Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и признаки органов государственного управления (исполнительной власти)




УПРАВЛЕНИЯ (ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ)

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

Преподаватель А.Т. Левченя

 

Тема 4

 

4.1. Понятие и признаки органов государственного управления (исполнительной власти).

4.2. Классификация органов государственного управления (исполнительной власти).

4.3. Система органов государственного управления (исполнительной власти). Принципы ее построения.

4.4. Полномочия Президента Республики Беларусь как субъекта административного права.

4.5. Полномочия Совета Министров (Правительства) Республики Беларусь.

4.6. Республиканские органы государственного управления.

4.7. Местные органы исполнительной власти.

4.8. Организационная структура и штаты органов государственного управления.

 

 

Органы государственного управления (исполнительной власти) — это разновидность органов государственной власти. Поэтому понятие и черты этих органов производны от принципа разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойствами исполнительной власти. Следовательно, им присущи основные черты, свойственные органам государствен­ной власти. Исходя из этого необходимо выяснить признаки органа государства.

Государственный орган — это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции.

Поэтому орган государства можно характеризовать прежде всего как организацию, коллектив, управляемую группу людей. Но для органа государства характерно то, что он является организацией политической, т. е. наделенной государственной властью. Органы государства призваны выступать от имени государства, выполнять его функции.

Это предполагает наделение их полномочиями специфического рода, которые по своей природе явля­ются государственно-властными. Наличие государственно-властных полномочий — главный юридический признак любого государственного органа.

Содержание государственно-властных полномочий состоит в том, что:

во-первых, органы государства вправе издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы. Эти юридически обязательные акты издаются органами государства от имени последнего. Акты государственных органов могут быть адресованы другим органам государства, долж­ностным лицам, учреждениям, организациям, предприятиям, гражданам, а также в ряде случаев и общественным организациям (если государственные органы осуществляют руководство ими);

во-вторых, специфической особенностью государственно-властных полномочий органов государства является то, что их веления могут выходить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту область или отрасль хозяйственного, социально-культурного или административно-политического строительства, с которой связано функционирование данного органа.

При этом акты органов государства могут распространяться не только на непосредственно подчиненных должностных лиц, работающих в подведомственной данному органу области, но во многих случаях и на граждан. Этот внешний фактор не является универсальным, тем не менее наиболее четко и ярко выражает сущность властных полномочий органов государства.

Сфера действия велений органов государства определяется конкретным местом, занимаемым каждым из них в системе государственного аппарата, и характером задач, стоящих перед соответствующим органом.

Для государственно-властных полномочий характерно право органов государства на обеспечение реализации принимаемых ими актов путем использования от имени государства соответствующих мер воспитания, убеждения, поощрения.

Для государственно-властных полномочий характерно также право органов государства на осуществление от его имени надзора (наблюдения) за исполнением требований правовых актов. Это закономерно, т, к. власть выражается не только в установлении определенных обязанностей и т. п., но и в обеспечении их реального выполнения и соблюдения государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Для государственно-властных полномочий характерно право органов государства в необходимых случаях и в целях обеспечения выполнения требований издаваемых ими правовых актов применять установленные меры принуждения.

Все указанные действия органов государства обя­зательны, т. к. подкрепляются авторитетом и силой государства.

Таким образом, основными признаками органа государства являются следующие:

1) орган государства — это часть аппарата государства;

2) орган государства есть организация, т. е. ячейка человеческого коллектива, в определенной степени оформленного;

3) орган государства является организацией поли­тической;

4) он осуществляет от имени государства его зада­чи и функции;

5) обладает государственно-властными полно­мочиями;

6) имеет определенную компетенцию, структуру и территориальный масштаб деятельности;

7) образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности;

8) несет ответственность перед государством за свою деятельность. Понятие органа государственного управления (исполнительной власти) в основном совпадает с понятием органа государства, но это совпадение не является полным. Понятие органа государства является более широким.

Каждый орган государственного управления (исполнительной власти), как и любой орган государства, имеет свою компетенцию, организационную структуру, территориальный масштаб деятельности.

В то же время органы государственного управления (исполнительной власти) обладают и специфически­ми признаками, отличающими их от иных видов государственных органов. Эти признаки определяются своеобразием стоящих перед органами исполнитель­ной власти задач и методов их осуществления, особым характером их государственной деятельности, а именно:

1) они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность государственное управление;

2) представляют собой субъектов исполнительной власти и в то же время специальный субъект государ­ственного управления. Их обычно именуют исполнительно-распорядительными органами. В этом смысле данные органы олицетворяют собой исполнительный аппарат государства.

В Конституции Республики Беларусь термин «исполнительно-распорядительные органы» употребляются применительно к местным органам государственного управления (ст.ст. 117, 119, 120, 122). Но следует отметить, что эта деятельность однотипна, идет ли речь о Совете Министров, министерствах, ведом­ствах, исполкомах.

Необходимо также уяснить, что орган исполнительной власти всегда орган государственного управления, в то же время не всякий орган государственного управления является органом исполнительной власти. Эта власть имеет разветвленный механизм, в т. ч. управленческие органы, действующие лишь в качестве звеньев этого механизма иного (второго) порядка, чем органы исполнительной власти. Так, администрация государственного объединения, предприятия, учреждения, выполняя управленческие функции, является органом внутреннего управления, или, как еще ее называют, внутреннего самоуправления, и к органам исполнительной власти не относится:

1) они осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормотворческого, оперативно-ис­полнительного (юрисдикционного) характера;

2) деятельность органов государственного управления в пределах предоставленных государственно-властных полномочий направлена на осуществление общего, непосредственного, повседневного оперативного руководства объектами хозяйственного, соци­ально-культурного и административно-политического строительства.

Правовое положение органов управления находит свое конкретное выражение в их компетенции. В ней закрепляются цели, задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности этих орга­нов, т. е. их административная правоспособность и дееспособность.

Компетенция органов государственного управления закрепляется в Конституции Республики Беларусь, законах, декретах и указах Президента Республики Бе­ларусь, положениях о конкретных ведомствах. I

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.