КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие цивилизации
Образовательная функция состоит в том, что, приобщаясь к культуре, человек овладевает накопленными обществом знаниями, родным и иностранными языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества и эрудицию. Человека и общества Роль культуры в жизни
Роль культуры трудно переоценить, поскольку именно культура в обществе делает человека человеком, а стадо первобытных людей - обществом. Не случайно так называемые феральные люди, т. е. те, кто был вырван из культурной среды общества и вырос в окружении животных, перестают быть человеком (у них нет связной речи, мышления, человеческих чувств). Наиболее наглядно эта роль культуры проявляется в следующих четырех взаимосвязанных функциях культуры ♦ Воспитательная функция имеет место, когда люди активно усваивают социальные ценности и нормы, учатся жить в обществе, постигая сложное искусство взаимодействия и общения друг с другом и постепенно начиная понимать, что путь к нормальным человеческим отношениям пролегает через личную сдержанность, терпимость к особенностям окружающих, через взаимные доброжелательность и уступки. Не случайно культурным называют прежде всего образованного и воспитанного человека. ♦ Р егулирующая функция тесно связана с предыдущей. Она проявляется в том, что культура (в первую очередь социальные ценности и нормы) определяет рамки приемлемого поведения человека в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей. ♦ О бъединяющая функции культура обеспечивает целостность общества. Она сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, народу, к одной конфессиональной или иной социальной группе. Несмотря ни на что, она (наша культура - этот особый «русский дух») объединяет многострадальный российский народ веками. И подавляющее большинство россиян даже не стремится ни в какие америки и канады, а хочет жить на родине - в пусть убогой, но и могучей России. С проблемами культуры общества тесно связанопонятие цивилизации само слово «цивилизация» происходит от латинского civilis - гражданский, государственный. В отношении же определения понятия цивилизации существует целый ряд разных точек зрения. (1) Одни ученые связывают это понятие с религией - говорят, например, о христианской или мусульманской цивилизациях. (2) Другие - с географическим регионом - скажем, европейская цивилизация. (3) Третьи предполагают, что цивилизация - это определенная историческая ступень развития культуры того или иного общества (к примеру, античная цивилизация). (4) Наконец, еще 2-й – тема 2, пар. 5в одном значении слово «цивилизация» используется как синоним культуры. Творчески объединяя два последних варианта, получим, что цивилизация — это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой. Отсюда следует, что одну цивилизацию от другой отличают'образцы как материальной, так и духовной культуры общества - орудия, с помощью которых люди создают жизненные блага; 'жилища, в которых они живут; опыт и знания, которыми они пользуются; искусство, которым они украшают свою жизнь; наконец, 'социальные ценности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь. И все же главное, чем различаются цивилизации (особенно если брать не разные исторические эпохи, а цивилизации-современницы), - это духовная культура. Если материальные элементы современных, к примеру, таиландского и бельгийского обществ во многом схожи, то социальные ценности и нормы, знания, искусство и религия значительно расходятся. В связи с этим понятно, почему социологи давно и всесторонне сопоставляют две параллельно развивающиеся сквозь века цивилизации - восточную и западную. Учебники: 2-й – тема 2, пар. 5.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |