проверять и контролировать правильность применения цен лишь в четырех случаях: при совершении сделки между взаимозависимыми лицами, при совершении товарообменных, или бартерных, операций, при совершении внешнеторговых сделок, а также при значительном колебании (более чем на 20% в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным или однородным товарам в пределах непродолжительного периода времени.

Если при проверке по изложенным 4 основаниям окажется, что применяемые налогоплательщиком цены отклоняются более чем на 20% от рыночных цен на идентичные или однородные товары, то налоговый орган имеет право сделать досчет объема реализации до уровня рыночных цен.

Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.

Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого (по каждому виду в отдельности).

В том случае, если отсутствуют государственные субвенции к ценам реализации добываемых полезных ископаемых, налогоплательщик применяет второй способ оценки. Его отличие от первого способа состоит лишь в том, что здесь не учитывается сумма субвенций.

В случае отсутствия реализации добытых полезных ископаемых налогоплательщику предоставлено право применить третий способ оценки – исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком также самостоятельно на основании данных налогового учета. При этом налогоплательщик вправе учесть произведенные в отчетном или налоговом периоде соответствующие суммы материальных расходов, расходов на оплату труда, начисленной амортизации, расходов на ремонт основных средств, на освоение природных ресурсов, а также внереализационные и прочие расходы, включая расходы на страхование.

Необходимо подчеркнуть, что все перечисленные расходы и затраты налогоплательщика, за исключением материальных расходов и расходов на освоение природных ресурсов, могут быть учтены только в части, относящейся к производству по добыче полезных ископаемых.

В том случае, если добытое минеральное сырье содержит несколько видов полезных ископаемых, стоимость каждого вида полезного ископаемого определяется пропорционально удельному весу каждого вида полезного ископаемого в общем объеме добытых полезных ископаемых.

Налогообложение добытых полезных ископаемых производится по следующим налоговым ставкам (табл. №).

Таблица №




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.199 сек.