КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды государственных служащих. Обязательность для всех граждан и должностных лиц исполнения законных требований и поддержания правомерных действий служащих государственного аппарата;
Обязательность для всех граждан и должностных лиц исполнения законных требований и поддержания правомерных действий служащих государственного аппарата; Основные принципы государственной службы Понятие и виды государственной службы Преподаватель А.Т. Левченя
Тема 6 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
6.1. Понятие и виды государственной службы. 6.2. Основные принципы государственной службы. 6.3. Виды государственных служащих. 6.4. Основы правового положения государственного служащего. 6.5. Прохождение государственной службы.
Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства является служба. Это понятие понимается по-разному: как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальных органов государства, как духовная деятельность и т. д. Служба состоит в управлении, осуществлении государственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей. Особым видом службы является государственная служба, которая органически связана с ролью государства в жизни общества, с его задачами и функциями, формами деятельности. Государственная служба, если рассматривать ее с точки зрения места, которое она занимает в государственной организации, начинается там, где устанавливается должность. Она неотрывна от организации государственного аппарата, установление должностей завершает ее. Государственно-служебная должность — эта часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции государственного органа (организации), предоставляемой лицу — государственному служащему в целях ее практического осуществления. Государственная служба трактуется в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях. В узком смысле под государственной службой понимается выполнение работниками служебных обязанностей в государственных органах. Государственная служба представляет собой вид трудовой деятельности, осуществляемой на - профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства. Государственная служба опосредствуется правом. Как правовой институт под государственной службой следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе организации государственной службы и выполнения государственными служащими возложенных на них задач. Общественные отношения, регулируемые данным правовым институтом, исключительно велики по своему объему и разнообразны по содержанию, что обусловлено ролью государства, широтой его функций. При характеристике их целесообразно разделить на две группы: 1) отношения, складывающиеся в ходе организации государственной службы; 2) отношения, складывающиеся в процессе практического осуществления государственной службы. Институт государственной службы относится к числу сложных правовых институтов. Он объединяет, хотя и на основе однородности регулируемых отношений, нормы различных отраслей права. Преобладающее число норм, регламентирующих государственную службу, входит в административное право — нормы, регламентирующие организацию государственной службы и ее осуществление. Следовательно, эта часть административно-правовых норм является и институтом административного права. Значительная часть правовых норм этого института относится к трудовому праву — нормы, которые регулируют общие для рабочих и служащих вопросы трудовой деятельности, например, общие правила дисциплинарной ответственности рабочих и служащих. Часть норм, входящих в институт государственной службы, относится к финансовому праву — нормы, регулирующие должностные оклады государственным служащим, начисление и взимание налогов и т. д. Таким образом, институт государственной службы тесно связан со многими другими правовыми институтами отраслей права. Связь эта, в конечном счете, обусловлена тем, что государственная служба как государственно-правовой и организационно-правовой институт охватывает отношения, складывающиеся во всех сферах государственной деятельности. Государственная служба делится на виды. Это деление обусловлено принципом разделения властей, особенностями сфер и областей государственной деятельности. В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах представительной, исполнительной и судебной ветвей власти. Согласно Конституции Республики Беларусь следует выделить государственную службу в контрольно-надзорных органах — в Конституционном Суде Республики Беларусь, Прокуратуре, Комитете государственного контроля Республики Беларусь. Государственная служба организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. В широком смысле к государственной относится служба в различных специализированных отраслях и сферах — военная служба, служба в органах внутренних дел, таможенных, налоговых органах, органах финансовых расследований и др.
