КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социокультурный прогноз на XXI век
Социально-экономические процессы в России Активные процессы, которые протекают в России и в мире, крайне сложны, а потому у ученых нет единой точки зрения на них. Поэтому данный раздел будет построен как набор материалов, которые должны служить основой для размышлений и ориентиром при осмыслении происходящих событий. В числе тенденций наиболее вероятного мирового развития можно перечислить: 1. Ннарастание социально-демографических проблем перенаселенности Земли на фоне усиливающихся экологического и энергетического кризисов. Одним из результатов этого станет «переструктурирование» социальной организации человечества на иных, нетрадиционных основаниях, формирование новой социально-культурной стратификации основной массы населения планеты. Такие социальные регуляторы, как этническая, сословная, религиозная принадлежность человека, разумеется, сохранят свою значимость, но преимущественно на микросоциальном уровне жизни. 2. Существенное возрастание интенсивности материального и интеллектуального производства, а также социального управления на основе научно-технического прогресса и углубления профессиональной специализации. Это общемировая тенденция, в XX в. получившая особенно интенсивный характер. 3. Существенное «уплотнение» информационного поля, в котором живет человек, обретение новых принципов и способов упорядочивания и систематизации информации; в упрощение содержания массового среднего образования, сведение его к усвоению элементарной «картины мира», простейших средств коммуникаций. Параллельно этому будет происходить нарастание уровня «элитарности», сложности и специализированности отдельных областей знания, доступ к которым будет все более затруднен; 4. Формирование крупной элитарной прослойки высококлассных специалистов международного уровня числом до нескольких десятков (или сотен) миллионов человек в самых разнообразных областях высокоспециализированной деятельности, всегда обеспеченных спросом на их профессиональные услуги, фактически не имеющих постоянного дома, Родины, родной культуры; 5. В условиях резкого спада культурно-образовательного уровня и общей социальной конкурентоспособности остальной части населения Земли (80—90 %) в ее среде неизбежен существенный рост проявлений традиционализма, экстремизма и т.п. Это будет подавляться с должной жестокостью. Особенности опасностей для России связаны даже не с тем, что нам угрожает массовая «утечка мозгов» (то есть отъезд той элитной части специалистов, которые во всей большей мере становятся основой современной цивилизации), гигантский приток эмиграции из мусульманских и дальневосточных стран и ускоренные темпы вымирания христианской части населения. Главной опасностью для России представляется интеллектуальный кризис национального самосознания. Весьма показательно уже то, что под культурой мы продолжаем понимать какие-то шедевры духа и творчества, а не принятую во всем мире социальную солидарность людей, совокупность исторического опыта, специфический аспект группового человеческого существования.[3] Как вы оцениваете этот прогноз? Является ли он благоприятным или неблагоприятным? Кажется ли он вам справедливым и правильным? . Наблюдение российской реальности позволяет выделить следующие факты. 1. Резкое, можно сказать, скачкообразное увеличение количества разных, абсолютно не сводимых к сословным, классовым или слоевым определениям жизненных форм и стилей. Эти стили, возникшие в жизни России в течение последних пяти-десяти лет, не отсылают непосредственно к категориям демографической, профессиональной или экономической структуры как советской, так и нынешней «капиталистической» России. 2. Крайняя условность и подвижность профессиональной структуры в сегодняшней России. Парадоксально, но необходимость борьбы за выживание не обедняет, а наоборот, обогащает жизненно-стилевой репертуар людей. Чтобы содержать семью в современных условиях, человеку часто приходится осваивать и усваивать новые жизненные формы и стили, к которым он никогда бы не обратился в благополучной и стабильной ситуации. Так, например, не редкость, когда ученый часть своего времени работает как водитель такси, используя для этого либо собственный, либо чужой автомобиль; рабочие и служащие в. свободное время занимаются коммерческой деятельностью, отправляются в шоп-туры, становятся коммерческими посредниками, коммивояжерами и т.д. Повышение роли приписанных статусов и соответствующих форм поведения. Как можно предположить, роль приписанных статусов становится выше по двум причинам. Во-первых, известная ожесточенность борьбы за существование повышает удельный вес определений личности по полу, возрасту, иным биологическим и природным качествам, ибо последние в значительной мере определяют успех или неуспех деятельности. Но роль подобных статусов велика в любом обществе, и представляется, что ее усиление или ослабление является временным и зависит от достаточно краткосрочных колебаний экономической ситуации. - Широта предложений в области образования — новый дифференцирующий фактор. В отличие от предшествующего советского периода сейчас практически нет ни одной профессии, ни одной жизненной формы, которая не может быть освоена и усвоена в соответствующих образовательных организациях как внутри станы, так и за рубежом. Этот фактор ведет скорее не к вертикальной, а к горизонтальной дифференциации, то есть к распределению обучающихся по группам, которые характеризуются различными формами или стилями жизни. - Утрата, мотивирующей силы социальной мобильности. Как правило, получение образования не является показателем подъема по социальной лестнице, перехода на более высокую ступень, хотя и свидетельствует об индивидуальном достижении и может служить залогом дальнейших достижений. Этот любопытный факт объясняется, пожалуй, отсутствием стабильной и единообразной шкалы престижа профессий и является признаком переходного периода. - Специфическая организация политики. Сегодня политическая жизнь в России далека от традиционных моделей, но близка современным западным моделям. В качестве главного признака российской политики можно назвать практически полное отсутствие социально-слоевой идентификации политических партий, которые ориентируются теперь не на класс или слой, а на своих сторонников, принадлежащих к самым разным социальным группам. Все факты, приведенные здесь, позволяют показать, что Poссия в результате реформ, начавшихся, в 1985 году, медленно и мучительно развивающихся и перешедших впоследствии в революционные изменения, отнюдь не вернулась в свое собственное досоветское или буржуазное прошлое, а естественным образом перешла, в характерное для современных западных стран постклассовое состояние — состояние, когда в обществе отсутствует четкая социальная дифференциация. исчерпала и не смогла подтвердить себя. Процесс развития, следовательно, предстает как чередование поступательного и попятного движения. Постмодернистское общество обладает следующими характеристиками: 1) оно нестабильно, что подразумевает наличие множества культур и субкультур, которые сосуществуют и (или) приходят на смену друг другу, причем этот процесс протекает крайне быстро. Данный признак часто определяют как «полистилистичность»; 2) цель постмодернистского общества — это применение и толкование информации (ср. обработку и передачу информации как основной признак в теории информационного общества). 3) оно прагматически ориентировано: поддерживается лишь то, что имеет непосредственный практический результат; 4) функции получения и интерпретации знаний в постмодернистском обществе разделены между разными институтами (научными учреждениями, с одной стороны, и средствами массовой информации, политическими партиями — с другой). Для современной ситуации в большей степени характерна независимость средств массовой информации от собственников и властей, чем обслуживание их потребностей (что находит свое отражение в выражении «продажная пресса»). 5) в постмодернистском обществе чрезвычайно важную роль приобретает образование, причем образование специализированное. Это проявляется не только в необходимости получать образование, которая навязывается социальными институтами, но и в прямой зависимости между образованием, социальным статусом и уровнем доходов (что, впрочем, более характерно для западных обществ, чем для российского); 6) современное общество неспособно отличить миф от реальности, то есть оказывается (по крайней мере, отчасти) неспособным ставить реальные четкие цели; 7) оно практически полностью освободилось от идей прогресса, а также от морали и традиций, что, несомненно, имеет и крайне негативные стороны. Учебник: 1-й – разд. 4. Лекция № 18
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |