Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды государственных служащих. Обязательность для всех граждан и должностных лиц исполнения законных требований и поддержания правомерных действий служащих государственного аппарата;




Обязательность для всех граждан и должностных лиц исполнения законных требований и поддержания правомерных действий служащих государственного аппарата;

Основные принципы государственной службы

Понятие и виды государственной службы

Преподаватель А.Т. Левченя

 

 

Тема 6

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

6.1. Понятие и виды государственной службы.

6.2. Основные принципы государственной службы.

6.3. Виды государственных служащих.

6.4. Основы правового положения государственного служащего.

6.5. Прохождение государственной службы.

 

 

 

Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства является служба. Это понятие понимается по-разному: как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность и т. д. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей.

Особым видом службы является государственная служба, которая органически связана с ролью государства в жизни общества, с его задачами и функциями, формами деятельности. Государственная служба, если рассматривать ее с точки зрения места, которое она занимает в государственной организации, начинается там, где устанавливается должность. Она неотрывна от организации государственного аппарата, установле­ние должностей завершает ее. Государственно-служебная должность — эта часть организационной структуры государственного органа (организации), обособлен­ная и закрепленная в официальных документах (шта­тах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции государственного орга­на (организации), предоставляемой лицу — государственному служащему в целях ее практического осу­ществления.

Государственная служба трактуется в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предпри­ятиях, в учреждениях, иных организациях. В узком смысле под государственной службой понимается выполнение работниками служебных обязанностей в государственных органах.

Государственная служба представляет собой вид трудовой деятельности, осуществляемой на - профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства. Государственная служба опосредствуется правом. Как правовой институт под государственной службой следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые складываются в про­цессе организации государственной службы и выполнения государственными служащими возложенных на них задач. Общественные отношения, регулируемые данным правовым институтом, исключительно велики по своему объему и разнообразны по содержанию, что обусловлено ролью государства, широтой его функций.

При характеристике их целесообразно разделить на две группы:

1) отношения, складывающиеся в ходе организа­ции государственной службы;

2) отношения, складывающиеся в процессе прак­тического осуществления государственной службы.

Институт государственной службы относится к числу сложных правовых институтов. Он объединяет, хотя и на основе однородности регулируемых отношений, нормы различных отраслей права. Преобладающее число норм, регламентирующих государственную службу, входит в административное право — нормы, регламентирующие организацию государственной службы и ее осуществление. Следовательно, эта часть административно-правовых норм является и институтом административного права. Значительная часть правовых норм этого института относится к трудовому праву — нормы, которые регулируют общие для рабочих и служащих вопросы трудовой деятельности, например, общие правила дисциплинарной ответст­венности рабочих и служащих.

Часть норм, входящих в институт государственной службы, относится к финансовому праву — нормы, регулирующие должностные оклады государственным служащим, начисление и взимание налогов и т. д. Таким образом, институт государственной службы тесно связан со многими другими правовыми институтами отраслей права. Связь эта, в конечном счете, обусловлена тем, что государственная служба как го­сударственно-правовой и организационно-правовой институт охватывает отношения, складывающиеся во всех сферах государственной деятельности.

Государственная служба делится на виды. Это деление обусловлено принципом разделения властей, особенностями сфер и областей государственной деятельности. В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах представительной, исполнительной и судебной ветвей власти. Согласно Конституции Республики Беларусь следует выделить государственную службу в контрольно-над­зорных органах — в Конституционном Суде Республики Беларусь, Прокуратуре, Комитете государственного контроля Республики Беларусь.

Государственная служба организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. В широком смысле к государственной относится служба в различных специализированных отраслях и сферах — военная служба, служба в органах внутренних дел, таможенных, налоговых органах, органах финансо­вых расследований и др.

 

 

 

Под принципами государственной службы понимают требования, которые: во-первых, являются обязательными для всех лиц и организаций, в той или иной степени имеющих отношение к государственной службе; во-вторых, распространяются на все виды государственной службы и являются всеобщими в рам­ках государственной службы; в-третьих, данные требования охватывают все организационные, правовые и другие стороны, из которых складывается содержание государственной службы, установление должности, подбор работников в соответствии с принципами государ­ственной службы и т. д., включая увольнение со службы.