Под принципами государственной службы понимают требования, которые: во-первых, являются обязательными для всех лиц и организаций, в той или иной степени имеющих отношение к государственной службе; во-вторых, распространяются на все виды государственной службы и являются всеобщими в рамках государственной службы; в-третьих, данные требования охватывают все организационные, правовые и другие стороны, из которых складывается содержание государственной службы, установление должности, подбор работников в соответствии с принципами государственной службы и т. д., включая увольнение со службы. Основными принципами государственной службы являются: 1) законность. Этот принцип является универсальным, не имеющим для кого-либо исключений. Органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь, текущие законы и подзаконные нормативные акты. Должностные лица могут наделяться государственно-властными полномочиями только в пределах органа государства, в котором они работают и занимают должности; 2) подконтрольность и подотчетность служащих государственного аппарата. Данный принцип еще не обеспечен надежным механизмом его реализации. Не решены вопросы, кому именно они подотчетны и подконтрольны и в какой форме, какие меры могут быть приняты по результатам контроля и отчетов. В известной степени данный принцип произведен от выборности органов и должностных лиц, которые в современных условиях, как правило, образуются и назначаются; 3) реальный доступ к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей. Из этого правила есть ряд исключений, которые не искажают, а, наоборот, подтверждают его ценность. Общие ограничения связаны с возрастом поступления на службу, ограничениями совместной службы родственников в определенных случаях, применением такого уголовного наказания, как лишение права занимать должности. Специальные ограничения обусловлены спецификой конкретных должностей. В их числе установление более высокого возраста для занятия должности, предельного возраста и срока пребывания на ней, требование определенного стажа работы, образования, здоровья. Так, согласно Положению о прохождении службы личным составом органов внутренних дел Республики Беларусь, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 1994 г. № 113, на службу в органы внутренних дел принимаются на добровольной основе граждане Республики Беларусь старше 18 лет, способные по своим личным, моральным и деловым качествам, состоянию здоровья, уровню образования выполнять возложенные на органы внутренних дел задачи. 5) ответственность государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Эта ответственность, должна занимать особое место среди мер, направленных на совершенствование системы исполнительной власти. Опыт показывает, что главная причина сбоев в этой системе не столько в недостатках в правовом регулировании, сколько в безответственности, влекущей за собой нарушение норм действующего права. В связи с этим возникает необходимость в правовой защите общества через принятие соответствующих законов, определяющих поведение всех государственных служащего, особенно руководящих должностных лиц, а также эффективного государственного контроля и надзора за их исполнением; 6) правовая, социальная, экономическая защищенность государственных служащих. Государственным служащим планируется денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение и т. д. Государственным служащим на отдельных видах государственной службы могут предоставляться льготы по налогообложению, оплате транспорта, жилья и т.д.; 7) стабильность государственной службы. Положение государственного служащего не должно зависеть от политической конъюнктуры, конкретной личности политического руководителя, необоснованных организационных импровизаций.
К государственным служащим относятся граждане, работающие в государственных организациях, занимающие в них должность в установленном законодательством порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие от имени и по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций, с определенной оплатой труда. Комплекс обязанностей, соответствующих им прав и пределы личной ответственности государственного служащего, которые устанавливаются по занимаемой должности, определяет содержание государственно-служебных отношений, складывающихся, во-первых, между ним и государством (в лице соответствующего органа) в связи с замещением должности, и, во-вторых, между ним и другими субъектами государственно-служебных отношений в процессе осуществления им своей служебной деятельности. В основе отграничения государственных служащих от других участников трудового процесса (рабочих, колхозников лежат два критерия: а) отношение к созданию материальных ценностей; б) правовые последствия трудовой деятельности людей. Рабочие и колхозники заняты в сфере материального производства. Их труд создает материальные блага. Государственные служащие непосредственно материальных ценностей не создают, они осуществляют функции по руководству, управлению, контролю, надзору, учету и т. д. Они либо создают духовные ценности, либо реализуют функции государственных органов. Государственный служащий осуществляет предоставленные ему права и возложенные на него обязанности в определенных пределах, установленных по должности. Действия государственных служащих могут порождать и порождают юридические последствия либо создают условия, необходимые для возникновения этих последствий. Правовое положение государственного служащего всецело определяется природой государства, принципами и условиями жизни общества. Потому следует различать понятия государственного служащего в широком смысле и государственного служащего в узком смысле. В широком смысле государственным служащим является лицо, занимающее в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственной организации: органе государственной власти, на предприятии, в учреждении, иной организации. В узком смысле под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном аппарате. В зависимости от особенностей в правовом статусе государственные служащие могут быть подразделены на различные виды. Прежде всего выделяются служащие:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |