Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивы и мотивация

Мотивом принято считать любую побудительную силу пове­дения, скрывающуюся внутри нас. На первый взгляд потребнос­ти, которые также относятся к внутренним побудительным си­лам поведения, можно отождествить с мотивами.

Не только в обыденном, но и в научном словоупотреблении мотив понимается расширительно – как выразитель потребностей или побуждений организма. В первой половине ХХ в. психологи уравнивали мотивы даже с инстинктами, впоследствии сведя их к потребностям. Правда, разделили те и другие на 2 группы. Первичные мотивы (соответствующие врожденным потребностям) и вторичные мотивы (приобретенные потребности). В результате сложилась традиция расширительной трактовки мотивов в психологии. К ним относили потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы, все, что побуждает к действиям.

Но, говоря о животных, мы применяем к ним слово «потребность»: биологические потребности управляют их действиями. А применимо ли к ним понятие мотива? Поведение кошки мотивировано поиском колбасы – нелепо.

Дело в том, что мотив несет в себе какую-то осмысленность. М. Вебер выделял 2 обязательных условия, которым должно отвечать социальное действие (человеческое поведение)

субъективная мотивация

ориентация на других

Если внутреннее или внешнее имеет субъективный смысл, т.е. цели и логика действия понимаются и осознаются человеком, то оно мотивировано. Например: пошел дождь, и все раскрыли зонтики. В этом действии нет субъективной причины. Другой пример: солнечная погода, но вы раскрыли зонтик с явным намерением либо выделиться, либо убе­речь лицо от солнца, либо вами руководят иные соображения и цели. Намерение выделиться свидетельствует о заранее постав­ленной цели, прогнозируемой реакции окружающих, свобод­ном выборе средства достижения цели. Эти моменты – осозна­ваемая цель, выбор средств, ориентация на других показывают, что мы имеем дело скорее с осмысленным, нежели мотивиро­ванным поведением.

Действительно, разбирая уголовное дело, следователь задает­ся вопросом: какие мотивы двигали преступником? Завладеть наследством, испортить имидж жертвы, свести личные счеты? Он помнит заповедь: узнай мотивы, и ты установишь ви­новника, следовательно, и причины преступления. В большин­стве своем преступления мотивированы, т.е. осмысленны, но бывают и немотивированные преступления: виновный не знает, почему он схватил нож и ударил. Следователь не находит у него разумных объяснений, т.е. мотивов (пьянка, не знает почему ударил и т. д.), нет разумных мотивов – Задорнов, ружье.

В строгом смысле слова мотив и потребность – не одно и то же. Мотивразумно объясненная причина поведения, осмысленное действие. Потребностьвсего лишь ощущаемое, переживаемое состояние организма или психики, сопровождаемое дискомфортом и не имеющее субъективного смысла. Тоска по общению с близки­ми людьми (социальная потребность) или страх пройтись по ночным улицам (потребность в безопасности) психологи­ческое состояние, но не мотив. Они непроизвольные, у них нет цели. Но вы превращаете потребности в мотивы, как только осознаете, в чем они состоят, на что направлены и как их мож­но удовлетворить. Мотивэто потребность, переведенная выше по иерархии.

Итак, мотивы – осознанные намерения, они формируются целями и появляются не в начале, а в конце действия или акта.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Физиологические | Ценности и значение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.