Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация и социальный контроль




Агенты и институты социализации выполняют не одну, а две функции:

· обучают ребенка культурным нормам и образцам поведения;

· контролируют то, насколько прочно, глубоко и правильно усвоены социальные нормы и роли.

Отсюда следует, что вознаграждение и наказаниеглавные элементы социального контроляодновременно являются эф­фективными приемами социализации.

Общество изобрело множество педагогических практик (при­емов, методов, техник), способов социальной тренировки, по­зволяющих человеку накрепко усвоить правила поведения. Школьные оценки — не только система измерения успехов в уче­бе, но и разновидность контроля. Отличники продвигаются впе­ред, двоечники остаются на второй год.

Оценкиуниверсальный механизм социализации и социаль­ного контроля. В них отражается объективное и получившее ин­ституциональное закрепление мнение значимых других, выпол­няющих функцию судей.

Когда мы говорили о "зеркальном Я", то отмечали, какое важное значение имеют мнения окружающих людей. Без посто­янной оглядки на них человек вряд ли способен точно выверять стратегию поведения в непостоянном море социальной жизни. Но иногда они выполняют роль неисправного компаса либо искривленного зеркала. Но это неудивительно. Ведь они субъективны и иными быть не могут.

В важных социальных процессах – подбор персонала предпри­ятия, проверка знаний учащихся, принятие управленческих ре­шений на всех уровнях – общество, и это, согласимся, его пра­во, не может полагаться на пристрастные мнения людей. Оно изобрело другой инструмент – экспертные оценки.

Экспертные оценки выносятся коллективно специально обу­ченными людьми и по специально составленным инструкциям либо методикам.

Тысячелетиями человечество шло к своему замечательному социальному изобретению. Можно составить любопытную исто­рию, начиная с процедуры вынесения коллективного решения совета старейшин в первобытном обществе и заканчивая совре­менными компьютерными программами школьного тестирова­ния. Но как бы то ни было, нам важно знать, что оценки выпол­няют двоякую функциюсоциализации и контроля.

А кроме того, они помогают проводить социальную селек­циюсортировать людей на успешно и неуспешно прошедших одну из стадий социализации, а именно обучение новым знаниям.

Общество постоянно отбирает наиболее знающих, способ­ных, тренированных, лояльных индивидов и отбраковывает не­знающих, неспособных и нелояльных. Отличники поступают в университеты, за компетентных работников борются солидные банки и компании, неудачников изгоняют.

"Удачники социализации" получают доступ к дефицитным социальным благам — престижным должностям и профессиям, орденам, званиям и высокой зарплате. "Неудачники социализа­ции" скатываются на социальное дно общества.

Сделаем принципиально важный вывод: социальный контрольверный помощник и опора социализации. Он вознаграждает удач­но социализирующихся и наказывает неудачников. На вооруже­нии у него эффективнейший инструментэкспертные оценки, на основании которых "социализантов" тестируют, корректиру­ют и селектируют, т.е. переводят вверх или вниз по социальной лестнице.

Социальная селекция имеет многообразные виды и формы. Самой крайней является физическое устранение индивидов или целых социальных групп. Здесь уже теряется нить, связующая со­циализацию и социальный контроль. На другом полюсе – уме­ренные формы, например, двоечника оставляют на второй год. А посредине мысленной шкалы форм и видов селекции находит­ся увольнение.

Увольнениеэлемент социального контроля, применяемый к тем, кто неудачно освоил профессиональную роль (совокупность технических знаний, культурных стандартов поведения, навыков ремесла) и нарушает трудовую дисциплину (совокупность конк­ретных норм, требований и правил распорядка рабочего дня).

Неудачники социализации реже добиваются жизненного ус­пеха. Они оказываются на "социальном дне", пополняют ряды социальных аутсайдеров, мало- и неимущие слои населения. Преступники, нищие, безработные, алкоголики, бомжи, про­ститутки – группы населения, неудачно прошедшие социализа­цию. Любое общество и во все времена стремилось избавиться или изолировать их.

Итак, мы выяснили, что для сортирования удачливых и неудачливых используется механизм социального контроля. Таким образом, оба понятия – социализация и социальный контроль – отражают две стороны одного целого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.