Основными принципами государственной службы являются:

1) законность. Этот принцип является универсальным, не имеющим для кого-либо исключений. Орга­ны государственной власти, должностные лица обяза­ны соблюдать Конституцию Республики Беларусь, те­кущие законы и подзаконные нормативные акты.

Должностные лица могут наделяться государственно-властными полномочиями только в пределах органа государства, в котором они работают и занимают должности;

2) подконтрольность и подотчетность служащих государственного аппарата. Данный принцип еще не обеспечен надежным механизмом его реализации. Не решены вопросы, кому именно они подотчетны и подконтрольны и в какой форме, какие меры могут быть приняты по результатам контроля и отчетов. В известной степени данный принцип произведен от выборности органов и должностных лиц, которые в современных условиях, как правило, образуются и назначаются;

3) реальный доступ к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей. Из этого правила есть ряд исключений, которые не искажают, а, наоборот, подтверждают его ценность. Общие ограничения связаны с возрастом поступления на службу, ограничениями совместной службы родственников в определенных случаях, применением такого уголовного наказания, как лишение права занимать должности.

Специальные ограничения обусловлены спецификой конкретных должностей. В их числе установление более высокого возраста для занятия должности, предельного возраста и срока пребывания на ней, требование определенного стажа работы, образования, здо­ровья. Так, согласно Положению о прохождении службы личным составом органов внутренних дел Республики Беларусь, утвержденному постановлением Со­вета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 1994 г. № 113, на службу в органы внутренних дел принимаются на добровольной основе граждане Республики Беларусь старше 18 лет, способные по своим личным, моральным и деловым качествам, состоя­нию здоровья, уровню образования выполнять возложенные на органы внутренних дел задачи.

5) ответственность государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих долж­ностных обязанностей. Эта ответственность, должна занимать особое место среди мер, направленных на со­вершенствование системы исполнительной власти. Опыт показывает, что главная причина сбоев в этой системе не столько в недостатках в правовом регулировании, сколько в безответственности, влекущей за собой нарушение норм действующего права.

В связи с этим возникает необходимость в правовой защите общества через принятие соответствующих законов, определяющих поведение всех государственных служащего, особенно руководящих должностных лиц, а также эффективного государственного контроля и надзора за их исполнением;

6) правовая, социальная, экономическая защищенность государственных служащих. Государственным служащим планируется денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение и т. д. Государственным служащим на отдельных видах государственной службы могут предоставляться льготы по налогообло­жению, оплате транспорта, жилья и т.д.;

7) стабильность государственной службы. Положение государственного служащего не должно зависеть от политической конъюнктуры, конкретной личности политического руководителя, необоснованных организационных импровизаций.

 

 

К государственным служащим относятся граждане, работающие в государственных организациях, занимающие в них должность в установленном законодательством порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие от имени и по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций, с определен­ной оплатой труда.

Комплекс обязанностей, соответствующих им прав и пределы личной ответственности государственного служащего, которые устанавливаются по занимаемой должности, определяет содержание государственно-служебных отношений, складывающихся, во-первых, между ним и государством (в лице соответствующего органа) в связи с замещением должности, и, во-вто­рых, между ним и другими субъектами государствен­но-служебных отношений в процессе осуществления им своей служебной деятельности.

В основе отграничения государственных служащих от других участников трудового процесса (рабочих, колхозников лежат два критерия: а) отношение к созданию материальных ценностей; б) правовые послед­ствия трудовой деятельности людей.

Рабочие и колхозники заняты в сфере материального производства. Их труд создает материальные блага.

Государственные служащие непосредственно материальных ценностей не создают, они осуществляют функции по руководству, управлению, контролю, надзору, учету и т. д. Они либо создают духовные ценности, либо реализуют функции государственных органов.

Государственный служащий осуществляет предоставленные ему права и возложенные на него обязанности в определенных пределах, установленных по должности. Действия государственных служащих мо­гут порождать и порождают юридические последствия либо создают условия, необходимые для возникновения этих последствий.

Правовое положение государственного служащего все­цело определяется природой государства, принципами и условиями жизни общества. Потому следует различать понятия государственного служащего в широком смысле и государственного служащего в узком смысле.

В широком смысле государственным служащим является лицо, занимающее в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственной организации: органе государственной власти, на предприятии, в учреждении, иной организации.

В узком смысле под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном аппарате.

В зависимости от особенностей в правовом статусе государственные служащие могут быть подразделены на различные виды. Прежде всего выделяются служащие:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.